2022-2023_ab44_03_05 ИЗОиТ п851_plx_Искусство глины в скульптуре_ Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Искусство глины в скульптуре
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
зачет с оценкой 9
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
16
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лабораторные
48
48
48
48
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
Сам. работа
60
60
60
60
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.искусствоведения, доцент, Ахметшина А.К. _________________
 
 
Искусство глины в скульптуре
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева  Р.З.

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: дать специальные знания, умения и навыки будущему учителю изобразительного искусства,  в области  искусства  глины в скультуре, развить способности к творческой деятельности при создании пространственно-образных композиций,  сформировать у обучающихся  способность  организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности в скульптуре
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
познакомить с материалами  и инструментами  необходимыми для выполнения творческой работы
1.4
научить  обучаюшихся  выполнять творческую скульптурную композицию различных видов: рельеф (барельеф, горельеф) круглую станковую, круглую декоративную
1.5
познакомить с методикой проведения мастер-классов по выполнению изделий из глины
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
2.1.2
Основы цветоведения
2.1.3
Теория и методика обучения изобразительному искусству
2.1.4
Теория и методика обучения технологии
2.1.5
Компьютерные и мультимедийные технологии в СОШ
2.1.6
Основы стилизации
2.1.7
2.1.8
Компьютерные и мультимедийные технологии в СОШ
2.1.9
Стилизация в живописи
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
2.2.2
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-7: способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности
 
Знать:
 
основы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей

анализировать характеристики сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей

 
критерии организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей

оценивать характеристики организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей

 
методологию организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей

 
 
Уметь:
 
анализировать характеристики сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
оценивать характеристики организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
выбирать принципы сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в зависимости от конкретной ситуации
 
 
Владеть:
 
навыками применения знаний для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
навыками разработки комплекса мероприятий  для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
навыками проектирования программы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
методологию организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей;
3.1.2
технику и технологию лепки из глины, технологию выполнения круглой, плоскостной скульптурной композиции;
3.1.3
виды скульптуры ,свойства материалов для скульптуры
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выполнять творческую скульптурную композицию различных видов: рельеф (барельеф, горельеф), круглую станковую, круглую декоративную;
3.2.2
оценивать характеристики организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей;
3.2.3
выбирать принципы сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в зависимости от конкретной ситуации
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками проектирования программы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей;  
3.3.2
методической и технологической последовательностью работ при выполнении различных скульптурных композиций из глины;
3.3.3
опытом создания учебных и творческих композиций в технике лепки из глины, по усвоению методики преподавания лепки из глины в работе с учащимися общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Декоративная скульптурная композиция на плоскости

 
1.1
Выполнение скульптурной композиция на плоскости:

- декоративное панно на основе разных видов орнамента (геометрический, растительный, зооморфный, антропоморф-ный). Композиция в круге, квадрате, прямоугольнике.

- декоративное панно по мотивам орнаментов разных стилей и народов (русский, татарский, древнеегипетский, готический, орнамент модерна и т.п.) Композиция в круге, квадрате, прямоугольнике.

/Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э3 Э4

2
ПК-7
9
0
 
1.2
Выполнение скульптурной композиция на плоскости:

- декоративное панно из предметных форм «Предмет и стиль»;

- декоративное панно из архитектурных форм «Город и стиль».

/Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э3 Э4

4
ПК-7
9
0
 
1.3
Особенности выполнения скульптурных композиций на плоскости /Ср/
Л1.2Л2.2Л3.1

Э3 Э4

8
ПК-7
9
0
 
1.4
Написание реферативной работы /Ср/
Л1.2Л2.2Л3.1

Э3 Э4

10
ПК-7
9
0
 
 
Раздел 2. Сюжетно-тематическая композиция в объеме

 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
2.1
Выполнение двух-, трехфигурной тематической объемно-пространственной композиции.

Примерные темы композиций:

1. Народные праздники, игры, забавы.

