2022-2023_ab44_03_05 ФКиБЖ п891_ 892_plx_История физической культуры_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История физической культуры
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
зачет 3
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
54
аудиторные занятия
54
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
36
36
36
36
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
54
54
54
54
Сам. работа
54
54
54
54
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Ахметов А.М.;преп., Цыганов И.В. _________________
 
 
История физической культуры
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумеров Р.А.

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в приобщении будущих специалистов к ценностям физической, духовной и нравственной культуры, обогащать знаниями фактов прошлого, помогать адекватно оценивать сегодняшнее состояние общества и место физической культуры и спорта в нем, воспитывать чувства патриотизма, национальной гордости, стремление к честной бескомпромиссной борьбе
1.2
Задачами освоения дисциплины являются
1.3
формирование мировоззренческих взглядов на становление, состояние и развитие физической культуры и спорта в разные периоды существования человеческого общества.
1.4
первостепенную роль играет способность студентов понимать историческую логику взаимосвязи общественных процессов и этапов развития физической культуры и спорта.
1.5
изучение предмета помогает осознать место и роль нашей страны во всемирно историческом процессе развития физической культуры и спорта, понимать историческую обусловленность процессов и явлений физической культуры в современном мире.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Противодействие коррупции
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.2
Методика работы вожатого в детско-юношеской организации
2.2.3
Системы гражданской защиты населения
2.2.4
Производственная летняя педагогическая практика
2.2.5
Оборона государства и основы военной службы
2.2.6
Производственная культурно-просветительская практика
2.2.7
Формирование профессиональных компетенций учителя физической культуры
2.2.8
Патриотическое воспитание молодежи
2.2.9
Организация физкультурно-массовой работы
2.2.10
Методика работы вожатого в детско-юношеской организации
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать:
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности
 
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
Уметь:
 
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности

 
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды
 
подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
Владеть:
 
формулировать цели и задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности
 
навыком планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся
 
разрабатывать программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Движущие силы и закономерности исторического процесса в области ФКиС
3.1.2
Основные исторические периоды в развитии ФКиС
3.1.3
Причины возникновения различных систем физического воспитания
3.1.4
Термины и понятия по ФКиС в рамках изучаемой дисциплины;
3.1.5
Основные этапы развития отечественных и зарубежных систем физического воспитания;
3.1.6
Историю развития основных форм международного спортивного движения;
3.1.7
Становление и развитие физической культуры в общеобразовательной школе дореволюционной России, СССР и РФ.
3.1.8
Эстетические, нравственные и духовные ценности основных систем физического воспитания и международного спортивного движения
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Организовывать процесс олимпийского образования школьников в соответствии с требованиями учебной программы по физическому воспитанию;
3.2.2
Составлять вопросы по Истории ФКиС к экзаменационным билетам школьников выпускных классов;
3.2.3
Подбирать вопросы по Истории ФКиС для школьников всех возрастов при проведении физкультурно-спортивных викторин, классных часов и т.п.;
3.2.4
Объяснять причины ныне происходящих явлений в сфере ФКиС
3.2.5
Объяснять происхождение тех или иных физических упражнений (видов спорта).
3.2.6
Подготовить и провести культурно-просветительское мероприятие по вопросам из истории ФКиС
3.2.7
Различать политические организации разных стран
3.2.8
С уважением относится к исторически-сложившимся традициям в спорте
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
Теоретическими сведениями для формирования у детей потребности к физкультурно-спортивной деятельности;
3.3.2
Организационными основами проведения бесед, консультаций с учащимися и родителями, конкурсов-игр по типу «Что, где, когда?»
3.3.3
Основной информацией по вопросам истории ФКиС
3.3.4
Патриотическими убеждениями
3.3.5
Политической организацией в своем отечестве.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Физическая культура и спорт в зарубежных странах

 
1.1
Введение. Физическая культура в Древнем мире /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-3
3
0
 
1.2
Физическая культура в Древней Греции и Древнем Риме  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-3
3
0
 
1.3
Физическая культура в Древней Греции и Древнем Риме  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-3
3
0
 
1.4
Физическая культура в Древней Греции и Древнем Риме  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-3
3
0
 
1.5
Физическая культура в средние века /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-3
3
0
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
1.6
Физическая культура в средние века /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-3
3
0
 
1.7
Физическая культура в средние века /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-3
3
0
 
1.8
Физическая культура и спорт в Новое время /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-3
3
0
 
1.9
Физическая культура и спорт в Новое время /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-3
3
0
 
1.10
Физическая культура и спорт в Новое время /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-3
3
0
 
1.11
Физическая культура и спорт в Новейшее время /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-3
3
0
 
1.12
Физическая культура и спорт в Новейшее время /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-3
3
0
 
1.13
Физическая культура и спорт в Новейшее время /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-3
3
0
 
1.14
Системы физической культуры в странах Востока /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-3
3
0
 
1.15
Системы физической культуры в странах Востока /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-3
3
0
 
1.16
Системы физической культуры в странах Востока /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-3
3
0
 
 
Раздел 2. Физическая культура и спорт в дореволюционной России, СССР, Российской федерации

 
2.1
Физическая культура в период становления Русского государства /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-3
3
0
 
2.2
Физическая культура в период становления Русского государства /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-3
3
0
 
2.3
Физическая культура и спорт в Российской империи /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-3
3
0
 
2.4
Физическая культура и спорт в Российской империи /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-3
3
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
2.5
Физическая культура и спорт в СССР /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-3
3
0
 
2.6
Физическая культура и спорт в СССР /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-3
3
0
 
2.7
Физическая культура и спорт в Российской Федерации /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-3
3
0
 
2.8
Физическая культура и спорт в Российской Федерации /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-3
3
0
 
2.9
Физическая культура и спорт в Российской Федерации /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2 Л3.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-3
3
0
 
 
Раздел 3. Международное спортивное движение

 
3.1
История возрождения международного олимпийского движения /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-3
3
0
 
3.2
История возрождения международного олимпийского движения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-3
3
0
 
3.3
Международное спортивное движение и его основные проблемы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-3
3
0
 
3.4
Международное спортивное движение и его основные проблемы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-3
3
0
 
3.5
Международное спортивное движение и его основные проблемы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-3
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1. Предмет и задачи истории физической культуры и спорта.

2. Возникновение физической культуры в первобытном и родовом обществах.

3. Развитие физической культуры в Древней Греции.

4. Развитие физической культуры в Древнем Риме.

5. Физическое воспитание у древних народов Севера, Сибири и Закавказья.

6. Становление и развитие систем физической культуры в странах Востока.

7. Олимпийские игры античного мира, их характеристика и историческое значение.

8. Военно-физическая подготовка феодальной знати в странах Западной Европы. Рыцарские турниры и другие состязания.

9. Физическое воспитание крестьян и горожан в странах Западной Европы в период феодализма. Стрелковые и фехтовальные объединения (братства).

10. Теоретические обобщения и прогрессивные идеи в области физического воспитания в средние века (XV - XVII вв.).

11. Становление и развитие современного спорта в Западной Европе и других странах в новое время. Создание спортивных клубов и развитие отдельных видов спорта.

12. Развитие теоретических основ физического воспитания в первый период нового времени в странах Запада (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, Г. Фит, И. Гутс-Мутс и др.).

13. Возникновение и развитие немецкого гимнастического движения в XIX в.

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
14. Возникновение и развитие шведской системы гимнастики в XIX в.

15. Возникновение и развитие сокольской системы гимнастики в середине XIX века.

16. Формирование в Англии школьного физического воспитания, основанного на современной спортивно-игровой деятельности (XIX в.).

17. Модернизация систем и методов физического воспитания в Западной Европе во второй половине XIX в. Система гимнастики Г. Демени. Метод естественной гимнастики.

18. Развитие физического воспитания в учебных заведениях и общественных физкультурно-спортивных организациях в странах Западной Европы в период с XVII в. до настоящего времени.

19. Развитие физической культуры в России с древнейших времен до XVIII века.

20. Начало формирования спортивно-гимнастического движения в России со второй половины XIX в. Создание спортивных клубов и развитие отдельных видов спорта.

21. Становление и развитие системы физического воспитания в образовательных учреждениях и общественных физкультурно-спортивных организациях России в период с XVII в. до настоящего времени.

22. Развитие русской науки о физическом воспитании во второй половине 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Реферат

1. Периодизация античных Олимпийских игр и характеристика основных этапов их развития.

2. Эволюция спортивной программы античных Олимпийских игр.

