2022-2023_ab44_03_05 ДОиНО 811 гр__plx_Информатизация обучения в начальной школе c элементами робототехники_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Информатизация обучения в начальной школе c элементами робототехники
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
 
экзамен 3 зачет 2
Виды контроля  в семестрах:
экзамензачет
36
самостоятельная работа
50
аудиторные занятия
94
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
3 (2.1)
Итого
Недель
20 2/6
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
20
20
18
18
38
38
Лабораторные
20
20
36
36
56
56
Итого ауд.
40
40
54
54
94
94
Кoнтактная рабoта
40
40
54
54
94
94
Сам. работа
32
32
18
18
50
50
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
108
108
180
180
 
 
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доц., Герасимова О.Ю. _________________
 
 
Информатизация обучения в начальной школе c элементами робототехники
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова Ольга Юрьевна

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения  дисциплины "Информатизация обучения в начальной школе c элементами робототехники" является овладение основными средствами информатизации образовательных процессов.
1.2
Задачи освоения  дисциплины:
1.3
формирование основных теоретических знаний об информационных технологиях, применяемых в процессе обучения; 
1.4
углубление их представлений о роли и месте компьютерной грамотности в изучении окружающего мира; 
1.5
освоение умений и навыков применения информационных технологий в процессе реализации образовательных программ.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для изучения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, сформированные в ходе обучения на предыдущем уровне образования и практический опыт, приобретенный при выполнении практических заданий с использованием современных информационных технологий, базирующийся на применении программного, информационного и коммуникационного обеспечения.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методики и технологии обучения в области начального образования
2.2.2
Современные педагогические технологии дошкольного образования
2.2.3
Технологии начального математического образования
2.2.4
Технологии начального языкового образования
2.2.5
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования
2.2.6
Теория и технологии математического развития детей
2.2.7
Теория и технологии экологического развития детей
2.2.8
Теория начального литературного образования
2.2.9
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.10
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
2.2.11
Методика обучения татарскому языку
2.2.12
Основы логопедической работы в ДОО
2.2.13
Планирование социально-коммуникативного и речевого развития детей
2.2.14
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.2.15
Технологии начального литературного  образования
2.2.16
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.2.17
Курсовая работа по начальному образованию
2.2.18
Организация деятельности  младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
2.2.19
Организация дошкольного образования
2.2.20
Производственная педагогическая практика
2.2.21
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.2.22
Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения в начальной школе
2.2.23
Теория и технологии литературного развития детей
2.2.24
Курсовая работа по дошкольному образованию
2.2.25
Организация музыкальной деятельности детей
2.2.26
Основы профориентологии (с диагностическим практикумом)
2.2.27
Теория и технологии музыкального развития детей
2.2.28
Теория и технологии образования в предметной области "музыка"
2.2.29
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.30
Практикум по детскому экспериментированию
2.2.31
Производственная преддипломная практика
2.2.32
Современные программы по экологическому образованию в ДОО
2.2.33
Организация социально-коммуникативного и речевого развития детей
2.2.34
Организация семейных праздников и досуга детей
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
2.2.35
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.2.36
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.37
Организация музыкально-развивающих игр в ДОО
2.2.38
Организация театрально-игровой деятельности дошкольников
2.2.39
Игровые технологии в дошкольном образовании
2.2.40
Практикум по организации исследовательской деятельности
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-3:      способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве
 
Знать:
 
основные естественнонаучные  и математические понятия и законы,  необходимые  для ориентирования в современном информационном пространстве
 
знает источники информации с заданными характеристиками:  электронные ресурсы, каталоги, библиотеки, поисковые системы Интернета 
 
основные средства поиска и отбора естественнонаучных и математических знаний, необходимых  для ориентирования в современном информационном пространстве.
 
 
Уметь:
 
находить, выделять и характеризовать основные этапы развития естественнонаучных и математических знаний.  
 