2. Герои литературных произведений.

3. Исторические герои и события.

4. Тематическая композиция на основе стилизованного  изображения фигуры человека. Примерные темы: «Семья», «Любовь», «Танец».

/Лаб/

Л1.2Л2.2Л3.1

Э3 Э4

10
ПК-7
9
0
 
2.2
Выполнение контрольного задания /Ср/
Л1.2Л2.2Л3.1

Э3 Э4

2
ПК-7
9
0
 
2.3
Написание реферативной работы /Ср/
Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э3 Э4

2
ПК-7
9
0
 
 
Раздел 3. Смешанная техника в скульптурной композиции

 
3.1
Смешанная техника в скульптурной композиции.

Выполнение авторской куклы. Примерные темы:

1. Кукла в народном костюме.

2. Театральная кукла.

3. Кукла-образ.

/Лаб/

Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э3 Э4

6
ПК-7
9
0
 
3.2
Смешанная техника в скульптурной композиции.

Выполнение тематической композиции (плоскостная, объемно-пространственная (по выбору студента)). Примерные темы:

1. Бытовые сюжеты из жизни разных народов.

2. Тематическая композиция на основе стилизованного  изображения различных форм (природных, предметных).

/Лаб/

Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э3 Э4

5
ПК-7
9
0
 
3.3
Особенности изготовления авторской куклы в смешанной технике (скульптура). /Ср/
Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э3 Э4

8
9
0
 
3.4
Написание реферативной работы /Ср/
Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э3 Э4

10
ПК-7
9
0
 
 
Раздел 4. Сувенирная мелкая пластика

 
4.1
Особенности выполнения сувенирных медалей, посвященных ис-торическим датам и событиям. /Ср/
Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э3 Э4

10
ПК-7
9
0
 
4.2
Выполнение сувенирных изделий (мелкая пластика) к традиционным праздникам: Рождество, Пасха, Сабантуй, Масленица, Навруз, Новый год и др. /Лаб/
Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э3 Э4

12
ПК-7
9
0
 
4.3
Выполнение сувенирных изделий (медаль), посвященных историческим датам и событиям /Лаб/
Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э3 Э4

9
ПК-7
9
0
 
4.4
Написание реферативной работы /Ср/
Л2.2Л3.1

Э3 Э4

10
ПК-7
9
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания

Промежуточный  контроль.

Зачет.

Вопросы для подотовки к зачету:

1.Лепка розетки (орнамент)

2.Прокладка фона пропорционально по отношению к гипсовой доске оригинала

3.Построение рисунка, компоновка орнамента на деревянном щитке

4.Нахождение массы орнамента по трем измерениям и ритма движения в общей массе

5.Определение в массе рельефа пропорций высоты, ширины и глубины модели

6.Определение низкого плана по отношению к высокому

7.Детальная проработка формы орнамента

8.Лепка маски с гипсового классического образца

9.Передача характера формы маски, особенности ее строения, пропорций

10.Распределение в пространстве глубинных соотношений форм

11.Определение основных планов лица

12.Объемно-пространственное видение формы

13.Детальная проработка маски

14.Лепка головы человека с гипсовых классических скульптур

15.Передача конструктивно-анатомическое строение головы человека

16.Передача пропорций головы человека с гипсовых классических скульптур

17.Проработка детали формы, очертания головы;

18.Создание образа человека при лепке головы с гипсовых классических скульптур

19.Основы пластической анатомии головы человека

20.Лепка рельефа головы человека с объемных классических скульптур

21.Композиционное решение плоскости средствами скульптурного рельефа

22.Подчинение рисунка задачам скульптурного рельефа

23.Сокращение объемных форм в рельефе

24.Соблюдение условностей принятые воспринимать пространства в рельефе

25.Передача пространственных планов в скульптурном рельефе

26.Лепка головы человека

27.Конструктивно-анатомическое строение головы человека

28.Умение видеть основной конструктивный строй формы

29.Умение передавать влияние строения черепа и мышц на внешнюю форму головы

30.Передача основных пропорций деталей лица, носа, глаз, уха, губ, очертаний головы

31.Соподчинение отдельных форм в едином пластическом объеме.

