Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна
преподавания искусства
ции
Э5 Э6
Э1 Э5 Э6
Э3 Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Э4 Э5 Э6
Э4 Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Э3 Э4 Э5 Э6
Э3 Э4 Э5 Э6
Э3 Э4 Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Темы для подготовки к экзамену:
1.Религиозные культы в культуре ацтеков.
2.Культура инков.
3.Особенности буддийской культуры Индии.
4.Культура Индии эпохи Моголов.
5.Жанры китайской живописи.
6.Религия синто и ее влияние на японскую архитектуру.
7.Японская буддийская пластика.
8.Культура Древнего Египта.
9.Культура Древней Греции.
10.Культура Древней Греции. Гомеровский период.Архаика.
11.Культура Древней Греции.Классический период.
12.Эллинизм.
13.Культура Древнего Рима. Искусство Республики
14.Культура Древнего Рима. Искусство Империи
15.Культура Византии 4-15 веков.
16.Арабо-мусульманская культура.
17.Мусульманская миниатюра и каллиграфия.
18.Культура Западной Европы в Средние века.
19.Романская культура.
20.Готическое искусство.
21.Возрождение в Италии.
22.Возрождение в странах Европы.
23.Постренессансная культура.
24.Искусство классицизма.
25.Стиль рококо. В искусстве Франции.
26.Архитектура и изобразительное искусство эпохи Просвещения.
27.Художественные направления в европейской культуре конца 18-начала 20 веков.
28.Художественная культура Древней Руси.
29.Русское искусство18 века
30.Русское искусство19 века.
31.Русское искусство конца 19- начало 20 веков.
Темы рефератов:
1.Полисемия понятия «искусство»
2.Теории происхождения и социальные функции искусства
4.Античный космос, боги и человек в искусстве Эллады /архитектура, скульптура/
5.Темы и герои гомеровских поэм /»Илиада», «Одиссея»/
6.Музыка Античности
7.Рок и характер в античной трагедии.Государство и личность в искусстве Древнего Рима
8.«Художник» и публика в античном обществе (зрелищные искусства
9.Античная мифология и её влияние на культуру
10Литература Древней Греции
11.Феномен Античного театра
12.«Государственное» зодчество Древнего Рима
13.Римские зрелища в художественной культуре Древнего Рима
14.Сравнительный анализ художественной культуры Древней Греции и Рима
Семь «чудес света"
15.Космогонические мифы и их сущность
16.Палеолитическая живопись и скульптура
17.Происхождение музыки
18.Петроглифы неолита
19.Первобытная мораль
9.Религиозные представления древних египтян и их отражение в искусстве (архитектура, изобразительное искусство)
20.Художественная культура и культовое искусство Древней Индии
21.Единство каллиграфии, поэзии и живописи в художественной культуре Китая
22.Мифологические «модели мира» и их характеристика
23.Проблема происхождения искусства
24.Традиционный тип художественной культуры в современном мире
25. Античный космос, боги и человек в искусстве Эллады /архитектура, скульптура
Текст, изображение: электронные
По своей структуре лекции могут быть разнообразны – это зависит от содержания и характера излагаемого материала. Однако существует общий структурный каркас, применимый к любой лекции. Прежде всего это сообщение плана лекции студентам и строгое ему следование. В план лекции включаются наименования узловых вопросов лекции, которые могут послужить основой для составления экзаменационных билетов.
В начале изложения полезно напомнить содержание предыдущей лекции, связать его с новым материалом, определить место и назначение рассматриваемой темы в дисциплине и в системе других наук.
При раскрытии вопросов темы можно применять индуктивный метод: примеры, факты, подводящие к научным выводам; можно также использовать метод дедукции: разъяснение общих положений с последующим показом возможности их приложения на конкретных примерах. По каждому из анализируемых положений следует делать вывод, выделяя его повторением и интонацией.
В конце лекции необходимо подвести итог сказанному,
При подготовке лекции лектор планирует управление вниманием слушателей путем своевременного использования наглядных пособий и других педагогических приемов.
Излагая лекционный материал, преподаватель должен ориентироваться на то, что студенты пишут конспект. Конспект
осмысленного конспектирования: слушать, осмысливать, перерабатывать, кратко записывать. Для этого преподаватель должен помогать студентам и следить, все ли понимают, успевают. Обычно это видно по реакции аудитории. Средствами, помогающими конспектированию, являются: акцентированное изложение материала лекции, использование пауз, записи на доске, демонстрации иллюстративного материала, строгое соблюдение регламента занятий. Полезно обучить студентов методике конспектирования, правильному графическому расположению и оформлению записи:
выделению абзацев, подчеркиванию главных мыслей и ключевых слов, заключению выводов в рамки, использованию заметок на полях и знака NB – «nota bene», использованию цветных фломастеров.
Таким образом, руководство работой студентов со стороны преподавателя осуществляется в следующих формах:
- требование вести конспекты, обучение конспектированию;
- контроль за выполнением: просмотр конспектов – по ходу лекции,
после лекции, на семинарских занятиях; - использование приемов управления вниманием: контрольные
вопросы, риторические вопросы, варьирование интонацией, другие
ораторские приемы;
- использование приемов закрепления: повторение основных
положений и выводов с использованием различных формулировок, вопросы
к аудитории на проверку внимания;
- разрешение задавать вопросы лектору с четкой регламентацией, когда
и в какой форме они могут быть заданы.
Мастерство лектора способствует хорошей организации работы студентов на лекции. Содержание, четкость структуры лекции, применение приемов поддержания внимания – все это активизирует мышление и работоспособность, способствует установлению педагогического контакта, вызывает у студентов эмоциональный отклик, воспитывает навыки трудолюбия, формирует интерес к предмету.
На каждую лекцию преподавателем разрабатывается план и конспект, включающие название темы, формулировку цели и задач, перечень основных разделов лекции, краткое, структурированное в соответствии с планом, содержание излагаемого материала, а также перечень вопросов, которые будут заданы по ходу лекции с целью активизации и повторения. Составляя такой конспект, следует продумать пропорциональность
отдельных разделов лекции и рассчитать время, которое займет изложение каждого раздела. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы распределение времени отвечало основным дидактическим задачам лекции и позволяло преподавателю эффективно изложить необходимый материал, а студентам – законспектировать его.
При посещении и обсуждении лекции преподавателя коллегами возникает необходимость оценить ее качество. Для этого используют узловые критерии оценки качества: содержание лекции, методика чтения лекции, руководство работой студентов, лекторские данные (знание предмета, эмоциональность, голос, дикция, ораторское мастерство, культура речи, умение установить контакт), результативность лекции
(информационная ценность, воспитательный аспект, достижение дидактических целей).
Методические рекомендации к практическим занятиям.
Семинар — один из наиболее сложных и в то же время плодотворных видов (форм) вузовского обучения и воспитания. В условиях высшей школы — семинар — один из видов практических занятий, проводимых под руководством преподавателя, ведущего научные исследования по тематике семинара и являющегося знатоком данной проблемы или отрасли научного знания. Семинар предназначается для
углубленного изучения той или иной дисциплины и овладения методологией применительно к особенностям изучаемой отрасли науки.
после лекции, на семинарских занятиях; - использование приемов управления вниманием: контрольные
вопросы, риторические вопросы, варьирование интонацией, другие
ораторские приемы;
- использование приемов закрепления: повторение основных
положений и выводов с использованием различных формулировок, вопросы
к аудитории на проверку внимания;
- разрешение задавать вопросы лектору с четкой регламентацией, когда
и в какой форме они могут быть заданы.
Мастерство лектора способствует хорошей организации работы студентов на лекции. Содержание, четкость структуры лекции, применение приемов поддержания внимания – все это активизирует мышление и работоспособность, способствует установлению педагогического контакта, вызывает у студентов эмоциональный отклик, воспитывает навыки трудолюбия, формирует интерес к предмету.
На каждую лекцию преподавателем разрабатывается план и конспект, включающие название темы, формулировку цели и задач, перечень основных разделов лекции, краткое, структурированное в соответствии с планом, содержание излагаемого материала, а также перечень вопросов, которые будут заданы по ходу лекции с целью активизации и повторения. Составляя такой конспект, следует продумать пропорциональность отдельных разделов лекции и рассчитать время, которое займет изложение каждого раздела. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы
распределение времени отвечало основным дидактическим задачам лекции и позволяло преподавателю эффективно изложить необходимый материал, а студентам – законспектировать его.
При посещении и обсуждении лекции преподавателя коллегами возникает необходимость оценить ее качество. Для этого используют узловые критерии оценки качества: содержание лекции, методика чтения лекции, руководство работой студентов, лекторские данные (знание предмета, эмоциональность, голос, дикция, ораторское мастерство, культура речи, умение установить контакт), результативность лекции
Методические рекомендации работы над рефератом.
Цель работы над рефератом - научить студента методике исследования того или иного вопроса, владению научным инструментарием, овладению первичными навыками научного подхода к материалу. Работа над рефератом является важной частью вузовской программы овладения студентом методическими навыками научной работы Выполняя это задание, студенту следует продемонстрировать способность выделить в выбранном для конспектирования научном тексте главную мысль , идею, мысль, гипотезу , концепцию, предложенную автором периодизацию, характерные признаки исследуемого явления иллогично и последовательно зафиксировать это в своей работе. Главные требования к конспекту: краткость, ясность, логичность, четкость формулировок.
Структура реферата. Работа должна включать обоснование темы; историю вопроса или библиографическии обзор; основную часть (основные положения и аргументы); заключение (выводы).
Каждая структурная часть работы должна обладать внутренним единством и заключаться выводами и из рассуждений.
Главное в заключительной части - точность и четкость. В ней должно быть в предельно сжатом виде сформулировано то, что студенту удалось найти, открыть, то, до чего он самостоятельно додумался.
К приложениям к реферату по истории искусств относятся следующие:
1. Библиографичечкая справка о творчестве художника.
2. Словарь терминов по теме.
3. Каталог произведений или аннотированная картотека произведений.
4. Выписки из книг и статей.
5. Библиографический справочник.
Методические указания к экзамену.
Экзамены, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к экзамену студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Экзамен призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к экзамену студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к экзаменуво время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на экзамен и дней, отведенных на подготовку к экземену. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к экзамену и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на экзамен, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня экзамена. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения экзамена.
За отведенное на экзамене время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено
(аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для студентов с овз устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).