(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Денисенко Ю.П.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Анализ условий реализации образовательных программ в собственной образовательной организации на предмет соответствия необходимым требованиям, выявление проблем и определение путей их преодоления /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Анализ условий реализации образовательных программ в собственной образовательной организации на предмет соответствия необходимым требованиям, выявление проблем и определение путей их преодоления /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Вопросы к экзамену
1.Проведите педагогический анализ проведенного урока физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС.
2.Разработайте план-конспект урока физической культуры с образовательно-познавательной направленностью в соответствии с требованиями ФГОС.
3.Разработайте план-конспект урока физической культуры с образовательно-обучающей направленностью в соответствии с требованиями ФГОС.
4.Разработайте план-конспект урока физической культуры с образовательно-тренировочной направленностью в соответствии с требованиями ФГОС.
5.Выделите метапредметные результаты реализуемые на уроках физической культуры с образовательно-познавательной направленностью.
6.Выделите метапредметные результаты реализуемые на уроках физической культуры с образовательно-обучающей направленностью.
7.Выделите метапредметные результаты реализуемые на уроках физической культуры с образовательно-тренировочной направленностью.
8.Смоделируйте проблемную ситуацию на уроке физической культуры с образовательно-познавательной направленностью.
9.Смоделируйте проблемную ситуацию на уроке физической культуры с образовательно-обучающей направленностью.
10.Смоделируйте проблемную ситуацию на уроке физической культуры с образовательно-тренировочной направленностью.
11.Составьте список заданий по достижению предметных результатов на уроках обучения основам двигательных действий (по разделам в соответствии с КТП).
12.Проведите исследование пульсометрии уроков физической культуры различного типа и составьте график динамики пульса.
13.Проведите хронометрию уроков физической культуры различного типа и определите общую и моторную плотности.
14.Разработайте рекомендации по итогам проведенного исследования пульсометрии уроков физической культуры различного типа.
15.Разработайте рекомендации по итогам проведенной хронометрии уроков физической культуры различного типа.
16.Составьте схему метапредметных результатов реализуемых на уроках физической культуры различного типа.
17.Разработайте и оформите в дидактические карточки (раздаточный материал) комплексы общеразвивающих упражнений для подготовительной части урока в соответствии с КТП и примерными рабочими программами по физической культуре в школе (10 карточек).
18.Разработайте и оформите в дидактические карточки (раздаточный материал)подвижные игры по физической культуре в школе (10 карточек).
19.Разработайте и оформите в дидактические карточки (раздаточный материал)эстафеты для уроков физической культуре в школе (10 карточек).
21.Спланируйте воспитательное внеурочное спортивно-оздоровительное мероприятие.
22.Организуйте и проведите воспитательное внеурочное спортивно-оздоровительное мероприятие.
23.Проведите анализ (рефлексию)проведенного воспитательного внеурочного спортивно-оздоровительного мероприятия.
24.Разработайте план-конспект урока физической культуры с образовательно-познавательной направленностью в соответствии с требованиями ФГОС в младших классах (1-4 класс).
25.Разработайте план-конспект урока физической культуры с образовательно-обучающей направленностью в соответствии с требованиями ФГОС в младших классах (1-4 класс).
26.Разработайте план-конспект урока физической культуры с образовательно-тренировочной направленностью в соответствии с требованиями ФГОС в младших классах (1-4 класс).
27.Разработайте план-конспект урока физической культуры с образовательно-познавательной направленностью в соответствии с требованиями ФГОС в средних классах (5-8 класс).
28.Разработайте план-конспект урока физической культуры с образовательно-обучающей направленностью в соответствии с требованиями ФГОС в средних классах(5-8 класс).
29.Разработайте план-конспект урока физической культуры с образовательно-тренировочной направленностью в соответствии с требованиями ФГОС в средних классах (5-8 класс).
30.Разработайте план-конспект урока физической культуры с образовательно-познавательной направленностью в соответствии с требованиями ФГОС в старших классах (9-11 класс).
31.Разработайте план-конспект урока физической культуры с образовательно-обучающей направленностью в соответствии с требованиями ФГОС в старших классах (9-11 класс).
32.Разработайте план-конспект урока физической культуры с образовательно-тренировочной направленностью в соответствии с требованиями ФГОС в старших классах (9-11 класс).
33.Назовите основные этапы становления урока как формы организа-ции занятий физической культурой в школе.
34.Каково место урока в структуре педагогической системы учебного предмета «Физическая культура»?
35.Что определяет вид урока физической культуры?
36.Что определяет тип урока физической культуры?
37.Дайте классификацию уроков физической культуры по их видам и типам.