устанавливать междисциплинарные  связи для ориентирования в современном информационном пространств
 
делать выводы о естественнонаучных объектах, процессах и явлениях на основе сравнительного анализа информации  
 
 
Владеть:
 
основными методами естественнонаучного познания для решения задач профессиональной деятельности в современном информационном пространстве;
 
навыками представления естественнонаучной и математической информации,  необходимой  для ориентирования в современном информационном пространстве
 
современными информационными технологиями,  естественнонаучными и математическими знаниями  для ориентирования в современном информационном пространстве
 
 
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
основы реализации образовательной программы по учебному предметув соответствии с ФГОС
 
требования и критерии разработки образовательной программы по учебному предмету в соответствии с ФГОС
 
основы проектирования разных видов образовательных программ по учебному предмету в соответствии с ФГОС
 
 
Уметь:
 
реализовывать образовательную программу  в соответствии с требованиями ФГОС
 
разрабатывать и реализовывать образовательную программу по учебному предмету в соответствии с ФГОС
 
разрабатывать и реализовывать разные виды образовательных программ по учебному предмету  в соответствии с ФГОС
 
 
Владеть:
 
навыками составления образовательной программы на основе методических разработок в соответствии с требованиями ФГОС 
 
навыками разработки и реализации образовательной программы по учебному предмету в соответствии с ФГОС с учетом специфики образовательного учреждения 
 
навыками проектирования и реализации образовательных программ разного вида по учебному предмету  в соответствии с ФГОС
 
 
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
современные методы и технологии обучения и диагностики
 
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
Уметь:
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей
 
 
Владеть:
 
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке
 
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся
 
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные понятия информационных технологий и информатизации образования ;
3.1.2
требования и принципы информатизации образовательного процесса;
3.1.3
теоретические основы информационных технологий;
3.1.4
технические и программные срества нформатизации образовательного процесса.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать и проектировать информационные образовательные ресурсы;
3.2.2
применять современные информационные технологии в образовательном процессе;
3.2.3
строить учебный процесс на взаимосвязи информационных технологий и предметных знаний.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
поиска, анализа и хранения информации, в том числе относящуюся к новым областям знаний, непосредственно не связанным со сферой профессиональной деятельности;
3.3.2
применения основных методов, способов и средств информационных технологий;
3.3.3
разработки учебно - методических средств, основывающихся на информационных технологиях.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Информационные технологии в образовательном процессе

 
1.1
Информатизация образовательного процесса.Компьютерная граммотность. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-3 ПК-1 ПК-2
2
0
 
1.2
Компьютернаые тренажеры /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-3 ПК-1 ПК-2
2
0
 
1.3
Эссе "Ребенок будущего. Школа будущего. Модернизация образования. Информатиризация школ." /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-3 ПК-1 ПК-2
2
0
 
1.4
Геймификация образовательного процесса /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-3 ПК-1 ПК-2
2
0
 
1.5
Создание интерактивной игры средствами программы powerpoint /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-3 ПК-1 ПК-2
2
0
 
1.6
Рейтинг образовательных ресурсов сети Интернет /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-3 ПК-1 ПК-2
2
0
 
1.7
Образовательные информационные технологии на уроке /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-3 ПК-1 ПК-2
2
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
1.8
Разработка интерактивного занятия с применением гаджетов и интерактивной доски /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-3 ПК-1 ПК-2
2
0
 
1.9
Эссе "Гаджеты на занятиях:плюсы и минусы" /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-3 ПК-1 ПК-2
2
0
 
 
Раздел 2. Компьютерная граммотность

 
2.1
Steam технологии.Применение робототехнических наборов в обучении. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-3 ПК-1 ПК-2
2
0
 
2.2
Знакомство с робототехническим набором Lego WeDo. Первые шаги. /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-3 ПК-1 ПК-2
2
0
 
2.3
Проект "Схема робототехнических наборов для детей" /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-3 ПК-1 ПК-2
2
0
 
2.4
Программирование как способ развития алгоритмических способностей /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-3 ПК-1 ПК-2
2
0
 
2.5
Блочное программирование. /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-3 ПК-1 ПК-2
2
0
 
2.6
Проект "Разработка интерактивных заданий для изучения  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-3 ПК-1 ПК-2
2
0
 
2.7
Движение роботов.Передачи. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-3 ПК-1 ПК-2
2
0
 
2.8
Изучение среды программирования  /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-3 ПК-1 ПК-2
2
0
 
2.9
Case-задачи. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-3 ПК-1 ПК-2
2
0
 
2.10
Датчики и моторы /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-3 ПК-1 ПК-2
2
0
 
