2022-2023_z44_03_05 БиГ 2262_plx_Геология_Биология и География
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Геология
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
 
экзамен 1
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
153
аудиторные занятия
18
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
18
18
18
18
Кoнтактная рабoта
18
18
18
18
Сам. работа
153
153
153
153
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
180
180
180
180
 
 
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
Кандидат педагогических наук, доцент, Киямова Ания Галиакбаровна _________________
 
 
Геология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова Миляуша Хасановна

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины «Геология» является формирование систематизированных знаний в области геологии с учетом логических и содержательно-методических связей в предметной области «География» в общеобразовательной школе, готовности осуществлять педагогическую деятельность на основе полученных знаний, умений работать  с источниками информации.
1.2
Задачи освоения дисциплины «Геология»:
1.3
сформировать представления о форме, размерах, внешних и внутренних оболочках Земли;
1.4
ознакомить с вещественным составом земных оболочек и главными структурными элементами земной коры;
1.5
обеспечить усвоение знаний о геологических процессах внешней и внутренней динамики;
1.6
овладеть навыками работы с картой строения земной коры и геологической картой;
1.7
сформировать навыки  определения основных типов горных пород и породообразующих минералов;
1.8
развивать способности реализовывать образовательные программы по учебному предмету "География" в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
1.9
освоение способов применения цифровых ресурсов для решения задач профессиональной деятельности
1.10
освоение приемов осуществления сбора и поиска информации.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Изучение данной дисциплины базируется на знании общеобразовательной программы по следующим предметам: «География», «Химии», «Физика».
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Гистология с основами эмбриологии
2.2.2
Общее землеведение
2.2.3
Учебная практика (использование учебно-опытного участка в учебном процессе)
2.2.4
Учебная практика по ботанике и зоологии
2.2.5
Учебная технологическая практика (проектно-технологическая практика)
2.2.6
Философия
2.2.7
Ландшафтоведение
2.2.8
Методы математической обработки данных
2.2.9
Теория и методика обучения географии
2.2.10
Учебная научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.11
Физиология человека и животных
2.2.12
Физическая география материков и океанов
2.2.13
Биогеография
2.2.14
Методический практикум
2.2.15
Микробиология с основами вирусологии
2.2.16
Образовательные технологии в процессе обучения биологии
2.2.17
Общая экономическая и социальная география
2.2.18
Производственная педагогическая практика
2.2.19
Физическая география России
2.2.20
Экономическая и социальная география России
2.2.21
Генетика
2.2.22
Геоэкология
2.2.23
Курсовая работа по методике обучения биологии
2.2.24
Общая экология
2.2.25
Основы экологической культуры
2.2.26
Производственная педагогическая практика
2.2.27
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.28
Теория эволюции
2.2.29
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов физической географии
2.2.30
Технология организации краеведческой работы в школе
 
стр. 4
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
2.2.31
Экономическая и социальная география мира
2.2.32
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.33
Методы биометрии
2.2.34
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.35
Этногеография и география религий
2.2.36
Географические информационные системы
2.2.37
Зоология позвоночных
2.2.38
Формирование функциональной грамотности при обучении биологии
2.2.39
Анатомия и морфология человека
2.2.40
Методы географических исследований
2.2.41
Биотехнологии
2.2.42
География РТ
2.2.43
Основы здорового образа жизни
2.2.44
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов экономической и социальной географии
2.2.45
Туризм в школе
2.2.46
География населения
2.2.47
Методы биологических исследований
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.3: Анализирует источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
 
 
ОПК-9: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
 
ОПК-9.2: Демонстрирует способность использовать цифровые ресурсы для решения задач профессиональной деятельности
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные понятия геологии, необходимые для формирования мировоззренческой позиции; источники географической информации; способы поиска информации; основы педагогической деятельности, основные геологические понятия и определения, причинно-следственные связи и закономерности геологических процессов и явлений и приемы их формирования в предметной области «География»; цифровые ресурсы для решения задач профессиональной деятельности
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выбирать источники информации, адекватные поставленным задачам по геологии; анализировать научную литературу, статистический материал, геологические и тектонические карты; осуществлять поиск, критический анализ и синтез географической информации; логически мыслить, рассуждать, формировать свою мировоззренческую позицию; раскрывать содержание геологических понятий, причинно-следственные связи и закономерности геологических процессов и явлений; использовать специальные научные знания и цифровые ресурсы в процессе осуществления педагогической деятельности
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками поиска источников информации для решения поставленных задач и соответствующих научному мировоззрению;  навыками обработки и систематизации географической информации; навыками применения специальных научных знаний в предметной области «География» в процессе осуществления педагогической деятельности; способами применения цифровых ресурсов для решения задач профессиональной деятельности
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Минералы и горные породы

 
стр. 5
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
1.1
Минералы и горные породы /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э4 Э5 Э6

2
УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
1
0
 
1.2
Описание минералов /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э4 Э5 Э6

2
УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
1
0
 
1.3
Процессы минералообразования. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э4 Э5 Э6

6
УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
1
0
 
1.4
Характеристика магматических горных пород /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э4 Э5 Э6

6
УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
1
0
 
1.5
Классификация и характеристика осадочных горных пород /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э4 Э5 Э6

8
УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
1
0
 
1.6
Метаморфические горные породы /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э4 Э5 Э6

6
УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
1
0
 
1.7
Изучение минералов и горных пород в школьных курсах географии /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3 Э4 Э5 Э6

12
УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
1
0
 
 
Раздел 2. форма, размеры, строение, физические поля и вещественный состав Земли 

 
2.1
Характеристика основных геосфер Земли /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э4 Э5 Э6

2
УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
1
0
 
2.2
Внутреннее строение Земли /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э4 Э5 Э6

2
УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
1
0
 
2.3
Изучение формы, размеров и строения Земли в школьных курсах географии /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э4 Э5 Э6

12
УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
1
0
 
 
Раздел 3. Возраст горных пород и периодизация в истории Земли

 
3.1
Геохронология и стратиграфия. Геохронологическая и стратиграфическая шкалы /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э4 Э5 Э6

2
УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
1
0
 
3.2
Краткаяхарактеритика главных геохронологических подразделений истории Земли  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3 Э4 Э5 Э6

14
УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
1
0
 
3.3
Изучение  истории Земли в школьных курсах географии /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э4 Э5 Э6

8
УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
1
0
 
 
Раздел 4. Представление о глубинной геодинамике и элементы геотектоники

 
4.1
Основы геотектоники. Геотектонические гипотезы. Тектоника плит и новейшие тектонические движения. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
1
0
 
4.2
Тектоника плит и новейшие тектонические движения /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э4 Э5 Э6

2
УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
1
0
 
4.3
Структуры платформенных областей суши. Геосинклинальные пояса и области /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3 Э4 Э5 Э6

6
УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
1
0
 
стр. 6
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
4.4
Структуры дна океанов /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3 Э4 Э5 Э6

4
УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
1
0
 
4.5
Анализ закономерностей образования и размещения полезных ископаемых /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3 Э4 Э5 Э6

8
УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
1
0
 
4.6
Тектонические и геологические карты /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3 Э4 Э5 Э6

8
УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
1
0
 
4.7
Изучение глубинных процессов в школьных курсах географии /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э4 Э5 Э6

8
УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
1
0
 
 
Раздел 5. Процессы внешней динамики

 
5.1
Экзогенные процессы /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э4 Э5 Э6

2
УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
1
0
 
5.2
выветривание /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э4 Э5 Э6

2
УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
1
0
 
5.3
Геологическая работа ветра, текучих и подземных вод /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э4 Э5 Э6

10
УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
1
0
 
5.4
Карстовые и карство-суффозионные процессы /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э4 Э5 Э6

8
УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
1
0
 
5.5
Геологическая деятельность океанов и морей, озер и болот /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э4 Э5 Э6

10
УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
1
0
 
5.6
Геологическая деятельность ледников /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э4 Э5 Э6

8
УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
1
0
 
5.7
Изучение внешних процессов в школьных курсах географии  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э4 Э5 Э6

11
УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
1
0
 
5.8
/Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э5 Э6

9
УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к экзамену

1. Геология как наука, объекты и цели исследования важнейших геологических дисциплин, практическое значение геологии.

2. Основные геосферы Земли.

3. Характеристика формы и размеров Земли.

4. Понятие о минералах, основные диагностические свойства минералов, формы нахождения в природе.

5. Основные классы минералов.

6. Понятие о горных породах, их структурно-текстурные особенности.

7. Классификация горных пород. Магматические горные породы.

8. Осадочные горные породы.

9. Метаморфические горные породы..

10. Полезные ископаемые и их классификация.

11. Внутреннее строение Земли.

12. Основные типы земной коры.

13. Относительный возраст горных пород и методы его определения.

14. Геохронологическая шкала. Стратиграфическая шкала.

15. Абсолютный возраст горных пород и методы его определения.

16. Возраст Земли.

17. Архейская эра. Основные геологические события.

18. Протерозой. Основные геологические события.

 
стр. 7
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
19. Палеозой.  Основные геологические события.

20. Мезозой. Основные геологические события.

21. Кайнозой.  Основные геологические события.

22. Общая характеристика геодинамических процессов. Эндогенные процессы.

23. Понятие о магматизме, основные типы магм и виды магматических процессов.

24. Вулканизм.

25. Метаморфизм как геологический процесс. Факторы, типы и термодинамические условия метаморфизма.

26. Классификация тектонических движений земной коры.

