2022-2023_zb44_03_02 ПО 2246_ 2146_ 2046_ 1946 гр__plx_Информационные и коммуникационные технологии_Психология образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Информационные и коммуникационные технологии
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
 
зачет 1
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., Доцент, Филатова З.М. _________________
 
 
Информационные и коммуникационные технологии
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)
 
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова Ольга Юрьевна

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - содействовать становлению профессиональной компетентности педагога через формирование целостного представления о роли информационных и психолого-педагогических технологий в профессиональной деятельности, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ознакомление обучающихся с современными технологиями работы с учебной информацией;
1.4
выработке умений эффективно использовать средства универсальных и специальных информационных технологий для управления своим временем, выстраивания и реализации траектории саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
1.5
овладение способами преобразования информации в формат, наиболее подходящий для восприятия с учетом физических ограничений
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, сформированные в процессе обучения на предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Гендерная психология и педагогика
2.2.2
История (история России, всеобщая история)
2.2.3
Педагогическая психология
2.2.4
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.2.5
Психология воспитания
2.2.6
Психология развития и возрастная психология
2.2.7
Коррекционная педагогика с основами специальной психологии
2.2.8
Методика воспитательной работы со школьниками
2.2.9
Производственная педагогическая  практика
2.2.10
Психодиагностика (с практикумом)
2.2.11
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей
2.2.12
Социально-педагогическое проектирование
2.2.13
Технологии работы с различными категориями детей
2.2.14
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.15
Философия
2.2.16
Диагностика и коррекция детско-родительских отношений
2.2.17
Курсовая работа по модулю психолого-педагогического сопровождения
2.2.18
Производственная педагогическая практика
2.2.19
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.20
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ
2.2.21
Самоопределение и профессиональная ориентация обучающихся
2.2.22
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.23
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.24
Производственная практика научно-исследовательская работа
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-9: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
 
ОПК-9.1: Знает принципы работы современных информационных технологий при решении задач профессиональной деятельности
 
ОПК-9.2: Умеет использовать принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности
 
 
стр. 4
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.3: Совместно с педагогом составляет проект основных и дополнительных образовательных программ, в том числе и индивидуальных образовательных маршрутов освоения образовательных программ с учетом образовательных запросов детей и их родителей
 
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.2: Демонстрирует современные технологии работы с информационными

базами данных и иными информационными системами для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями

 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
назначение, области применения и способы реализации баз данных и иных информационных систем для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
3.1.2
основные компоненты оценки эффективности использования времени и других ресурсов при решении поставленных целей и задач
3.1.3
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выбирать эффективные методические приемы, технические и информационные средства для работы с базами данных и иными информационными системами для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
3.2.2
проводить сравнительный анализ различных видов  ресурсов (личностных, ситуативных, временных и т.д.) и их пределы, необходимых для успешного выполнения порученной работы; осуществлять оценку эффективности использования времени и других ресурсов при решении поставленных целей и задач
3.2.3
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
современными технологиями работы с информационными базами данных и иными информационными системами для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
3.3.2
технологией оценивания эффективности использования времени и других ресурсов при решении поставленных задач, а также относительно полученного результата
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Раздел 1. Использование информационных и коммуникационных

технологий для построения открытой системы образования

 
1.1
Информатизация общества и образования. /Лек/
Л1.1 Л1.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-9.1 ОПК-9.2 ОПК-2.3 ОПК-6.2
1
0
 
1.2
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ОПК-9.1 ОПК-9.2 ОПК-2.3 ОПК-6.2
1
0
 
1.3
Информатизация информационно- методического обеспечения учебно- воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением в условиях ИОС  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ОПК-9.1 ОПК-9.2 ОПК-2.3 ОПК-6.2
1
0
 
стр. 5
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
1.4
Использование информационных и коммуникационных

технологий для построения открытой системы образования

/Ср/

Л1.1 Л1.2

8
ОПК-9.1 ОПК-9.2 ОПК-2.3 ОПК-6.2
1
0
 
 
Раздел 2. Информационные образовательные ресурсы учебного назначения

 
2.1
Цифровые образовательные ресурсы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-9.1 ОПК-9.2 ОПК-2.3 ОПК-6.2
1
0
 
2.2
Оценка качества цифровых образовательных ресурсов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-9.1 ОПК-9.2 ОПК-2.3 ОПК-6.2
1
0
 
2.3
Информационные образовательные ресурсы учебного назначения   /Ср/
Л1.1 Л1.2

8
ОПК-9.1 ОПК-9.2 ОПК-2.3 ОПК-6.2
1
0
 
 
Раздел 3. Возможности и перспективы использования ИКТ в психолого-педагогическом образовании

 
3.1
Единое информационное образовательное пространство /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-9.1 ОПК-9.2 ОПК-2.3 ОПК-6.2
1
0
 
3.2
Возможности ИКТ для развития познавательного интереса, критического мышления, интеллектуальных и творческих

способностей учащихся основной школы

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-9.1 ОПК-9.2 ОПК-2.3 ОПК-6.2
1
0
 
3.3
Интеграция ИКТ в процессе преподавания дисциплины /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-9.1 ОПК-9.2 ОПК-2.3 ОПК-6.2
1
0
 
3.4
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-9.1 ОПК-9.2 ОПК-2.3 ОПК-6.2
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1. Перечислите характерные признаки процесса информатизации общества.

2. Охарактеризуйте основные направления информатизации образования в России.

3. Охарактеризуйте основные этапы информатизации образования в России в историческом аспекте.

4. Каким образом использование средств ИКТ в образовательном процессе влияет на процессы информатизации общества?

5. На поддержку каких направлений информатизации образования была направлена ФЦП РЕОИС?

6. На поддержку каких направлений информатизации образования направлен проект НФПК ИСО?

7. Охарактеризуйте педагогические цели внедрения СНИТ в образовательный процесс.

8. Как изменяется информационное взаимодействие образовательного назначения при включении в процесс интерактивного средства обучения?

9. Выявите характер влияния информационно-образовательной среды на реализацию различных функций педагога.

10. Постройте схему, демонстрирующую взаимоотношение понятий: ИКТ-компетентность, Информационная культура, ИКТ-грамотность. Обоснуйте свою точку зрения.

11. Каково назначение документа «Концепция ЭОИ»?

12. Охарактеризуйте возможные направления внедрения ЭОИР в образовательный процесс.

13. Каким образом инновационные возможности ЭОИР способны оказывать влияние на эффективность обучения?

14. Охарактеризуйте возможности включения ЭОИ типа БЭНП, ЭСУН в учебный процесс по произвольной дисциплине.

15. Кратко охарактеризуйте основные этапы создания ЭОИ.

 
стр. 6
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
16. Изобразите схему системы требований, предъявляемых к ЭОИ. Охарактеризуйте назначение каждой группы требований.

17. На основании какой процедуры оценки качества выдаются рекомендации к использованию ЭОИ в образовательном процессе? Кратко опишите эту процедуру.

18. Можно ли при оценке качества ЭОИ ограничиться процедурой сертификации. Да, нет, почему?

19. В чём Вы видите причину необходимости реализации в учебном процессе подходов личностно-ориентированного обучения?

20. Перечислите основополагающие принципы личностно-ориентированного обучения.

21. Как изменяется основная парадигма образования в личностно-ориентированном обучении?

22. Каковы основные принципы обучения в сотрудничестве?

23. Какие варианты (разновидности) обучения в сотрудничестве существуют? Опишите один из них.

24. Предложите способы использования ЭОИР и средств ИКТ при организации обучения в сотрудничестве.

25. Какая из технологий личностно-ориентированного обучения направлена на формирование и развития навыков рефлексии собственной деятельности? В чём суть данной технологии?

26. Опишите способы использования средств ИКТ в реализации технологии «Портфель ученика».

27. Какие положения положены в основу метода проектов? Каковы основные цели этого метода?

28. Какие классификации проектов возможны? Опишите одну из них.

29. Как используются ЭОИР и средства ИКТ в организации обучения методом проектов?

30. Какие виды дифференцированного обучения существуют?

 
5.2. Темы письменных работ
Контрольная работа 1

Раздел 1. Национальная политика по использованию информационных и коммуникационных технологий в образовании

Вариант 1

1. На поддержку каких направлений информатизации образования была направлена ФЦП РЕОИС?

2. За счёт каких дидактических свойств СНИТ возможно значительное расширение сектора самостоятельной работы учащихся?

3. Выявите признаки информационно-коммуникационной предметной среды по изучаемой вами дисциплине

4. Постройте схему, демонстрирующую взаимоотношение понятий: ИКТ-компетентность, Информационная культура, ИКТ -грамотность.

5. Можно ли считать образовательным электронным изданием методическое пособие, распространяемое преподавателем в электронном виде? Ответ обоснуйте.

6. Охарактеризуйте возможные направления внедрения ЭОИР в образовательный процесс.

7. Перечислите основные этапы создания ЭОИ. Охарактеризуйте этап замысла.

8. Каким образом мультимедийные возможности ЭОИР способны оказывать влияние на эффективность обучения?

9. Перечислите основные группы системы требований, предъявляемых к ЭОИ.

10. Каково назначение группы эргономических требований к ЭОИ?

11. На основании какой процедуры оценки качества выдаются рекомендации к использованию

ЭОИ в образовательном процессе?

Вариант 2

1. Охарактеризуйте основные этапы информатизации образования в России в историческом аспекте.