3. Пентатлон в системах физического воспитания Древней Греции и античного олимпизма.

4. Эстетические  идеалы в произведениях античного  искусства,  посвящённых Олимпийским играм.

5. Педагогические идеи и естественно-научные вопросы физического воспитания в Древней Греции.

6. Роль Гиппократа в  изучении  влияния физических упражнений на здоровье человека.

7. Участие древних философов и мыслителей в агонах.

8. Основные причины упадка и гибели античных Олимпийских игр.

9. История, содержание и значение региональных игр Древней Греции.

10. Физическое воспитание и зрелищный спорт в Древнем Риме.

Шкала оценивания по показателям (max – 2 балла):

Соответствует в полной мере – 2 балла,

Соответствует частично – 1 балл,

Не соответствует – 0 баллов

С учетом набранной суммы баллов по всем показателям - max – 45 баллов.

Вопросы к экзамену  

по дисциплине История физической культуры  

1. Предмет, задачи, источники, периодизация и методы изучения истории физической культуры и спорта. Историческая связь и взаимозависимость физической культуры с общественно-экономической формацией, религией, национальными и региональными особенностями.

2. Особенности развития физической культуры и спорта в первобытном обществе. Зарождение элементов спорта.

3. Системы физического воспитания в Древней Греции: Спартанская и Афинская.

4. Древнегреческая (античная) гимнастика. Агонистика и участие в ней древнегреческих мыслителей и философов.

5. Олимпийские игры Древней Греции: происхождение, содержание, причины упадка и гибели.

6. Физическое воспитание и система военно-физической подготовки легионеров в Древнем Риме. Причины возникновения и развития, содержание и общественное значение зрелищного спорта в Римской империи.

7. Физические упражнения и игры в рабовладельческих государствах Древнего Востока (Индия, Китай, Египет, Месопотамия и др.).

8. Военно-физическое воспитание феодалов Западной Европы в средние века (рыцарская система воспитания). Причины возникновения и упадка.

9. Физические упражнения и игры крестьян и горожан средневековой Европы. Отношение церкви к физическому воспитанию человека в средневековье.

10. Вопросы физического воспитания в трудах гуманистов эпохи Возрождения (Иероним Меркуриалис, Томас Мор, Ян Амос Коменский, Уильям Гарвей и др.).

Шкала оценивания по показателям (max – 11 баллов):

Соответствует в полной мере – 11 баллов,

Соответствует частично – 6 баллов,

Не соответствует – 0 баллов

С учетом набранной суммы баллов по всем показателям - max – 55 баллов.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Мельникова, Н.Ю.
История физической культуры и спорта: учебник/ Мельникова Н.Ю., Трескин А.В.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Издательство «Спорт», 2017.— 432 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/79433.html
Москва: Издательство «Спорт», 2017
 
Л1.2
Мельникова, Н.Ю., Трескин, А.В.
История физической культуры и спорта: учебник/ Мельникова Н.Ю., Трескин А.В.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Советский спорт, 2013.— 392 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/40780.html
Москва: Советский спорт, 2013
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Пельменев, В. К. 
История физической культуры : учебное пособие для вузов / В. К. Пельменев, Е. В. Конеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 184 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11804-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://new-prod.biblio-online.ru/bcode/447196
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Хавин Б.Н.
Звезды спорта: Справочник
М.: Физкультура и спорт, 1979
 
Л3.2
Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО): постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 № 540
 
Л3.3
Кун Л., Пер. с венгр. Под общ.ред.В.В.Столбова
Всемирная история физической культуры и спорта
М.:Радуга, 1982
 
Л3.4
Федеральный закон "О физической культуре и спорте Российской Федерации" от 04.12.2007 г., № 329
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus 
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. URL: https://elibrary.ru 
 
Э3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. URL: www.iprbookshop.ru 
 
Э4
Национальная электронная библиотека (НЭБ). URL: https://нэб.рф/  
 
Э5
Электронная библиотечная система «Юрайт». URL: https://biblio-online.ru/ 
 
Э6
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ. URL: https://polpred.com/news 
 
Э7
Ресурсы East View (ИВИС). URL: https://dlib.eastview.com/login 
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.4
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.5
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
6.3.1.8
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.9
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.10
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.11
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.12
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-217 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-100а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.