(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Денисенко Юрий Прокофьевич
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Составление годового плана воспитательной работы по спортивно-оздоровительному направлению;
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
• уроки с образовательно-познавательной направленностью,
• уроки с образовательно-обучающей направленностью,
• уроки с образовательно-тренировочной направленностью.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Вопросы к экзамену Семестр 6
1. ТиМФК как учебная и научная дисциплина. Исторические аспекты становления теории и методики физического воспитания.
2. Научные исследования в области физического воспитания и спорта.
3. Педагогический характер и специфическая направленность процесса ФВ.
4. Система, структура системы физического воспитания в России.
5. Социальные истоки цели физического воспитания. Основные задачи физического воспитания.
6. Определение, содержание, форма, техника, эффекты физических упражнений.
7. Классификация физических упражнений.
8. Нагрузка, интервалы отдыха при выполнении физических упражнений.
9. Методы физического воспитания
10. Средства и методы обеспечения наглядности. Аппаратурно-методическое обеспечение занятий ФК.
11. Роль естественносредовых и гигиенических факторов в физическом воспитании.
12. Формирование знаний в процессе ФВ.
13. Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании.
14. Формирование двигательного навыка (методическая последовательность, фазы нервных процессов).
15. Законы формирования двигательного навыка.
16. Обучение (определение, основная задача), этапы обучения двигательным действиям.
17. Урок, как основная форма организации занятий. Требования к уроку.
18. Структура урока, характеристика его частей.
19. Методические основы проведения подготовительной части урока.
20. Методические основы проведения основной части урока.
21. Методические основы проведения заключительной части урока.
22. Постановка задач.
23. Классификация уроков.
24. Организационное обеспечение урока.
25. Методы организации деятельности занимающихся на уроке.
26. План-конспект урока.
27. Нагрузка в физическом воспитании (определение, параметры, воздействие на организм).
28. Регулирование нагрузки на уроке, внешние признаки утомления.
29. Показатели эффективности урока (общая и моторная плотность).
30. Понятие о физических качествах.
31. Двигательно-координационные способности (ДКС). Понятие и задачи их воспитания.
32. Средства и отличительные черты методики воспитания ДКС.
33. Особенности регулирования нагрузок и отдыха при воспитании ДКС.
34. Пути воспитания способности поддерживать равновесие.
35. Пути воспитания способности к рациональному мышечному расслаблению.
36. Пути воспитания способности точно соблюдать и регулировать пространственные параметры движений.
37. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей
38. Силовые способности и задачи по их воспитанию.
39. Основные средства и методика воспитания силовых способностей.
40. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития силовых способностей.
41. Скоростные способности и задачи их воспитания.
42. Особенности средств и методики воспитания быстроты как способности к экстренным реакциям.
43. Особенности средств и методики воспитания быстроты, определяющей скоростные характеристики движений.
44. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития быстроты.
46. Средства и методы воспитания общей выносливости.
47. Особенности средств и методики воспитания специфической выносливости.
48. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития выносливости.
49. Воспитание осанки: объект и задачи воспитания.
50. Средства и особенности методики воспитания осанки.
51. Направленное воздействие на гибкость тела: объект и задачи.
52. Средства и особенности методики воспитания гибкости.
53. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития гибкости.
54. Связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания.
70. Технология воспитательной деятельности педагога по физическому воспитанию.
55. Требования к личности преподавателя как воспитателя.
56. Классификация форм занятий в физическом воспитании.
57. Урочные формы занятий.
58. Неурочные формы занятий.
59. Планирование в физическом воспитании. Его виды.
60. Требования к планированию в физическом воспитании.
61. Методическая последовательность планирования.
62. Основные документы планирования.
63. Учебные программы по физическому воспитанию.
64. Педагогический контроль. Виды педагогического контроля.
65. Методы контроля в физическом воспитании.
66. Нагрузка, воздействие физической нагрузки, параметры нагрузки.
67. Критерии эффективности урока физической культуры.
68. Внешние признаки воздействия физических нагрузок.
69. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста.
70. Физическое воспитание детей среднего школьного возраста.
71. Физическое воспитание детей старшего школьного возраста.
72. Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем.
73. Физическое воспитание в условиях сельской малокомплектной школы.
74. Физическое воспитание учащихся СПО.
75. Физическое воспитание студенческой молодежи.
76. Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности.
77. Физическая культура в системе научной организации труда.
78. Физическая культура в режиме трудового дня.
79. Физическая культура в быту трудящихся.
80. Контроль за здоровьем и физической подготовленностью занимающихся физическими упражнениями.
81. Основные понятия, относящиеся к спорту.
82. Классификация видов спорта.
83. Социальные функции спорта.
84. Основные направления в развитии спортивного движения.
85. Характеристика системы тренировочно-соревновательной подготовки.
86. Спортивные достижения и тенденции их развития.
87. Спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена.
88. Роль и место спортивной тренировки в системе физического воспитания.
89. Средства и методы спортивной тренировки.
90. Основные разделы содержания спортивной тренировки.
91. Закономерности спортивной тренировки.
92. Тренировочные и соревновательные нагрузки.
93. Структура малых тренировочных циклов (микроциклов).
94. Структура средних циклов тренировки (мезоциклов).
95. Структура многомесячных циклов тренировки (макроциклов).
96. Спортивная тренировка как многолетний процесс.
97. Технология планирования в спорте.
98. Комплексный контроль и учет в подготовке спортсмена.
99. Спортивный отбор в процессе многолетней подготовке.
100. Общая характеристика оздоровительной физической культуры.
101. Теоретико-методические основы оздоровительной физической культуры.
102. Средства и методы оздоровительной физической культуры.
103. Физкультурно-оздоровительные методики и системы, их назначение и характеристика.
104. Контроль за состоянием здоровья и физической подготовленностью занимающихся оздоровительной физической культурой.
Тематика рефератов Семестр 4
1. Какие вы знаете требования к результатам освоения основной образовательной программы по ступеням общего образования (достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения).
3. Какие вы знаете способы достижения результатов освоения основной образовательной программы по физической культуре
4. Как определять содержание обучения по физической культуре в соответствии с целью достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
5. Как обеспечивать условия для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
6. Как организовывать самостоятельную работу для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения , используя различные приемы самообразования
7. Продемонстрируйте владение навыками проектирования рабочих программ и тематического плана по физической культуре с целью достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения
8. Продемонстрируйте владение навыками самостоятельного отбора учебных материалов для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре
9. Продемонстрируйте владение навыками оценивания достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы по физической культуре
10. Опишите цели, содержание и структуру деятельности, основные условия продуктивного общения, средства вербального и невербального общения;
11. Каковы теоретические основы взаимодействия с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса.
12. Какие вы знаете пути разрешения конфликтных ситуаций
13. Как использовать приемы и навыки продуктивного общения с различными субъектами педагогического процесса
14. Как анализировать собственную педагогическую деятельность и деятельность коллег
15. Как эффективно разрешать конфликтные ситуации;
Тематика рефератов Семестр 5
1. Продемонстрируйте владение способами взаимодействия, осуществления психолого-педагогической поддержки,
2. Продемонстрируйте владение различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности, способами установления контактов и поддержания взаимодействия с участниками образовательного процесса.
3. Продемонстрируйте владение опытом эффективного разрешения конфликтных ситуаций.
4. Какими методами можно оценить физическое функциональное состояние обучающихся с целью разработки и внедрения индивидуальных программ оздоровления и развития, обеспечивающих полноценную реализацию их двигательных способностей
5. Какие вы знаете методы оценки физического функционального состояния обучающихся
6. Опишите технологию разработки индивидуальных программ оздоровления и развития, обеспечивающих полноценную реализацию двигательных способностей обучающихся
7. Какие вы знаете технологии внедрения индивидуальных программ оздоровления и развития, обеспечивающих полноценную реализацию двигательных способностей обучающихся
8. Как применять методы оценки физического функционального состояния обучающихся.
9. Как разрабатывать индивидуальные программы оздоровления и развития, обеспечивающие полноценную реализацию двигательных способностей обучающихся.
10. Как внедрять и корректировать индивидуальные программы оздоровления и развития, обеспечивающие полноценную реализацию двигательных способностей обучающихся.
11. Продемонстрируйте владение опытом применения различных методов оценки физического функционального состояния обучающихся
12. Продемонстрируйте владение опытом разработки индивидуальных программ оздоровления и развития, обеспечивающих полноценную реализацию двигательных способностей обучающихся, на основе результатов применения различных методов оценки физического функционального состояния.
13. Продемонстрируйте владение опытом внедрения и коррекции индивидуальных программ оздоровления и развития, обеспечивающих полноценную реализацию двигательных способностей обучающихся, на основе результатов применения различных методов оценки физического функционального состояния.
14. Использование возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов.
15. Требования к результатам освоения основной образовательной программы по ступеням общего образования (достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения).
Тематика рефератов Семестр 6
1. Условия обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
2. Способы достижения результатов освоения основной образовательной программы по физической культуре.
3. Содержание обучения по физической культуре в соответствии с целью достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
4. Условия для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
5. Самостоятельная работа для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения , используя различные приемы самообразования.
6. Проектирование рабочих программ и тематического плана по физической культуре с целью достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
7. Отбор учебных материалов для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре
8. Оценка достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы по физической культуре
10. Теоретические основы взаимодействия с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса.
11. Приемы и навыки продуктивного общения с различными субъектами педагогического процесса
12. Как эффективно разрешать конфликтные ситуации;
13. Способы взаимодействия, осуществления психолого-педагогической поддержки,
14. Основы овладения средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности, способами установления контактов и поддержания взаимодействия с участниками образовательного процесса.
15. Оценка физического функционального состояния обучающихся с целью разработки и внедрения индивидуальных программ оздоровления и развития, обеспечивающих полноценную реализацию их двигательных способностей.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы.
Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.