2022-2023_ab44_03_05 ФКиБЖ п891_ 892_plx_Документирование образовательного процесса и управленческой деятельности_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Документирование образовательного процесса и управленческой деятельности
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
зачет 6
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
17
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
40
40
40
40
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
доцент, Ахметова Э.Ш. _________________
 
 
Документирование образовательного процесса и управленческой деятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумеров Р.А.

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - формирование готовности реализовывать образовательную программу по учебным предметам "Физическая культура" и "Безопасность жизнедеятельности" в соответствии с ФГОС, овладение теоретическими знаниями в области нормативно-правовой базы документационного обеспечения образовательного процесса, формирование способности к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранных языках для решения межличностного и межкультурного взаимодействия с участниками образовательного процесса.
1.2
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
- изучить виды документов и требования к их составлению и оформлению в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования;
1.5
- раскрыть место и роль документооборота в системе образования;
1.6
- сформировать знания о целях и принципах формирования и использования системы информационных ресурсов документационного обеспечения образовательного процесса;
1.7
- использовать закономерности коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках;
1.8
- применять системы знаний  и умений по документационному обеспечению образовательного процесса и документообороту при реализации образовательных программ по физической культуре, безопасности жизнедеятельности в соответствии с требованиями образовательных стандартов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Иностранный язык
2.1.2
Русский язык и культура речи
2.1.3
Охрана труда на производстве и в учебном процессе
2.1.4
Теория и методика обучения базовым видам спорта / лыжный спорт
2.1.5
Теория и методика обучения базовым видам спорта / плавание
2.1.6
Теория и методика обучения базовым видам спорта / легкая атлетика
2.1.7
Теория и методика обучения базовым видам спорта / подвижные игры
2.1.8
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.9
Теоретические основы и понятийный аппарат безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны
2.1.10
Теория и методика обучения базовым видам спорта / гимнастика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.2
Методика обучения безопасности жизнедеятельности
2.2.3
Опасные ситуации социального характера и защита от них
2.2.4
Социология и правовые основы физической культуры и спорта
2.2.5
Опасные ситуации природного характера и защита от них
2.2.6
Опасные ситуации техногенного  характера и защита от них
2.2.7
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные единоборства
2.2.8
Безопасность на  дороге и в общественном транспорте
2.2.9
Способы автономного выживания
2.2.10
Эргономические основы безопасности жизнедеятельности
2.2.11
Безопасность на  дороге и в общественном транспорте
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-4:      способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия 
 
Знать:
 
основы коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
 
закономерности коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках;
 
методологию коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках.
 
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
Уметь:
 
вступать в коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; 
 
использовать закономерности коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках;
 
определять методологию коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках.
 
 
Владеть:
 
навыками соблюдения культуры общения для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
 
навыками установления коммуникативного взаимодействия в устной и письменной форме на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
 
моделями вербальной коммуникации, навыками ведения переписки на русском и иностранном языках, потенциалом невербальных средств коммуникации для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.
 
 
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
основы реализации образовательной программы по учебному предмету "Физическая культура" в соответствии с ФГОС
 
требования и критерии разработки образовательной программы по учебному предмету "Физическая культура"  в соответствии с ФГОС
 
основы проектирования разных видов образовательных программ по учебному предмету  "Физическая культура" в соответствии с ФГОС С с учетом специфики образовательной организации
 
 
Уметь:
 
реализовывать образовательную программу по  "Физическая культура"  в соответствии с требованиями ФГОС
 
разрабатывать и реализовывать образовательную программу по учебному предмету  "Физическая культура" в соответствии с ФГОС
 
разрабатывать и реализовывать разные виды образовательных программ по учебному предмету  "Физическая культура"  в соответствии с ФГОС С с учетом специфики образовательной организации
 
 
Владеть:
 
навыками составления образовательной программы на основе методических разработок "Физическая культура"  в соответствии с требованиями ФГОС
 
навыками разработки и реализации образовательной программы по учебному предмету  "Физическая культура"  в соответствии с ФГОС 
 
навыками проектирования и реализации образовательных программ разного вида по учебному предмету  "Физическая культура"  в соответствии с ФГОС С с учетом специфики образовательной организации
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- требования к образовательным результатам в соответствии с нормативными правовыми актами сферы образования;
3.1.2
-основы проектирования разных видов образовательных программ по учебному предмету  "Физическая культура" в соответствии с ФГОС С с учетом специфики образовательной организации.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- оценивать качество реализуемых образовательных программ на основе действующих нормативно-правовых актов в сфере образования;
3.2.2
- использовать закономерности коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках;
3.2.3
-разрабатывать и реализовывать разные виды образовательных программ по учебному предмету  "Физическая культура" в соответствии с ФГОС С с учетом специфики образовательной организации.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
- навыками установления коммуникативного взаимодействия в устной и письменной форме на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
3.3.2
- навыками подбора пакета нормативных правовых актов сферы образования для решения конкретных профессиональных задач;
3.3.3
-навыками проектирования и реализации образовательных программ разного вида по учебному предмету  "Физическая культура"  в соответствии с ФГОС С с учетом специфики образовательной организации.
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Сущность документационного обеспечения образовательного процесса

