2022-2023_z44_03_05 ФК и БЖ 2192_ 2193_ 2092_ 1992 гр__plx_Теория и методика обучения базовым видам спорта плавание_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория и методика обучения базовым видам спорта / плавание
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
экзамен 4
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
121
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
121
121
121
121
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., профессор, Семенов С.А. _________________
 
 
Теория и методика обучения базовым видам спорта / плавание
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Денисенко Юрий Прокофьевич 

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании компетенций на основе знаний о теории и методике плавания, вооружение теоретическими знаниями, практическими умениями и освоение опыта практической деятельности в области преподавания учебной дисциплины "Плавание" в образовательных организациях с учетом требований ФГОС к образовательным результатам в предметной области ФК  (по плаванию).
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
Формирование профессионально-педагогических навыков и умений, которые обеспечили бы возможность управлять процессом физического развития, образования и воспитания учащихся различных учебных заведений с учетом возрастных особенностей на уроках и занятиях по плаванию.
1.4
Формирование практических навыков обучения плаванию с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Избранный вид спорта и руководство соревновательной деятельностью
2.1.2
Теория и методика обучения базовым видам спорта / легкая атлетика
2.1.3
Теория и методика обучения базовым видам спорта / подвижные игры
2.1.4
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные игры
2.1.5
Теория и методика физической культуры и спорта
2.1.6
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями  
2.1.7
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.8
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.9
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.1.10
Производственная  практика по воспитательной работе
2.1.11
Теория и методика обучения базовым видам спорта / гимнастика
2.1.12
Теория и методика обучения базовым видам спорта / лыжный спорт
2.1.13
Безопасность жизнедеятельности
2.1.14
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.15
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.16
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.17
Педагогика и психология физической культуры
2.1.18
Общая и социальная психология
2.1.19
Психолого-педагогический практикум
2.1.20
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
2.1.21
Учебная практика по безопасности жизнедеятельности
2.1.22
Анатомия человека
2.1.23
История (история России, всеобщая история)
2.1.24
Концепции современного естествознания
2.1.25
Физиология человека
2.1.26
Философия 
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Безопасное проведение спортивных и культурно-спортивных мероприятий
2.2.2
Курсовая работа по безопасности жизнедеятельности
2.2.3
Обеспечение безопасности на транспорте
2.2.4
Основы национальной безопасности и оборона государства
2.2.5
Охрана труда на производстве и ОО
2.2.6
Пожарная безопасность
2.2.7
Система гражданской защиты населения
2.2.8
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.9
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
стр. 4
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
ОПК-8.2: Осуществляет трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-8.3: Осуществляет урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
важнейшие этапы развития плавания как вида спорта,
3.1.2
историю развития плавания в мире, стране, регионе;
3.1.3
структуру, место и значение плавания в системе физического воспитания учащихся и взрослого населения;
3.1.4
санитарно-гигиенические условия занятий плаванием;
3.1.5
правила техники юезопасности при проведении занятий по плаванию;
3.1.6
основы теории и методики обучения технике плавания;
3.1.7
организационные основы проведения соревнований по плаванию.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
провести биомеханический анализ изученных способов плавания, анализировать - индивидуальную технику плавания;
3.2.2
показать и объяснить отдельные упражнения, составить отдельный комплекс упражнений, провести урок-;
3.2.3
составлять учебную документацию по плаванию - поурочный график, конспект урока с учетом возрастных особенностей, уметь организовать и провести соревнования по плаванию, а также водные праздники;
3.2.4
самостоятельно работать с литературой, методическими пособиями, периодическими изданиями.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
теоретическими основами техники плавания, обучения и тренировки в плавании, а также теоретическими основами организации и методики работы по плаванию;
3.3.2
техникой плавания кроль на груди, кроль на спине, брасс, прикладного плавания, техникой стартов и поворотов в вышеперечисленных способах плавания;
3.3.3
основами методики обучения плавания способами кроль на груди, кроль на спине, брасс и прикладному плаванию, уметь видеть, выявлять, наблюдать и исправлять ошибки в технике плавания;
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Научно-теоретические и тпрактические основы плавания

 
1.1
Введение в предмет /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
4
0
 
1.2
Методика обучения и преподвания плавания /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
4
0
 
1.3
Обучение технике плавания способом кроль на груди  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
4
0
 
1.4
Обучение технике плавания способом кроль на спине  /Пр/
Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
4
0
 
1.5
Обучение технике плавания способом брасс /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
4
0
 
стр. 5
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
1.6
Обучение технике плавания способом баттерфляй /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
4
0
 
1.7
Обучение технике стартов и поворотов /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
4
0
 
1.8
Работа с литературой.