27. Землетрясения. Общие понятия, классификация землетрясений по глубине фокуса и интенсивности. Природа и географическое распространение землетрясений.

28. Главные структурные элементы земной коры.

29. Возникновение и развитие структур земной коры с позиции тектоники литосферных плит. Процессы субдукции, спрединга и коллизии.

30. Экзогенные процессы. Общая характеристика.

31. Типы и процессы выветривания. Типы и строение кор выветривания.

32. Продукты и процессы эоловой деятельности.

33. Геологическая деятельность поверхностных текучих вод.

34. Геологическая деятельность морей и океанов.

35. Геологическая деятельность подземных вод.

36. Геологическая деятельность озер и болот.

37. Геологическая деятельность ледников.

38. Геологические процессы в зоне вечной мерзлоты.

39. Гравитационные процессы.

40. Геологические карты, легенда, условные обозначения, элементы залегания горных пород.

Задания:

1. Разработать приемы формирования геологических понятий, причинно- следственных связей и закономерностей для учащихся 5-8 классов (по выбору).

2. Составить перечень оборудования для одной из тем по разделу «Литосфера».

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Контрольная работа

Раздел 1. Минералы и горные породы Вариант 1

1. Дать определение минерала. Перечислить физические свойства минералов.

2. Перечислить главные группы горных пород по происхождению. .

3. В виде схемы представить классификацию магматических пород, привести примеры.

4. Перечислить факторы метаморфизма.

5. Определить минералы по представленным образцам.

Вариант 2

1. Раскрыть понятие «горная порода». Перечислить диагностические признаки горных пород.

2. Перечислить основные классы минералов. По каждому классу привести примеры.

3. В виде схемы представить классификацию осадочных пород, привести примеры.

4. Что такое локальный метаморфизм?

5. Определить горные породы по представленным образцам.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в приложении РПД "Геология"
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
М.А.Романовская, Г.В.Брянцева, А.И.Гущин
Геология: : учебник для студ. учреждений высш. пед. проф. образования / М.А.Романовская, Г.В.Брянцева, А.И.Гущин: под ред Н.В.Короновского. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 400с.
Издательский центр "Академия", 2013
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Курбанов, С.А.
Геология: учебник для вузов / С. А. Курбанов, Д. С. Магомедова, Н. М. Ниматулаев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 167 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10414-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512984Юрайт {cайт}. -  URL  : www.biblio-online.ru/book/geologiya-429987
Москва: Издательство Юрайт, 2023
 
стр. 8
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Киямова, А.Г.
Обучение географии в условиях реализации ФГОС: учебное пособие для обуч. учреждений высш. пед. образования и учителей географии общеобразовательных школ и гимназий / сост. А.Г. Киямова .— Н.Челны : ФГБОУ ВО «НГПУ», 2019 .— 143 с. — Электронная версия печатной публикации .— URL: http://bibl:81/books/Эл.Библ./Обучение географии в условиях реализации ФГОС_Киямова АГ.pdf
Набережные Челны: Издательство НГПУ, 2019
 
Л3.2
Киямова, А.Г.
Практикум по геологии: : учебное пособие для обуч. учреждений высш. пед. образования и учителей географии общеобразовательных школ и гимназий / сост. А. Г. Киямова .— Набережные Челны, 2019 .— 62 с. — Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Труды преподавателей/Практикум по геологии 2019_А.Г.Киямова..pdf
Набережные Челны: Издательство НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Географический портал "Планета Земля". - URL:http://www.rgo.ru
 
Э2
Вестник МГУ. Сер.5. География. - URL:http://www.geogr.msu.ru/structure/vestnik/. 
 
Э3
Информационные ресурсы по географии. - URL:http://www.aspc-edu.ru/library/resource/geography.php?print=Y
 
Э4
Русская виртуальная геологическая сеть.  Ресурсы по геологии и смежным наукам. - URL:http://geo.web.ru
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э6
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-401 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
стр. 9
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
7.3
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Приступая к освоению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием методической базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению анализу геологических процессов и формированием навыков работы с научной и справочной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, на умение будущего педагога не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, формирование практических умений, понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе.  Необходимо познакомиться с темой и вопросами, заданиями занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Выполнение практических работ складывается из следующих этапов: самостоятельная подготовка к работе, работа в кабинете геологии, оформление отчета, анализ результатов и защита.

При подготовке к защите обучающийся должен уметь объяснить и оценить полученные в работе результаты, а также уметь ответить на контрольные вопросы.Также внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимися новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

- составление плана текста,

- графическое изображение структуры текста,

- конспектирование текста, выписки из текста,

- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

- учебно-исследовательская работа,

 
стр. 10
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

- решение задач и упражнений по образцу,

- решение вариативных задач,

- решение ситуационных (профессиональных) задач

Завершающим этапом освоения дисциплины является экзамен.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом освоения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей, предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств.

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением  электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.