2022-2023_ab44_03_05 ФКиБЖ п891_ 892_plx_Лечебная физическая культура и массаж_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Лечебная физическая культура и массаж
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
экзамен 8
Виды контроля  в семестрах:
экзамен
36
самостоятельная работа
98
аудиторные занятия
82
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
8 (4.2)
Итого
Недель
16 5/6
13 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
12
12
28
28
Практические
16
16
38
38
54
54
Итого ауд.
32
32
50
50
82
82
Кoнтактная рабoта
32
32
50
50
82
82
Сам. работа
40
40
58
58
98
98
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
144
144
216
216
 
 
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент каф.ФК и С, Парамонова Д.Б. _________________
 
 
Лечебная физическая культура и массаж
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумеров Р.А.

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в ознакомлении обучающихся  с основными средствами  лечебной физической культуры, применяемыми с профилактической и лечебной целью, различными видами массажа и другими методами восстановительной терапии, а также обучение будущих специалистов использованию полученных знаний в своей практической деятельности при разработке корригирующих, реабилитационных и оздоровительных программ.
1.2
Задачи освоения дисциплины
1.3
получение знаний по применению средств ЛФК для профилактики и лечения наиболее распространенных заболеваний и травм;
1.4
изучение сущности и механизмов влияния лечебной гимнастики и массажа на различные органы, системы и организм в целом, в зависимости от исходного состояния больного,применяемых приемов и характера их проведения. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Психолого-педагогический практикум
2.1.2
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.3
Педагогические технологии
2.1.4
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.5
озрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.6
Теория обучения
2.1.7
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные игры
2.1.8
Теория и методика физической культуры
2.1.9
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.10
Теория и методика обучения базовым видам спорта / лыжный спорт
2.1.11
Теория и методика обучения базовым видам спорта / плавание
2.1.12
Теория и методика обучения базовым видам спорта / легкая атлетика
2.1.13
Теория и методика обучения базовым видам спорта / подвижные игры
2.1.14
Физиология человека
2.1.15
Спортивные сооружения
2.1.16
Теория и методика обучения базовым видам спорта / гимнастика
2.1.17
Анатомия человека
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.2
Производственная педагогическая практика
2.2.3
Спортивная метрология
2.2.4
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные единоборства
2.2.5
Профилактика метаболического синдрома и нарушений массы тела
2.2.6
Системный анализ и моделирование опасных процессов в техносфере
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2:      способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
Знать:
 
основы социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
методологию социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Уметь:
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
описывать социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
оценивать закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
выделять различные основания для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Владеть:
 
навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития

 
навыками выделения критериев для оценки закономерностей социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
навыками применения различных оснований для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
современные методы и технологии обучения и диагностики
 
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
Уметь:
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей
 
 
Владеть:
 
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке
 
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся
 
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
сущность патологических изменений, характерных для наиболее распространенных заболеваний и травм;
3.1.2
физиологическое обоснование лечебного действия физических упражнений;
3.1.3
показания и противопоказания к применению ЛФК;
3.1.4
основные методики ЛФК при наиболее распространенных заболеваниях и травмах;
3.1.5
историю развития массажа, механизмы физиологического действия приемов массажа и сеанса массажа на организм спортсмена;
3.1.6
гигиенические основы работы массажиста и инструктора ЛФК
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
подбирать упражнения для решения специальных задач при наиболее распространенных заболеваниях и травмах;
3.2.2
разрабатывать и составлять комплексы физических упражнений на тот или иной период заболевания;
3.2.3
проводить самостоятельно занятия ЛФК при наиболее распространенных заболеваниях и травмах;
3.2.4
выполнять технически правильно все разновидности основных приемов массажа;
3.2.5
самостоятельно без подсказок со стороны преподавателя сделать общий сеанс восстановительного массажа
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
гигиеническими основами массажа;
3.3.2
навыками проведения всех основных приемов классического массажа;
3.3.3
способами оценки эффективности воздействия занятий ЛФК на больных;
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
3.3.4
навыками проведении занятий ЛФК с людьми, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основы ЛФК и массажа.

 
1.1
История развития ЛФК и массажа. Классификация физических упражнений, применяемых с лечебной целью. Двигательные режимы в системе ЛФК.Гигиенические основы массажа. Классификация видов массажа. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-2 ПК-2
7
0
 
1.2
Основные массажные приемы.Методические указания и основные ошибки  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-2 ПК-2
7
0
 
1.3
ЛФК при травмах и повреждениях /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-2 ПК-2
7
0
 
1.4
ЛФК при заболеваниях опорно-двигательного аппарата /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ОПК-2 ПК-2
7
0
 
1.5
ЛФК при заболеваниях органов дыхания /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-2 ПК-2
8
0
 
1.6
ЛФК при заболеваниях пищеварительной системы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-2 ПК-2
8
0
 
1.7
ЛФК при заболеваниях нервной системы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-2 ПК-2
8
0
 
1.8
Классификация гимнастических упражнений, применяемых в ЛФК /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

14
ОПК-2 ПК-2
7
0
 
1.9
Классификация приемов классического массажа. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-2 ПК-2
7
0
 
1.10
Физиологическое обоснование лечебного действия ЛФК и массажа при заболеваниях и повреждениях опорно-двигательного аппарата /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

16
ОПК-2 ПК-2
8
0
 
1.11
Физиологическое обоснование лечебного действия ЛФК и массажа при заболеваниях органов дыхания /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ОПК-2 ПК-2
8
0
 
1.12
Физиологическое обоснование лечебного действия ЛФК и массажа при заболеваниях внутренних органов /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

8
ОПК-2 ПК-2
8
0
 
1.13
Физиологическое обоснование лечебного действия ЛФК и массажа при заболеваниях нервной системы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-2 ПК-2
8
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
1.14
ЛФК и массаж с лицами пожилого и старческого возраста /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

30
ОПК-2 ПК-2
8
0
 
1.15
Методические указания и ошибки при проведении ЛФК и массажа /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

40
ОПК-2 ПК-2
7
0
 
1.16
Особенности проведения ЛФК и массажа в детском и подростковом возрасте /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

28
ОПК-2 ПК-2
8
0
 
1.17
/Экзамен/

36
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к экзамену

1.Понятие о ЛФК.

2. Комплекс знаний, необходимых для специалистов ЛФК.

3. Механизмы лечебного воздействия физических упражнений.

4. Классификация физических упражнений, используемых с лечебной целью.

5. Характеристика гимнастических упражнений, используемых с лечебной целью.

6. Характеристика упражнений на координацию.

7. Характеристика упражнений на растягивание.

8. Характеристика упражнений на расслабление.

9. Характеристика упражнений на равновесие.

10. Характеристика дыхательных упражнений.

11. Характеристика спортивных упражнений, применяемых с лечебной целью.

12. Характеристика лечебно-бытовых упражнений.

13. Характеристика различных форм проведения ЛФК.

14. Характеристика игр, используемых с лечебной целью.

15. Понятие и классификация двигательных режимов, используемых в ЛФК.

16. Характеристика двигательных режимов на этапах клинического выздоровления (щадящий и тонизирующий режимы).

17. Характеристика двигательных режимов на этапах функционального выздоровления (восстановительный и тренирующий режимы).

18. Принципы дозировки физической нагрузки на занятиях ЛФК.

19. Оценка эффективности занятий ЛФК.

20. Понятие о массаже, виды массажа

21. Массаж: гигиенический, лечебный

22. Массаж: спортивный, самомассаж

23. Механизм действия массажа

24. Физиологическое действие массажа

25. Влияние массажа на кожу

26. Влияние массажа на подкожно-жировую клетчатку

27. Влияние массажа на нервную систему

28. Влияние массажа на кровеносную и лимфатическую системы

29. Влияние массажа на мышечную систему

30. Влияние массажа на суставной аппарат

31. Влияние массажа на общий обмен веществ

32. Влияние массажа на эндокринную систему

33. Влияние массажа на желудочно-кишечный тракт

34. Классификация приемов классического массажа по физиологическому влиянию на организм

35. Классификация приемов классического массажа по воздействию на массируемые ткани

36. Поглаживание: определение, физиологическое действие

37. Основные приемы поглаживания: техника выполнения, места эффективного применения

38. Вспомогательные приемы поглаживания: техника выполнения, места эффективного применения

39. Особенности проведения поглаживания

40. Растирание: определение, физиологическое действие

41. Основные приемы растирания: техника выполнения, места эффективного применения

42. Вспомогательные приемы растирания: техника выполнения, места эффективного применения

43. Особенности проведения растирания

44. Разминание: определение, физиологическое действие

45. Основные приемы разминания: техника выполнения, места эффективного применения

46. Вспомогательные приемы разминания: техника выполнения, места эффективного применения

47. Особенности проведения разминания

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
48. Вибрация: определение, физиологическое действие

49. Основные приемы вибрации: техника выполнения, места эффективного применения

50. Вспомогательные приемы вибрации: техника выполнения, места эффективного применения

51. Особенности проведения вибрации

Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1.Возникновение и развитие классического массажа.

2.Роль наших соотечественников в развитии массажа.

3.Классификация видов массажа.

4.Механизмы действия массажа.

5.Лечебный массаж, основные принципы.

6.Гигиенический массаж.

7.Сегментарный массаж.

8.Косметический массаж.

9.Характер массажа.

10. Ответные реакции на массаж.

11. Поглаживание.

12. Разминание.

13. Растирание.

14. Ударные приемы.

15. Вибрационные приемы.

16. Пассивные движения.

17. Общий и местный массаж.

18. Какое место занимает спортивный массаж в системе физического воспитания, в

спорте?

19. Применение растирок в спортивной практике.

20. Восстановительный массаж.

21. Точечный массаж.

22. Предварительный массаж.

23. Восточный массаж.

24. Аурикулярный массаж.

25. Разновидности аппаратного массажа.

26. Особенности массажа в избранном виде спорта

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерная тематика рефератов

1.Цели и задачи ЛФК и массажа.

2.ЛФК и массаж при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

3.ЛФК и массаж при заболеваниях органов дыхания.

4.ЛФК и массаж при заболеваниях органов пищеварения.

5.ЛФК и массаж при заболеваниях почек.

6.ЛФК и массаж при заболеваниях мочевыводящих путей.

7.ЛФК и массаж при заболеваниях желез внутренней секреции и обмена веществ.

8.ЛФК и массаж в травматологии ортопедии.

9.ЛФК и массаж при травмах и заболеваниях ЦНС.

10.ЛФК и массаж при плоскостопии.

11.ЛФК и массаж при нарушении осанки.

12.ЛФК и массаж при детском церебральном параличе.

13.ЛФК и массаж при заболеваниях суставов.

14.ЛФК и массаж при остеохондрозе позвоночника.

15.ЛФК и массаж с беременными женщинами

16.ЛФК и массаж при неврозах

17.ЛФК и массаж при ампутации конечностей

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Полушкина, Н.Н., Кузнецова, Ю.В., Мустафина, И.В., Глущенко, С.В., Лазарева, Г.Ю., Иноземцева, В.И., Раилко, Н.С., Самарцев, К.В., Краснова, С.А., Муллаярова, Э.А., Эйвазова, Г.Н., Палагин, Е.В.
Восточная медицина: Полный справочник [Электронный ресурс]/ Н.Н. Полушкина [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2019.— 406 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/80209.html
Саратов: Научная книга, 2019
 
Л1.2
Граевская, Н.Д. 
Спортивная медицина: учебное пособие. Курс лекций и практические занятия/ Граевская Н.Д., Долматова Т.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Издательство «Спорт», Человек, 2018.— 712 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/77241.html
М.: Издательство «Спорт», 2018
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Белова, Л.В.
Спортивная медицина: учебное пособие/ Белова Л.В.— Электрон. текстовые данные.— Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2016.— 149 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66109.html
Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ.  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. https://elibrary.ru
 
Э3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks.  www.iprbookshop.ru
 
Э4
Национальная электронная библиотека (НЭБ).  https://нэб.рф/ 
 
Э5
Электронная библиотечная система «Юрайт» https://biblio-online.ru/
 
Э6
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ https://polpred.com/news
 
Э7
Ресурсы East View (ИВИС)  https://dlib.eastview.com/login
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.4
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.5
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.8
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.9
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.10
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.11
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.12
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-119 Психофизиологическая лаборатория (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:лабораторное оборудование для психофизиологических исследований.
 
7.2
1-100а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству обучающихся  на самостоятельное изучение материала.

1.Учесть при проведении лекции связь теоретического материала с требованиями ФГОС (системно-деятельностный принцип; индивидуальная траектория развития обучающихся; достижение метапредметных результатов).

2. Учесть профиль подготовки бакалавров, так как курс разработан для 2-х профильного бакалавриата.

Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося.  Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам  лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
обучающихся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий. Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся осваивает  профессиональную  работу с первоисточниками, их поиск  и критическое осмысление. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся  представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

С вопросами, выносимыми на зачет ( экзамен), обучающийся  может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета (экзамена). Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете(экзамене) время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.