Написание конспектов лекций, семинаров, комплексов упражнений по разделам программы, конспектов занятий и отдельных их частей.

Посещение занятий по плаванию в ДЮСШ, детских садах, СОШ.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

36
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
4
0
 
1.9
Организация и проведение соревнований по плаванию.

Судейство соревнований.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

18
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
4
0
 
1.10
Организация и проведение соревнований по плаванию. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

18
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
4
0
 
1.11
Проведение урока по плаванию и отдельных его частей.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

14
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
4
0
 
1.12
Проведение занятий по плаванию индивидуальных и групповых в условиях спортивно-оздоровительных лагерей и во внеурочной деятельности  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

14
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
4
0
 
1.13
Игры и развлечения в воде /Ср/

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

21
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
4
0
 
1.14
/Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

9
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

1.Классификация основных плавательных упражнений.

2.Задачи и характерные особенности плавания как средства физического воспитания.

3.Значение и место плавания в системе физического воспитания.

Общие основы техники плавания

1.Понятие о технике плавания. Факторы, определяющие технику плавания.

2.Основные свойства воды, оказывающие влияние на технику плавания.

3.Статическое плавание. Действие сил на тело при статистическом положении.

4.Удельный вес и плавучесть тела человека. Причины их колебаний.

5.Равновесие тела в воде при статическом положении. Центр тяжести и центр плавучести. Горизонтальная и вертикальная устойчивость тела в воде, ее значение ля техники плавания.

6.Динамические силы, действующие на тело человека во время продвижения вперед.

7.Сопротивление воды при продвижении вперед. Виды сопротивления. Факторы, влияющие на величину сопротивления воды при плавании.

8.Подъемная сила и сила тяги. Использование сопротивления воды для их создания. Правильное положение руки во время гребка.

9.Анатомическое строение тела человека и его влияние на технику плавания. Форма рабочих и подготовительных движений в технике плавания.

10.Влияние физиологических функций на технику плавания.

Основы техники спортивного плавания

1.Положение тела и головы, техника движений ног в способе плавания кроль на груди.

 
стр. 6
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
2.Техника движений рук и дыхание в способе плавания кроль на груди.

3.Общая характеристика способа плавания кроль на груди. Координация движений рук, ног и дыхания в способе плавания кроль на груди, ее разновидности.

4.Положение тела и техника движения ног в способе плавания кроль на спине.

5.Техника движений рук и дыхание в способе плавания роль на спине.

6.Общая характеристика способа плавания кроль на спине. Координация движений рук и ног в этом способе

7.Положение тела и техника движений ног в способе плавания брасс

8.Техника движения рук и дыхания в способе плавания брасс.

9.Характеристика способа плавания брасс. Координация движений рук, ног и дыхания в этом способе, ее разновидности.

10.Техника выполнения старта с тумбочки.

11.Техника выполнения старта из воды.

12.Техника выполнения открытого и закрытого поворота в способе плавания кроль на груди и брасс.

13.Техника выполнения открытого поворота в способе плавания кроль на спине.

Основы техники прикладного плавания

1.Общая характеристика и значение прикладного плавания. Виды прикладного плавания.

2.Техника ныряния в длину и глубину. Приемы облегченного длительного задержания дыхания. Приемы погружения в воду. Способы передвижения под водой.

3.Организация спасательной службы. Спасательный инвентарь и техника его применения. Техника спасения тонущего.

4.Оказание помощи потерявшему сознание человеку. Основные способы искусственного дыхания.

Основы обучения плаванию

1.Принципы обучения и тренировки пловца.

2.Основы обучения плаванию: задачи, содержание, этапы и формы обучения.

3.Основные средства обучения в плавании: общеразвивающие, подготовительные и специальные упражнения.

4.Методы обучения в плавании: словесные, наглядные и практические.

5.Общая схема обучения в плавании.

6.Урок плавания. Его задачи, продолжительность, основная схема.

7.Содержание отдельных частей урока плавания, методы ведения урока.

8.Подготовительные упражнения для освоения с водой.

9.Методика обучения способу плавания кроль на груди.

10.Методика обучения способу плавания кроль на спине.

11.Методика обучения способу плавания брасс.

