2022-2023_b44_03_05 ФК и БЖ 191_091_991 гр__plx_Избранный вид спорта и руководство соревновательной деятельностью _Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Избранный вид спорта и руководство соревновательной деятельностью 
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
зачет 5
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
116
аудиторные занятия
100
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
5 (3.1)
Итого
Недель
16 4/6
18 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
32
32
18
18
50
50
Практические
32
32
18
18
50
50
Итого ауд.
64
64
36
36
100
100
Кoнтактная рабoта
64
64
36
36
100
100
Сам. работа
80
80
36
36
116
116
Итого
144
144
72
72
216
216
 
 
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
преподаватель, Цыганов И.В. _________________
 
 
Избранный вид спорта и руководство соревновательной деятельностью 
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумеров Р.А.

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является формирование совокупности компетенций,позволяющих эффективно выполнять организационную, научную, методическую,тренерскую, преподавательскую и другие виды работ.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование у студентов социально значимых качеств и свойств личности;
1.4
освоение научно-теоретических и организационно-методических основ спортивных единоборств;
1.5
обучение и совершенствование техники единоборств выполнения приемов в стойке и партере, технико-тактических умений и навыков в спортивных единоборствах;
1.6
развитие физических кондиций спортивных педагогов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Обеспечение безопасности жизнедеятельности  в образовательной организации
2.1.2
Общая и социальная психология
2.1.3
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.1.4
Теория и методика обучения базовым видам спорта / легкая атлетика
2.1.5
История (история России, всеобщая история)
2.1.6
Концепции современного естествознания
2.1.7
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.8
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
2.1.9
Физиология человека
2.1.10
Анатомия человека
2.1.11
Теория и методика обучения базовым видам спорта / гимнастика
2.1.12
Философия
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Опасные ситуации социального характера и защита от них
2.2.2
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями  
2.2.3
Опасные ситуации техногенного характера и защита от них
2.2.4
Основы национальной безопасности и оборона государства
2.2.5
Охрана труда на производстве и ОО
2.2.6
Пожарная безопасность
2.2.7
Система гражданской защиты населения
2.2.8
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные единоборства
2.2.9
Обеспечение безопасности на транспорте
2.2.10
Теория и методика обучения базовым видам спорта / подвижные игры
2.2.11
Курсовая работа по теории и методике физической культуры
2.2.12
Методика обучения  безопасности жизнедеятельности
2.2.13
Опасные ситуации природного характера и защита от них
2.2.14
Педагогическая практика
2.2.15
Курсовая по безопасности жизнедеятельности
2.2.16
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.17
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.18
Производственная педагогическая практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
ОПК-8.2: Осуществляет трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-8.3: Осуществляет урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
ОПК-8.4: Владеет методами научно-педагогического исследования в предметной области
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы планирования тренировочного процесса;
3.1.2
основы построения тренировочного процесса;
3.1.3
методику развития физических качеств с различными группами населения;
3.1.4
методику подготовки спортсменов;
3.1.5
средства, методы и принципы спортивной подготовки
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
формулировать конкретные задачи в физическом воспитании различных групп населения, в подготовке спортсменов различного возраста и квалификации;
3.2.2
владеть технологией обучения различных категорий людей двигательным действиям и развития физических качеств в процессе физкультурно-спортивных занятий;
3.2.3
формировать здоровый стиль жизни на основе потребности заниматься физическими упражнениями;
3.2.4
уметь применять знания в ситуациях, моделирующих профессионально- педагогическую деятельность;
3.2.5
подбирать и применять на занятиях дисциплины «Физкультурно-спортивное совершенствование» адекватные поставленным задачам современные научно обоснованные средства и методы обучения, воспитания и начальной тренировки, организационные приемы работы с занимающимися;
3.2.6
анализировать технику двигательных действий, тактику двигательной деятельности, определять причины ошибок, находить и корректно применять средства, методы и методические приемы их устранения;
3.2.7
осуществлять организацию и проведение соревнований по легкой  атлетике с различными категориями населения.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
показом и объяснением техники бега, прыжков, метаний   отдельных элементов и специальных упражнений;
3.3.2
навыками обучения различных категорий людей двигательным действиям;
3.3.3
навыками визуального контроля за техникой выполнения   упражнений;
3.3.4
навыками профессионального общения.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Баскетбол

 
1.1
История развития баскетбола.