32.Передача пространственных взаимосвязей основных масс и объемов пластической формы.

33.Передача типичных и индивидуальных особенностей основных масс и объемов пластической формы

34.Передача образа портретируемого человека.

35.Развитие координации глаза и руки

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль.

Реферат.

Темы рефератов:

1.Дымковская игрушка

2.Каргопольская игрушка

3.Филимоновская игрушка

4.Абашевская игрушка

5.Керамика Скопина

6.Хлудневская игрушка

7.Романовская игрушка

8.Художественная лепка, как средство формирования  эстетического восприятия окружающего мира школьниками.

9.Мелкая пластика Танагры.

10.Малая пластика этрусков.

11.Виды рельефов.

12.Барельеф. Наилучшие свойства и применение при выполнении творческой компози-ции.

13. Горельеф. Наилучшие свойства и применение при выполнении творческой компози-ции.

14. Контррельеф. Наилучшие свойства и применение при выполнении творческой компо-зиции.

15. Пластика форм при выполнении скульптурных композиций.

16. Образ в скульптурной композиции.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении  к РПД
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ильина Т.В.
Введение в искусствознание : учебник для вузов /:  Т. В. Ильина. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 201 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534- 10029-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429148
— М. : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
Л1.2
  А. В. Ткаченко, Л. А. Ткаченко.
Художественнная керамика:учебник :     А. В. Ткаченко, Л. А. Ткаченко. -Кемерово : Изд-во КемГИК, 2019.-243с.-ISBN 978-5-534-11133-0 - текст: [Электронный ресурс URL: https://biblio-online.ru/bcode/444724 
Москва : Издательство Юрайт Кемерово : Изд-во КемГИК, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
История Древнего мира: учебник и практикум для бакалавриата / под общей редакцией Т. В. Кудрявцевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 437 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05055-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433718
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Соколов, М. В. 
Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие  : / М. В. Соколов, М. С. Соколова. —  Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2017. — 467 c. — ISBN 978-5-4486-0248-1. - Текст: электронный //ЭБС «IPRbooks» [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/71803.html.
Саратов :  Ай Пи Эр Медиа, 2017
 
Л2.3
А. Ш. Амиржанова.
История искусств. Основные закономерности развития искусства Древнего мира и эпохи Средневековья  : учебное пособие                                                                               :  Амиржанова, А. Ш.- Омск ; издательство:Омский государственный технический университет,2017, 92 c. — ISBN 978-5-8149-2549-7.- текст электронный ЭБС iprbooks // — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/78434.html    
Омск ; издательство:Омский государственный технический университет,2, 2017
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахметшина, А. К.
История изобразительного искусства  : учебно-методическое пособие / : А. К. Ахметшина.   — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, Электрон. текстовые данные. 2015. — 79 c. — ISBN {2227-8397. — cайт-URL: http://www.iprbookshop.ru/ 70476.html
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015
 
Л3.2
Валиева Р.З., Вазиева А.Р.
Практикум по декоративно-прикладному искусству и дизайн-проектированию:учебно-методическое пособие / Р.З. Валиева, А.Р. Вазиева -Набережные Челны: ФГБОУ ВО "НГПУ", 2019 -90 с. - Электронная библиотечная система НГПУ - Режим доступа URL: ttp://bibl:81/books/Дизайн/Практикум по ДПИ и дизайн-проектированию_национальный сувенир_Валиева РЗ_Вазиева АР.pdf>.:
Набережные Челны: НГПУ, 2019
 