2. На поддержку каких направлений информатизации образования направлен проект НФПК ИСО?

3. Выявите признаки информационно-образовательной среды на факультете котором вы учитесь

4. Каково назначение документа «Концепция ЭОИ»?

5. Постройте схему, демонстрирующую взаимоотношение понятий: ИКТ-компетентность, Информационная культура, ИКТ -грамотность.

6. Каким образом интерактивные возможности ЭОИР способны оказывать влияние на эффективность обучения?

7. Перечислите основные этапы создания ЭОИ. Охарактеризуйте этап сборки.

8. Перечислите основные группы системы требований, предъявляемых к ЭОИ.

9. Каково назначение группы психологических требований к ЭОИ?

10. Можно ли при оценке качества ЭОИ ограничиться процедурой сертификации. Да, нет, почему?

11. Как изменяется информационное взаимодействие образовательного назначения при включении в процесс интерактивного средства обучения?

Вариант 3

1. Перечислите характерные признаки процесса информатизации общества.

2. Каковы основные направления ФЦП РЕОИС?

3. Охарактеризуйте педагогические цели внедрения СНИТ в образовательный процесс.

4. Постройте схему, демонстрирующую взаимоотношение понятий: ИКТ-компетентность, Информационная культура, ИКТ -грамотность.

5. Как Вы понимаете высказывание: «Образовательное электронное издание не может быть редуцировано к бумажному варианту без потери дидактических свойств»?

6. Каким образом коммуникативные возможности ЭОИР способны оказывать влияние на эффективность обучения?

7. Перечислите основные этапы создания ЭОИ. Охарактеризуйте этап апробации.

8. Перечислите основные группы системы требований, предъявляемых к ЭОИ.

9. Каково назначение группы дидактических требований к ЭОИ?

10. Как проводится оценка качества ЭОИ. Опишите кратко.

11. Выявите характер влияния информационно-образовательной среды на реализацию различных функций педагога.

Контрольная работа № 2

 
стр. 7
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
Раздел 2. Цифровые образовательные ресурсы

1. Какие нормативные документы определяют систему требований к составу и структуре учебно-материальной базы, создающей условия внедрения ИКТ в образование?

2. Какие группы требований предъявляются к кабинету информатики и ВТ?

3. Какие требования предъявляются к комплекту учебно-вычислительной техники для школьного кабинета информатики и ВТ?

4. Перечислите основные санитарно-гигиенические требования к кабинету информатики и ВТ.

5. Оцените соответствие учебной компьютерной аудитории санитарным нормам и требованиям.

6. Какими документами регламентируются правила и порядок работы различных субъектов образовательного процесса в кабинете информатики и ВТ?

7. Каким образом санитарные правила и нормы работы в кабинете информатики и ВТ могут оказывать влияние на организацию учебного процесса?

Раздел 3. Возможности и перспективы использования ИКТ в психолог-педагогическом образовании

Контрольная работа № 3

Вариант 1

1. Как можно использовать ИКТ на различных этапах учебного процесса при наличии в кабинете одного компьютера, подключенного к принтеру?

2. Опишите свои действия при анализе возможностей использования вновь полученного ЭОИР.

3. Как влияет использование информатизированных рабочих мест на формирование личностного информационно- образовательного пространства учителя?

4. Предложите способы формирования личного информационно-образовательного пространства учащегося в процессе предметной подготовки.

5. Каким образом использование коммуникационных технологий способно оказать влияние на обновление организации учебного процесса?

6. Чем, на Ваш взгляд, была вызвана необходимость создания системы образовательных порталов в России?

7. Запишите название и адрес горизонтального образовательного портала России.

8. Приведите примеры организации учебно-информационной деятельности по продуцированию информации на основе распределённого образовательного ресурса.

9. Опишите требования к дизайну сайтов образовательного назначения.

10. В чём Вы видите преимущества ДО перед традиционными формами образования?

11. Какая из технологий ДО наиболее актуальна в настоящее время и почему?

12. Поясните следующие характерные особенности ДО: гибкость, дальнодействие, рентабельность.

Вариант 2

1. Как можно использовать ИКТ на различных этапах учебного процесса при наличии в кабинете одного компьютера, подключенного к проектору?

2. Каким образом использование систем автоматизации управления образовательным учреждением способно повлиять на повышение эффективности организации учебного процесса в ОУ?

3. В чём проявляются новые возможности профессиональной деятельности педагога в условиях информационно- коммуникационной образовательной среды на основе ИКТ?

4. Опишите возможности реализации учебно-информационной деятельности учащихся по предмету в условиях информационно-коммуникационной предметной среды в различных организационных моделях использования компьютера.

5. Опишите свои действия при анализе возможностей использования вновь полученного ЭОИР.

