2022-2023_azb44_03_05 НОиДО 1842_ 1742_plx_Технология обучения компьютерной грамотности_ Начальное образование и Дошкольное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Технология обучения компьютерной грамотности
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
 
экзамен 2 зачет 1
Виды контроля на курсах:
экзамензачет
13
самостоятельная работа
149
аудиторные занятия
18
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
2
2
4
4
6
6
Лабораторные
4
4
8
8
12
12
Итого ауд.
6
6
12
12
18
18
Кoнтактная рабoта
6
6
12
12
18
18
Сам. работа
62
62
87
87
149
149
Часы на контроль
4
4
9
9
13
13
Итого
72
72
108
108
180
180
 
 
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Герасимова О.Ю. _________________
 
 
Технология обучения компьютерной грамотности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова Ольга Юрьевна

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся математических знаний для ориентирования в современном информационном пространстве, готовности к реализации образовательной программы по учебному предмету "Математика и информатика" в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, используя современные методы и технологии обучения и диагностики.
1.2
Задачи освоения дисциплины: формирование математических знаний, средств и методов решения задач реализации образовательной программы по учебному предмету "Математика и информатика" в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, используя современные методы и технологии обучения и диагностики; формирование умений решения задач реализации образовательной программы по учебному предмету "Математика и информатика" в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, используя современные методы и технологии обучения и диагностики; формирование навыков решения задач реализации образовательной программы по учебному предмету "Математика и информатика" в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, используя современные методы и технологии обучения и диагностики.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования
2.2.2
Педагогика раннего возраста
2.2.3
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.4
Теория и технологии развития речи у детей
2.2.5
Теория начального литературного образования
2.2.6
Элементы геометрии в начальном курсе математики
2.2.7
Историческое образование младших школьников
2.2.8
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
2.2.9
Курсовая работа по начальному образованию
2.2.10
Организация деятельности младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
2.2.11
Производственная педагогическая практика
2.2.12
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.2.13
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.2.14
Теория и технологии развития математических представлений у детей
2.2.15
Теория и технологии экологического образования детей
2.2.16
Технологии начального литературного образования
2.2.17
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.2.18
Курсовая работа по дошкольному образованию
2.2.19
Литературное образование дошкольников
2.2.20
Методика обучения татарскому языку
2.2.21
Организация деятельности младших школьников на занятиях по музыке
2.2.22
Организация дошкольного образования
2.2.23
Основы логопедической работы в ДОО
2.2.24
Психология педагогической деятельности
2.2.25
Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения в начальной школе
2.2.26
Теория и технологии музыкального воспитания детей
2.2.27
Диагностика личностных и метапредметных результатов обучения
2.2.28
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.29
Основы профориентологии (с диагностическим практикумом)
2.2.30
Производственная преддипломная практика
2.2.31
Формирование познавательного интереса у младших школьников к изучению учебных предметов
2.2.32
Влияние способов организации учебной деятельности на характер учебно-познавательной мотивации учения младших школьников
 
стр. 4
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.2.33
Географическое образование младших школьников
2.2.34
Практикум по дошкольной педагогике
2.2.35
Современные программы по экологическому образованию в ДОО
2.2.36
Основы психодидактики и развивающего образования
2.2.37
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.38
Организация семейных праздников и досуга детей
2.2.39
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.2.40
Геометрические фигуры на плоскости
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-3:      способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве
 
Знать:
 
основные математические понятия и законы,  необходимые  для ориентирования в современном информационном пространстве
 
источники информации с заданными характеристиками:  электронные ресурсы, каталоги, библиотеки, поисковые системы Интернета 
 
основные средства поиска и отбора математических знаний, необходимых  для ориентирования в современном информационном пространстве
 
 
Уметь:
 
находить, выделять и характеризовать основные этапы развития математических знаний
 
устанавливать междисциплинарные  связи для ориентирования в современном информационном пространстве
 
делать выводы о математических объектах, процессах и явлениях на основе сравнительного анализа информации  
 
 
Владеть:
 
основными методами математического познания для решения задач профессиональной деятельности в современном информационном пространстве
 
навыками представления математической информации,  необходимой  для ориентирования в современном информационном пространстве
 
современными информационными технологиями,  математическими знаниями  для ориентирования в современном информационном пространстве
 
 
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
основы реализации образовательной программы по учебному предмету в соответствии с ФГОС НОО
 
требования и критерии разработки образовательной программы по учебному предмету в соответствии с ФГОС НОО
 
основы проектирования разных видов образовательных программ по учебному предмету в соответствии с ФГОС НОО
 
 
Уметь:
 
реализовывать образовательную программу  в соответствии с требованиями ФГОС НОО
 
разрабатывать и реализовывать образовательную программу по учебному предмету в соответствии с ФГОС НОО
 
разрабатывать и реализовывать разные виды образовательных программ по учебному предмету  в соответствии с ФГОС НОО
 