Л3.3
Валиева Р.З.
Практикум по художественной обработке материалов и декоративно-прикладному искусству: учебно-методическое пособие / Р.З. Валиева, А.Р. Вазиева -:Н.Челны : ФГБОУ ВО «НГПУ», 2019 - 157 с. - URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ./Валиева РЗ_Практикум по худож обработке и ДПИ.pdf ): учебно-методическое пособие 
Н.Челны : ФГБОУ ВО «НГПУ», 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Министерство  культуры РТ [сайт]:URL:http://mincult.tatarstan.ru/. Текст, изображение: электронные
 
Э2
Министстерство культуры РФ [сайт]:URL:http://mkrf.ru. Текст, изображение: электронные
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
Э3
Государственный Эрмитаж  [сайт]:URL:http:/ hermitagemuseum.org. Текст, изображение: электронные
 
Э4
Русский музей [сайт]:URL:http:///rusmuseum.ru . Текст, изображение: электронные
 
Э5
Свободная художественная энциклопедия.artorbita.ru  : [сайт]- URL: http://artorbita.ru Текст, изображение: электронные
 
Э6
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus

 
Э7
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102а Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:сСпециализированная мебель, компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-102б Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Методические рекомендации  к лабораторным работам.

Различают две основные разновидности скульптуры: круглую скульптуру, которая свободно размещается в пространстве, и рельеф, где изображение располагается на плос-кости, образующей его фон.

К произведениям круглой скульптуры, обычно требующей кругового обзора, отно-сятся: статуя (фигура в рост), группа (составляющие единое целое две или несколько фи-гур), статуэтка (фигура, значительные меньшая натуральной величины), торс (изображение человеческого туловища), бюст (погрудное изображение человека).

Формы рельефа варьируются в зависимости от его назначения и положения на ар-хитектурной плоскости (фриз, фронтонная композиция, плафон и т. д.). По высоте и глу-бине изображения рельефы подразделяются на низкие - барельеф, высокие - горельеф, уг-лублённые и контррельефы.

По содержанию и функциям скульптура делится на монументально-декоративную, станковую и так называемую скульптуру малых форм. Хотя эти разновидности скульптуры развиваются в тесном взаимодействии, у каждой из них есть свои особенности.

Монументально-декоративная скульптура рассчитана на конкретное архитек-турно-пространственное или природное окружение. Она носит ярко выраженный общест-венный характер, адресуется к массам зрителей, размещается прежде всего в общественных местах, на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений. Монументально-декоративная скульптура призвана конкретизировать архитектурный образ, дополнять выразительность архитектурных форм новыми оттенками. Способность монументально-декоративной скульптуры решать большие идейно-образные задачи с особой полнотой раскрывается в произведениях, которые называют монументальными и к которым обычно относят городские памятники, монументы, мемориальные сооружения.

Станковая скульптура прямо не связанна с архитектурой, залы выставок, музеев, жилые интерьеры, где её можно рассматривать вблизи и во всех деталях, являются обыч-ной её средой. Тем самым определяются особенности пластического языка скульптуры, её размеры, излюбленные жанры (портрет, бытовой жанр, ню, анималистический жанр). Станковой скульптуре в большей мере, чем монументально-декоративной, присущи инте-рес к внутреннему миру человека, тонкий психологизм, повествовательность.

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
Скульптура малых форм включает широкий круг произведений, предназначенных преимущественно для жилого интерьера, и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством. К скульптуре малых форм принадлежат также монеты, медали и геммы. Назначение и содержание скульптурного произведения определяют характер его пластической структуры, а она, в свою очередь, влияет на выбор скульптурного материала. От природных особенностей и способов обработки последнего во многом зависит техника скульптуры. Мягкие вещества (глина, воск, пластилин и т. п.) служат для лепки; при этом наиболее употребительными инструментами служат проволочные кольца и стеки. Вещества, способные переходить из жидкого состояния в твёрдое (различные металлы, гипс, бетон, пластмасса и т. п.), служат для отливки произведений скульптуры при помощи специально изготовленных форм. Для воспроизведения скульптуры в металле прибегают также к гальванопластике. В нерасплавленном виде металл для скульптуры обрабатывается посредством ковки и чеканки. Для создания керамических скульптур употребляются особые сорта глины, которая обычно покрывается росписью или цветной глазурью и обжигается в специальных печах.