2.11
Проектирование и программирование роботов /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-3 ПК-1 ПК-2
2
0
 
2.12
Датчики в окружающей среде /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-3 ПК-1 ПК-2
2
0
 
2.13
Проектная деятельность при изучении робототехники /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-3 ПК-1 ПК-2
2
0
 
2.14
Разработка проектов занятий с применением робототехнических конструкторов /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-3 ПК-1 ПК-2
2
0
 
2.15
Case-задачи. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-3 ПК-1 ПК-2
2
0
 
 
Раздел 3. Робототехника

 
3.1
Lego Mindstorms.Обзор образовательного конструктора /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-3 ПК-1 ПК-2
3
0
 
3.2
Конструирование простейшей модели робота по инструкции. /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-3 ПК-1 ПК-2
3
0
 
3.3
Обзор графических языков программирования /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-3 ПК-1 ПК-2
3
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
3.4
Среда программирования Lego Mindstorms /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-3 ПК-1 ПК-2
3
0
 
3.5
Конструирование и программирование мобильного робота /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОК-3 ПК-1 ПК-2
3
0
 
3.6
Классификация роботов. Схема. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-3 ПК-1 ПК-2
3
0
 
3.7
Передаточное отношение /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-3 ПК-1 ПК-2
3
0
 
3.8
Алгоритмизация движения /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОК-3 ПК-1 ПК-2
3
0
 
3.9
Эссе "Робототехника и природа" /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-3 ПК-1 ПК-2
3
0
 
3.10
Датчики. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-3 ПК-1 ПК-2
3
0
 
3.11
Решение прикладных задач с использованием датчиков /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОК-3 ПК-1 ПК-2
3
0
 
3.12
Применение робототехники в современном производстве /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОК-3 ПК-1 ПК-2
3
0
 
3.13
Робототехнические соревнования /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-3 ПК-1 ПК-2
3
0
 
3.14
Соревнования роботов по категориям /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОК-3 ПК-1 ПК-2
3
0
 
3.15
Рабочая программа эллективного курса по робототехнике /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-3 ПК-1 ПК-2
3
0
 
3.16
/Экзамен/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

36
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачёту:

ВАРИАНТ № 1.

Девочка  гуляет по городу и комментирует увиденное.

Спрайт перемещается (идет) вдоль экрана слева направо, а как только доходит до конца экрана, то сразу появляется на новом фоне в начале экрана.

В начальной точке стоит несколько секунд, в это время появляется облако комментария (информация по фотографии).

ВАРИАНТ № 2.

Девочка просит угадать название города (составить из определённого количества букв).

На каждой сцене в разных местах размещены (спрятаны) буквы (спрайты латинских букв), если по спрайту будет произведён щелчок мышкой, то осуществляется переход на новую сцену.

В конце появляется сцена с названием города (пляшущие буквы).

ВАРИАНТ № 3.

Девочка организует экскурсию по городу (по карте экскурсовода).

Основной фон ‒ это карта горда с размещёнными в ключевых точках спрайтами. Спрайт Стрелка перемещается по карте с помощью клавиатуры. При касании Стрелкой ключевого спрайта, происходит переход на сцену, в которой рассказывается подробно о конкретном месте на карте города. Для возврата на карту необходимо щелкнуть мышкой по спрайту «Значок карты».

Вопросы к экзамену:

1.История возникновения и современные направления исследований в области роботехники.  

2.Машинный интеллект и робототехника.  

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
3.Моделирование биологических систем.

4.Конструкторы компании Lego

5.Поколения роботов.  

6.Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий.

7.Структура робота

8.Тело робота.

9.Задачи проектировщика и решателя

10.Датчики конструкторов LEGO на базе компьютера NXT, аппаратный и программный состав конструкторов LEGO на базе компьютера NXT , сервомотор NXT.

11.Изучение программного обеспечения, изучение среды программирования, управления.  

12.Разделы программы, уровни сложности.

13.Знакомство с RCX. Инфракрасный передатчик. Передача программы. Запуск программы.

14.Команды визуального языка программирования. Изучение Окна инструментов.

15.Изображение команд в программе и на схеме. Работа с пиктограммами, соединение команд.