Техника передвижений.

Общая физическая подготовка (ОФП), специальная физическая подготовка  (СФП)

/Лек/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

8
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
4
0
 
1.2
История развития баскетбола.

Техника передвижений.

Общая физическая подготовка (ОФП), специальная физическая подготовка  (СФП)

/Лек/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
4
0
 
1.3
Правила соревнований по баскетболу.

Техника передач и бросков.

/Лек/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
4
0
 
1.4
Методика судейства соревнований по баскетболу. Техника ведения мяча.

Финты, ОФП, СФП

/Пр/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

8
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
4
0
 
1.5
Организация проведения соревнований по баскетболу.

Техника в защите.

Тактика игры в нападении.

/Пр/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
4
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
1.6
Периодизация тренировки.

Планирование тренировочного процесса.  Методика обучения техники и тактики игры.

Методы и средства восстановления.

Тактика игры в нападении.

Тактика игры в защите

/Пр/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
4
0
 
1.7
ОФП, СФП

Техническая и тактическая подготовка. Методика судейства.

/Лек/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
4
0
 
1.8
ОФП, СФП

Техническая и тактическая подготовка. Методика судейства.

/Пр/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
4
0
 
1.9
Учебно-тренировочные игры с методикой судейства. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
4
0
 
1.10
Учебно-тренировочные игры с методикой судейства. /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
4
0
 
1.11
Работа с литературными источниками: изучения требований к оборудованию и инвентарю; техники и тактики баскетбола, применяемых упражнений; изучения правил и методики обучения /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
4
0
 
1.12
Разбор, изучение документов: протоколов соревнований, протоколов наблюдений на соревнованиях; индивидуальных и коллективных планов тренировки; дневников спортсменов. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

14
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
4
0
 
1.13
Подготовка к опросу:

-Охарактеризуйте взаимосвязь обучения и совершенствования тех¬нико-тактического мастерства баскетболиста.

-Каковы наиболее распространенные способы усложнения условий выполнения технических действий в баскетболе?

-Охарактеризуйте взаимосвязь при совершенствовании техники и тактики.

-Каковы факторы, предопределяющие успешность тактических действий в баскетболе?

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

14
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
4
0
 
1.14
Выполнение заданий по физической, технико-тактической подготовке, исправление ошибок, повышения уровня практической физкультурно-спортивной подготовленности. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

14
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
4
0
 
1.15
Участие в проведении соревнований в вузе, школе, спортивной школе, судейство соревнований по баскетболу. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

14
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
4
0
 
1.16
Подготовка к опросу по теме «Правила соревнований по баскетболу.

Техника владения мячом.

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

14
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
4
0
 
 
Раздел 2. Волейбол

 
стр. 6
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
2.1
Характеристика волейбола как игрового вида спорта. Анализ технической и тактической подготовки /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
5
0
 
2.2
Основные требования, предъявляемые к достижению спортивного мастерства. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
5
0
 
2.3
Правила соревнований и методика судейства. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
5
0
 
2.4
Технология заполнения протокола /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
5
0
 
2.5
Стороны подготовки волейболистов. Комплексный контроль. /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
5
0
 
2.6
Планирование тренировочного процесса. Конспект занятия /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
5
0
 
2.7
Общая физическая подготовка. Специальная физическая подготовка /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
5
0
 
2.8
Техническая подготовка. Тактическая подготовка. Интегральная подготовка /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
5
0
 
2.9
Судейская и инструкторская практика /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
5
0
 
2.10
Изучение правил и анализа технических приемов игры волейбол /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
5
0
 
