Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Гумеров Р.А.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Вопросы к зачету
1. Зарождение Древнегреческих Олимпийских игр.
2. Программа и церемония Древнегреческих Олимпийских игр.
3. Общественное, историческое и политическое значение Древнегреческих 16 Олимпийских игр.
4. Причины закрытия Древнегреческих Олимпийских игр (экономические, политические, религиозные).
5. Мифы и легенды о Древнегреческих Олимпийских играх.
6. Какие исторические предпосылки лежали в основе возникновения современного международного олимпийского движения.
7. Первый Международный атлетический конгресс его организация и значение, для становления олимпийского движения.
8. Какова роль Пьера де Кубертена в становлении и развитии современного олимпийского движения.
9. Программа первых Олимпиад современности и ее изменение.
10. Значение игр 1 Олимпиады современности для дальнейшего развития олимпийского движения.
11. Возникновение и развитие Международного Спортивного Движения.
12. Образование МОК и его значение для руководства Международным спортивным движением.
13. Создание Олимпийской хартии, её содержание и роль в развитии олимпийского движения.
14. Программа летних Олимпийских игр.
15. Программа Зимних Олимпийских игр.
16. Символика и атрибутика Олимпийских игр.
17. Олимпийские награды и неофициальный командный зачет (НКЗ).
18. Деятельность президентов МОК и их роль в развитии олимпийского движения.
19. Олимпийские конгрессы и их значение для развития научных и организационно- методических основ Олимпийского движения.
20. Развитие и демократизация международного Олимпийского движения.
21. Программы современных Олимпийских игр.
22. Проблемы современного Олимпийского движения (допинг, объективность судейства, вопросы олимпийской программы, излишняя коммерциализация спорта).
23. Когда впервые российские спортсмены приняли участие в Олимпийских играх, дайте краткую характеристику.
24. Когда впервые советские спортсмены приняли участие в Олимпийских играх, дайте краткую характеристику.
25. Какой вклад в олимпийское движение внесли отечественные просветители и общественники.
26. Выступление советских спортсменов в Олимпийских играх.
27. Организация и проведение Олимпийских игр в Москве.
28. Характеристика Олимпийских игр 1896г.
29. Характеристика Летних Олимпийских игр 1952года.
30. Участие Советских спортсменов в ЗОИ 1956 года.
31. Характерные особенности летней Олимпиады 1984 года.
32. Участие сборной команды СНГ на Олимпийских играх 1992 года.
33. Результаты выступления Российских спортсменов на ЗОИ 1994 года.
34. Проблемы Международного спортивного движения.
35. Участие российских спортсменов в Олимпийских играх.
36. Представительство России в международных спортивных организациях, и их деятельность, связанная с Олимпийским движением.
37. Вклад Российской федерации в развитие Олимпийского движения.
38. Организация и проведение Олимпийских зимних игр в Сочи.
39. Формирование общественно-государственной системы олимпийского образования учащихся и студенческой молодежи в Российской Федерации.
40. Деятельность сети региональных олимпийских академий в России.
41. Научно-методические конференции и форумы по олимпийской тематике.
42. Организация Олимпийского образования детей и молодежи в современной России.
43. Становлении и развитии спорта инвалидов.
44. Организация и проведение Международных игр глухих.
45. Понятие “паралимпийский спорт”. Организация и проведение Всемирных Игр инвалидов (I Паралимпийских игр).
46. Место и роль Паралимпийских игр в Международном олимпийском движении.
Тематика рефератов
1. Жизнь и деятельность Пьера де Кубертена. Создание Международного Олимпийского комитета, идеологических основ олимпизма.
2. Спортивные достижения выдающихся спортсменов СССР и России, чемпионов мира, Европы и олимпийских игр в
3. Спортивные достижения выдающихся спортсменов СССР и России, чемпионов мира, Европы и олимпийских игр в летних видах спорта (с указанием, в каких соревнованиях и с каким результатом, рекордом) (Н.Панин-Коломенкин, И.Поддубный, Н.Пономарева, В.Куц, Л.Латынина, В.Брумель, А.Медведь, В.Борзов, В.Санеев, В.Алексеев, В.Сальников, А.Попов, А.Карелин, Л.Яшин, А.Немов, Е.Кафельников, И.Исинбаева, С.Бубка и др.).
4. Советские спортсмены на Играх Олимпиад 1952 – 1992 гг.: общий обзор, причины побед и поражений.
5. Советские спортсмены на зимних Олимпийских играх 1956 – 1992 гг.: общий обзор, причины побед и поражений.
6. Советские спортсмены на международной арене (на примере вида спорта, по которому специализируется студент): анализ выступлений на чемпионатах Европы, мира, олимпийских играх.
7. Итоги и анализ летних Олимпийских игр, проходивших в АзиатскоТихоокеанском регионе.
8. Игры XVIII Олимпиады в Токио в 1964 г.
9. Игры XXIV Олимпиады в Сеуле в 1988 г.
10. Игры XXIX Олимпиады в Пекине в 2008 г.
11. Организация и анализ Зимних Олимпийских игр в Сочи 2014г.
12. Причины создания объединенной команды СНГ и выступления ее на зимних и летних Олимпийских играх 1992 г. (Альбервиль, Франция; Барселона, Испания). Дебют олимпийцев России на XVII зимних Олимпийских играх (Лиллехамер, Норвегия, 1994 г.).
13. Российские спортсмены на Играх Олимпиад 1996 – 2008 гг.: общий обзор, причины побед и поражений.
14. Российские спортсмены на зимних Олимпийских играх 1994 – 2006 гг.: общий обзор, причины побед и поражений.
15. Символы международного олимпийского движения. Олимпийская хартия, флаг, девиз, награды, талисманы.
16. Основные проблемы международного спортивного движения (расовая дискриминация, фанатизм, терроризм, допинг, необъективное судейство, выбор городов для проведения Олимпийских игр и др.).
1.Учесть при проведении лекции связь теоретического материала с требованиями ФГОС (системно-деятельностный принцип; индивидуальная траектория развития учащихся; достижение метапредметных результатов).
2. Учесть профиль подготовки бакалавров, так как курс разработан для 2-х профильного бакалавриата.
Методические указания к лекциям.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену
Зачеты и экзамены, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.