2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Физическая культура и спорт_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Физическая культура и спорт
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
зачет 3
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
58
58
58
58
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н. ,  доцент, Ахметов А.М. _________________
 
 
Физическая культура и спорт
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумеров Р.А.

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является формирование компетенций по физической культуре, направленных на развитие личности студента и способности применения средств и методов физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности.
1.2
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
1.3
формирование навыков межличностного общения в коллективе, толерантного восприятия социальных, этнических и культурных различий;
1.4
формирование способности к поддержанию должного уровня физической подготовленности для полноценной деятельности;
1.5
формирование у студентов мотивационно - ценностного отношения к здоровью и занятиям физкультурно- спортивной деятельностью;
1.6
освоение системой знаний о социально – биологических, психологопедагогических основах физической культуры;
1.7
овладение системой методических умений, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование двигательных умений и психофизических качеств, необходимых в профессиональной деятельности;
1.8
приобретение опыта использования методико - практических знаний для самосовершенствования.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История
2.1.2
Практикум по переводу профессиональных текстов
2.1.3
Специальная психология
2.1.4
Теории обучения и воспитания
2.1.5
Ациклические виды спорта
2.1.6
Введение в логопедическую специальность
2.1.7
Иностранный язык
2.1.8
Коммуникативный практикум
2.1.9
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.10
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.11
Специальная педагогика
2.1.12
Циклические виды спорта
2.1.13
Введение в логопедическую специальность
2.1.14
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.15
Ациклические виды спорта
2.1.16
Коммуникативный практикум
2.1.17
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Самоменеджмент и профессиональное саморазвитие
2.2.2
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.3
Философия
2.2.4
Экономика
2.2.5
Производственная преддипломная практика
2.2.6
Самоменеджмент и профессиональное саморазвитие специалистов специального (дефектологического) образования
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-8: готов укреплять здоровье, поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
Знать:
 
содержание и направленность различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
 
способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
 
 
Уметь:
 
проводить самостоятельные занятия физическими упражнениями с общей развивающей, профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью
 
осуществлять самоконтроль за состоянием организма и использовать средства физической культуры для оптимизации собственной работоспособности;
 
выполнять индивидуально-подобные комплексы оздоровительной и адаптивной физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики.
 
 
Владеть:
 
способами определения дозировки физической нагрузки и направленности физических упражнений
 
приемами страховки и способами оказания первой помощи во время занятий физическими упражнениями
 
навыками основных методических приёмов и средств физической культуры и спорта;
 
 
 
ОПК-1: готов сознавать социальную значимость своей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности
 
Знать:
 
основы профессиональной педагогической деятельности
 
взаимосвязь педагогической деятельности в сфере физической культуры с другими гуманитарными и естественными науками
 
особенности физического воспитания различных категорий населения
 
 
Уметь:
 
определять необходимые взаимосвязи профессиональной педагогической деятельности со смежными научными дисциплинами
 
определять основные направления физического воспитания различных социально-демографических групп населения
 
вести разъяснительную работу по пропаганде здорового образа жизни
 
 
Владеть:
 
навыками проведения разъяснительной работы о значимости физического воспитания для различных категорий населения
 
навыками самовоспитания и самообразования
 
навыками совершенствования
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
сущность, значение и функции физической культуры в современном обществе;
3.1.2
влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, фенотип студента, профилактику вредных привычек;
3.1.3
простейшие способы контроля и оценки физического состояния, физического развития и физической подготовленности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
сущность, значение и функции физической культуры в современном обществе;
3.2.2
влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, фенотип студента, профилактику вредных привычек;
3.2.3
простейшие способы контроля и оценки физического состояния, физического развития и физической подготовленности.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
сущность, значение и функции физической культуры в современном обществе;
3.3.2
влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, фенотип студента, профилактику вредных привычек;
3.3.3
простейшие способы контроля и оценки физического состояния, физического развития и физической подготовленности.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Раздел 1. 