Цвет в скульптуре встречается с давних пор: хорошо известна раскрашенная скульптура античности, средних веков, Возрождения, барокко. Скульпторы 19-20 вв. обычно довольствуются естественным цветом материала, прибегая в необходимых слу-чаях лишь к его однотонной подкраске, тонировке.

Скульптура малых форм - вид искусства ваяния, подчиняющийся его законам, не-сущий в себе его признаки и среди них главный - стремление к психологизму и обобще-нию. В тоже время - скульптура малых форм тесно примыкает к декоративно-прикладному искусству. Случается, что декоративно-прикладное искусство и скульптура малых форм образуют своеобразный симбиоз и соотносятся друг с другом, как архитектура здания с украшающей его круглой скульптурой. Пример - керамические гжельские изделия: квасники и кумганы, несущие на себе, всевозможные скульптурные группы - сражающихся воинов, бомбардиров у пушек, пирующих в застолье дам и кавалеров. Зачатую скульптура малых форм составляет с предметами декоративно-прикладного искусства единый, целостный ансамбль.

Скульптура малых форм изначально развивается по двум направлениям - как искус-ство массовых вещей и как искусство неповторимых, единичных произведений. Это каж-дый раз зависит от ее назначения. Современная мелкая пластика призвана преодолеть од-нообразие массового типового интерьера, придать ему индивидуальность. Внимание к ма-лой пластике и зрителей и художников возрастает с каждым годом. В современной жизни скульптура воплощает себя большим количеством вещей, дизайнерских, кинетических, игровых и откровенно пользовательских. В произведениях мелкой пластики раскрываются основные ее свойства, ее интимность, камерность. И ограниченность размеров вовсе не означает ограниченности тем сюжетов. Её стремительное развитие - в направленности к человеку, к внутреннему, духовному миру людей, характерному для современной культуры. Для художников скульпторов малая пластика притягательна широкими возможностями импровизации и эксперимента, взаимоотношений масс и фактур, пластических решений.

Жанры и направления малой скульптуры, чрезвычайно многоплановы и затрагива-ют практически все области жизни человека. Это - портрет, жанровые композиции, натюрморт, пейзажи. Малые пространственно объемные формы ландшафтного дизайна, и кинетическая скульптура.

В портретном жанре художники увлечены постижением личности человека, вопло-щением ее духовной значимости, ее ценности. Не последнюю роль в скульптуре отводится достижению сходства с оригиналом. Модель увлекает художников своей психологией, присущими исключительно ей одной чертами характера. Это вовсе не означает, что порт-рет в малой пластике не несет в себе задач обобщения. Его герои связаны со своим време-нем, со своей эпохой. В основе портрета лежат метафора, иносказание. В этом его отличие от фотографии, от отражения в зеркале. Но иносказание может быть и льстящим человеку, и несущим иронию, и даже, карикатурным. Язык портретного жанра скульптуры малых форм заметно изменился. Наблюдается отход от так распространенных недавно и надоев-ших портретов-голов. В портрет все энергичнее привносятся атрибутика, аксессуары, он становиться сюжетно богаче, разнообразнее.

Жанровые композиции в малой скульптуре. Это могут быть герои сюжетов книг, сказок, языческие и этнически мотивы, бытовые сценки входят в этот распространенный вид образного рассказа о жизни. Работы 1970-х годов, повествуют о труде рабочих, кресть-ян об обычных, ничем, казалось бы, не примечательных явлениях жизни. Но, переданные средствами искусства, эти иногда просто бытовые сцены символично раскрывают понятие красоты, добра, правды. Вряд ли найдется художник, который не обращается к истоку всякого искусства - народному творчеству. Авторы, чьими помыслами овладела скульптура малых форм, не исключение в этом плане. Они часто черпают из неиссякаемого кладезя народных приемов и образов. Но если художники раньше часто прибегали к внешним приемам, иногда прямому подражанию языку примитива, то теперь акцент переместился на изложение традиций своими собственными средствами, на переосмысление их, на передачу своеобразия национального характера, народных обычаев, взглядов, нравов.

