2022-2023_z44_03_05 ФК и БЖ 2192_ 2193_ 2092_ 1992 гр__plx_Теория и методика физической культуры и спорта_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория и методика физической культуры и спорта
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
экзамен 3
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
285
аудиторные занятия
30
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
9 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
324
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
2
2
8
8
10
10
Практические
2
2
18
18
20
20
Итого ауд.
4
4
26
26
30
30
Кoнтактная рабoта
4
4
26
26
30
30
Сам. работа
68
68
217
217
285
285
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
72
72
252
252
324
324
 
 
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Гумеров Р.А. _________________
 
 
Теория и методика физической культуры и спорта
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Денисенко Юрий Прокофьевич 

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся компетенций в области физической культуры и спорта, подготовка  выпускника к преподавательской и тренерской деятельности на основе знаний общих  основ теории и методики физической культуры.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
Формирование знаний о направленности,  средствах,  методах  и принципах физического воспитания,физической культуры и спорта, особенностей организации процесса физического воспитания в образовательных организациях с различными группами обучающихся.
1.4
Формирование практических умений применения форм, средств и методов физической культуры и спорта, их целесообразного отбора и сочетания для построения целостной системы физического воспитания в образовательных организациях.
1.5
Формирование положительного отношения к применению средств физической культуры для удовлетворения индивидуальных потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия человека
2.1.2
История (история России, всеобщая история)
2.1.3
Концепции современного естествознания
2.1.4
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.5
Физиология человека
2.1.6
Философия
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Опасные ситуации природного характера и защита от них
2.2.2
Опасные ситуации социального характера и защита от них
2.2.3
Опасные ситуации техногенного характера и защита от них
2.2.4
Теория и методика обучения базовым видам спорта / плавание
2.2.5
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные единоборства
2.2.6
Система гражданской защиты населения
2.2.7
Безопасное проведение спортивных и культурно-спортивных мероприятий
2.2.8
Обеспечение безопасности на транспорте
2.2.9
Основы национальной безопасности и оборона государства
2.2.10
Охрана труда на производстве и ОО
2.2.11
Пожарная безопасность
2.2.12
Курсовая работа по теории и методике физической культуры
2.2.13
Производственная педагогическая практика
2.2.14
Курсовая работа по безопасности жизнедеятельности
2.2.15
Система гражданской защиты населения
2.2.16
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.17
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
ОПК-8.2: Осуществляет трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-8.3: Осуществляет урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
 
ОПК-8.4: Владеет методами научно-педагогического исследования в предметной области
 
ОПК-8.5: Владеет методами анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
 
 
стр. 4
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Цели, принципы и формы физического воспитания различных  контингентов населения;
3.1.2
Средства и методы физического воспитания различных  контингентов населения;
3.1.3
Возрастные особенности физического воспитания;
3.1.4
Средства диагностики уровня физической работоспособности и здоровья занимающихся;
3.1.5
Характеристику документов планирования и контроля физического воспитания занимающихся;
3.1.6
Структуру и характеристику системы спортивной подготовки;
3.1.7
Характеристику документов планирования спортивной подготовки;
3.1.8
Основные направления оздоровительной физической культуры;
3.1.9
Средства оздоровительной направленности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Определять общие  и конкретные цели и задачи физического воспитания и двигательной рекреации как составной части гармоничного  развития личности,  укрепления ее  здоровья,  физического  совершенствования;
3.2.2
Использовать  в своей  деятельности  профессиональную  лексику;
3.2.3
Проводить физкультурно-массовые мероприятия и спортивные соревнования;
3.2.4
Организовывать и проводить в доступных формах научные исследования в  сферах профессиональной деятельности.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
Технологией обучения двигательным действиям и  воспитания физических  качеств;
3.3.2
Приемами  объяснения и демонстрации основных  и вспомогательных элементов физических упражнений;
3.3.3
Технологией планирования  и контроля физкультурной деятельности различных контингентов занимающихся;
3.3.4
Технологией разработки, внедрения и коррекции индивидуальных программ оздоровления и развития, обеспечивающих полноценную реализацию  двигательных способностей обучающихся, на основе результатов применения различных методов оценки физического функционального состояния.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретико-практические основы воспитания и  развития физических качеств и обучения двигательным действиям