12.Методика обучения старту с тумбочки.

13.Методика обучения старту из воды.

14.Методика обучения поворотам в кроле на груди.

15.Методика обучения поворотам в брассе.

16.Методика обучения поворотам в способе кроль на спине.

Методика спортивной тренировки в плавании

1.Основные средства тренировки пловца: упражнения на суше, упражнения в воде.

2.Методы тренировки пловца: повторный, интервальный, равномерный, переменный и контрольный.

3.Содержание тренировки пловца: теоретическое, физическое, техническое, тактическое и психологическое.

4.Общая и специальная физическая подготовка пловца как две стороны совершенствования его физического развития.

Организация методов работы по плаванию с детьми

1.Задачи и организация работы по плаванию в общеобразовательной школе.

2.Задачи и организация работы по плаванию в оздоровительном лагере.

3.Формы работы по плаванию с детьми, методика проведения различных форм работы по плаванию.

4.Организация и проведение соревнований по плаванию в спортивных школах и оздоровительном лагере. Организация водных праздников.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Тематика рефератов

1.Историческое развитие плавания и методики обучения.

2.Историческое развитие методики тренировки в плавании.

3.Плавание в программе Олимпийских игр (исторический обзор).

4.Организация и методика проведения уроков по плаванию в начальной школе.

5.Организация и проведение уроков по плаванию в 5-11 классах.

6.Методические основы формирования прикладных умений и навыков средствами плавания у учащихся.

7.Методика развития выносливости у школьников средствами плавания.

8.Методика развития скоростно-силовых качеств у школьников средствами плавания.

9.Физиологические основы спортивного плавания.

10.Методика развития гибкости у школьников средствами плавания.

11.Организация и проведение соревнований по плаванию.

12.Правила соревнований по плаванию и их изменения в процессе эволюции.

13.Методика обучения плаванию в дошкольном возрасте.

14.Организация и проведение занятий по плаванию в детских лагерях отдыха.

15.Организация и проведение занятий в условиях бассейна.

16.Организация и проведение занятий по плаванию в условиях естественных водоемов.

17.Методика начального обучения плаванию учащихся 1-3 классов.

 
стр. 7
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
18.Методика начального обучения плаванию учащихся 4-8 классов.

19.Методика обучения способу плавания кроль на груди.

20.Методика обучения способу плавания кроль на спине.

21.Методика обучения способу брасс.

22.Методика обучения способу баттерфляй.

23.Методика обучения стартам в плавании.

24.Методика обучения поворотам.

25.Методика обучения прикладным видам и способам плавания.

26.Методика отбора в спортивном плавании.

27.Биомеханический анализ техники плавания способом кроль на груди.

28.Биомеханический анализ техники плавания кроль на спине.

29.Биомеханический анализ техники плавания брасс.

30.Биомеханический анализ техники плавания баттерфляй.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Казызаева, А.С.
Теория и методика обучения базовым видам спорта. Плавание: учебное пособие/ А.С. Казызаева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2016.— 120 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/74280.html
Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2016
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Степанова, М.В.
Плавание в системе физического воспитания студентов вузов: учебное пособие/ Степанова М.В.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2017.— 137 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71310.html
Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2017
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Гумеров Р.А.
Теория и методика обучения плаванию: учебное пособие / Р. А. Гумеров. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015. — 64 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/70485.html
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту. - URL: http://lib.sportedu.ru/
 
Э2
Интернет-библиотека образовательных изданий. - URL: http://www.igHb.ru 
 
Э3
Научная электронная библиотека журналов. - URL: http://www.elibrary.ru
 
Э4
Журнал «Теория и практика физической культуры». - URL: http://www.lib.sportedu.ru/Press/TPFK/ 
 
Э5
Журнал «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка». - URL: http://www.lib.sportedu.ru/Press/FKVOT/ 
 
Э6
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
стр. 8
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.7
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.8
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.9
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.10
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.11
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.12
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.13
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-130 Спортивный зал (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: шведские стенки, гимнастические скамейки, баскетбольные щиты, волейбольная сетка, волейбольные стойки, вороты для мини-футбола, вороты для игры в ручной мяч, мячи волейбольные, мячи баскетбольные, мячи гандбольные, мячи футбольные, гимнастические палки, перекладины, маты. 
 
7.3
1-100а  Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с 

 
стр. 9
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающегосям времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные 

 
стр. 10
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен.

Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.