2022-2023_b44_03_05 ФК и БЖ 191_091_991 гр__plx_Теория и методика обучения базовым видам спорта подвижные игры_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория и методика обучения базовым видам спорта / подвижные игры
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
зачет 10
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
8 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
32
32
32
32
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
Сам. работа
60
60
60
60
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Ахметов А.М.;к.п.н., профессор, Семенов А.С. _________________
 
 
Теория и методика обучения базовым видам спорта / подвижные игры
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Денисенко Юрий Прокофьевич 

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся целостного представления о профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта на предметной основе спортивных и подвижных игр. Овладение
1.2
обучающимися методикой, принципами и средствами обучения спортивным и подвижным играм, их структурой и спецификой педагогической деятельности в области физической культуры.
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
Уверенно овладеть теоретическими основами, методикой и средствами обучения спортивным и подвижным играм.
1.5
Сформировать специальные знания о структуре соревновательно-игровой деятельности, технике и тактике игры в процессе обучения.
1.6
Изучить педагогические характеристики подвижных игр и базовых спортивных игр: волейбол, баскетбол, футбол, гандбол, хоккей с мячом.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Система гражданской защиты населения
2.1.2
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные единоборства
2.1.3
Методика обучения  безопасности жизнедеятельности
2.1.4
Основы национальной безопасности и оборона государства
2.1.5
Охрана труда на производстве и ОО
2.1.6
Пожарная безопасность
2.1.7
Методика обучения  физической культуры   
2.1.8
Опасные ситуации социального характера и защита от них
2.1.9
Опасные ситуации техногенного характера и защита от них
2.1.10
Опасные ситуации природного характера и защита от них
2.1.11
Теория и методика физической культуры и спорта
2.1.12
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями  
2.1.13
Избранный вид спорта и руководство соревновательной деятельностью
2.1.14
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.15
Педагогика и психология физической культуры
2.1.16
Теория и методика обучения базовым видам спорта / плавание
2.1.17
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные игры
2.1.18
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.19
Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны
2.1.20
Психолого-педагогический практикум
2.1.21
Теория и методика обучения базовым видам спорта / лыжный спорт
2.1.22
Обеспечение безопасности жизнедеятельности  в образовательной организации
2.1.23
Общая и социальная психология
2.1.24
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.1.25
Теория и методика обучения базовым видам спорта / легкая атлетика
2.1.26
История (история России, всеобщая история)
2.1.27
Концепции современного естествознания
2.1.28
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.29
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
2.1.30
Физиология человека
2.1.31
Анатомия человека
2.1.32
Теория и методика обучения базовым видам спорта / гимнастика
2.1.33
Философия  
2.1.34
Курсовая по безопасности жизнедеятельности
2.1.35
Производственная педагогическая практика
2.1.36
Курсовая работа по теории и методике физической культуры
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
2.1.37
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.38
Учебная ознакомительная практика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
ОПК-8.2: Осуществляет трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-8.3: Осуществляет урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
методологию социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития;
3.1.2
основы проектирования разных видов образовательных программ по учебному предмету в соответствии с ФГОС
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выделять различные основания для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития;
3.2.2
разрабатывать и реализовывать разные виды образовательных программ по учебному предмету в соответствии с ФГОС
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками применения различных оснований для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития;
3.3.2
навыками проектирования и реализации образовательных программ разного вида по учебному предмету в соответствии с ФГОС
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. 

 
1.1
Основные понятия и терминология. Классификация подвижных игр. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
10
0
 
1.2
Техника и методика обучения техническим элементам подвижных игр. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

3
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
10
0
 
1.3
Техника и тактика, методика обучения подвижным играм /Лек/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

3
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
10
0
 
1.4
Индивидуальные, групповые, командные, тактические действия в

нападении и защите.  /Пр/

Л1.1 Л1.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

16
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
10
0
 
1.5
Классификация тактики. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

3
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
10
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
1.6
Организация и проведение занятий по подвижным играм в различных звеньях физического воспитания. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

16
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
10
0
 
1.7
Последовательность изучения приемов игры в нападении и защите. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

3
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
10
0
 
1.8
Постановка задач, выбор средств и методов, способов организации учащихся.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

30
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
10
0
 
1.9
Организация и проведение мероприятий по подвижным играм. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

30
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация:

Вопросы к зачету

Билет №1

1 Общая характеристика спортивной дисциплины подвижные игры, его история, значение и современное состояние.

2 Предложите свою методику проведения занятия по подвижным играм для среднего школьного возраста в зале.

3 Разработайте свой вариант применения подвижных игр на занятиях с детьми и

объясните, почему игры являются обязательным требованием физического воспитания.

БИЛЕТ №2:

1 Раскройте содержание педагогических методов при обучении техники подвижных игр.

2 Предложите вариант организации обязательных мероприятий по предупреждению травм и несчастных случаев (ТБ), которые необходимо соблюдать при проведении занятий по подвижным играм на улице.

3 Разработайте проект программы направленной на обучение подвижным играм, спортсменов младшего возраста первого года обучения

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль:

Тестирование

1 Подвижные игры - это спортивная дисциплина по …

a. изучения закономерностей воспитания физических качеств человека;

b. овладение двигательными умениями и навыками;

c. формирование специальных физкультурных знаний;

d. изменение морфофункциональных свойств организма человека в течение жизни.

2 Какие основные параметры нагрузки в подвижных играх характеризуют ее с внешней стороны?

a. продолжительность работы, число упражнений и число их повторений;

b. скорость, темп, ритм;

c. объем и интенсивность, отдых;

d. продолжительность работы, отдых.

3 Метод максимальных усилий направлен на развитие ….

a. максимальной силы с незначительным приростом мышечной массы;

b. преимущественное увеличение мышечной массы с одновременным приростом максимальной силы;

c. совершенствование взрывной силы.

4 Какой тип работы чаше всего используется для увеличения аэробных возможностей организма?

a. длительная непрерывная работа умеренной и переменной интенсивности;

b. повторная работа с минимальными интервалами отдыха;

c. анаэробная работа, выполненная в виде кратковременных повторений.

5 Что относится к показателям физического развития?

a. показатели развития физических качеств человека;

b. общий уровень физической подготовленности и высокие спортивные результаты;

c. показатели телосложения, здоровья, развития физических качеств;

d. показатели здоровья, телосложения и необходимый для жизни фон двигательных умений и навыков.

6 Какие параметры наиболее отражают пространственную характеристику двигательного действия с мячом?

a. длительность, положение тела, положение частей тела, амплитуда;

b. темп, ритм, длительность выполнения физических упражнений;

c. направление, амплитуда, скорость;

d. положение частей тела, амплитуда, положение тела, траектория движений.

7 Метод непредельных усилий с нормированным количеством повторений используется при ...

a. одновременном увеличении силы и мышечной массы;

b. совершенствование «взрывной» силы;

 
стр. 6
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
c. совершенствование скорости отягощенных движений.

8 Какие упражнения наиболее полно подходят для воспитания скоростно-силовых способностей в подвижных играх?

a. упражнения с небольшим отягощением (порядка 10% от максимума);

b. упражнения в подтягивании на перекладине до придела;

c. многоскоки;

d. упражнения в спрыгивании с высоты с последующим быстрым выпрыгиванием вверх, различного рода многоскоки, приседания со штангой с последующим выпрыгиванием вверх.

9 Укажите определение, которое наиболее точно отражает понятие «физическое воспитание».

a. организованное социальное течение, направленное на использование развитие физической культуры в общественно значимых целях;

b. системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение необходимого в жизни фонда двигательных умений и навыков;

c. вид воспитания, особенности которого заключаются в обучении движениям и воспитании физических качеств человека;

d. оптимальная мера гармонического физического развития и всесторонней физической подготовленностью.

10 Подвижные игры, состоят из не повторяющихся движений это …

a. динамические упражнения;

b. контрольные упражнения;

c. имитационные упражнения;

d. ациклические упражнения.

11 «Ударный» метод используется в подвижных играх для решения каких задач:

a. одновременном увеличении силы и мышечной массы;

b. совершенствование скорости отягощенных движений;

c. совершенствование «взрывной силы» и реактивной способности двигательного аппарата.