 
1.1
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОК-8 ОПК-1
3
0
 
1.2
Социально-биологические основы физической культуры.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

8
ОК-8 ОПК-1
3
0
 
1.3
Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОК-8 ОПК-1
3
0
 
1.4
Социально-биологические основы физической культуры. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ОК-8 ОПК-1
3
0
 
1.5
Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ОК-8 ОПК-1
3
0
 
1.6
Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ОК-8 ОПК-1
3
0
 
1.7
Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОК-8 ОПК-1
3
0
 
1.8
Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ОК-8 ОПК-1
3
0
 
1.9
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ОК-8 ОПК-1
3
0
 
1.10
/Зачёт/

4
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация:

Вопросы для зачета.

1.Основные законодательные акты, регламентирующие деятельность физической культуры и спорта и их эффективность.

2.Отражение вопросов физкультурно-спортивной деятельности в законодательных актах различных стран.

3.Правовые отношения в сфере физической культуры, спорта, туризма и предпринимательства.

4.Организация государственного управления в сфере спорта.

5.Правовое регулирование в сфере спорта

6.Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.

7.Современное состояние физической культуры. Закон о физической культуре и спорте. Компетентностная физическая культура.

8.Структура физической культуры личности. Значение мотивации в сфере физической культуры. Проблемы формирования мотивации студентов к занятиям физической культурой.

9.Социально-биологические основы физической культуры.

10.Психофизические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности.

11.Методические принципы и методы физического воспитания.

12.Физические качества и методики их развития.

13.История становления и развития Олимпийского движения.

14.Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья.

15.Основы общей и специальной физической подготовки в системе физического воспитания. Спортивная подготовка.

16.Спорт. Классификация видов спорта. Особенности занятий индивидуальным видом спорта или системой физических упражнений.

17.Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

18.Методические основы самостоятельных занятий физическими упражнениями.

 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
19.Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом.

20.Восстановительные процессы в физической культуре и спорте

21.Спортивные и подвижные игры.

22.Лечебная физическая культура при заболеваниях.

23.Адаптивная физическая культура и спорт инвалидов.

24.Значение физической культуры в улучшении здоровья.

25.Техника безопасности на занятиях по физической культуре.

26.Средства профилактики травматизма при выполнении физических упражнений.

27.Основы здорового образа жизни человека.

28.Влияние вредных привычек на здоровье студента.

29.Утомление в процессе занятий физическими упражнениями, виды утомления.

30.Средства восстановления функционального состояния организма в процессе занятий физическими упражнениями.

31.Самоконтроль за состоянием организма во время выполнения физических упражнений.

32.Самостоятельные занятия физическими упражнениями. Утренняя гимнастика.

33.Подвижные игры с элементами спортивных игр.

34.Подвижные игры с элементами легкой атлетике.

35.Прикладные упражнения, используемые на занятиях по физической культуре. Их значение и краткая характеристика.

36.Рациональная техника ходьбы, бега, отталкиваний и приземлений.

37.Физические качества человека.

38.Физические упражнения при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

39.Физические упражнения при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

40.Физические упражнения при заболеваниях дыхательной системы.

41.Физические упражнения при заболеваниях центральной нервной системы.

42.Физические упражнения при заболеваниях органов зрения.

43.Противопоказания к выполнению физических упражнений при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

44.Противопоказания к выполнению физических упражнений при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

45.Противопоказания к выполнению физических упражнений при заболеваниях центральной нервной системы.

46.Противопоказания к выполнению физических упражнений при заболеваниях органов зрения.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль:

Темы для реферата:

1.Предмет, цели, задачи и содержание физической культуры и спорта.

2.Основные понятия физической культуры и спорта.

3.История развития физической культуры и спорта от зарождения до наших дней.

4.Социально-биологические основы физической культуры и спорта.

5.Современное состояние Системы Управления в физкультурных вузах.

6.Становление и развития СУ в ФК и С.

7.Принципы стратификации СУ в ФК и С.

8.Идентификация и квантификация уровней решения задач управления в ФК и С

9.Критерии оценки эффективности решения задач СУ в ФК и С

10.Взаимосвязь и оценка взаимодействия целей и задач в СУ в ФК и С

11.Всероссийский физкультурно-оздоровительный комплекс «Готов к труду и обороне» как комплекс мер по повышению двигательной активности населения.

12.Развитие гибкости на занятиях по физической культуре

13.Развитие координации и ловкости у студентов очной формы обучения на занятиях по физической культуре

14.Физическая культура в жизни студента.

15.Общая физическая подготовка студентов при занятиях боксом, кикбоксингом, каратэ и смешанными единоборствами

16.Психологическая подготовка спортсменов при занятиях единоборствами

17.Спортивный клуб в ВУЗе.

18.Влияние физической нагрузки на нравственный облик студента на занятиях по физической культуре.

19.Влияние физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат студента на занятиях по физической культуре.

20.Общая физическая подготовка в системе физического воспитания.

21.Основные методики занятий физическими упражнениями.

22.Построение и структура учебно-тренировочного занятия.

23.Самоконтроль и самодиагностика при занятиях физической культурой и спортом.

24.Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.

25.Физиологическая характеристика циклических и ациклических упражнений.

26.Физическая культура в стране и обществе.

27.Формирование сборных команд студентов очной формы в игровых видах спорта на занятиях по физической культуре.

28.Организация ФВ и спортивной работы в ВУЗе.

29.ФК в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.

30.Использование средств физической культуры для повышения психоэмоционального состояния, повышения работоспособности.

31.Физическая культура как учебная дисциплина в ВУЗе.

32.Лечебная физкультура в ВУЗе.

33.Организация СУ кафедры ФК в ВУЗе и оценка эффективности еѐ работы.

34.Ключевые показатели эффективности при оценке эффективности работы кафедры физической культуры в ВУЗе.

 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
35.Развитие быстроты у студентов очной формы обучения на занятиях по физической культуре.

36.Современное состояние ФК и С.

37.Развитие массовой и оздоровительной физической культуры населения РФ.

38.Средства лечебной физической культуры.

39.Основные правила проведения утренней гигиенической гимнастики.

40.Формирование правильной осанки и профилактика нарушений осанки у студентов.

41.Тесты для определения функционального состояния организма занимающихся.

42.Комплекс лечебной гимнастики при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

43.Комплекс лечебной гимнастики при заболеваниях дыхательной системы.

44.Комплекс лечебной гимнастики при заболеваниях органов зрения.

45.Комплекс лечебной гимнастики при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

46.Комплекс лечебной гимнастики при заболеваниях центральной нервной системы.

47.Упражнения для сохранения и развития гибкости плечевых и тазобедренных суставов.

48.Основы техники бега на короткие дистанции.

49.Техника безопасности на занятиях по физической культуре.

50.Значение физических упражнений в условиях современной жизни.

51.Нетрадиционные виды гимнастики.

52.Баскетбол. Техника передачи и ловли мяча на месте и в движении.

53.Правила игры в стритбол.

54.Подвижные игры с элементами волейбола и баскетбола.

55.Методы контроля функционального состояния организма при занятиях физическими упражнениями.

56.Упражнения, способствующие развитию выносливости.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Небытова, Л.А.
Физическая культура: учебное пособие/ Небытова Л.А., Катренко М.В., Соколова Н.И.— Электрон. текстовые данные.— Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2017.— 269 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/75608.html
Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Ветков, Н.Е. 
Спортивные и подвижные игры: учебно-методическое пособие / Н.Е. Ветков. — Электрон. текстовые данные. — Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2016. — 126 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61049.html
Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2016, 2016
 
Л2.2
Каткова, А.М.
Физическая культура и спорт: учебное наглядное пособие/ Каткова А.М., Храмцова А.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский педагогический государственный университет, 2018.— 64 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/79030.html
М.: Московский педагогический государственный университет, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus 
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. https://elibrary.ru 
 
Э3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks.  www.iprbookshop.ru 
 
Э4
Национальная электронная библиотека (НЭБ). https://нэб.рф/  
 
Э5
Ресурсы East View (ИВИС) https://dlib.eastview.com/login 
 
Э6
Электронная библиотечная система «Юрайт» https://biblio-online.ru/ 
 
Э7
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ https://polpred.com/news 
 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-101 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-236  Малый спортивный зал (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: коврики для фитнеса, фитболы, скакалки, гимнастические палки, гантели, степ-платформы, обручи, музыкальный центр, силовые тренажеры, штанги, гири, кардиотренажеры, гантели, велотренажер, весы, беговая дорожка.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.