16.Интеллектуальные мехатронные системы

17.Автоматизированное проектирование систем и средств управления

18.Моделирование и идентификация объектов управления

19.Компьютерное управление

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

1. Связь дисциплины «Методика обучение компьютерной грамотности» с другими

учебными дисциплинами.

2. Цели обучения информатике в начальной школе.

3. Общеобразовательное и общекультурное значение курса

4. Информатики.

5. Различные подходы к преподаванию информатики в

6. начальной школе

7. Основные направления и перспективы развития

8. Учебное планирование предмета в начальных классах.

9. Учебное планирование предмета в начальных классах. в ДОУ и начальных

классах.

10. Координирующая и направляющая роль воспитателя ДОУ и учителя в начальной

школе при освоении

11. компьютерной грамотности

12. Цели и задачи обучения компьютерной грамотности

13. Общеобразовательное и общекультурное значение курса информатики

14. Методика изучения отдельных тем

15. Организация обучения компьютерной грамотности в начальной школе

16. Учебные пособия и программное обеспечение курса как составные части единого

учебно-методического комплекса.

17. Информационные технологий, в том числе Интернет

18. Построение урока в начальной школе.

19. Виды и формы проведения урока.

20. Внеурочная работа по информатике в начальной школе.

21. Методика изучения отдельных тем

22. Блоки:«Алгоритмические модели»

23. Блоки «Модели объектов и классов»

24. Блоки «Построение моделей» »

25. Блоки: «Логические рассуждения и их описание»

26. Координирующая и направляющая роль воспитателя ДОУ и учителя в начальной

школе при освоении компьютерной грамотности.

 
5.3. Фонд оценочных средств
СМ. Фонд оценочных средств находится в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Глухов В.С., Галустов Р.А., Дикой А.А., Дикая И.В.
История и современность развития роботов : учебное пособие / В. С. Глухов, Р. А. Галустов, А. А. Дикой, И. В. Дикая. — Электрон. текстовые данные. — Армавир : Армавирский государственный педагогический университет, 2019. — 231 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/82445.htm
Армавир : Армавирский государственный педагогический университет, 2019
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Глухов В.С., Дикой А.А., Галустов Р.А., Дикая И.В.
Основы робототехники :  Учебное пособие / В. С. Глухов, А. А. Дикой, Р. А. Галустов, И. В. Дикая. — Электрон. текстовые данные. — Армавир : Армавирский государственный педагогический университет, 2019. — 308 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/82448.html
Армавир : Армавирский государственный педагогический университет, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. 
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ).
 
Э4
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ
 
Э5
Ресурсы East View (ИВИС)
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.4
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-315  Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-205 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог  работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к лабораторным занятиям.

В результате проведения лабораторных работ, студенты приобретают определенную систему знаний, умений и навыков работы с ИКТ и стандартной системой программного  обеспечения, необходимого для решения методических проблем обучения.

Студенты  готовят к защите индивидуальные и групповые проекты. При этом у студентов формируются  не только коммуникативные качества личности, но и  активная мотивация работы с ИКТ.

Инновационность использования методических материалов  лабораторных занятий обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности студентов в области применения ИКТ в своей практической деятельности.  

Важнейшим компонентом обучения является не только приобретение студентами системы теоретических знаний. Большое значение при освоении программы модуля играет приобретение конкретных практических умений, вероятно, переходящих в  устойчивые навыки. Необходимо учитывать степень индивидуальной сформированности умений, и  изменения динамики компетенций на уровне представлений, умений и операционных навыков,  учитывать  степень обученности конкретным приемам  работы с  ИКТ при оценке знаний студентов данной предметной области знаний.

Нормы и методика оценки результатов лабораторной работы могут быть детально разработаны  в процессе внедрения  и апробации модуля.

Лабораторные  занятия призваны  сформировать  базовый уровень практических умений и навыков у студентов, необходимый им в дальнейшей профессиональной деятельности.

Особенности выполнения лабораторных работ заключаются в том, что преподаватель работает со всей группой фронтально, консультируя как всю группу, так и отдельно взятого студента.

В течение всего времени студенты будут работать, как индивидуально, так  и  в группах, выполняя задания, готовить отчет, доклад и презентацию. Это способствует как развитию индивидуальных, так и коммуникативных  способностей. Для эффективности работы следует стимулировать студентов к постановке вопросов и их обсуждению.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx