2022-2023_ab44_03_05 ФКиБЖ п891_ 892_plx_Теория и методика обучения базовым видам спорта спортивные единоборства_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные единоборства
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
экзамен 10
Виды контроля  в семестрах:
экзамен
36
самостоятельная работа
72
аудиторные занятия
72
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
10 (5.2)
Итого
Недель
12 1/6
12
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
24
24
Практические
24
24
24
24
48
48
Итого ауд.
36
36
36
36
72
72
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
72
72
Сам. работа
36
36
36
36
72
72
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
108
108
180
180
 
 
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., профессор, Семенов С.А. _________________
 
 
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные единоборства
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Денисенко Юрий Прокофьевич 

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов теоретико-методических знаний по особенностям учебно-тренировочного процесса спортсменов, занимающихся каратэ на различных этапах подготовки.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ознакомление студентов с основами современного планирования и управления учебно-тренировочным процессом боксеров;
1.4
обучение методам педагогической диагностики психофизиологических способностей каратистов и прогнозирования спортивных результатов;
1.5
ознакомление с особенностями различных видов подготовки каратистов (технической, тактической, физической, психологической);
1.6
формирование педагогических знаний по особенностям воспитательного процесса юных каратистов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Врачебно-педагогический контроль в системе физической культуры и спорта
2.1.2
Лечебная физическая культура и массаж
2.1.3
Методика физической культуры в специальных медицинских группах
2.1.4
Опасные ситуации социального характера и защита от них
2.1.5
Социология и правовые основы физической культуры и спорта
2.1.6
Организация культурно-просветительской деятельности
2.1.7
Документирование образовательного процесса и управленческой деятельности
2.1.8
Избранный вид спорта и руководство соревновательной деятельностью
2.1.9
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные игры
2.1.10
Теория и методика физической культуры
2.1.11
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.12
Охрана труда на производстве и в учебном процессе
2.1.13
Психолого-педагогический практикум
2.1.14
Теория и методика обучения базовым видам спорта / лыжный спорт
2.1.15
Теория и методика обучения базовым видам спорта / плавание
2.1.16
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.17
Методика работы вожатого в детско-юношеской организации
2.1.18
Педагогические технологии
2.1.19
Спортивное ориентирование во внеклассной работе учителя физической культуры
2.1.20
Теория и методика обучения базовым видам спорта / легкая атлетика
2.1.21
Теория и методика обучения базовым видам спорта / подвижные игры
2.1.22
Туризм в школе
2.1.23
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.24
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.25
Теоретические основы и понятийный аппарат безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны
2.1.26
Теория и методика обучения базовым видам спорта / гимнастика
2.1.27
Теория обучения
2.1.28
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2.1.29
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.30
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.31
Врачебно-педагогический контроль в системе физической культуры и спорта
2.1.32
Лечебная физическая культура и массаж
2.1.33
Методика физической культуры в специальных медицинских группах
2.1.34
Опасные ситуации социального характера и защита от них
2.1.35
Социология и правовые основы физической культуры и спорта
2.1.36
Документирование образовательного процесса и управленческой деятельности
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
2.1.37
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные игры
2.1.38
Охрана труда на производстве и в учебном процессе
2.1.39
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.40
Теория и методика обучения базовым видам спорта / лыжный спорт
2.1.41
Теория и методика обучения базовым видам спорта / плавание
2.1.42
Теория и методика обучения базовым видам спорта / легкая атлетика
2.1.43
Теория и методика обучения базовым видам спорта / подвижные игры
2.1.44
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.45
Теоретические основы и понятийный аппарат безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны
2.1.46
Теория и методика обучения базовым видам спорта / гимнастика
2.1.47
Лечебная физическая культура и массаж
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная преддипломная практика
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2:      способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
Знать:
 
основы социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
методологию социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Уметь:
 
описывать социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
оценивать закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
выделять различные основания для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Владеть:
 
навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
навыками выделения критериев для оценки закономерностей социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
навыками применения различных оснований для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
основы реализации образовательной программы по учебному предмету в соответствии с ФГОС
 
требования и критерии разработки образовательной программы по учебному предмету в соответствии с ФГОС
 
основы проектирования разных видов образовательных программ по учебному предмету в соответствии с ФГОС
 
 
Уметь:
 
реализовывать образовательную программу по в соответствии с требованиями ФГОС
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
разрабатывать и реализовывать образовательную программу по учебному предмету) в соответствии с ФГОС
 
разрабатывать и реализовывать разные виды образовательных программ по учебному предмету в соответствии с ФГОС
 
 
Владеть:
 
навыками составления образовательной программы на основе методических разработок в соответствии с требованиями ФГОС 
 
навыками разработки и реализации образовательной программы по учебному предмету в соответствии с ФГОС с учетом специфики образовательного учреждения 
 
навыками проектирования и реализации образовательных программ разного вида по учебному предмету в соответствии с ФГОС
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы здорового образа жизни и особенности использования средств спортивно - боевых искусств для оптимизации работоспособности
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения по борьбе и рукопашному бою
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
владеть техникой и тактическими действиями боевых искусств
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. 

 
1.1
Спортивно-боевые искусства в системе физического воспитания студентов. /Лек/
Л1.1Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

12
ОПК-2 ПК-1
9
0
 
1.2
Содержание, формы организации и методика проведения занятий по спортивно- боевым искусствам /Пр/
Л1.1Л3.1 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

12
ОПК-2 ПК-1
9
0
 
1.3
Значение общеразвивающих и специальных упражнений в общей и физической подготовке борца /Пр/
Л1.1Л3.1 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

12
ОПК-2 ПК-1
9
0
 
1.4
Техника и методика выполнения приёмов борьбы  /Ср/
Л1.1Л3.1 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

18
ОПК-2 ПК-1
9
0
 
1.5
Страховка и самостраховка в спортивно-боевых искусствах  /Ср/
Л1.1Л3.1 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

18
ОПК-2 ПК-1
9
0
 
1.6
Приёмы борьбы в партере. Переворот захватом дальней руки сбоку /Лек/
Л1.1Л3.1 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

12
ОПК-2 ПК-1
10
0
 
1.7
Переворот захватом шеи из-под плеча и другой рукой снизу. Переворот обратным «ключом». Переворот забеганием с захватом за шею из-под плеча /Пр/
Л1.1Л3.1 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

12
ОПК-2 ПК-1
10
0
 
1.8
Техника и методика выполнения броска через плечо /Пр/
Л1.1Л3.1 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

12
ОПК-2 ПК-1
10
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
1.9
Подсечка передняя и боковая. Техника и методика выполнения прямого удара рукой.

Техника и методика выполнения прямого удара ногой.

Техника и методика выполнения бокового удара рукой.

Техника и методика выполнения бокового удара ногой.

Техника и методика выполнения броска через спину с колен.

Техника и методика выполнения броска с захватом ног.

Техника и методика выполнения удержания (сбоку, спереди, сверху).

Техника и методика выполнения удушающих приёмов.

Техника и методика выполнения болевых приёмов на руку и на ноги. /Ср/

Л1.1Л3.1 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

8
ОПК-2 ПК-1
10
0
 
1.10
Страховка и самостраховка в борьбе.

Техника и методика выполнения броска задняя подножка

Техника и методика выполнения броска через бедро.

Техника и методика выполнения броска через спину.

Бросок передняя подножка.

Техника и методика выполнения броска через плечо.

Подсечка передняя и боковая.

Бросок подхватом /Ср/

Л1.1Л3.1 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

28
ОПК-2 ПК-1
10
0
 
1.11
/Экзамен/
Л1.1Л3.1 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

36
ОПК-2 ПК-1
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация:

Вопросы к зачету:

1.Что такое каратэ?

2.В чем отличие боевого искусства от спортивного единоборства?

3.Какие основные формы каратэ как спортивного единоборства?

4.Что представляет собой ката, кумитэ, тамэшивари?

5.Каким виды кумитэ бывают? Что означает тот или иной вид кумитэ?

6.Для чего используется тамэшивари в спортивном каратэ?

7.Что самое важное при выполнении тамэшивари?

8.Какие принципы использования каратэ как средства самозащиты?

9.Что означает словосочетание «каратэ» на японском языке? Какие существуют интерпретации этого словосочетания?

10.Что относится к оружию каратэ?

11.В чем заключается отличие каратэ от других восточных единоборств?

12.Какие бывают принципы использования техники каратэ?

13.Что относится к понятию «стиль», а что к понятию «школа» в каратэ?

14.Кто считается создателем каратэ по одной из легенд?

15.К какому веку относятся первые документальные сведения о появлении каратэ в Японии?

16.Какие крупнейшие стили каратэ существовали в Японии до Второй мировой войны?

17.Сколько международных организаций каратэ существуют в Японии в настоящее время?

18.Что лежит в основе философии каратэ?

19.Сколько стилей каратэ существуют в настоящее время?

20.К чему можно свести все различия школ и стилей каратэ в технике и тактике?

21.Какова методика обучения каратэ?

22.Как влияют занятия каратэ на организм и возможности человека?

23.Что означает бусидо? Каковы главные принципы кодекса бусидо?

