2022-2023_ab44_03_05 ФКиБЖ п891_ 892_plx_Формирование профессиональных компетенций учителя физической культуры_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Формирование профессиональных компетенций учителя физической культуры
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
экзамен 7
Виды контроля  в семестрах:
экзамен
36
самостоятельная работа
44
аудиторные занятия
64
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
16 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
48
48
48
48
Итого ауд.
64
64
64
64
Кoнтактная рабoта
64
64
64
64
Сам. работа
44
44
44
44
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., профессор, Семенов С.А. _________________
 
 
Формирование профессиональных компетенций учителя физической культуры
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Денисенко Ю.П.

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в изучении проблемы и разработке эффективные пути обновления содержания и методов преподавания физической культуры на основе обязательного минимума содержания образования в области физической культуры, новой учебно-методической литературы, на основе творческого опыта ведущих педагогов страны.
1.2
Задачи освоения дисциплины
1.3
ознакомить слушателей с нормативно-правовым обеспечением по вопросам совершенствования педагогического процесса по физическому воспитанию;
1.4
раскрыть сущность, содержание профессиональной педагогической компетенции учителя физической культуры в условиях модернизации образования;
1.5
раскрыть специфику инновационных здоровьесберегающих педагогических технологий, нетрадиционных оздоровительных программ.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Избранный вид спорта и руководство соревновательной деятельностью
2.1.2
Менеджмент физической культуры и спорта
2.1.3
Образовательное право
2.1.4
Производственная летняя педагогическая практика
2.1.5
Обеспечение безопасности жизнедеятельности образовательной организации
2.1.6
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.7
Здоровьесберегающие технологии
2.1.8
Коммуникативный практикум
2.1.9
Методика работы вожатого в детско-юношеской организации
2.1.10
Системы гражданской защиты населения
2.1.11
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.1.12
История физической культуры
2.1.13
Международное олимпийское движение
2.1.14
Пожарная безопасность
2.1.15
Психология физической культуры
2.1.16
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.17
Противодействие коррупции
2.1.18
Курсовая работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности
2.1.19
Охрана труда на производстве и в учебном процессе
2.1.20
Туризм в школе
2.1.21
Избранный вид спорта и руководство соревновательной деятельностью
2.1.22
Менеджмент физической культуры и спорта
2.1.23
Производственная летняя педагогическая практика
2.1.24
Курсовая работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности
2.1.25
Обеспечение безопасности жизнедеятельности образовательной организации
2.1.26
Охрана труда на производстве и в учебном процессе
2.1.27
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.28
Здоровьесберегающие технологии
2.1.29
Коммуникативный практикум
2.1.30
Методика работы вожатого в детско-юношеской организации
2.1.31
Системы гражданской защиты населения
2.1.32
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.1.33
Туризм в школе
2.1.34
История физической культуры
2.1.35
Международное олимпийское движение
2.1.36
Пожарная безопасность
2.1.37
Психология физической культуры
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
2.1.38
Противодействие коррупции
2.1.39
Коммуникативный практикум
2.1.40
Методика работы вожатого в детско-юношеской организации
2.1.41
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.1.42
Международное олимпийское движение
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Патриотическое воспитание молодежи
2.2.2
Производственная педагогическая практика
2.2.3
Противодействие терроризму и экстремизму
2.2.4
Национальные виды спорта
2.2.5
Новые физкультурно-спортивные виды
2.2.6
Опасные ситуации природного характера и защита от них
2.2.7
Безопасное проведение спортивных и культурно-спортивных мероприятий
2.2.8
Организация спортивно-зрелищных мероприятий
2.2.9
Организация физкультурно-массовой работы
2.2.10
Правовое регулирование и организационное обеспечение безопасности жизнедеятельности
2.2.11
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.12
Патриотическое воспитание молодежи
2.2.13
Производственная педагогическая практика
2.2.14
Противодействие терроризму и экстремизму
2.2.15
Национальные виды спорта
2.2.16
Новые физкультурно-спортивные виды
2.2.17
Опасные ситуации природного характера и защита от них
2.2.18
Безопасное проведение спортивных и культурно-спортивных мероприятий
2.2.19
Организация спортивно-зрелищных мероприятий
2.2.20
Организация физкультурно-массовой работы
2.2.21
Правовое регулирование и организационное обеспечение безопасности жизнедеятельности
2.2.22
Новые физкультурно-спортивные виды
2.2.23
Организация спортивно-зрелищных мероприятий
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать:
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности
 
