Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова Миляуша Хасановна
ции
Э1 Э4 Э5 Э6
Э1 Э4 Э5 Э6
Э1 Э4 Э5 Э6
Э1 Э4 Э5 Э6
Э1 Э4 Э5 Э6
Э1 Э4 Э5 Э6
Э1 Э3 Э4 Э5 Э6
Э4 Э5 Э6
Э4 Э5 Э6
Э4 Э5 Э6
Э1 Э4 Э5 Э6
Э1 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э4 Э5 Э6
Э1 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э4 Э5 Э6
Э1 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э4 Э5 Э6
Э1 Э4 Э5 Э6
Э1 Э4 Э5 Э6
Э1 Э4 Э5 Э6
Э1 Э4 Э5 Э6
Э1 Э4 Э5 Э6
Э1 Э4 Э5 Э6
Э1 Э4 Э5 Э6
Э5 Э6
Вопросы и задания к экзамену
1. Геология как наука, объекты и цели исследования важнейших геологических дисциплин, практическое значение геологии.
2. Основные геосферы Земли.
3. Характеристика формы и размеров Земли.
4. Понятие о минералах, основные диагностические свойства минералов, формы нахождения в природе.
5. Основные классы минералов.
6. Понятие о горных породах, их структурно-текстурные особенности.
7. Классификация горных пород. Магматические горные породы.
8. Осадочные горные породы.
9. Метаморфические горные породы..
10. Полезные ископаемые и их классификация.
11. Внутреннее строение Земли.
12. Основные типы земной коры.
13. Относительный возраст горных пород и методы его определения.
14. Геохронологическая шкала. Стратиграфическая шкала.
15. Абсолютный возраст горных пород и методы его определения.
16. Возраст Земли.
17. Архейская эра. Основные геологические события.
18. Протерозой. Основные геологические события.
20. Мезозой. Основные геологические события.
21. Кайнозой. Основные геологические события.
22. Общая характеристика геодинамических процессов. Эндогенные процессы.
23. Понятие о магматизме, основные типы магм и виды магматических процессов.
24. Вулканизм.
25. Метаморфизм как геологический процесс. Факторы, типы и термодинамические условия метаморфизма.
26. Классификация тектонических движений земной коры.
27. Землетрясения. Общие понятия, классификация землетрясений по глубине фокуса и интенсивности. Природа и географическое распространение землетрясений.
28. Главные структурные элементы земной коры.
29. Возникновение и развитие структур земной коры с позиции тектоники литосферных плит. Процессы субдукции, спрединга и коллизии.
30. Экзогенные процессы. Общая характеристика.
31. Типы и процессы выветривания. Типы и строение кор выветривания.
32. Продукты и процессы эоловой деятельности.
33. Геологическая деятельность поверхностных текучих вод.
34. Геологическая деятельность морей и океанов.
35. Геологическая деятельность подземных вод.
36. Геологическая деятельность озер и болот.
37. Геологическая деятельность ледников.
38. Геологические процессы в зоне вечной мерзлоты.
39. Гравитационные процессы.
40. Геологические карты, легенда, условные обозначения, элементы залегания горных пород.
Задания:
1. Разработать приемы формирования геологических понятий, причинно- следственных связей и закономерностей для учащихся 5-8 классов (по выбору).
2. Составить перечень оборудования для одной из тем по разделу «Литосфера».
Контрольная работа
Раздел 1. Минералы и горные породы Вариант 1
1. Дать определение минерала. Перечислить физические свойства минералов.
2. Перечислить главные группы горных пород по происхождению. .
3. В виде схемы представить классификацию магматических пород, привести примеры.
4. Перечислить факторы метаморфизма.
5. Определить минералы по представленным образцам.
Вариант 2
1. Раскрыть понятие «горная порода». Перечислить диагностические признаки горных пород.
2. Перечислить основные классы минералов. По каждому классу привести примеры.
3. В виде схемы представить классификацию осадочных пород, привести примеры.
4. Что такое локальный метаморфизм?
5. Определить горные породы по представленным образцам.
Приступая к освоению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием методической базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению анализу геологических процессов и формированием навыков работы с научной и справочной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, на умение будущего педагога не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, формирование практических умений, понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Необходимо познакомиться с темой и вопросами, заданиями занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Выполнение практических работ складывается из следующих этапов: самостоятельная подготовка к работе, работа в кабинете геологии, оформление отчета, анализ результатов и защита.
При подготовке к защите обучающийся должен уметь объяснить и оценить полученные в работе результаты, а также уметь ответить на контрольные вопросы.Также внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов практического занятия, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимися новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач
Завершающим этапом освоения дисциплины является экзамен.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом освоения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей, предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств.
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.