24.В чем заключается истинный дух каратэ-до?

25.Какова главная цель психорегулирующих упражнений?

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
26.В чем проявляется высокий социальный статус каратэ, его престижность, гуманистическая ценность?

27.Как влияют занятия каратэ на умственное, духовное и физическое развитие людей?

28.В чем состоит прикладное значение каратэ? Чему оно способствует?

29.Как влияют занятия каратэ на телосложение, моторные и духовные свойства личности?

30.Когда и кем стали разрабатываться советские системы рукопашного боя?

31.Когда появилось каратэ в России?

32.Какое положение дел с каратэ в современной России?

33.Когда, где и по каким правилам прошло первое соревнование про каратэ?

34.Назовите основные системы судейства в каратэ?

35.Как проходят соревнования в кумитэ? Какие виды этих соревнований и порядок их проведения?

36.Как проходят соревнования в ката? Какие виды этих соревнований и порядоких проведения?

37.Как проходят соревнования по тамешивари?

38.Как оцениваются результаты и определяется победитель среди участников соревнований по тамешивари?

39.Что включает в себя техника каратэ?

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости:

Сообщения студентов по отдельным вопросам темы:

причины возникновения спортивной борьбы;

борьба как физическое упражнение;

развитие спортивной борьбы в древний период: в Египте, Греции, Риме, на территории СНГ;

спортивная борьба в средние века: во Франции. Англии, других странах;

роль профессиональных борцов в развитии борьбы в России XVIII и XIX вв.;

возникновение любительской борьбы в России. Петербургское атлетическое общество. Деятельность Всероссийского тяжелоатлетического союза;

развитие борьбы в России в XIX-XX вв.; возникновение национальной борьбы «курэш»;

участие российских борцов в международных соревнованиях; перспективы развития национальной борьбы «курэш».

Спортивно-боевые искусства в системе физического воспитания студентов.

Содержание, формы организации и методика проведения занятий по спортивно-боевым искусствам

Страховка и самостраховка в борьбе.

Техника и методика выполнения броска задняя подножка

Техника и методика выполнения броска через бедро.

Техника и методика выполнения броска через спину.

Бросок передняя подножка.

Техника и методика выполнения броска через плечо.

Подсечка передняя и боковая.

Бросок подхватом

Техника и методика выполнения прямого удара рукой.

Техника и методика выполнения прямого удара ногой.

Техника и методика выполнения бокового удара рукой.

Техника и методика выполнения бокового удара ногой.

Техника и методика выполнения броска через спину с колен.

Техника и методика выполнения броска с захватом ног.

Техника и методика выполнения удержания (сбоку, спереди, сверху).

Техника и методика выполнения удушающих приёмов.

Техника и методика выполнения болевых приёмов на руку и на ноги.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Литвинов, С. А.
Каратэ: учеб. пособие для академического бакалавриата 
Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Закиров, В.Р., Закиров, Р.М
Методика обучения дзюдоистов в группах начальной подготовки : методическое пособие/ Закиров Р.М., Закиров В.Р., Закиров Р.М.— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2018.— 62 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/86366.html.— ЭБС «IPRbooks»
Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2018
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.2
Щетинин, Н.В.
Борьба греко-римская. Вариативная часть физической культуры: учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей/ Щетинин Н.В., Лукин А.А.— Электрон. текстовые данные.— Воронеж: Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016.— 49 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72909.html.— ЭБС «IPRbooks»
Воронеж: Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, 2016
 
Л3.3
Лукин, А.А. 
Борьба самбо. Вариативная часть физической культуры: учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей/ Лукин А.А., Галочкин Г.П., Щетинин Н.В.— Электрон. текстовые данные.— Воронеж: Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016.— 50 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72910.html.— ЭБС «IPRbooks» 
Воронеж: Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus 
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. https://elibrary.ru
 
Э3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. www.iprbookshop.ru
 
Э4
Национальная электронная библиотека (НЭБ).  https://нэб.рф/
 
Э5
Электронная библиотечная система «Юрайт» https://biblio-online.ru/
 
Э6
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ https://polpred.com/news
 
Э7
Ресурсы East View (ИВИС) https://dlib.eastview.com/login
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.4
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.5
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.8
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.9
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.10
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.11
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.12
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
7.1
1-236  Малый спортивный зал (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: коврики для фитнеса, фитболы, скакалки, гимнастические палки, гантели, степ-платформы, обручи, музыкальный центр, силовые тренажеры, штанги, гири, кардиотренажеры, гантели, велотренажер, весы, беговая дорожка.
 
7.2
1-309 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-100а Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения курсового проектирования, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы.

Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.