2.11
Основы спортивной подготовки волейболистов. Гигиена занимающихся ФКиС /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
5
0
 
2.12
Организация и проведение соревнований по волейболу. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
5
0
 
2.13
Построение тренировочных занятий. План-конспект занятия. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
5
0
 
2.14
Технология труда тренера.  Научная и методическая работа студентов. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
5
0
 
2.15
Повторение теоретического материала по волейболу и подготовка к зачету /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
5
0
 
2.16
/Зачёт/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
5
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация:

«Легкая атлетика» (1 семестр)

1. Виды подготовки легкоатлета (техническая, физическая, тактическая, морально-волевая, теоретическая).

2. Воспитание моральных и волевых качеств.

3. Интегральная подготовка легкоатлета.

4. Классификация легкоатлетических упражнений.

5. Легкая атлетика как вид спорта.

6. Медицинское обследование спортсмена. Допинг-контроль.

7. Методика организации отбора в легкой атлетике.

8. Методы обучения легкоатлетическим упражнениям.

9. Методы спортивной подготовки в легкой атлетике.

10. Напряжения и перенапряжения в тренировочном процессе.

11. Общая и физическая подготовка в тренировочном процессе.

12. Общие правила и положения реализации спортивной  подготовки легкоатлетов.

13. Ошибки и их исправления при обучении легкоатлетическим упражнениям.

14. Подготовка и участие в легкой атлетике.

15. Принципы спортивной подготовки легкоатлетов.

«Баскетбол» (2 семестр)

1. Анализ групповых, индивидуальных действий в нападении.

2. Методы тренировки. Методы совершенствования физической подготовки.

3. Организация и проведение соревнований разного уровня по баскетболу.

4. Построение тренировочного процесса в годичном цикле.

5. Этапное планирование тренировки в баскетболе.

6. Анализ техники и тактики игры в нападении.

7. Текущее планирование тренировки в баскетбол.

8. Анализ техники и тактики игры в защите.

9. Факторы, предопределяющие успешность тактических действий в баскетболе.

10. Формы совершенствования технического мастерства.

11. Сущность совершенствования коллективных взаимодействий.

12. Методы совершенствования скоростных возможностей.

13. Формы проявления скоростных качеств.

14. Методы совершенствования скоростных качеств.

15. Эффективные методы развития стартовой скорости.

«Волейбол» (3 семестр)

1. Характеристика волейбола как игрового вида спорта

2. Роль волейбола как средства физического воспитания

3. Специфика волейбола и особенности соревновательной и тренировочной деятельности

4. Структура соревновательной деятельности в волейболе

5. Факторы, обуславливающие эффективность соревновательной деятельности волейболистов

6. Методика обучения технике игры в волейбол

7. Методика обучения тактике игры в волейбол

8. Методика развития физических качеств волейболистов

9. Методика судейства соревнований по волейболу.

10. Организация и проведение соревнований по волейболу.

11. Анализ техники стоек и перемещений волейболиста.

12. Анализ техники верхней передачи мяча.

13. Анализ техники нижней передачи мяча.

14. Анализ техники верхней прямой подачи мяча.

15. Анализ техники нижней прямой подачи мяча.

«Лыжный спорт» (4 семестр)

1. Анализ техники лыжных ходов.

2. Анализ техники одновременных ходов.

3. Анализ техники скользящего шага.

4. Виды лыжного спорта. Их краткая характеристика.

5. Задачи обучения, этапы обучения.

6. Значение лыжного спорта в системе физического воспитания детей и подростков.

7. Лыжные мази, парафины.

8. Лыжный спорт в России с древнейших времен.

9. Место и значение лыжного спорта в системе физического воспитания.

10. Методика начального обучения.

11. Методика обучения одновременных ходов.

12. Методика обучения попеременно-двухшажному ходу.

13. Методика обучения преодоления подъемов.

14. Методика обучения преодоления спусков.

 
стр. 8
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
15. Методика обучения скользящему шагу.

