2022-2023_z44_03_05 ФК и БЖ 2192_ 2193_ 2092_ 1992 гр__plx_Международное олимпийское движение_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Международное олимпийское движение
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
зачет 6
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
126
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
6
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
126
126
126
126
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
К.п.н., ст.преподаватель, Морозов А.И. _________________
 
 
Международное олимпийское движение
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумеров Р.А.

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель:Формирование мировоззренческих взглядов  на состояние и развитие олимпийского спорта в мире, рассмотрение олимпийского движения в историко-культурологическом аспекте эволюции.
1.2
Задачи:
1.3
Формирование компетенций, необходимых в процессе жизнедеятельности и способности обучающихся понимать исторический аспект взаимосвязи различных этапов и процессов развития олимпийского направления.
1.4
формирование систематизированных знаний в области  истории Олимпийского движения
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.2
История (история России, всеобщая история)
2.1.3
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.4
Безопасное проведение спортивных и культурно-спортивных мероприятий
2.1.5
Валеология
2.1.6
Лечебная физическая культура
2.1.7
Обеспечение безопасности на транспорте
2.1.8
Опасные ситуации техногенного характера и защита от них
2.1.9
Основы национальной безопасности и оборона государства
2.1.10
Охрана труда на производстве и ОО
2.1.11
Пожарная безопасность
2.1.12
Производственная педагогическая практика
2.1.13
Система гражданской защиты населения
2.1.14
Спортивная медицина
2.1.15
Спортивная морфология
2.1.16
Физиология высшей нервной деятельности
2.1.17
Физиология спорта
2.1.18
Обеспечение безопасности жизнедеятельности  в образовательной организации
2.1.19
Опасные ситуации природного характера и защита от них
2.1.20
Опасные ситуации социального характера и защита от них
2.1.21
Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны
2.1.22
Учебная практика по внеурочной деятельности
2.1.23
Социология
2.1.24
Производственная  практика по воспитательной работе
2.1.25
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
2.1.26
Безопасность жизнедеятельности
2.1.27
Оценка уровня здоровья
2.1.28
Функциональная диагностика в физической культуре и спорте
2.1.29
Спортивная медицина
2.1.30
Спортивная морфология
2.1.31
Физиология высшей нервной деятельности
2.1.32
Оценка уровня здоровья
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История физической культуры
2.2.2
Компьютерная обработка данных экспериментальных исследований в физической культуре и спорте
2.2.3
Методика выполнения проектных  заданий  по физической культуре
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
стр. 4
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
УК-8.1: Знает природные, социальные и техногенные факторы, оказывающие воздействие на жизнедеятельность; условия, необходимые для устойчивого развития природы и общества; основы оказания первой помощи
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.1: Демонстрирует умение находить и использовать необходимую для взаимодействия с другими членами общества информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных и национальных групп
 
 
ПК-1: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов 
 
ПК-1.1: Демонстрирует знания содержания предметной области "Физическая культура"
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор содержания обучения для реализации предмета "Физическая культура"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- специфику содержания образования по предмету «Физическая культура»,
3.1.2
принципы и подходы к его построению;
3.1.3
– истоки мировой и национальной культур олимпийского движения;
3.1.4
– понимание процессов происходящих в олимпийском движении в настоящее время;
3.1.5
– развитие и прогнозирование олимпийского движения и олимпийского спорта в настоящее
3.1.6
время.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- планировать и проводить занятия с детьми школьного возраста, взрослыми
3.2.2
людьми для реализации физкультурно-рекреационных, оздоровительно-реабилитационных,
3.2.3
спортивных, профессионально-прикладных и гигиенических задач;
3.2.4
– опираться на официальные документы историко-культурного наследия страны и мира;
3.2.5
– применять в своей деятельности архивные материалы, письменные источники,
3.2.6
археологические памятники изобразительного искусства и т.д.
3.2.7
-оценивать и анализировать разнообразные исторические факты из сферы физической культуры и спорта.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
-основами приобщения подрастающего поколения к ценностям олимпийского движения;
3.3.2
-способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами деятельности в сфере физической культуры и спорта в условиях поликультурной среды
3.3.3
– теоретическим уровнем полученных знаний и обогащение его опытом прошлого.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Олимпийские игры Древней Греции

 
1.1
Понятие об Олимпийском движении /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
УК-8.1 УК-5.1
6
0
 
1.2
Мифология и легенды об истории возникновения Олимпийских игр. Религиозные и культовые предпосылки возникновения Олимпийских игр древности.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
УК-8.1 ПК-1.1
6
0
 
1.3
Олимпионики. Другие античные игры. Олимпийские игры в Древнем Риме и Римской Греции: период упадка и запрета. Культурное наследие Древней Греции. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
УК-5.1 ПК-1.1
6
0
 
стр. 5
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
1.4
Культурологическая характеристика в концепции Олимпийских начал. Олимпийские игры Древней Греции /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
УК-8.1 ПК-1.1
6
0
 
 
Раздел 2. Олимпийские игры современности

 
2.1
Создание и развитие международного Олимпийского комитета /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
УК-8.1 УК-5.1
6
0
 
