(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Гумеров Р.А.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Вопросы к зачету
Перечень вопросов к зачету
1. Что такое документ и каковы его функции?
2. Перечислите способы документирования.
3. Дайте определение понятия «информация».
4.Что представляет собой Унифицированная система документов (ДОУ)?
5.Раскройте требования к оформлению документов.
6.Распорядительные документы: приказ, распоряжение, постановление, указание, решение.
7.Информационно-справочные документы: акт, протокол, докладная записка, объяснительная записка, справка.
8.Перечислите основные возможности компьютерных технологий в делопроизводстве.
9.Организация документооборота: приём, обработка, регистрация, контроль, хранение документов.
10.Номенклатура дел.
11.Какими нормативными документами определяется функционирование и развитие образовательного учреждения?
12.Требования к составлению и оформлению распорядительных документов.
13.Требования к составлению и оформлению организационных документов.
14.Особенности составления и оформления информационно-справочных документов.
15.Требования к составлению и оформлению документов коллегиальных органов управления.
16.Требования к составлению и оформлению делового письма.
17.Особенности составления и оформления зарубежной корреспонденции.
18.Требования к составлению и оформлению документов по личному составу.
19.Унификация документов.
20.Государственная система документационного обеспечения управления.
21.Нормативно-методические материалы, регламентирующие работу с документами.
22.Дайте определения основным понятиям: «делопроизводство», «документооборот», «документ», «документирование».
23.Возникновение и развитие делопроизводства в России.
24.Особенности подготовки и оформления документов деловой переписки.
25.Организация хранения документов на предприятиях.
26.Организация работы с конфиденциальными документами.
27.Работа с документами, содержащими конфиденциальные сведения
Темы реферат
1.Делопроизводство периода образования и укрепления русского централизованного государства (XV-XVII вв.)
2.Делопроизводство в учреждениях Российской империи XVIII в.
3.Делопроизводство учреждений Российской империи Х1Х – XX вв.
4.Первые декреты советской власти о регламентации отдельных сторон документирования.
5.Развитие научной организации управленческого труда в 20-е годы 20 века.
6.Издание ГОСТов на управленческие документы в 70-80 гг.
7.Современное делопроизводство.
8.Документы официальные (служебные), личные (персональные) и личного происхождения.
9.Документы рукописные и изготовленные с помощью технических средств.
10.«Электронное» документирование.
11.Свойства документа.
12.Оригинальность, подлинность и копийность документов.
13.Классификация документов по различным признакам в зависимости от содержания, наименования, по степени унификации и др.
14.Организационно-правовые документы образовательной организации – уставы, положения, штатные расписания, структура и штатная численность, регламенты.
15.Распорядительные документы – постановления, решения, приказы, распоряжения и др. Порядок их составления и оформления.
16.Справочно-информационные и аналитические документы – справки, акты, докладные и объяснительные записки, доверенности, служебные письма, телефонограммы, телеграммы, факсы, особенности их составления и оформления.
17.Особенности документирования деятельности коллегиальных органов. Структура текста протокола. Полные и краткие формы протоколов.
18.Система плановой документации.
19.Система отчетной документации.
20.Кадровая документация (по личному составу).
21.Специфика документационного обеспечения управления в государственных учреждениях.
22.Возможности использования современной офисной техники в оптимизации документооборота в организации.
23.Возможности использования специализированных программ для осуществления документационного оборота в современных организациях.
24.Состав управленческих документов.
25.Документооборот образовательной организации.
26.Нормативно-правовое регулирование деятельности педагогических работников.
27.Организационные документы образовательной организации.
29.Реквизиты документов. Правила оформления реквизитов.
30.Требования к языку и стилю документов.
31.Анализ особенностей языка и стиля служебных документов.
см. приложение к РПД
Приступая к освоению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
В ходе подготовки к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие.
В ходе практического занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов практического занятия, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием методической базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу педагогических ситуаций и формированием навыков работы с научной и методической литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, на умение будущего педагога не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимися новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач.
Завершающим этапом освоения дисциплины является зачет и экзамен
Методические указания к зачету.
При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей.
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания.
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.