"плавание"

1. Историческое развитие плавания и методики обучения.

2. Историческое развитие методики тренировки в плавании.

3. Плавание в программе Олимпийских игр (исторический обзор).

4. Организация и методика проведения уроков по плаванию в начальной школе.

5. Организация и проведение уроков по плаванию в 5-11 классах.

6. Методические основы формирования прикладных умений и навыков средствами плавания у учащихся.

7. Методика развития выносливости у школьников средствами плавания.

8. Методика развития скоростно-силовых качеств у школьников средствами плавания.

9. Физиологические основы спортивного плавания.

10. Методика развития гибкости у школьников средствами плавания.

11. Организация и проведение соревнований по плаванию.

12. Правила соревнований по плаванию и их изменения в процессе эволюции.

13. Методика обучения плаванию в дошкольном возрасте.

14. Организация и проведение занятий по плаванию в детских лагерях отдыха.

15. Организация и проведение занятий в условиях бассейна.

16. Организация и проведение занятий по плаванию в условиях естественных водоемов.

17. Методика начального обучения плаванию учащихся 1-3 классов.

18. Методика начального обучения плаванию учащихся 4-8 классов.

19. Методика обучения способу плавания кроль на груди.

20. Методика обучения способу плавания кроль на спине.

21. Методика обучения способу брасс.

22. Методика обучения способу баттерфляй.

23. Методика обучения стартам в плавании.

24. Методика обучения поворотам.

25. Методика обучения прикладным видам и способам плавания.

26. Методика отбора в спортивном плавании.

27. Биомеханический анализ техники плавания способом кроль на груди.

28. Биомеханический анализ техники плавания кроль на спине.

29. Биомеханический анализ техники плавания брасс.

30. Биомеханический анализ техники плавания баттерфляй.

"подвижные игры"

1. Определение понятия игры.

2. Педагогические задачи и методика их решения в игре.

3. Отличие подвижных игр от спортивных.

4. Социальные функции игры в современном обществе.

5. Теория происхождения и развитие игры.

6. Классификация подвижных игр.

7. Игры в школьном уроке физической культуры.

8. Игры во внеурочных формах работы.

9. Характеристика игр дошкольников и школьников 1-4 классов.

10. Характеристика подвижных игр учащихся 5-8 классов.

11. Характеристика подвижных игр учащихся 9-11 классов.

12. Подвижные игры как средство подготовки в различных видах спорта.

13. Игры с преимущественным воздействием на ловкость.

14. Игры с преимущественным воздействием на силу.

15. Игры с преимущественным воздействием на быстроту.

16. Критерии отбора игры на занятиях.

17. Подготовка руководителя к игре (подготовка места игры и ин¬вентаря, разметка площадки).

18. Подготовка играющего коллектива.

19. Способы разделения игроков на команды и их характеристика.

20. Способы выбора водящего и их характеристика.

21. Выборы помощников и капитанов в игре.

22. Требования к рассказу и порядок объяснения игры.

23. Роль и место показа и объяснения игры.

24. Руководство игрой, судейство и дозировка игры.

25. Требования к окончанию игры и подведению итогов.

26. Подвижные игры при планировании учебного материала в школе.

27. Особенности проведения игр-эстафет.

28. Игры в занятиях различными видами спорта: легкой атлетикой, спортивными играми, спортивными единоборствами, зимними видами спорта и т.д.

29. Особенности игр для младшего школьного возраста.

30. Особенности игр для среднего школьного возраста.

31. Игры типа перебежек.

32. Игры типа салок.

33. Игры типа эстафет и гонок.

34. Игры на сообразительность и на внимание.

 
стр. 9
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
35. Игры с элементами прыжков.

36. Игры с метанием в неподвижную цель.

37. Игры с метанием в подвижную цель.

38. Игры с элементами силовой борьбы.

39. Игры с речитативом.

40. Игры с элементами легкой атлетики.

41. Игры с элементами баскетбола.

42. Игры с элементами волейбола.

43. Игры с элементами футбола.

44. Игры в занятиях плаванием.

45. Игры в занятиях лыжами.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль:

1. Историческое развитие плавания и методики обучения.

2. Историческое развитие методики тренировки в плавании.

3. Плавание в программе Олимпийских игр (исторический обзор).

4. Организация и методика проведения уроков по плаванию в начальной школе.

5. Организация и проведение уроков по плаванию в 5-11 классах.

6. Методические основы формирования прикладных умений и навыков средствами плавания у учащихся.

7. Методика развития выносливости у школьников средствами плавания.

8. Методика развития скоростно-силовых качеств у школьников средствами плавания.

9. Физиологические основы спортивного плавания.

10. Методика развития гибкости у школьников средствами плавания.

11. Организация и проведение соревнований по плаванию.

12. Правила соревнований по плаванию и их изменения в процессе эволюции.

13. Методика обучения плаванию в дошкольном возрасте.

14. Организация и проведение занятий по плаванию в детских лагерях отдыха.

15. Организация и проведение занятий в условиях бассейна.

16. Организация и проведение занятий по плаванию в условиях естественных водоемов.

17. Методика начального обучения плаванию учащихся 1-3 классов.

18. Методика начального обучения плаванию учащихся 4-8 классов.

19. Методика обучения способу плавания кроль на груди.

20. Методика обучения способу плавания кроль на спине.

21. Методика обучения способу брасс.

22. Методика обучения способу баттерфляй.

23. Методика обучения стартам в плавании.

24. Методика обучения поворотам.

25. Методика обучения прикладным видам и способам плавания.

26. Методика отбора в спортивном плавании.

27. Биомеханический анализ техники плавания способом кроль на груди.

28. Биомеханический анализ техники плавания кроль на спине.

29. Биомеханический анализ техники плавания брасс.

30. Биомеханический анализ техники плавания баттерфляй.

"подвижные игры"

1. Возникновение игры.

2. Игры за рубежом.

3. Игры в Древней Руси.

4. Русские народные игры: детские, девичьи, мужские, обоего пола.

5. Игры и их значение в обрядовых праздниках.

6. Значение игр и их использование в современных праздниках.

7. Игры в спортивно-развлекательных программах на телевидении.

8. Игры и их значение в анимационной деятельности.

9. Игры на воздухе и их значение.

10. Игры на воде и их значение.

11. Особенности организации игр на дискотеках.

12. Забытые игры.

13. Анимационная игровая программа для детей с отклонениями в здоровье.

14. Особенности проведения игр и игровых программ для детей с нарушение опорно-двигательного аппарата.

15. Особенности проведения игр и игровых программ для детей с нарушениями в сердечно-сосудистой системе.

16. Особенности проведения игр и игровых программ для детей с ос¬лабленным зрением.

17. Особенности проведения игр и игровых программ для детей плохо слышащих.

18. Особенности в организации и проведении соревнований по «Подвижным играм».

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
стр. 10
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ветков, Н.Е. 
Спортивные и подвижные игры: учебно-методическое пособие / Н.Е. Ветков. — Электрон. текстовые данные. — Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2016. — 126 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61049.html
Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2016, 2016
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Небытова, Л.А.
Физическая культура: учебное пособие/ Небытова Л.А., Катренко М.В., Соколова Н.И.— Электрон. текстовые данные.— Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2017.— 269 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/75608.html
Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2017
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. https://elibrary.ru
 
Э3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. www.iprbookshop.ru
 
Э4
Национальная электронная библиотека (НЭБ). https://нэб.рф/ 
 
Э5
Электронная библиотечная система «Юрайт» https://biblio-online.ru/
 
Э6
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ https://polpred.com/news 
 
Э7
Ресурсы East View (ИВИС) https://dlib.eastview.com/login
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.7
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.8
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.9
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.10
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.11
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.12
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.13
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
стр. 11
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-100а  Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, 

 
стр. 12
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

 
стр. 13
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.