2.2
Роль Пьера де Кубертена в развитии современного Олимпийского движения. Роль современного олимпийского движения в развитии дружбы и мира между народами, его приверженность идеям справедливости и гуманизма. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ПК-1.2
6
0
 
2.3
Современные Олимпийские игры. История начала Олимпийского движения в России. НАПанин-Коломенкин — первый российский олимпийский чемпион. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
УК-8.1 УК-5.1 ПК-1.1
6
0
 
2.4
Попытки возрождения Олимпийских игр в новое время. Ренессанс Олимпийских игр. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

56
УК-8.1 ПК-1.1
6
0
 
 
Раздел 3. Олимпийское движение сегодня и завтра

 
3.1
Международное движение Фейр плей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

12
УК-8.1 ПК-1.1
6
0
 
3.2
Стремеление к разграничению спорта и политки. Использование спорта как инструмента давления в мире политики. Взаимосвязь спорта и политики. Политические демарши и олимпийские скандалы на Играх века прошлого и настоящего.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

12
УК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
6
0
 
3.3
Любительство и профессионализм в Олимпийском спорте. Олимпийский спорт и женщины.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
УК-8.1 УК-5.1 ПК-1.1 ПК-1.2
6
0
 
3.4
Экономика и спорт. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
УК-8.1 УК-5.1 ПК-1.1 ПК-1.2
6
0
 
3.5
Спорт и допинг. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
УК-8.1 УК-5.1 ПК-1.1 ПК-1.2
6
0
 
стр. 6
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
3.6
Виды спорта, входящие в программу Зимних и Летних игр. Краткая характеристика соревновательной программы дисциплин. История появления видов спорта и их эволюция в МОД. Международные спортивные федерации. Их роль в развитии видов спорта. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

16
УК-8.1 УК-5.1 ПК-1.1 ПК-1.2
6
0
 
3.7
/Зачёт/

4
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Зарождение Древнегреческих Олимпийских игр.

2. Программа и церемония Древнегреческих Олимпийских игр.

3. Общественное, историческое и политическое значение Древнегреческих 16 Олимпийских игр.

4. Причины закрытия Древнегреческих Олимпийских игр (экономические, политические, религиозные).

5. Мифы и легенды о Древнегреческих Олимпийских играх.

6. Какие исторические предпосылки лежали в основе возникновения современного международного олимпийского движения.

7. Первый Международный атлетический конгресс его организация и значение, для становления олимпийского движения.

8. Какова роль Пьера де Кубертена в становлении и развитии современного олимпийского движения.

9. Программа первых Олимпиад современности и ее изменение.

10. Значение игр 1 Олимпиады современности для дальнейшего развития олимпийского движения.

11. Возникновение и развитие Международного Спортивного Движения.

12. Образование МОК и его значение для руководства Международным спортивным движением.

13. Создание Олимпийской хартии, её содержание и роль в развитии олимпийского движения.

14. Программа летних Олимпийских игр.

15. Программа Зимних Олимпийских игр.

16. Символика и атрибутика Олимпийских игр.

17. Олимпийские награды и неофициальный командный зачет (НКЗ).

18. Деятельность президентов МОК и их роль в развитии олимпийского движения.

19. Олимпийские конгрессы и их значение для развития научных и организационно- методических основ Олимпийского движения.

20. Развитие и демократизация международного Олимпийского движения.

21. Программы современных Олимпийских игр.

22. Проблемы современного Олимпийского движения (допинг, объективность судейства, вопросы олимпийской программы, излишняя коммерциализация спорта).

23. Когда впервые российские спортсмены приняли участие в Олимпийских играх, дайте краткую характеристику.

24. Когда впервые советские спортсмены приняли участие в Олимпийских играх, дайте краткую характеристику.

25. Какой вклад в олимпийское движение внесли отечественные просветители и общественники.

26. Выступление советских спортсменов в Олимпийских играх.

27. Организация и проведение Олимпийских игр в Москве.

28. Характеристика Олимпийских игр 1896г.

29. Характеристика Летних Олимпийских игр 1952года.

30. Участие Советских спортсменов в ЗОИ 1956 года.

31. Характерные особенности летней Олимпиады 1984 года.

32. Участие сборной команды СНГ на Олимпийских играх 1992 года.

33. Результаты выступления Российских спортсменов на ЗОИ 1994 года.

34. Проблемы Международного спортивного движения.

35. Участие российских спортсменов в Олимпийских играх.

36. Представительство России в международных спортивных организациях, и их деятельность, связанная с Олимпийским движением.

37. Вклад Российской федерации в развитие Олимпийского движения.

38. Организация и проведение Олимпийских зимних игр в Сочи.

39. Формирование общественно-государственной системы олимпийского образования учащихся и студенческой молодежи в Российской Федерации.

40. Деятельность сети региональных олимпийских академий в России.

41. Научно-методические конференции и форумы по олимпийской тематике.

42. Организация Олимпийского образования детей и молодежи в современной России.

43. Становлении и развитии спорта инвалидов.

44. Организация и проведение Международных игр глухих.