 
1.1
Основные понятия документационного обеспечения образовательного процесса. Цели, задачи, назначение системы документационного обеспечения образовательного процесса.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1 ОК-4
6
0
 
1.2
Системы документационного обеспечения образовательного процесса.Организация работы с документами.  Документооборот и контроль исполнения документов. Юридическая сила документа. Приказы по основной деятельности.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1 ОК-4
6
0
 
1.3
Основные требования и правила оформления документов.Нормативно-правовая база организации документационного обеспечения образовательного процесса.Унификация и стандартизация основных документов. Виды документов и их классификация. Правила оформления документов.  Нормативно-методическое регулирование документационного обеспечения образовательного процесса.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ПК-1 ОК-4
6
0
 
1.4
Обзор современных пакетов программ, предназначенных для работы с документами педагогической деятельности /Ср/
Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-1 ОК-4
6
0
 
 
Раздел 2. Унифицированные системы документов, правила их составления

 
2.1
Унифицированные системы документации. Совершенствование документационных процессов. Организационно-распорядительные документы. Инструктивно-методические документы.

/Пр/

Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ПК-1 ОК-4
6
0
 
2.2
Использование сокращений слов и словосочетаний в документах. Правила написания физических величин в документах. /Ср/
Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1 ОК-4
6
0
 
2.3
Правила оформления чисел в организационно-распорядительных документах. /Ср/
Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1 ОК-4
6
0
 
2.4
Особенности языка и стиля служебных документов. Языковая стандартизация и требования к тексту документов. /Лек/
Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1 ОК-4
6
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
2.5
Подготовка и оформление отдельных видов организационных и распорядительных документов в соответствии с требованиями системы документационного обеспечения. /Пр/
Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-1 ОК-4
6
0
 
2.6
Организация службы документационного обеспечения образовательного процесса. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-1 ОК-4
6
0
 
 
Раздел 3. Классификация документов

 
3.1
Классификация организационной,распорядительной и справочно-информационной документации. Классификация документов по профессиональной деятельности. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-1 ОК-4
6
0
 
3.2
Назначение организационных документов. Оформление устава, инструкций, штатного расписания, правил, регламента, соглашения, договора. /Ср/
Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-1 ОК-4
6
0
 
3.3
Назначение и особенности оформления распорядительных документов. Решение, указание, постановление. /Ср/
Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-1 ОК-4
6
0
 
3.4
Состав документов, необходимых для решения вопроса о приеме на работу. /Ср/
Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1 ОК-4
6
0
 
3.5
Классификация деловых писем.Языковой стандарт делового письма.Речевой этикет делового письма. /Ср/
Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1 ОК-4
6
0
 
 
Раздел 4. Компьютеризация документационного обеспечения образовательного процесса

 
4.1
Автоматизация процессов документационного обеспечения. Электронный документооборот. Прием, обработка и распределение поступающей документации. Автоматизированные системы регистрации.

/Пр/

Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1 ОК-4
6
0
 
4.2
Персональные сведения. Особенности организации хранения документов. /Ср/
Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1 ОК-4
6
0
 
4.3
Рабочая документация педагогического работника. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

3
ПК-1 ОК-4
6
0
 
4.4
Информационно-справочная работа в условиях применения компьютерных технологий. /Ср/
Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-1 ОК-4
6
0
 
4.5
Информационно-справочные документы, их разновидности, составление и оформление.  /Ср/
Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

3
ПК-1 ОК-4
6
0
 
4.6
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-1 ОК-4
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы  к зачету

Перечень вопросов к зачету

1. Что такое документ и каковы его функции?

2. Перечислите способы документирования.

3. Дайте определение понятия «информация».

4.Что представляет собой Унифицированная система документов (ДОУ)?

5.Раскройте требования к оформлению документов.

6.Распорядительные документы: приказ, распоряжение, постановление, указание, решение.

7.Информационно-справочные документы: акт, протокол, докладная записка, объяснительная записка, справка.

8.Перечислите основные возможности компьютерных технологий в делопроизводстве.

9.Организация документооборота: приём, обработка, регистрация, контроль, хранение документов.

10.Номенклатура дел.

11.Какими нормативными документами определяется функционирование и развитие образовательного учреждения?

12.Требования к составлению и оформлению распорядительных документов.

13.Требования к составлению и оформлению организационных документов.