 
Владеть:
 
навыками составления образовательной программы на основе методических разработок в соответствии с требованиями ФГОС НОО
 
навыками разработки и реализации образовательной программы по учебному предмету в соответствии с ФГОС НОО с учетом специфики образовательной организации 
 
навыками проектирования и реализации образовательных программ разного вида по учебному предмету  в соответствии с ФГОС НОО
 
 
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
современные методы и технологии обучения и диагностики
 
стр. 5
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
Уметь:
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей
 
 
Владеть:
 
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке
 
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся
 
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные  математические понятия и законы (начальные математические знания, основы логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, арифметические действия с числами и числовыми выражениями, простейшие алгоритмы, геометрические фигуры);
3.1.2
источники информации:  электронные ресурсы, каталоги, библиотеки, поисковые системы Интернета;
3.1.3
основные средства поиска и отбора математических знаний, необходимых  для ориентирования в современном информационном пространстве;
3.1.4
основы проектирования и реализации образовательной программы по учебному предмету  "Математика и информатика" в соответствии с ФГОС НОО;
3.1.5
основные требования и критерии разработки образовательной программы по учебному предмету "Математика и информатика"  в соответствии с ФГОС НОО;
3.1.6
нормативно-правовые основы организации образовательного процесса в начальной школе;
3.1.7
современные методы, информационные технологии обучения, технические и программные средства информатизации, их применение в образовательном процессе.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать начальные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
3.2.2
применять математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
3.2.3
работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
3.2.4
разрабатывать и реализовывать образовательные программы по учебному предмету "Математика и информатика" в соответствии с ФГОС НОО;
3.2.5
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач;
3.2.6
использовать информационные  технологии  в процессе преподавания других предметов начальной школы;
3.2.7
использовать и проектировать информационные образовательные ресурсы;
3.2.8
применять современные информационные технологии в образовательном процессе.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
3.3.2
навыками представления математической информации;
3.3.3
навыками проектирования, разработки и реализации образовательной программы по учебному предмету "Математика и информатика" в соответствии с ФГОС НОО с учетом специфики образовательной организации
3.3.4
навыками использования современных методов, способов и средств информационных технологий;
3.3.5
навыками проведения уроков в начальной школе с использованием компьютера;
3.3.6
навыками применения способов и методов обучения младших школьников основам компьютерной грамотности;
3.3.7
навыками применения игровых методик обучения младших школьников работе с компьютером;
3.3.8
навыками разработки учебно-методических средств, основывающихся на информационных технологиях.
 
стр. 6
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Информационные технологии в образовательном процессе

 
1.1
Информатизация образовательного процесса.Компьютерная грамотность. Геймификация образовательного процесса. Эссе "Ребенок будущего. Школа будущего. Модернизация образования. Информатизация школ." Рейтинг образовательных ресурсов сети Интернет /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ОК-3 ПК-1 ПК-2
1
0
 
1.2
Образовательные информационные технологии на уроке. Эссе "Гаджеты на занятиях: плюсы и минусы" /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

16
ОК-3 ПК-1 ПК-2
1
0
 
 
Раздел 2. Предмет методики преподавания компьютерной грамотности в начальной школе

 
2.1
Нормативно-методическое обеспечение курса информатики в начальной школе. Учебное планирование курса в начальной школе. Различные подходы к преподаванию компьютерной граммотности в начальных классах /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-3 ПК-1 ПК-2
1
0
 
2.2
Разработка рабочей программы по предмету, соответствующей требованиям ФГОС и СанПИН /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-3 ПК-1 ПК-2
1
0
 
2.3
СанПИН, ФГОС НОО, ПрООП НОО.Научные, психолого-педагогические, методические подходы к преподаванию информатики /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

34
ОК-3 ПК-1 ПК-2
1
0
 
2.4
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-3 ПК-1 ПК-2
1
0
 
 
Раздел 3. Организация обучения компьютерной грамотности в начальной школе

 
3.1
Возрастные психолого-педагогические особенности обучения компьютерной грамотности младшего школьного возраста. Учебные пособия и программное обеспечение курса. Общие методические вопросы преподавания курса.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-3 ПК-1 ПК-2
2
0
 
3.2
Программирование в Лого Миры 3.0 /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-3 ПК-1 ПК-2
2
0
 
3.3
Создание проектов в интерактивной творческой среде Лого Миры 3.0  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

28
ОК-3 ПК-1 ПК-2
2
0
 
3.4
Построение урока в начальной школе. Типология уроков. Виды и формы проведения урока /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-3 ПК-1 ПК-2
2
0
 
3.5
Общая методика организации обучения компьютерной граммотности в начальной школе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

28
ОК-3 ПК-1 ПК-2
2
0
 
 
Раздел 4. Методика изучения отдельных тем

 
стр. 7
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
4.1
Блоки: Алгоритмические модели. Модели объектов и классов. Логические рассуждения и их описание. Построение моделей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ОК-3 ПК-1 ПК-2
2
0
 
4.2
Разработка уроков по отдельным темам курса информатики в начальной школе /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-3 ПК-1 ПК-2
2
0
 
4.3
Применение информационных технологий на уроках в начальной школе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

30
ОК-3 ПК-1 ПК-2
2
0
 
4.4
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

9
ОК-3 ПК-1 ПК-2
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1. Цели обучения информатике в начальной школе.