6. Каково назначение системы образовательных порталов России?

7. Перечислите основные функции горизонтального портала «Российское образование».

8. Опишите особенности и дидактическую ценность образовательных web-квестов.

9. Каковы основные требования, предъявляемые к содержанию сайта образовательного назначения?

10. В чём проявляются недостатки ДО?

11. Поясните следующие характерные особенности ДО: модульность, параллельность, социальность.

12. Почему TV-технология ДО не оправдала возлагавшихся на неё надежд?

Вариант 3

1. В чём проявляются новые возможности учебной деятельности учащегося в условиях информационно-коммуникационной образовательной среды на основе ИКТ?

2. Как можно использовать ИКТ на различных этапах учебного процесса при наличии в кабинете нескольких компьютеров (4-5 шт.)?

3. Каким образом информационно-образовательная среда способна повлиять на эффективность учебного процесса в школе? Опишите свои действия при анализе возможностей использования вновь полученного ЭОИР.

5. Охарактеризуйте потребности педагога в формировании личного информационнообразовательного пространства в процессе профессиональной деятельности.

6. В чём суть системы горизонтальных и вертикальных порталов? Продемонстрируйте на примере системы образовательных порталов России.

7. Перечислите основные функции горизонтального портала «Российский общеобразовательный портал».

8. Какие виды учебно-информационной деятельности могут быть реализованы на базе

распределённого образовательного ресурса?

9. Опишите технические требования к сайтам образовательного назначения.

10. От каких факторов зависит эффективность обучения на расстоянии?

11. Какая из моделей дистанционного образования (по виду учебного учреждения) на Ваш взгляд наиболее эффективна и почему?

12. Поясните следующие характерные особенности ДО: массовость, асинхронность, интернациональность.

 
стр. 8
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонды оценочных средств смотреть в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Черткова, Е. А.
Черткова, Е. А.  Компьютерные технологии обучения : учебник для вузов / Е. А. Черткова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 250 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07491-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]: Учебник
Москва : Издательство Юрайт, 2024
 
Л1.2
Власова, И. Н. 
Информационные технологии в образовании: лабораторный практикум : учебное пособие / И. Н. Власова, М. Л. Лурье, И. В. Мусихина, А. Н. Худякова. — Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015. — 100 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/70624.html 
Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Рыбальченко, М. В. 
Архитектура информационных систем : учебное пособие для вузов / М. В. Рыбальченко. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 91 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-01159-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437686
Москва : Издательство Юрайт, 2019.
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Библиотека учебной и научной литературы – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio
 
Э2
Единый портал интернет-тестирования – Режим доступа: http://www.i-exam.ru
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э5
Научная педагогическая электронная библиотека.  – URL: http://elib.gnpbu.ru.
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
ЛогоМиры 3.0. (Интегрированная творческая среда). Windows XP\Vista\7\8\10; MacOS 10.5–10.13 на класс:Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.5
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.6
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.7
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.8
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.9
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
стр. 9
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-205 Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-310 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-101 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лабораторным занятиям.

В результате проведения лабораторных работ, обучающиеся приобретают определенную систему знаний, умений и навыков работы с ИКТ и стандартной системой программного  обеспечения, необходимого для решения методических проблем обучения.

Обучающиеся готовят к защите индивидуальные и групповые проекты. При этом у обучающихся  формируются  не только коммуникативные качества личности, но и  активная мотивация работы с ИКТ.

Инновационность использования методических материалов  лабораторных занятий обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности обучающихся в области применения ИКТ в своей практической деятельности.  

Важнейшим компонентом обучения является не только приобретение обучающимися системы теоретических знаний. Большое значение при освоении программы модуля играет приобретение конкретных практических умений, вероятно, переходящих в  устойчивые навыки. Необходимо учитывать степень индивидуальной сформированности умений, и  изменения динамики компетенций на уровне представлений, умений и операционных навыков,  учитывать  степень обученности конкретным приемам  работы с  ИКТ при оценке знаний обучающихся данной предметной области знаний.

Нормы и методика оценки результатов лабораторной работы могут быть детально разработаны  в процессе внедрения  и апробации модуля.

Лабораторные  занятия призваны  сформировать  базовый уровень практических умений и навыков у обучающихся , необходимый им в дальнейшей профессиональной деятельности.

Особенности выполнения лабораторных работ заключаются в том, что преподаватель работает со всей группой фронтально, консультируя как всю группу, так и отдельно взятого обучающегося.

В течение всего времени будут работать, как индивидуально, так  и  в группах, выполняя задания, готовить отчет, доклад и презентацию. Это способствует как развитию индивидуальных, так и коммуникативных  способностей. Для эффективности работы следует стимулировать обучающихся  к постановке вопросов и их обсуждению.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма 

 
стр. 10
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.