Анималистка и зоопортрет героем этого жанра избрано животное, его судьба, его отношения с людьми и отношение людей к нему. Этот жанр скульптуры малых форм от-личается почти полным отсутствием у ваятелей желания очеловечить животных. Они не заставляют зверей заниматься людскими делами, не изображают через них людей. Совре-менная анималистическая мелкая пластика - это мир самых разных «характеров», «темпе-раментов», повадок, мир природной целесообразности форм, цвета, движения. Создаются зоопортреты, раскрывающие внутренний образ конкретного животного.

Скульптура небольшого размера становится неотъемлемой частью сквера, неболь-шой площади, внутреннего дворика особняка или частного дома, создавая вокруг себя со-размерное человеку пространство. Фонтаны и пространственно - объёмные абстрактные формы всё больше появляются и украшают городскую и личную среду. И в этом основные причины тяготения к уникальной малой пластике. Эмоциональное воздействие произведения скульптуры во многом зависит от того, сохранена ли творческая манера художника, его лепки, прикосновение его руки к глине при формовке и отливе вещи.

Искусство сувенира с самого начала своего существования играло роль знака, сим-вола. Кроме того, когда-то наши предки передавали из поколения в поколение в предмет-ной форме жизненно важную информацию, и сувенир являлся родовой памятью, связы-вающей членов рода, семьи.

В начале XIX в. сувенир, получивший широкое распространение, приобретает иное значение. В тот романтический век медальон, хранящий частицу идеала, служил как бы связью между ним и человеком. В настоящее время сувениры распространены не менее широко. Сувенир (от французского слова souvenir - подарок на память) - памятный пред-мет, связанный с пребыванием в том или ином месте (стране, городе, историческом месте, на выставке) или с каким-либо 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
памятным событием. В большинстве случаев это изделия декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности.

К сувенирам относят изделия с четко определенными признаками - оригинальные, художественно оформленные в традиционном для республики (края, области) стиле, ото-бражающие национальные или местные особенности, выдающиеся события, памятные да-ты, достижения отечественной науки, культуры, искусства, спорта. Тем самым сувениры выполняют познавательную роль, способствуют взаимопониманию, духовному обогаще-нию и сближению людей и народов, отражая жизнь и культуру страны, которую они пред-ставляют.

Одна из разновидностей сувенира - памятные подарки, связанные со значительны-ми событиями нашей жизни: рождением ребенка, серебряной или золотой свадьбой, ново-сельем, получением аттестата зрелости и т. д.

С развитием промышленного производства сувениров массовыми тиражами про-изошло разделение понятий «подарочное изделие» и «сувенирное изделие». Если любой сувенир, изготовленный промышленным предприятием или предприятием народного ху-дожественного промысла, может служить подарком, то подарочное изделие, не обладаю-щее способностью вызывать общезначимые, понятные всем памятные ассоциации, не мо-жет считаться сувениром, так как не выполняет его основной функции.

Одновременно произошло разделение понятий «декоративное изделие» и «сувенирное изделие». Любое высокохудожественное декоративное изделие может быть приобретено в качестве подарка, но полноценным сувениром оно будет только в том случае, когда его образное решение вызовет в нас вполне определенные ассоциации с местом, где оно было приобретено (город, село, область, край, республика), с определенной народностью, национальностью или страной, с каким-либо памятным событием. Поэтому декоративные изделия народных художественных промыслов всегда являются сувенирами. А декоративные изделия (вазы, коробочки, настенные украшения и др.), выполненные художниками декоративно-прикладного искусства или промышленными предприятиями по проектам художников, смогут считаться сувенирами лишь при наличии в их художественном образе ассоциативного памятного начала.