14.Особенности составления и оформления информационно-справочных документов.

15.Требования к составлению и оформлению документов коллегиальных органов управления.

16.Требования к составлению и оформлению делового письма.

17.Особенности составления и оформления зарубежной корреспонденции.

18.Требования к составлению и оформлению документов по личному составу.

19.Унификация документов.

20.Государственная система документационного обеспечения управления.

21.Нормативно-методические материалы, регламентирующие работу с документами.

22.Дайте определения основным понятиям: «делопроизводство», «документооборот», «документ», «документирование».

23.Возникновение и развитие делопроизводства в России.

24.Особенности подготовки и оформления документов деловой переписки.

25.Организация хранения документов на предприятиях.

26.Организация работы с конфиденциальными документами.

27.Работа с документами, содержащими конфиденциальные сведения 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы реферат

1.Делопроизводство периода образования и укрепления русского централизованного государства (XV-XVII вв.)

2.Делопроизводство в учреждениях Российской империи XVIII в.

3.Делопроизводство учреждений Российской империи Х1Х – XX вв.

4.Первые декреты советской власти о регламентации отдельных сторон документирования.

5.Развитие научной организации управленческого труда в 20-е годы 20 века.

6.Издание ГОСТов на управленческие документы в 70-80 гг.

7.Современное делопроизводство.

8.Документы официальные (служебные), личные (персональные) и личного происхождения.

9.Документы рукописные и изготовленные с помощью технических средств.

10.«Электронное» документирование.

11.Свойства документа.

12.Оригинальность, подлинность и копийность документов.

13.Классификация документов по различным признакам в зависимости от содержания, наименования, по степени унификации и др.

14.Организационно-правовые документы образовательной организации – уставы, положения, штатные расписания, структура и штатная численность, регламенты.

15.Распорядительные документы – постановления, решения, приказы, распоряжения и др. Порядок их составления и оформления.

16.Справочно-информационные и аналитические документы – справки, акты, докладные и объяснительные записки, доверенности, служебные письма, телефонограммы, телеграммы, факсы, особенности их составления и оформления.

17.Особенности документирования деятельности коллегиальных органов. Структура текста протокола. Полные и краткие формы протоколов.

18.Система плановой документации.

19.Система отчетной документации.

20.Кадровая документация (по личному составу).

21.Специфика документационного обеспечения управления в государственных учреждениях.

22.Возможности использования современной офисной техники в оптимизации документооборота в организации.

23.Возможности использования специализированных программ для осуществления документационного оборота в современных организациях.

24.Состав управленческих документов.

25.Документооборот образовательной организации.

26.Нормативно-правовое регулирование деятельности педагогических работников.

27.Организационные документы образовательной организации.

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
28.Функции документов: общие и специфические.

29.Реквизиты документов. Правила оформления реквизитов.

30.Требования к языку и стилю документов.

31.Анализ особенностей языка и стиля служебных документов.

 
5.3. Фонд оценочных средств
                                                        

см. приложение к РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Приказчикова, О. В. 
Государственно-правовое обеспечение образования в Российской Федерации: учебное пособие / О. В. Приказчикова, И. А. Терентьева, И. С. Черепова. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 378 c. — ISBN 978-5-4486-0187-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/71559.html
Ай Пи Эр Медиа, 2018.
 
Л1.2
Кузнецов И. Н. 
  Документационное обеспечение управления. Документооборот и делопроизводство: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И. Н. Кузнецов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 461 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-04275-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/431759 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Захарова Т. И. 
Документационное обеспечение управления :  учебное пособие / Т. И. Захарова. — Москва : Евразийский открытый институт, 2010. — 156 c. — ISBN 978-5-374-00261-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/10665.html — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Москва : Евразийский открытый институт, 2010.
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Российское образование. - URL:http://www.edu.ru
 
Э3
Образовательный интернет-проект в России «Инфоурок». - URL:https://infourok.ru/
 
Э4
Сообщество взаимопомощи учителей. - URL:http://pedsovet.su/
 
Э5
Всероссийский педагогический портал. - URL: http://методкабинет.рф/
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
7.1
1-205 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-217 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Приступая к освоению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

В ходе подготовки к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие.

В ходе практического занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием методической базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу педагогических ситуаций и формированием навыков работы с научной и методической литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, на умение будущего педагога не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимися новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

- составление плана текста,

- графическое изображение структуры текста,

- конспектирование текста, выписки из текста,

- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

- учебно-исследовательская работа,

- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
б) для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

- решение задач и упражнений по образцу,

- решение вариативных задач,

- решение ситуационных (профессиональных) задач.

Завершающим этапом освоения дисциплины является зачет и экзамен

Методические указания к зачету.

При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей.

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания.

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.