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
Уметь:
 
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды
 
подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
Владеть:
 
формулировать цели и задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности
 
навыком планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся
 
разрабатывать программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
ПК-6: готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ПК-7: способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности
 
Знать:
 
Основы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
Критерии организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
Методологию организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
 
Уметь:
 
Анализировать характеристики сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
Оценивать характеристики организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
Выбирать принципы сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в зависимости от конкретной ситуации
 
 
Владеть:
 
Навыками применения знаний для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
Навыками разработки комплекса мероприятий  для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
Навыками проектирования программы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Требования нормативно-правовых  документов  к деятельности  учителя ФК:  ФЗ об  образовании, ФГОС,  ЕКС, методику  оценки  профессиональной деятельности  педагогических  работников (В.Д.Шадрикова), Профессиональный стандарт;
3.1.2
Описание профессиональных  компетенций согласно ЕКС,  согласно методики  оценки  профессиональной деятельности  педагогических  работников (В.Д.Шадрикова);
3.1.3
Описание трудовых действий  соответствующих трудовых  функций согласно  Профессиональному стандарту педагога;
3.1.4
Способы взаимодействия педагога с различными субъектами образовательного процесса.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать уровень  сформированности  профессионально-педагогических  компетенций  с  позиций различных  нормативно-правовых требований;
3.2.2
анализировать мотивы  профессионально-педагогической деятельности  и  осознавать социальную  значимость  профессии  учитель ФК;
3.2.3
определять особенности  профессиональной мотивации  и  выстраивать  с  учетом  выявленных  компетенций образовательный маршрут  по их формированию,  развитию  и совершенствованию.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
приемами самоанализа профессиональных  компетенций и  особенностей профессиональной  мотивации;
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
3.3.2
навыками по развитию и совершенствованию трудовой  функции  по  реализации  образовательных  программ учебного  предмета Физическая культура;
3.3.3
навыками по развитию и соверешенствованию  трудовой функции  обучения,  воспитательной и развивающей деятельности различных категорий обучающихся, в том числе  и ОВЗ.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Профессиональные компетенции учителя ФК

 
1.1
Требования нормативно-правовых документов  к  профессиональной компетентности  учителя ФК /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-3 ПК-6 ПК-7
7
0
 
1.2
Профессиональный стандарт педагога. Программа  профессионального  развития как условие развития едагогической компетентности  учителя /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-3 ПК-6 ПК-7
7
0
 
1.3
Составление годового  плана учебной работы по  физической культуре (рабочей программы по  ФК),  по спортивным тренировкам /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-3 ПК-6 ПК-7
7
0
 
1.4
Составление годового  плана воспитательной работы по  спортивно- оздоровительному направлению /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-3 ПК-6 ПК-7
7
0
 
1.5
Проведения учебных занятий по физической культуре с детьми дошкольного, школьного возраста и обучающимися в образовательных организациях, организации внеурочной физкультурно-спортивной работы используя методы физического воспитания и укрепления здоровья, знания анатомо-физиологических, психолого- педагогических и физических особенностей детей различного возраста, гигиенических норм и требований безопасности к местам проведения учебных занятий по физической культуре /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-3 ПК-6 ПК-7
7
0
 
1.6
Применение, и анализ эффективности применения  конкретных средства и методов двигательной деятельности   для коррекции анатомо-физиологических, психолого-педагогических,  физических способностей  и функциональных состояний обучающихся с учетом индивидуальных особенностей пола и возраста /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-3 ПК-6 ПК-7
7
0
 
1.7
Реализации в практической деятельности средств, методов, форм и методик используемых в образовательном процессе по в физической культуре /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-3 ПК-6 ПК-7
7
0
 
1.8
Планирования учебных занятий по базовым видам спорта с учетом особенностей занимающихся на основе положений дидактики, теории и методики физической культуры /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-3 ПК-6 ПК-7
7
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
1.9
Роль учителя ФК в реализации  программ основного  общего  образования /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
ПК-3 ПК-6 ПК-7
7
0
 
1.10
Роль учителя ФК в реализации  Программы воспитания и социализации на уровне  основного  общего  образования /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
ПК-3 ПК-6 ПК-7
7
0
 
1.11
Построение профессиограммы на основе  диагностики профессиональных  компетенций  согласно  требованиям  Профстандарта /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
ПК-3 ПК-6 ПК-7
7
0
 
1.12
Разработка программы профессионального  развития на основе выявленных  профессиональных  затруднений /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
ПК-3 ПК-6 ПК-7
7
0
 
1.13
Изучение требований ПРофстандарта к обобщенной трудовой функции: педагогическая  деятельность  по  проектированию и реализации образовательного  процесса  в ОО,  в части  "Обучение" /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-3 ПК-6 ПК-7
7
0
 
1.14
Изучение нормативно-правовых актов.

Анализ условий реализации образовательных программ в собственной образовательной организации на предмет соответствия необходимым требованиям, выявление проблем и определение путей их преодоления /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-3 ПК-6 ПК-7
7
0
 
1.15
Анализ  требований ЕКС к  профессиональной  компетентности  педагога. Самооценка уровня профессиональной  компетентности  по  методике В.Д.Шадрикова /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-3 ПК-6 ПК-7
7
0
 
1.16
Изучение требований ПРофстандарта к обобщенной трудовой функции: педагогическая  деятельность  по  проектированию и реализации образовательного  процесса  в ОО,  в части  "воспитательная деятельность" /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-3 ПК-6 ПК-7
7
0
 
1.17
Изучение требований ПРофстандарта к обобщенной трудовой функции: педагогическая  деятельность  по  проектированию и реализации образовательного  процесса  в ОО,  в части  "Развивающая деятельность" /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-3 ПК-6 ПК-7
7
0
 
1.18
Изучение требований ПРофстандарта к обобщенной трудовой функции: педагогическая  деятельность  по  проектированию и реализации образовательного  процесса  в ОО,  в части  "педагогическая деятельность  по  реализации  программ  основного  и  среднего  общего  образования" /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-3 ПК-6 ПК-7
7
0
 
1.19
Анализ урока физической культуры в школе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-3 ПК-6 ПК-7
7
0
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
1.20
Составление перечня трудовых  действий,  необходимых для освоения и совершенствования с учетом соответствующих для этого знаний и умений.  Трудовые функции "Обучение. Воспитательная и развивающая деятельность" /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ПК-3 ПК-6 ПК-7
7
0
 
1.21
Составление перечня трудовых  действий,  необходимых для освоения и совершенствования с учетом соответствующих для этого знаний и умений.  Трудовые функции "Педагогическая деятельность по  реализации программ основоного и среднего общего  образования" /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-3 ПК-6 ПК-7
7
0
 
1.22
Изучение нормативно-правовых актов.

Анализ условий реализации образовательных программ в собственной образовательной организации на предмет соответствия необходимым требованиям, выявление проблем и определение путей их преодоления /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-3 ПК-6 ПК-7
7
0
 
1.23
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

36
ПК-3 ПК-6 ПК-7
7
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Прмоежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

1.Проведите педагогический анализ проведенного урока физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС.

2.Разработайте план-конспект урока физической культуры с образовательно-познавательной направленностью в соответствии с требованиями ФГОС.

3.Разработайте план-конспект урока физической культуры с образовательно-обучающей направленностью в соответствии с требованиями ФГОС.

4.Разработайте план-конспект урока физической культуры с образовательно-тренировочной направленностью в соответствии с требованиями ФГОС.

5.Выделите метапредметные результаты реализуемые на уроках физической культуры с образовательно-познавательной направленностью.

6.Выделите метапредметные результаты реализуемые на уроках физической культуры с образовательно-обучающей направленностью.

7.Выделите метапредметные результаты реализуемые на уроках физической культуры с образовательно-тренировочной направленностью.

8.Смоделируйте проблемную ситуацию на уроке физической культуры с образовательно-познавательной направленностью.

9.Смоделируйте проблемную ситуацию на уроке физической культуры с образовательно-обучающей направленностью.

10.Смоделируйте проблемную ситуацию на уроке физической культуры с образовательно-тренировочной направленностью.

11.Составьте список заданий по достижению предметных результатов на уроках обучения основам двигательных действий (по разделам в соответствии с КТП).  

12.Проведите исследование пульсометрии уроков физической культуры различного типа и составьте график динамики пульса.

13.Проведите хронометрию уроков  физической культуры различного типа и определите общую и моторную плотности.

14.Разработайте рекомендации по итогам проведенного исследования пульсометрии уроков физической культуры различного типа.

15.Разработайте рекомендации по итогам проведенной хронометрии уроков физической культуры различного типа.

16.Составьте схему метапредметных результатов реализуемых на уроках физической культуры различного типа.

17.Разработайте и оформите в дидактические карточки (раздаточный материал) комплексы общеразвивающих упражнений для подготовительной части урока в соответствии с КТП и примерными рабочими программами по физической культуре в школе (10 карточек).

18.Разработайте и оформите в дидактические карточки (раздаточный материал)подвижные игры по физической культуре в школе (10 карточек).

19.Разработайте и оформите в дидактические карточки (раздаточный материал)эстафеты для уроков физической культуре в школе (10 карточек).

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
20.Разработайте и оформите в дидактические карточки (раздаточный материал) комплексы общеразвивающих упражнений тренировочной направленности для основной части урока в соответствии с КТП и примерными рабочими программами по физической культуре в школе (10 карточек, по 2 на каждое физическое качество).

21.Спланируйте  воспитательное внеурочное спортивно-оздоровительное мероприятие.  

22.Организуйте и проведите воспитательное внеурочное спортивно-оздоровительное мероприятие.  

23.Проведите анализ (рефлексию)проведенного воспитательного внеурочного спортивно-оздоровительного мероприятия.

24.Разработайте план-конспект урока физической культуры с образовательно-познавательной направленностью в соответствии с требованиями ФГОС в младших классах (1-4 класс).

25.Разработайте план-конспект урока физической культуры с образовательно-обучающей направленностью в соответствии с требованиями ФГОС в младших классах (1-4 класс).

26.Разработайте план-конспект урока физической культуры с образовательно-тренировочной направленностью в соответствии с требованиями ФГОС в младших классах (1-4 класс).

27.Разработайте план-конспект урока физической культуры с образовательно-познавательной направленностью в соответствии с требованиями ФГОС в средних классах (5-8 класс).

28.Разработайте план-конспект урока физической культуры с образовательно-обучающей направленностью в соответствии с требованиями ФГОС в средних классах(5-8 класс).

29.Разработайте план-конспект урока физической культуры с образовательно-тренировочной направленностью в соответствии с требованиями ФГОС в средних классах (5-8 класс).

30.Разработайте план-конспект урока физической культуры с образовательно-познавательной направленностью в соответствии с требованиями ФГОС в старших классах (9-11 класс).

31.Разработайте план-конспект урока физической культуры с образовательно-обучающей направленностью в соответствии с требованиями ФГОС в старших классах (9-11 класс).

32.Разработайте план-конспект урока физической культуры с образовательно-тренировочной направленностью в соответствии с требованиями ФГОС в старших классах (9-11 класс).

33.Назовите основные этапы становления урока как формы организа-ции занятий физической культурой в школе.

34.Каково место урока в структуре педагогической системы учебного предмета «Физическая культура»?

35.Что определяет вид урока физической культуры?

36.Что определяет тип урока физической культуры?

37.Дайте классификацию уроков физической культуры по их видам и типам.

38.Что составляет содержание урока физической культуры?

39.Что называется структурой урока физической культуры?

40.Назовите элементы структуры урока физической культуры по их частям.

41.Чем различаются технология и методика учебно-воспитательного процесса?

42.Дайте определение технологии учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура».

43.Назовите компоненты структуры технологии учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура».

44.Какова взаимосвязь структур «шага» дидактических процессов и технологии учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура»?

45.Что такое цикл технологии учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура»?

46.Какие существуют циклы технологии учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура»?

47.Каковы место и функции непосредственного дидактического взамодействия в структуре технологии учебно-воспитательного процесса?

48.В чем выражаются взаимосвязь и взаимообусловленность деятельностей учителя и учащихся в компоненте непосредственного дидактического взаимодействия?

49.Назовите и дайте характеристику каждого вида взаимодействия учителя и учащихся в преподавании и учении по физической культуре.

50.Каковы сущность и содержание подготовки учителя к уроку? Назовите этапы подготовки и дайте их характеристику.

51.Как формулируется цель урока?

52.Определите взаимосвязь целей и задач урока при подготовке учителя к уроку.

53.Что такое анализ урока физической культуры?

54.Назовите цель и задачи анализа урока.

55.В чем заключается сущность анализа урока методом педагогическо-го наблюдения?

56.Объясните назначение, сущность и методику использования метода хронометрирования урока.

57.Какой метод используется для определения рациональности регулирования физической нагрузки на уроке физической культуры?

58.Каковы сущность, назначение и особенности использования рейтингового метода для анализа урока физической культуры?

59.Обоснуйте место педагогического контроля в технологии учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура».

60.Назовите элементы содержания контрольного компонента деятельности учителя физической культуры.

61.Какие методы применяет учитель, реализуя свою контрольную деятельность на уроках физической культуры?

62.Перечислите формы организации педагогического контроля на уроках физической культуры.

63.Каковы требования к контролю в технологии учебно-воспитательного процесса по физической культуре в школе?

64.Каково место оценки результатов дидактического взаимодействия учителя и учащихся в структуре дидактических процессов по предмету?

65.В чем сущность оценочно-аналитического компонента технологии учебного процесса по предмету «Физическая культура»?

66.Назовите функции контроля в технологии учебно-воспитательного процесса.

67.Назовите методы получения оценочной информации в технологии учебно-воспитательного процесса по физической 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
культуре в школе.

68.Для чего нужна аналитическая информация в технологии учебно-воспитательного процесса по физической культуре?

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов

1. Сущность и содержание педагогической деятельности.

2. Сущность педагогической деятельности, её особенности. Социальная ценность труда учителя.

3. Содержание и структура педагогической деятельности.

4. Функции профессионально-педагогической деятельности. Виды педагогической деятельности.

5. Учитель как субъект педагогической деятельности. Педагогическая позиция учителя. Мотивы педагогической деятельности: внешние, внутренние.

6. Социальная ценность труда учителя.

7. Общая и педагогическая культура учителя.

8. Структура профессионально-педагогической культуры.

9. Педагогическая этика и мораль.

10. Профессионально-педагогическая компетентность спортивного педагога

11. Профессионально-педагогическая компетентность учителя

12. Компетентностный подход в современном образовании

13. Профессионально-педагогическая этика педагога по физической культуре

14. Формирование коммуникативной компетентности у будущих учителей физической культуры

15. Индивидуальный стиль деятельности спортивного педагога

16. Профессионально-педагогическая культура спортивного педагога

17. Педагогическая техника спортивного педагога.

18. Особенности взаимоотношений спортивного педагога с юными спортсменами

19. Самообразование как способ повышения профессионального мастерства

20. Принципы воспитания.

21. Роль общения в развитии личности школьника.

22. Включение ребенка в различные виды деятельности как путь развития личности.

23. Трудный возраст.

24. Методы и приемы работы с трудными детьми.

25. Нравственное воспитание подростков.

26. Свободное время подростков.

27. Великие педагоги об учителе.

28. Великие педагоги о нравственном воспитании.

29. Великие педагоги о трудовом воспитании.

30. Теория «свободное воспитание».

31. Взаимосвязь типа личности со сферой профессиональной деятельности.

32. Определение типа личности по методики Джона Голланда.

33. Проблема воспитания морально-этических норм и принципов в системе профессионально-педагогической деятельности

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Холодов Ж. К.
Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высш. образования / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 15-е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2018. - 496 с. - (Серия "Бакалавриат")
М. : Издательский центр "Академия", 2018, 2018
 
Л1.2
Карась, Т. Ю.
Теория и методика физической культуры и спорта : учебно-практическое пособие / Т. Ю. Карась. — 2-е изд. — Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 131 c. — ISBN 978-5-4497-0149-7. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/85832.html
Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Стриханов, М. Н.
Физическая культура и спорт в вузах : учебное пособие / М. Н. Стриханов, В. И. Савинков. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 160 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-10524-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://biblio-online.ru/bcode/430716
Москва : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
Л2.2
Манжелей, И. В.  
Педагогика физического воспитания : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / И. В. Манжелей. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 182 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09508-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/430167
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. URL: https://elibrary.ru
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ).  URL: https://нэб.рф/ 
 
Э4
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ. URL: https://polpred.com/news
 
Э5
Ресурсы East View (ИВИС). URL: https://dlib.eastview.com/login
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.4
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.5
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.8
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.9
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.10
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.11
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.12
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-316 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-100а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающегося анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающийсяами и самими обучающийсяами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающегося; при необходимости проведение консультаций для обучающегося;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающийсяам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

 
стр. 13
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающийсяов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающийсяов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающийсяа и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающийсяом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающийсяов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающийсяов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающийсяов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части 

 
стр. 14
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.