2. Общеобразовательное и общекультурное значение курса информатики.

3. Учебное планирование предмета в начальных классах.

4. Цели и задачи преподавания информатики в начальных классах.

5. Различные подходы к преподаванию информатики в начальной школе.

6. Основные направления и перспективы развития предмета.

7. Требования к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС и уроки информатики в начальной школе.

8. Содержание рабочей программы учителя информатики в начальной школе.

9. Требования к результатам освоения основной образовательной программы в условиях введения ФГОС НОО.

10. Cистема оценки на уроках информатики: основные особенности в условиях введения ФГОС НОО.

11. Проектная работа при изучении информатики в начальной школе.

12. Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики

Задание к зачету: Проанализировать готовую рабочую программу УМК А.В. Горячев (2 класс).

Типовое контрольное задание к экзамену:

Разработать план-конспект (технологическую карту) урока по теме «Описание предметов» (УМК А.В. Горячев, 2 класс) и продемонстрировать фрагмент урока.

Типовые тестовые задания к экзамену:

1. В каком разделе рабочей программы указывается список рекомендуемой учебно-методической литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплекс (УМК) с обязательным указанием учебника, учебные пособия для учащихся, а также содержать полные выходные данные литературы?

a. в разделе «Описание материально-технического обеспечения и учебно-методического обеспечения образовательного процесса»;

b. в разделе «Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности»;

c. в разделе «Содержание учебного предмета, курса».

2. Информационно-образовательная среда организации, осуществляющей образовательную деятельность должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:

a. планирование образовательной деятельности; размещение и сохранение материалов образовательной деятельности, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательных отношений информационных ресурсов; фиксацию хода образовательной деятельности и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; взаимодействие между участниками образовательных отношений, в том числе дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательной деятельности для решения задач управления образовательной деятельностью; контролируемый доступ участников образовательных отношений к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся); взаимодействие организации, осуществляющей образовательную деятельность с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, организациями;

b. планирование образовательной деятельности; размещение и сохранение материалов образовательной деятельности, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательных отношений информационных ресурсов; фиксацию хода образовательной деятельности и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; взаимодействие между участниками образовательных отношений, в том числе дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательной деятельности для решения задач управления образовательной деятельностью; контролируемый доступ участников образовательных отношений к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);

 
стр. 8
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
c. планирование образовательной деятельности; размещение и сохранение материалов образовательной деятельности, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательных отношений информационных ресурсов; взаимодействие организации, осуществляющей образовательную деятельность с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, организациями.

3. Основными задачами предметной области математика и информатика являются:

a. развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения;

b. обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

c. формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости Типовая тематика эссе: 1. Ребенок будущего. 2. Школа будущего. 3. Модернизация образования. 4. Информатизация школ. 5. Гаджеты на занятиях: плюсы и минусы.
 
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС по дисциплине "Технология обучения компьютерной грамотности" прилагается.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Черткова, Е. А.
Компьютерные технологии обучения : учебник для вузов / Е. А. Черткова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 250 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07491-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]: учебник для вузов / Е. А. Черткова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 245 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12532-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/545234
Москва : Издательство Юрайт, 2024
 
Л1.2
Абрамова, И. В.
Методика обучения компьютерной грамотности : учебно-методическое пособие / И. В. Абрамова. — Соликамск : Соликамский государственный педагогический институт, 2017. — 80 c. — ISBN 978-5-91252-083-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/86548.html
Соликамск : Соликамский государственный педагогический институт, 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Куликова, Н. Ю. 
Методические особенности создания интерактивных мультимедийных образовательных ресурсов для уроков информатики [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Н. Ю. Куликова. — Электрон. текстовые данные. — Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2016. — 60 c. — 2227-8397. — URL: http://www.iprbookshop.ru/40728.html
Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена, 2016.
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ -URL:http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - URL:https://elibrary.ru
 
Э3
Сайт Института новых технологий - URL:http://www.int-edu.ru
 
Э4
Технология обучения компьютерной грамотности (ЭОР) - URL:http://mdl.tatngpi.ru/course/view.php?id=29
 
стр. 9
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
ЛогоМиры 3.0. (Интегрированная творческая среда). Windows XP\Vista\7\8\10; MacOS 10.5–10.13 на класс:Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-310 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля  и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-315  Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-205 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Методические указания к самостоятельной работе.

 
стр. 10
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные

темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется 

 
стр. 11
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица,

оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса

   

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.