38.Что составляет содержание урока физической культуры?
39.Что называется структурой урока физической культуры?
40.Назовите элементы структуры урока физической культуры по их частям.
41.Чем различаются технология и методика учебно-воспитательного процесса?
42.Дайте определение технологии учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура».
43.Назовите компоненты структуры технологии учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура».
44.Какова взаимосвязь структур «шага» дидактических процессов и технологии учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура»?
45.Что такое цикл технологии учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура»?
46.Какие существуют циклы технологии учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура»?
47.Каковы место и функции непосредственного дидактического взамодействия в структуре технологии учебно-воспитательного процесса?
48.В чем выражаются взаимосвязь и взаимообусловленность деятельностей учителя и учащихся в компоненте непосредственного дидактического взаимодействия?
49.Назовите и дайте характеристику каждого вида взаимодействия учителя и учащихся в преподавании и учении по физической культуре.
50.Каковы сущность и содержание подготовки учителя к уроку? Назовите этапы подготовки и дайте их характеристику.
51.Как формулируется цель урока?
52.Определите взаимосвязь целей и задач урока при подготовке учителя к уроку.
53.Что такое анализ урока физической культуры?
54.Назовите цель и задачи анализа урока.
55.В чем заключается сущность анализа урока методом педагогическо-го наблюдения?
56.Объясните назначение, сущность и методику использования метода хронометрирования урока.
57.Какой метод используется для определения рациональности регулирования физической нагрузки на уроке физической культуры?
58.Каковы сущность, назначение и особенности использования рейтингового метода для анализа урока физической культуры?
59.Обоснуйте место педагогического контроля в технологии учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура».
60.Назовите элементы содержания контрольного компонента деятельности учителя физической культуры.
61.Какие методы применяет учитель, реализуя свою контрольную деятельность на уроках физической культуры?
62.Перечислите формы организации педагогического контроля на уроках физической культуры.
63.Каковы требования к контролю в технологии учебно-воспитательного процесса по физической культуре в школе?
64.Каково место оценки результатов дидактического взаимодействия учителя и учащихся в структуре дидактических процессов по предмету?
65.В чем сущность оценочно-аналитического компонента технологии учебного процесса по предмету «Физическая культура»?
66.Назовите функции контроля в технологии учебно-воспитательного процесса.
67.Назовите методы получения оценочной информации в технологии учебно-воспитательного процесса по физической
68.Для чего нужна аналитическая информация в технологии учебно-воспитательного процесса по физической культуре?
Тематика рефератов
1. Сущность и содержание педагогической деятельности.
2. Сущность педагогической деятельности, её особенности. Социальная ценность труда учителя.
3. Содержание и структура педагогической деятельности.
4. Функции профессионально-педагогической деятельности. Виды педагогической деятельности.
5. Учитель как субъект педагогической деятельности. Педагогическая позиция учителя. Мотивы педагогической деятельности: внешние, внутренние.
6. Социальная ценность труда учителя.
7. Общая и педагогическая культура учителя.
8. Структура профессионально-педагогической культуры.
9. Педагогическая этика и мораль.
10. Профессионально-педагогическая компетентность спортивного педагога
11. Профессионально-педагогическая компетентность учителя
12. Компетентностный подход в современном образовании
13. Профессионально-педагогическая этика педагога по физической культуре
14. Формирование коммуникативной компетентности у будущих учителей физической культуры
15. Индивидуальный стиль деятельности спортивного педагога
16. Профессионально-педагогическая культура спортивного педагога
17. Педагогическая техника спортивного педагога.
18. Особенности взаимоотношений спортивного педагога с юными спортсменами
19. Самообразование как способ повышения профессионального мастерства
20. Принципы воспитания.
21. Роль общения в развитии личности школьника.
22. Включение ребенка в различные виды деятельности как путь развития личности.
23. Трудный возраст.
24. Методы и приемы работы с трудными детьми.
25. Нравственное воспитание подростков.
26. Свободное время подростков.
27. Великие педагоги об учителе.
28. Великие педагоги о нравственном воспитании.
29. Великие педагоги о трудовом воспитании.
30. Теория «свободное воспитание».
31. Взаимосвязь типа личности со сферой профессиональной деятельности.
32. Определение типа личности по методики Джона Голланда.
33. Проблема воспитания морально-этических норм и принципов в системе профессионально-педагогической деятельности
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающегося анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающийсяами и самими обучающийсяами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающегося; при необходимости проведение консультаций для обучающегося;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающийсяам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающийсяов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающийсяов; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающийсяа и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающийсяом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающийсяов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающийсяов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающийсяов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части