12 Определите, при помощи какой нагрузки развивается специальная выносливость анаэробно-гликолитического механизма?

a. продолжительность работы 5-10 секунд, интенсивность 90-100 %, отдых 2-3 минуты между повторениями, между сериями 4-6 минут, количество

повторений 3-4 в одной серии (5-6 серий);

b. продолжительность работы 1-3 минуты, интенсивность работы при ЧСС 170-180 уд/мин., отдых 45-90 секунд.

c. продолжительность работы от 10 минут и более. ЧСС 150-175 уд./мин.;

d. продолжительность работы от 30 секунд до 2 минут, интенсивность 90-95%, отдых от 2 до 5 минут.

13 Какие упражнения наиболее полно подходят для обучения техники двигательного действия в подвижных играх?

a. имитационные, подводящие упражнения;

b. специальные упражнения;

c. общеразвивающие и специальные упражнения.

14 Метод непредельных усилий с максимальным количеством повторений («до отказа») используется при решении задачи:

c. восстановительные упражнения.

20 Подвижные игры – как учебная дисциплина выполняет следующие функции

a. вооружает студентов профессиональными знаниями, умениями,  навыками;

b. стимулирует творческие способности позволяющие решать воспитательные задачи;

c. развивающую творческие способности и педагогические навыки позволяющих решать воспитательные и учебно-тренировочные задачи по

спортивной и массовой работе с различным контингентом занимающихся.

21 Мастерство преподавателя по подвижным играм и результативность его работы зависят от …

a. сформированности как духовно-богатой личности, способной своими убеждениями и примером влиять на мысли, чувства занимающихся при формировании умений и навыков;

b. стремлении выделится, обратить на себя внимание во что бы то ни стало;

c. надзирательный тон,  решительность, надменность в общении, неустойчивый тип характера.

22 Педагогические принципы, обеспечивающие эффективность освоения учебного материала по подвижным играм:

a. сознательности и активности, доступности;

b. индивидуализации, систематичности, наглядности;

c. все выше перечисленные принципы.

23 Структура урока по подвижным играм, как основная форма учебных занятий состоит ….

a. подготовительной части, тренировочной;

b. подготовительной, основной, заключительной;

c. тренировочной и восстановительной.

24 Спортивная тренировка в подвижных играх это …

a. педагогически управляемый процесс развития и совершенствования

двигательных способностей занимающихся в соревновательных упражнениях,

направленный на подведение к состоянию спортивной готовности:

b. техническая и морально-волевая подготовка;

c. тактическая, психологическая, медико-биологическая подготовка.

25 Основным средством в подвижных играх являются:

a. физические упражнения;

b. оздоровительные силы природы;

c. тренажеры и тренажерные условия.

26 Сущность методов строго регламентированного упражнения, применяемые в подвижных играх заключается в том, что:

a. они являются связующим звеном между запроектированной целью и конечным результатом;

 
стр. 7
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
b. они определяют строгую организацию занятий физическими упражнениями;

c. каждое упражнение направлено на совершенствование техники движения и на развитие физических способностей.

27 Способность спортсменов в подвижных играх длительно выполнять работу умеренной интенсивности длительное время от 30 минут до 60 минут называется:

a. физическая работоспособность;

b. тренированность;

c. общая выносливость.

28 Укажите, как называется тренировочные циклы, на основе которых строится процесс спортивной подготовки:

a. тренировочные, соревновательные, восстановительные;

b. микроциклы, мезоциклы, макроциклы;

c. оперативные, текущие, этапные циклы.

Практическое задание №1

1 Ваш вариант применения средств, методов и приёмов воспитания в профессиональной деятельности, обеспечивающей формирование личности занимающихся.

2 Разработайте программу занятий по подвижным играм с учетом особенностей занимающихся.

3 Разработайте методику воспитания физических качеств у обучающихся.

4 Разработайте методику обучения броскам мяча в подвижных играх.

5 Разработайте методику обучения и совершенствования техники ведения мяча в подвижных играх.

6 Ваш вариант профилактики травматизма и безопасности в период проведения урока по подвижным играм.

7 Ваш вариант профилактики травматизма, оказания первой доврачебной помощи занимающимся.

8 Организуйте и проводите соревнования по подвижным играм.

9 Ваш вариант использования педагогических принципов при обучении техники двигательного действия броску мяча.

10 Ваш вариант текущего контроля по оценке физических качеств юных спортсменов, занимающихся подвижными играми.

11 Организуйте и проведите спортивное мероприятия в спортивном зале различного уровня с учётом возраста (по выбору).

12 Разработайте учебную программу обучения подвижным играм для школьников старшего возраста;

13 Ваш вариант организации работы с занимающимися подвижными играми .

14 Ваш вариант применения методов обучения тактическим вариантам подвижных игр.

Практическое задание №2

1 Дайте общую характеристику спортивной дисциплины «Подвижные игры».

2 Раскройте содержание общей модели профессионально-педагогической подготовленности преподавателя по подвижным играм.

3 Изложите свои взгляды на содержание понятия «техника подвижных игр».

4 Назовите основные педагогические принципы обучения, применяемые в подвижных играх.

5 Раскройте основные пункты инструкции ТБ поведения занимающихся в зале, во время занятий и после занятий. Дайте обоснование.

6 Структура и фазовый состав технических элементов игры в подвижные игры.

7 Общая характеристика техники ведения мяча в подвижных играх.

8 Общая характеристика техники броска.

9 Общая характеристика методов воспитания физических способностей.

10 Общая характеристика техники перемещения в подвижных играх.

11 Словесные методы обучения и их применение при обучении техники игры.

12 Наглядные методы обучения и их применение при обучении броскам.

13 Практические методы обучения и их применение при обучении в подвижных играх.

14 Основные средства обучения технике двигательного действия (перечислить и раскрыть).

15 Схема обучения технике различным приёмам игры с мячом.

16 Методика исправления наиболее часто встречающихся ошибок в технике.

17.Виды и организация соревнований по подвижным играм.

18.Техника игры в защите и методика обучения.

19.Техника различных способов ловли мяча и методика их обучения.

20 Планирование процесса начального обучения игре в подвижные игры. Факторы его определяющие. Документы планирования.

21.Характеристика программы обучения подвижным играм и организация занятий со школьниками.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Фомин, Е.В., Булыкина, Л.В., Силаева, Л.В.
Физическое развитие и физическая подготовка юных волейболистов: учебно-методическое пособие/ Фомин Е.В., Булыкина Л.В., Силаева Л.В.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Издательство «Спорт», 2018.— 192 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/77246.html
Москва: Издательство «Спорт», 2018
 
стр. 8
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.2
Готовцев, Е.В., Войтович, Д.И., Петько, В.А.
Баскетбол. Вариативная часть физической культуры: Учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей/ Готовцев Е.В., Войтович Д.И., Петько В.А.— Электрон. текстовые данные.— Воронеж: Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016.— 99 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/59110.html
Воронеж: Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, 2016
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Шамсетдинов А.Х.
Круговая тренировка на занятиях по баскетболу в ВУЗе: методическое пособие
Н.Челны: НГПУ, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+ru 
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. https://elibrary.ru
 
Э3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. www.iprbookshop.ru
 
Э4
Национальная электронная библиотека (НЭБ). https://нэб.рф/ 
 
Э5
Электронная библиотечная система «Юрайт» https://biblio-online.ru/
 
Э6
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ https://polpred.com/news 
 
Э7
Ресурсы East View (ИВИС) https://dlib.eastview.com/login 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.7
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.8
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.9
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.10
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.11
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.12
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.13
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
стр. 9
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-130 Спортивный зал (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование: шведские стенки, гимнастические скамейки, баскетбольные щиты, волейбольная сетка, волейбольные стойк, вороты для мини-футбола, вороты для игры в ручной мяч, мячи волейбольные, мячи баскетбольные, мячи гандбольные, мячи футбольные, гимнастические палки, перекладины, маты.
 
7.3
1-100а  Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

 
стр. 10
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них 

 
стр. 11
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.