 
1.1
Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина. Цель и задачи физического воспитания.Методы и средства физического воспитания. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.4
2
0
 
1.2
Система и принципы  физического воспитания /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.4
2
0
 
1.3
Основы теории и методики обучения двигательным действиям. Теоретико-практические основы развития физических качеств.Методика физического воспитания в различные периоды онтогенеза человека.                                   Анализ рекомендованной литературы, подготовка к практическим  и семинарам,  разработка презентаций, или написание реферата /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

68
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.4 ОПК-8.5
2
0
 
1.4
Формы построения занятий,  планирование и контроль  в  физическом воспитания /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.3 Л3.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5
3
0
 
стр. 5
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
1.5
Формы построения занятий,  планирование и контроль  в  физическом воспитания /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.3 Л3.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

18
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5
3
0
 
1.6
Составление годового  плана учебной работы по  физической культуре (рабочей программы по  ФК),  по  спортивным тренировкам;

Составление годового  плана воспитательной работы по  спортивно-оздоровительному направлению;

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.3 Л3.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

36
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5
3
0
 
 
Раздел 2. Теоретико-практические основы спортивной тренировки и  построения процесса спортивной подготовки

 
2.1
Общая характеристика спорта. Основы спортивной тренировки.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5
3
0
 
2.2
Общая характеристика спорта. Основы спортивной тренировки /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5
3
0
 
2.3
Основы построения процесса спортивной подготовки. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5
3
0
 
2.4
Основы построения процесса спортивной подготовки /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5
3
0
 
2.5
Технология планирования в спорте. Комплексный контроль и учет в подготовке спортсмена. Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5
3
0
 
2.6
Разработка план-конспекта урока  ФК по типам (комплексные и  целевые):

• уроки с образовательно-познавательной направленностью,

• уроки с образовательно-обучающей направленностью,

• уроки с образовательно-тренировочной направленностью.

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

72
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5
3
0
 
2.7
Технология планирования в спорте. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5
3
0
 
2.8
Комплексный контроль и учет в подготовке спортсмена. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5
3
0
 
2.9
Разработка положения и сценария физкультурно-массового мероприятия и спортивного соревнования;

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.3 Л3.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

36
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5
3
0
 
стр. 6
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
2.10
Разработка  тренировочных  занятий и планов построения подготовки  спортсмена,  осуществление оценки уровня физического  развития и подготовленности  спортсменов

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

55
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5
3
0
 
2.11
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

9
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Прмоежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

1. ТиМФК как учебная и научная дисциплина. Исторические аспекты становления теории и методики физического воспитания.

2. Научные исследования в области физического воспитания и спорта.

3. Педагогический характер и специфическая направленность процесса ФВ.

4. Система, структура системы физического воспитания в России.

5. Социальные истоки цели физического воспитания. Основные задачи физического воспитания.

6. Определение, содержание, форма, техника, эффекты физических упражнений.

7. Классификация физических упражнений.

8. Нагрузка, интервалы отдыха при выполнении физических упражнений.

9. Методы физического воспитания

10. Средства и методы обеспечения наглядности. Аппаратурно-методическое обеспечение занятий ФК.

11. Роль естественносредовых и гигиенических факторов в физическом воспитании.

12. Формирование знаний в процессе ФВ.

13. Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании.

14. Формирование  двигательного навыка (методическая последовательность, фазы нервных процессов).

15. Законы формирования двигательного навыка.

16. Обучение (определение, основная задача), этапы обучения двигательным  действиям.

17. Урок, как основная форма организации занятий. Требования к уроку.

18. Структура урока, характеристика его частей.

19. Методические основы проведения подготовительной части урока.

20. Методические основы проведения основной части урока.

21. Методические основы проведения заключительной части урока.

22. Постановка задач.

23. Классификация уроков.

24. Организационное обеспечение урока.

25. Методы организации деятельности занимающихся на уроке.

26. План-конспект урока.

27. Нагрузка в физическом воспитании (определение, параметры, воздействие на организм).

28. Регулирование нагрузки на уроке, внешние признаки утомления.

29. Показатели эффективности урока (общая и моторная плотность).

30. Понятие о физических качествах.

31. Двигательно-координационные способности (ДКС). Понятие и задачи их воспитания.

32. Средства и отличительные черты методики воспитания ДКС.

33. Особенности регулирования нагрузок и отдыха при воспитании ДКС.

34. Пути воспитания способности поддерживать равновесие.

35. Пути воспитания способности к рациональному мышечному расслаблению.

36. Пути воспитания способности точно соблюдать и регулировать пространственные параметры движений.

37. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей

38. Силовые способности и задачи по их воспитанию.

39. Основные средства и методика воспитания силовых способностей.

40. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития силовых способностей.

41. Скоростные способности и задачи их воспитания.

42. Особенности средств и методики воспитания быстроты как способности к экстренным реакциям.

43. Особенности средств и методики воспитания быстроты, определяющей скоростные характеристики движений.

44. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития быстроты.

45. Выносливость. Показатели и типы выносливости, задачи, решаемые в процессе воспитания.

46. Средства и методы воспитания общей выносливости.

47. Особенности средств и методики воспитания специфической выносливости.

48. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития выносливости.

49. Воспитание осанки: объект и задачи воспитания.

 
стр. 7
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
50. Средства и особенности методики воспитания осанки.

51. Направленное воздействие на гибкость тела: объект и задачи.

52. Средства и особенности методики воспитания гибкости.

53. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития гибкости.

54. Связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания.

70. Технология воспитательной деятельности педагога по физическому воспитанию.

55. Требования к личности преподавателя как воспитателя.

56. Классификация форм занятий в физическом воспитании.

57. Урочные формы занятий.

58. Неурочные формы занятий.

59. Планирование в физическом воспитании. Его виды.

60. Требования к планированию в физическом воспитании.

61. Методическая последовательность планирования.

62. Основные документы планирования.

63. Учебные программы по физическому воспитанию.

64. Педагогический контроль. Виды педагогического контроля.

65. Методы контроля в физическом воспитании.

66. Нагрузка, воздействие физической нагрузки, параметры нагрузки.

67. Критерии эффективности урока физической культуры.

68. Внешние признаки воздействия физических нагрузок.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

1.Использование  возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов.

2.Требования к результатам освоения основной образовательной программы по ступеням общего образования (достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения).

3.Условия обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

4.Способы достижения результатов освоения основной образовательной программы по физической культуре.

5.Содержание обучения по физической культуре в соответствии с целью достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

6.Условия для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

7.Самостоятельная работа для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения , используя различные приемы самообразования.

8.Проектирование  рабочих  программ  и тематического плана  по физической культуре  с целью достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

9.Отбор учебных материалов  для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре

10.Оценка достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы по физической культуре

11.Назовите цели, содержание и структуру деятельности, основные условия продуктивного общения, средства вербального и невербального общения;

12.Теоретические основы взаимодействия с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса.

13.Приемы и навыки продуктивного общения с различными субъектами педагогического процесса

14.Как эффективно разрешать конфликтные ситуации;

15.Способы взаимодействия, осуществления психолого-педагогической поддержки,

16.Основы овладения средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности, способами установления контактов и поддержания взаимодействия с участниками образовательного процесса.

17.Оценка физического функционального состояния обучающихся с целью разработки и внедрения индивидуальных программ оздоровления и развития, обеспечивающих полноценную реализацию их двигательных способностей.

Задания для тестирования по дисциплине  Теория и методика физической культуры

1.Явление, ставшее основой физического воспитания….

А)Явление упражняемости

Б)Явление бесконечности развития

В)Явление положительного переноса

2.Физическое воспитание – это …..

А)вид воспитания, специфическим содержанием которого является формирование и последующее изменение на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма  и основанных на них физических качеств и способностей.

Б)вид воспитания, специфическим содержанием которого является использование средств физической культуры для совершенствования физических возможностей человека.

В)вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

3.Физическая подготовка – это …..

А)процесс воспитания физических качеств и овладения жизненно важными движениями.

Б)процесс воспитания специфических двигательных качеств.

 
стр. 8
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
В)процесс развития физических качеств и совершенствования жизненно важных движений.

4.Физическое развитие – это …..

А)процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств организма и основанных на них физических качеств и способностей средствами физического воспитания и спорта.

Б)процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств организма и основанных на них физических качеств и способностей.

В)специально организованный процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств организма и основанных на них физических качеств и способностей.

5.Физическое совершенство – это ……

А)исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям государства и общества.

Б)исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

В)исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, достигшего максимально высоких результатов в каком-либо виде спорта.

Оценка: Неудовлетворительно - до 5 баллов; Удовлетворительно - 5-10 баллов; Хорошо - 10-15 баллов; Отлично - 15-20 баллов.

Вопросы для зачета по дисциплине   Теория и методика физической культуры

1. ТиМФК как учебная и научная дисциплина. Исторические аспекты становления теории и методики физического воспитания.

2. Научные исследования в области физического воспитания и спорта.

3. Педагогический характер и специфическая направленность процесса ФВ.

4. Система, структура системы физического воспитания в России.

5. Социальные истоки цели физического воспитания. Основные задачи физического воспитания.

6. Определение, содержание, форма, техника, эффекты физических упражнений.

7. Классификация физических упражнений.

8. Нагрузка, интервалы отдыха при выполнении физических упражнений.

9. Методы физического воспитания

10. Средства и методы обеспечения наглядности. Аппаратурно-методическое обеспечение занятий ФК.

11. Роль естественносредовых и гигиенических факторов в физическом воспитании.

12. Формирование знаний в процессе ФВ.

13. Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании.

14. Формирование  двигательного навыка (методическая последовательность, фазы нервных процессов).

15. Законы формирования двигательного навыка.

16. Обучение (определение, основная задача), этапы обучения двигательным  действиям.

17. Урок, как основная форма организации занятий. Требования к уроку.

18. Структура урока, характеристика его частей.

19. Методические основы проведения подготовительной части урока.

20. Методические основы проведения основной части урока.

21. Методические основы проведения заключительной части урока.

22. Постановка задач.

23. Классификация уроков.

24. Организационное обеспечение урока.

25. Методы организации деятельности занимающихся на уроке.

26. План-конспект урока.

27. Нагрузка в физическом воспитании (определение, параметры, воздействие на организм).

28. Регулирование нагрузки на уроке, внешние признаки утомления.

29. Показатели эффективности урока (общая и моторная плотность).

30. Понятие о физических качествах.

31. Двигательно-координационные способности (ДКС). Понятие и задачи их воспитания.

32. Средства и отличительные черты методики воспитания ДКС.

33. Особенности регулирования нагрузок и отдыха при воспитании ДКС.

34. Пути воспитания способности поддерживать равновесие.

35. Пути воспитания способности к рациональному мышечному расслаблению.

36. Пути воспитания способности точно соблюдать и регулировать пространственные параметры движений.

37. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей

38. Силовые способности и задачи по их воспитанию.

39. Основные средства и методика воспитания силовых способностей.

40. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития силовых способностей.

41. Скоростные способности и задачи их воспитания.

42. Особенности средств и методики воспитания быстроты как способности к экстренным реакциям.

43. Особенности средств и методики воспитания быстроты, определяющей скоростные характеристики движений.

44. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития быстроты.

45. Выносливость. Показатели и типы выносливости, задачи, решаемые в процессе воспитания.

46. Средства и методы воспитания общей выносливости.

47. Особенности средств и методики воспитания специфической выносливости.

 
стр. 9
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
48. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития выносливости.

49. Воспитание осанки: объект и задачи воспитания.

50. Средства и особенности методики воспитания осанки.

51. Направленное воздействие на гибкость тела: объект и задачи.

52. Средства и особенности методики воспитания гибкости.

53. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития гибкости.

54. Связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания.

70. Технология воспитательной деятельности педагога по физическому воспитанию.

55. Требования к личности преподавателя как воспитателя.

56. Классификация форм занятий в физическом воспитании.

57. Урочные формы занятий.

58. Неурочные формы занятий.

59. Планирование в физическом воспитании. Его виды.

60. Требования к планированию в физическом воспитании.

61. Методическая последовательность планирования.

62. Основные документы планирования.

63. Учебные программы по физическому воспитанию.

64. Педагогический контроль. Виды педагогического контроля.

65. Методы контроля в физическом воспитании.

66. Нагрузка, воздействие физической нагрузки, параметры нагрузки.

67. Критерии эффективности урока физической культуры.

68. Внешние признаки воздействия физических нагрузок.

69. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста.

70. Физическое воспитание детей среднего школьного возраста.

71. Физическое воспитание детей старшего школьного возраста.

72. Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем.

73. Физическое воспитание в условиях сельской малокомплектной школы.

74. Физическое воспитание учащихся СПО.

75. Физическое воспитание студенческой молодежи.

76. Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности.

77. Физическая культура в системе научной организации труда.

78. Физическая культура в режиме трудового дня.

79. Физическая культура в быту трудящихся.

80. Контроль за здоровьем и физической подготовленностью занимающихся физическими упражнениями.

Незачтено - менее 30 баллов; Зачтено - 31 - 80 баллов.

Экзаменационные билеты по дисциплине   Теория и методика физической культуры

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1

1.ТиМФК как учебная и научная дисциплина. Исторические аспекты становления теории и методики физического воспитания.

2.Научные исследования в области физического воспитания и спорта.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 2

1.Педагогический характер и специфическая направленность процесса ФВ.

2.Система, структура системы физического воспитания в России.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 3

1.Социальные истоки цели физического воспитания. Основные задачи физического воспитания.

2.Определение, содержание, форма, техника, эффекты физических упражнений.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4

1.Классификация физических упражнений.

2.Нагрузка, интервалы отдыха при выполнении физических упражнений.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 5

1.Методы физического воспитания

2.Средства и методы обеспечения наглядности. Аппаратурно-методическое обеспечение занятий ФК.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6

1.Роль естественносредовых и гигиенических факторов в физическом воспитании.

2.Формирование знаний в процессе ФВ.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 7

1.Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании.

2.Формирование  двигательного навыка (методическая последовательность, фазы нервных процессов).

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8

 
стр. 10
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
1. Законы формирования двигательного навыка.

2.Обучение (определение, основная задача), этапы обучения двигательным  действиям.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9

1. Спортивная стратегия и тактика

2. Задачи и содержание тренировочного процесса в соревновательном периоде.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 10

1. Урок, как основная форма организации занятий. Требования к уроку.

2.Структура урока, характеристика его частей.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 11

1. Организация процесса спортивной тренировки.

2. Методические основы проведения подготовительной части урока.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 12

1. Методические основы проведения основной части урока.

2. Психологическая подготовка в спорте.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 13

1.Задачи и содержание тренировочного процесса в переходном периоде.

2. Характеристика основных средств восстановления.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 14

1. Характеристика основных средств и методов спортивной тренировки.

2. Факторы, обуславливающие эффективность двигательных действий в спорте.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 15

1. Методические основы проведения заключительной части урока.

2. Характеристика тренировочных нагрузок.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 16

1. Классификация уроков.

2. Тактическая подготовка в спорте.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 17

1. Комплектование групп и организация занятий в спортивных секциях.

2. Педагогический и врачебный контроль на занятиях.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 18

1. Характеристика технической подготовка в системе тренировки.

2. Подготовительные и подводящие упражнения при обучении.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 19

1. Принципы спортивной тренировки.

2. Дозирование нагрузок в разные возрастные периоды.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 20

1. Методы спортивной тренировки.

2. Объем и интенсивность нагрузки в зависимости от возрастных особенностей занимающихся.

Оценка: Неудовлетворительно - менее 10 баллов; Удовлетворительно - 10-40 баллов; Хорошо - 41-74 балла; Отлично - 75-80 баллов.

Формой текущего контроля (текущей аттестации) по дисциплине   Теория и методика физической культуры является тестирование.

Промежуточная аттестация  осуществляется в конце семестра и  завершает изучение как отдельной дисциплины, так и ее раздела (разделов) /модуля (модулей). Промежуточная аттестация помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях – даже формирование определенных профессиональных компетенций.

Формами промежуточной аттестации по дисциплине  Теория и методика физической культуры являются зачет и экзамен.

Текущий контроль и промежуточная аттестация является основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.

Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности должно носить комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с модулями, разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля, промежуточной аттестации по дисциплине и итогового контроля наиболее подходящих оценочных средств.

 
стр. 11
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
Задания для текущего контроля и проведения промежуточной аттестации должны быть направлены на оценивание:

1. уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;

2. степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений.

3. приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.

Задания для оценивания когнитивных умений (знаний) должны предусматривать необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:

– по дифференциации информации на взаимозависимые части, выявлению взаимосвязей между ними и т.п.;

– по интерпретации и творческому усвоению информации из разных источников, ее системного структурирования;

– по выявлению значения предмета учебной дисциплины для достижения конкретной цели, на основе проникновения в суть общественных явлений и процессов;

– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.

При составлении заданий необходимо иметь в виду, что они должны носить практико-ориентированный комплексный характер, быть направлены на формирование и закрепление общекультурных и профессиональных компетенций.

Оценочные средства для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование.

При необходимости инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете (экзамене).

При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов процедура оценивания результатов обучения по дисциплине может проводиться в несколько этапов.

Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» по следующим критериям:

Оценка «5» (отлично) ставится, если:

– полно раскрыто содержание материала;

– материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности;

– точно используется терминология;

– показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации;

– продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость компетенций, умений и навыков;

– ответ прозвучал самостоятельно, без наводящих вопросов;

– продемонстрирована способность творчески применять знание теории к решению профессиональных задач;

– продемонстрировано знание современной учебной и научной литературы.

Оценка «4» (хорошо) ставится, если:

– вопросы излагаются систематизированно и последовательно;

– продемонстрировано умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер;

– продемонстрировано знание основной литературы;

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;

- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя;

допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, которые легко исправляются по 

 
стр. 12
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
замечанию преподавателя.

Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если:

– неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала;

– усвоены основные категории по рассматриваемому и дополнительным вопросам;

– имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов;

– при неполном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность компетенций, умений и навыков, студент не может применить теорию в новой ситуации.

Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если:

– не раскрыто основное содержание учебного материала;

– обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;

– допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов. 

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Карась, Т.Ю.
Теория и методика физической культуры и спорта: учебно-практическое пособие/ Карась Т.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019.— 131 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/85832.html
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Ветков, Н.Е.
Спортивные и подвижные игры : учебно-методическое пособие/ Ветков Н.Е.— Электрон. текстовые данные.— Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2016.— 126 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61049.html
Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2016
 
Л2.2
Быченков, С.В.
Теория и организация физической культуры в вузах : учебно-методическое пособие/ Быченков С.В., Курбатов А.В., Сафонов А.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2018.— 242 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70999.html
Саратов: Вузовское образование, 2018
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Гумеров Р.А.
Основы спортивной тренировки: рабочая программа
Н.Челны: НГПУ, 2016
 
Л3.2
Гумеров Р.А.
Теория и методика физической культуры: рабочая программа
Н.Челны: НГПУ, 2016
 
Л3.3
Гумеров Р.А.
Дневник производственной практики: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в ДЮСШ
Н.Челны: НГПУ, 2016
 
Л3.4
Гумеров Р.А.
Дневник учебной практики: Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Н.Челны: НГПУ, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту. http://lib.sportedu.ru/ 
 
Э2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPR BOOKS  http://www.iprbookshop.ru/ 
 
Э3
Электронно-библиотечная система «Юрайт» https://biblio-online.ru/ 
 
Э4
Интернет-библиотека образовательных изданий http://www.igHb.ru 
 
Э5
Научная электронная библиотека журналов. http://www.elibrary.ru 
 
стр. 13
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.7
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.8
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.9
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.10
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.11
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.12
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.13
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-130 Спортивный зал (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: шведские стенки, гимнастические скамейки, баскетбольные щиты, волейбольная сетка, волейбольные стойки, вороты для мини-футбола, вороты для игры в ручной мяч, мячи волейбольные, мячи баскетбольные, мячи гандбольные, мячи футбольные, гимнастические палки, перекладины, маты. 
 
7.2
1-223 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций,  учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-100а  Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. 

 
стр. 14
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, 

 
стр. 15
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.