45. Понятие “паралимпийский спорт”. Организация и проведение Всемирных Игр инвалидов (I Паралимпийских игр).

46. Место и роль Паралимпийских игр в Международном олимпийском движении.

 
5.2. Темы письменных работ
1. Жизнь и деятельность Пьера де Кубертена. Создание Международного Олимпийского комитета, идеологических основ олимпизма.

 
стр. 7
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
2. Спортивные достижения выдающихся спортсменов СССР и России, чемпионов мира, Европы и олимпийских игр в зимних видах спорта (с указанием, в каких соревнованиях и с каким результатом, рекордом) (Л.Скобликова, В.Третьяк, А.Тихонов, Л.Егорова, Л.Козырева, В.Веденин, И.Роднина и А.Зайцев, А.Урманов, Е.Плющенко, В.Фетисов, В.Быков, Ю.Чепалова и др.).

3. Спортивные достижения выдающихся спортсменов СССР и России, чемпионов мира, Европы и олимпийских игр в летних видах спорта (с указанием, в каких соревнованиях и с каким результатом, рекордом) (Н.Панин-Коломенкин, И.Поддубный, Н.Пономарева, В.Куц, Л.Латынина, В.Брумель, А.Медведь, В.Борзов, В.Санеев, В.Алексеев, В.Сальников, А.Попов, А.Карелин, Л.Яшин, А.Немов, Е.Кафельников, И.Исинбаева, С.Бубка и др.).

4. Советские спортсмены на Играх Олимпиад 1952 – 1992 гг.: общий обзор, причины побед и поражений.

5. Советские спортсмены на зимних Олимпийских играх 1956 – 1992 гг.: общий обзор, причины побед и поражений.

6. Советские спортсмены на международной арене (на примере вида спорта, по которому специализируется студент): анализ выступлений на чемпионатах Европы, мира, олимпийских играх.

7. Итоги и анализ летних Олимпийских игр, проходивших в АзиатскоТихоокеанском регионе.

8. Игры XVIII Олимпиады в Токио в 1964 г.

9. Игры XXIV Олимпиады в Сеуле в 1988 г.

10. Игры XXIX Олимпиады в Пекине в 2008 г.

11. Организация и анализ Зимних Олимпийских игр в Сочи 2014г.

12. Причины создания объединенной команды СНГ и выступления ее на зимних и летних Олимпийских играх 1992 г. (Альбервиль, Франция; Барселона, Испания). Дебют олимпийцев России на XVII зимних Олимпийских играх (Лиллехамер, Норвегия, 1994 г.).

13. Российские спортсмены на Играх Олимпиад 1996 – 2008 гг.: общий обзор, причины побед и поражений.

14. Российские спортсмены на зимних Олимпийских играх 1994 – 2006 гг.: общий обзор, причины побед и поражений.

15. Символы международного олимпийского движения. Олимпийская хартия, флаг, девиз, награды, талисманы.

16. Основные проблемы международного спортивного движения (расовая дискриминация, фанатизм, терроризм, допинг, необъективное судейство, выбор городов для проведения Олимпийских игр и др.).

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Г. Н. Германов, А. Н. Корольков, И. А. Сабирова, О. И. Кузьмина.
Олимпийское образование в 3 т. Том 1. Игры олимпиад: учебное пособие для вузов / Г. Н. Германов, А. Н. Корольков, И. А. Сабирова, О. И. Кузьмина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 793 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07450-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494319
Юрайт, 2022
 
Л1.2
Г. Н. Германов, А. Н. Корольков, И. А. Сабирова, О. И. Кузьмина
Олимпийское образование в 3 т. Том 2. Олимпийские зимние игры: учебное пособие для вузов / Г. Н. Германов, А. Н. Корольков, И. А. Сабирова, О. И. Кузьмина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 493 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09298-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494623
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
В. В. Ягодин
Основы спортивной этики: учебное пособие для вузов / В. В. Ягодин ; под научной редакцией З. В. Сенук. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 113 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09548-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493682
Юрайт, 2022
 
Л2.2
Алексеев, С.В.
Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения.: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция» и «Физическая культура и спорт»/ Алексеев С.В.— Электрон. текстовые данные.— Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.— 687 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/81811.html
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
стр. 8
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU https://elibrary.ru
 
Э3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks www.iprbookshop.ru
 
Э4
Национальная электронная библиотека (НЭБ) https://нэб.рф/ 
 
Э5
Электронная библиотечная система «Юрайт» https://biblio-online.ru/
 
Э6
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ 
 
Э7
Ресурсы East View (ИВИС)https://dlib.eastview.com/login
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.7
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.8
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.9
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.10
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.11
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.12
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.13
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-217 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-100а  Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству студентов на самостоятельное изучение материала.

1.Учесть при проведении лекции связь теоретического материала с требованиями ФГОС (системно-деятельностный принцип; индивидуальная траектория развития учащихся; достижение метапредметных результатов).

2. Учесть профиль подготовки бакалавров, так как курс разработан для 2-х профильного бакалавриата.

 
стр. 9
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

 
стр. 10
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену

Зачеты и экзамены, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

 
стр. 11
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx