2022-2023_zm44_04_01 ХО 2158 гр__plx_Изобразительное искусство в контексте художественной культуры_Художественное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Изобразительное искусство в контексте художественной культуры
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Художественное образование
 
экзамен 2
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
85
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
85
85
85
85
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.искусствоведения, Доцент , Ахметшина Анифа Камаевна _________________
 
 
Изобразительное искусство в контексте художественной культуры
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Художественное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна 

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - освоение теории и истории  искусства как феномена культуры, результата индивидуально-неповторимого творческого процесса, основанного на принципе художественной интерпретации действительности
1.2
Задачи освоения : получить представление об искусстве, как о неотъемлемой части современной цивилизации, активно влияющей на человека и общество
1.3
сформировать понимание   жанровых особенностей основных видов искусства: живописи, графики, архитектуры, скульптуры и прикладного искусства
1.4
познакомить с многообразием творческих направлений, школ, течений в различных видах искусства
1.5
научить оперировать основным понятийным аппаратом при анализе произведений
1.6
усвоить содержание искусствоведческих   терминов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Живопись и живописная композиция
2.1.2
Сетевые образовательные проекты
2.1.3
Учебная ознакомительная практика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.2
Проектно-технологическая практика
2.2.3
Технологическая (проектно-технологическая практика)
2.2.4
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.2.5
Производственная  преддипломная практика
2.2.6
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
 
УК-5.2: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных народов, основываясь на знании этапов исторического развития общества (включая основные события, деятельность основных исторических деятелей) и культурных традиций мира (включая мировые религии, философские и этические учения), в зависимости от среды взаимодействия и задач образования
 
УК-5.3: Умеет толерантно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
 
 
ПК-1: Способен реализовывать основные и дополнительные образовательные программы в области художественного образования с использованием современных технологий

преподавания искусства

 
ПК-1.3: Владеет: комплексом традиционных и инновационных педагогических технологий в области художественного образования.
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
структуру художественной культуры, ее развитие и взаимосвязь с искусством
3.1.2
определение, сущность и формы эстетического освоения человеком мира
3.1.3
виды искусства. Функции искусства
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать знания о традиционных культурах народов России в образовательном процессе
3.2.2
различать и идентифицировать жанровую, стилистическую и авторскую принадлежность произведений зарубежного искусства различных видов и форм
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками осуществления профессиональной деятельности в области художественного образования
3.3.2
опытом анализа художественных  произведений
3.3.3
опытом проектирования  образовательных  программ
3.3.4
навыками  сбора и анализа  профессиональной  информации
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теории происхождения и социальные функции искусства

 
1.1
Изобразительное искусство в контексте художественной культуры /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

2
2
0
 
1.2
Синкретизм первобытной культуры. Закономерности антропо-социо-культурогенеза /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э5 Э6

2
УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.3
2
0
 
1.3
Искусство в контексте художественной культуры Дренего Египта  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э5 Э6

2
УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.3
2
0
 
1.4
Подготовка к практическим занятиям /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

4
УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.3
2
0
 
 
Раздел 2. Изобразительное искусство в контексте художественной культуры  античного  мира

 
2.1
Искусство в контексте художественной культуры античного мира /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

2
УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.3
2
0
 
2.2
Искусство в контексте художественной культуры  Древней Греции  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4 Э5 Э6

2
УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.3
2
0
 
2.3
Искусство в контексте художественной культуры Древнего Рима /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4 Э5 Э6

2
УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.3
2
0
 
2.4
Изобразительное искусство антиного мира  контексте соременной художественной  культуре. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

4
УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.3
2
0
 
2.5
Подготовка к практическим занятиям  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

10
УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.3
2
0
 
 
Раздел 3. Раздел 3. Изобразительное искусство в контексте художественной культуры  Средневековья и эпохи Возрождения, Нового времени

 
3.1
Изобразительное искусство  Средневековья  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

2
УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.3
2
0
 
3.2
Искусство Северного Возрождения /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

2
УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.3
2
0
 
3.3
Изобразительное искусство эпохи Возрождления. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6

4
УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.3
2
0
 
3.4
Стили и направвления искусства Нового времени.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.3
2
0
 
3.5
Подготовка к практическим занятиям /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6

10
УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.3
2
0
 
 
Раздел 4. Изобразительное искусство в контексте художественной культуры  20- 21 веков

 
4.1
Панорама художественной жизни Западной Европы 20-21      веков. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

4
УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.3
2
0
 
стр. 5
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
4.2
Модернистские течения  в изобразительном искусстве начала 20 века /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

4
УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.3
2
0
 
4.3
Изобразительное искусство  второй половины 20века /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

4
УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.3
2
0
 
4.4
Глобализация. Основные тенденции культурного развития  в странах Европы. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

4
УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.3
2
0
 
4.5
Искусства рубежа 20-21 века /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

4
УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.3
2
0
 
4.6
Подготовка реферата  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

10
УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.3
2
0
 
4.7
Подготовка к практическим занятия  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

10
УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.3
2
0
 
4.8
Подготовка к экзамену /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

9
УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.3
2
0
 
4.9
/Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

9
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточный контроль.  Экзамен.

Темы для подготовки к экзамену:

1.Религиозные культы в культуре ацтеков.

2.Культура инков.

3.Особенности буддийской культуры Индии.

4.Культура Индии эпохи Моголов.

5.Жанры китайской живописи.

6.Религия синто и ее влияние  на японскую архитектуру.

7.Японская буддийская пластика.

8.Культура  Древнего Египта.

9.Культура Древней Греции.

10.Культура Древней Греции. Гомеровский период.Архаика.

11.Культура Древней Греции.Классический период.

12.Эллинизм.

13.Культура Древнего Рима. Искусство Республики

14.Культура Древнего Рима. Искусство Империи

15.Культура Византии 4-15 веков.

16.Арабо-мусульманская культура.

17.Мусульманская миниатюра и каллиграфия.

18.Культура Западной Европы в Средние века.

19.Романская культура.

20.Готическое искусство.

21.Возрождение в Италии.

22.Возрождение в странах Европы.

23.Постренессансная культура.

24.Искусство классицизма.

25.Стиль рококо. В искусстве Франции.

26.Архитектура и изобразительное искусство эпохи Просвещения.

27.Художественные направления  в европейской культуре конца 18-начала 20 веков.

28.Художественная культура Древней Руси.

29.Русское искусство18 века

30.Русское искусство19 века.

31.Русское искусство конца 19- начало 20 веков.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль. Реферат.

Темы рефератов:

1.Полисемия понятия «искусство»

2.Теории происхождения и социальные функции искусства

 
стр. 6
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
3.Морфология искусства

4.Античный космос, боги и человек в искусстве Эллады /архитектура, скульптура/

5.Темы и герои гомеровских поэм /»Илиада», «Одиссея»/

6.Музыка Античности

7.Рок и характер в античной трагедии.Государство и личность в искусстве Древнего Рима

8.«Художник» и публика в античном обществе (зрелищные искусства

9.Античная мифология и её влияние на культуру

10Литература Древней Греции

11.Феномен Античного театра

12.«Государственное» зодчество Древнего Рима

13.Римские зрелища в художественной культуре Древнего Рима

14.Сравнительный анализ художественной культуры Древней Греции и Рима

Семь «чудес света"

15.Космогонические мифы и их сущность

16.Палеолитическая живопись и скульптура

17.Происхождение музыки

18.Петроглифы неолита

19.Первобытная мораль

9.Религиозные представления древних египтян и их отражение в искусстве (архитектура, изобразительное искусство)

20.Художественная культура и культовое искусство Древней Индии

21.Единство каллиграфии, поэзии и живописи в художественной культуре Китая

22.Мифологические «модели мира» и их характеристика

23.Проблема происхождения искусства

24.Традиционный тип художественной культуры в современном мире

25. Античный космос, боги и человек в искусстве Эллады /архитектура, скульптура

 
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ильина Т..В
Введение в искусствознание : учебник для вузов /:  Т. В. Ильина. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 201 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534- 10029-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/ 429148 .
Издательство Юрайт, 2022
 
Л1.2
Каган, М. С. 
Введение в историю мировой культуры в 2 т. Т. 1 : учебник для вузов / М. С. Каган. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 310 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-05623-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437809 
Москвва.:  издательство Юрайт, , 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Садохин А.П
Мировая культура и искусство : учебное пособие.:  Садохин А.- Москва;  издательство  ЮНИТИ-ДАНА ,2017  - 415 с - ISBN  978-5-238-02207-9  - текст :электронный\\ ЭБС  " iprbooks "сайт. URL:    http://www.iprbookshop.ru/ 74896.html:  
, 2017
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахметшина, А. К.
История изобразительного искусства  : учебно-методическое пособие / : А. К. Ахметшина.   — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, Электрон. текстовые данные. 2015. — 79 c. — ISBN {2227-8397. — cайт-URL: http://www.iprbookshop.ru/ 70476.html
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Министерство  культуры РТ [сайт]:URL:http://mincult.tatarstan.ru/  . Текст, изображение: электронные
 
Э2
Министстерство культуры РФ [сайт]:URL:http://mkrf.ru . Текст, изображение: электронные
 
стр. 7
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
Э3
Государственный Эрмитаж  [сайт]:URL:http:/ hermitagemuseum.org. Текст, изображение: электронные
 
Э4
Русский музей [сайт]:URL:http:///rusmuseum.ru . Текст, изображение: электронные
 
Э5
Свободная художественная энциклопедия.artorbita.ru  : [сайт]- URL: http://artorbita.ru. Текст, изображение: электронные
 
Э6
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus

Текст, изображение: электронные  

 
Э7
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru.  Текст, изображение: электронные  

 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102а Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические рекомендации к  лекциям

По своей структуре лекции могут быть разнообразны – это зависит от содержания  и  характера  излагаемого материала. Однако  существует  общий структурный  каркас,  применимый  к  любой  лекции.  Прежде  всего  это сообщение плана лекции студентам и строгое ему следование. В план  лекции включаются  наименования  узловых  вопросов  лекции, которые  могут послужить основой для составления экзаменационных билетов.

В  начале  изложения  полезно  напомнить  содержание  предыдущей лекции,  связать  его  с  новым  материалом, определить  место  и  назначение рассматриваемой темы в дисциплине и в системе других наук.

При раскрытии вопросов темы можно применять индуктивный метод: примеры,  факты,  подводящие  к  научным выводам;  можно  также использовать  метод  дедукции:  разъяснение  общих  положений  с последующим  показом возможности  их  приложения  на  конкретных примерах. По каждому из анализируемых положений следует делать вывод, выделяя его повторением и интонацией.

В конце лекции необходимо подвести итог сказанному,

При подготовке лекции лектор планирует управление вниманием слушателей путем своевременного  использования наглядных пособий и других педагогических приемов.

Излагая лекционный материал, преподаватель должен ориентироваться на то, что студенты пишут конспект. Конспект 

 
стр. 8
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
помогает внимательно слушать, лучше запоминать в процессе осмысленного записывания, обеспечивает наличие опорных материалов при подготовке к семинару, зачету, экзамену.  Задача лектора – дать студентам возможность

осмысленного конспектирования: слушать, осмысливать, перерабатывать, кратко записывать. Для этого преподаватель должен помогать студентам и следить, все ли понимают, успевают. Обычно это видно по реакции аудитории. Средствами, помогающими конспектированию, являются: акцентированное изложение материала лекции, использование пауз, записи на доске, демонстрации иллюстративного материала, строгое соблюдение регламента занятий. Полезно обучить студентов методике конспектирования, правильному графическому расположению и оформлению записи:

выделению абзацев, подчеркиванию главных мыслей и ключевых слов, заключению выводов в рамки, использованию заметок на полях и знака NB – «nota bene», использованию цветных фломастеров.

Таким образом, руководство работой студентов со стороны преподавателя осуществляется в следующих формах:

- требование вести конспекты, обучение конспектированию;

- контроль за выполнением: просмотр конспектов – по ходу лекции,

после лекции, на семинарских занятиях;  - использование приемов управления вниманием: контрольные

вопросы, риторические вопросы, варьирование интонацией, другие

ораторские приемы;

- использование приемов закрепления: повторение основных

положений и выводов с использованием различных формулировок, вопросы

к аудитории  на проверку внимания;

- разрешение задавать вопросы лектору с четкой регламентацией, когда

и в какой форме они могут быть заданы.

Мастерство лектора способствует хорошей организации работы студентов на лекции. Содержание, четкость структуры лекции, применение приемов поддержания внимания – все это активизирует мышление и работоспособность, способствует установлению педагогического контакта, вызывает у студентов эмоциональный отклик, воспитывает навыки трудолюбия, формирует интерес к предмету.

На каждую лекцию преподавателем разрабатывается план и конспект, включающие название темы, формулировку цели и задач,  перечень основных разделов лекции, краткое, структурированное в соответствии с планом, содержание излагаемого материала, а также перечень вопросов, которые будут заданы по ходу лекции с целью активизации и повторения. Составляя такой конспект, следует продумать пропорциональность

отдельных разделов лекции и рассчитать время, которое займет изложение каждого раздела. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы распределение времени отвечало основным дидактическим задачам лекции и позволяло преподавателю эффективно изложить необходимый материал, а студентам – законспектировать его.

При посещении и обсуждении лекции преподавателя коллегами возникает необходимость оценить ее качество. Для этого используют узловые критерии оценки качества: содержание лекции, методика чтения лекции, руководство работой студентов, лекторские данные (знание предмета, эмоциональность, голос, дикция, ораторское мастерство, культура речи, умение установить контакт), результативность лекции

(информационная ценность, воспитательный аспект, достижение дидактических целей).

Методические рекомендации  к практическим занятиям.

Семинар —  один  из  наиболее  сложных  и  в  то  же  время  плодотворных  видов (форм)  вузовского  обучения  и воспитания.  В  условиях высшей  школы —  семинар —  один  из  видов  практических  занятий, проводимых  под руководством  преподавателя,  ведущего  научные исследования  по  тематике  семинара  и  являющегося   знатоком данной проблемы  или  отрасли  научного  знания.  Семинар  предназначается  для

углубленного  изучения  той  или  иной  дисциплины  и  овладения  методологией  применительно  к  особенностям изучаемой  отрасли  науки.

после лекции, на семинарских занятиях;  - использование приемов управления вниманием: контрольные

вопросы, риторические вопросы, варьирование интонацией, другие

ораторские приемы;

- использование приемов закрепления: повторение основных

положений и выводов с использованием различных формулировок, вопросы

к аудитории  на проверку внимания;

- разрешение задавать вопросы лектору с четкой регламентацией, когда

и в какой форме они могут быть заданы.

Мастерство лектора способствует хорошей организации работы студентов на лекции. Содержание, четкость структуры лекции, применение приемов поддержания внимания – все это активизирует мышление и работоспособность, способствует установлению педагогического контакта, вызывает у студентов эмоциональный отклик, воспитывает навыки трудолюбия, формирует интерес к предмету.

На каждую лекцию преподавателем разрабатывается план и конспект, включающие название темы, формулировку цели и задач,  перечень основных разделов лекции, краткое, структурированное в соответствии с планом, содержание излагаемого материала, а также перечень вопросов, которые будут заданы по ходу лекции с целью активизации и повторения. Составляя такой конспект, следует продумать пропорциональность отдельных разделов лекции и рассчитать время, которое займет изложение каждого раздела. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы

распределение времени отвечало основным дидактическим задачам лекции и позволяло преподавателю эффективно изложить необходимый материал, а студентам – законспектировать его.

При посещении и обсуждении лекции преподавателя коллегами возникает необходимость оценить ее качество. Для этого используют узловые критерии оценки качества: содержание лекции, методика чтения лекции, руководство работой студентов, лекторские данные (знание предмета, эмоциональность, голос, дикция, ораторское мастерство, культура речи, умение установить контакт), результативность лекции

 
стр. 9
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
(информационная ценность, воспитательный аспект, достижение дидактических целей)

Методические рекомендации работы над рефератом.

Цель работы над рефератом -  научить студента методике исследования того или иного вопроса, владению научным инструментарием, овладению первичными навыками научного подхода к материалу.  Работа над рефератом является важной частью вузовской программы овладения студентом методическими навыками научной работы Выполняя это задание, студенту следует  продемонстрировать способность выделить в выбранном для конспектирования научном тексте главную мысль , идею, мысль, гипотезу ,  концепцию, предложенную автором периодизацию, характерные признаки исследуемого явления иллогично и последовательно зафиксировать это в своей работе. Главные требования к конспекту: краткость, ясность, логичность,   четкость формулировок.

Структура реферата. Работа должна включать  обоснование темы; историю вопроса или библиографическии обзор; основную часть (основные положения и аргументы); заключение (выводы).

Каждая структурная часть работы должна обладать внутренним единством и  заключаться выводами и  из рассуждений.

Главное в заключительной части - точность и четкость. В ней должно быть в  предельно сжатом виде сформулировано то, что студенту удалось найти,  открыть, то, до чего он самостоятельно додумался.

К приложениям к реферату по  истории искусств  относятся следующие:

1. Библиографичечкая справка о творчестве художника.

2. Словарь терминов по теме.

3. Каталог произведений или аннотированная картотека произведений.

4. Выписки из книг и статей.

5. Библиографический справочник.

Методические указания к экзамену.

Экзамены, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к  экзамену студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Экзамен призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к экзамену студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к экзаменуво время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на экзамен и дней, отведенных на подготовку к экземену. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к экзамену и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на экзамен, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня экзамена. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения экзамена.

За отведенное на экзамене время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме экзамена  у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено

(аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов с овз устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а 

 
стр. 10
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).