Между понятиями «сувенир» и «изделие народных художественных промыслов» есть принципиальная разница. Изделия народных художественных промыслов - оригиналь-ные, неповторимые произведения искусства, так как каждое изделие создается индивиду-ально мастером-художником. Сувенир - это механически воспроизведенный промышлен-ностью в огромных тиражах созданный художником оригинал.

Если производство изделий народных художественных промыслов сосредоточено в основном на предприятиях местной промышленности и Художественного фонда, то суве-ниры производят предприятия разных отраслей промышленности, в том числе и предпри-ятия народных художественных промыслов.

Существует разница и между понятиями «личный» и «общезначимый» сувенир. Личным сувениром может быть любой предмет природного происхождения или созданный человеком, напоминающий субъекту о каком-либо событии, месте, человеке и совершенно не обязательно вызывающий подобные ассоциации у других людей. Такой предмет может быть подарен или куплен, найден или взят на память. Общезначимый сувенир - это пред-мет, изготовленный на предприятии народных художественных промыслов или любом промышленном предприятии, который своим художественным обликом напоминает тому, кто его приобрел (или кому он был подарен) о каком-то явлении, месте, людях. Памят-ность, связь с чем-то, отраженная в таком сувенире, должна быть понятна, должна быть общезначима. Безусловно, это зависит от известности и понятности темы, отраженной в сувенире. Такой сувенир должен иметь эстетическую привлекательность, быть вырази-тельным, вызывать желание его приобрести на память.

Отдельно следует выделить сувениры-шутки, сувениры-сюрпризы, тематически связанные с любимыми героями сказок, мультфильмов, театров кукол. Но здесь должна обязательно учитываться профессионально-художественная культура.

Изделия народных художественных промыслов - своего рода эталоны сувениров. Во-первых, они являются выразителями художественной культуры определенного региона. Во-вторых, они всегда обладают специфическими выразительными средствами и художественными достоинствами, воплощающими единство ремесла и искусства, отточенного многими поколениями мастеров.

Сувениры классифицируют

- по применяемому материалу: различные породы древесины, кость, перламутр; пластмасса; металл; папье-маше; резина и каучук; камень; керамика; стекло; ткань, пряжа и нити; кожа; мех;

- по технике изготовления: столярные, токарные, резные, литые, штампованные, прессованные, кроено-шитые, вязаные, плетеные и др.;

- по способу украшения: полированные, шлифованные, резные, гравированные, рас-писные, чеканные, лакированные, оксидированные, черневые, с выжиганием и прочие.

- по назначению их можно подразделить на шесть подгрупп:

- сувенир - памятный предмет, выполненный в традициях республики, края, об-ласти, района и отображающий национальные или местные особенности. Это прежде всего изделия народных художественных промыслов, сохраняющие традиционный характер и имеющие индивидуальный почерк.

- сувенир - предмет, отображающий знаменательные события, свидетелем или участником которых становится человек. Это памятные медали, нагрудные значки, гербы, брелоки, открытки и пр.

- сувенир - подарок, связанный со значительными событиями в жизни человека: рождением ребенка, свадьбой, окончанием института, защитой диссертации и т.д.

- сувенир - предмет (или вещь), связанный с местом пребывания. Например, ме-таллический сосуд, купленный во время туристской поездки по Индии, или вяза-ные варежки, приобретенные во время путешествия по Прибалтике.

- сувенир — игрушка.

Прочие сувениры.

- по способу использования сувениры подразделяются на утилитарные художествен-но оформленные (посуда, ножи, письменные приборы, большинство строчевышитых изде-лий, кружева, парфюмерия, некоторые кондитерские изделия) и декоративные (на-стольные украшения, настенные панно, скульптура, модели памятников и исторических мест).

- по тематике сувениры делят на две подгруппы:

- сувениры, связанные с определенным местом, отражающие природу, жизнь, национальные традиции местного населения, 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
искусство, архитектурные памятники (например, фарфоровые скульптуры - макеты церквей Новгорода);

- сувениры, связанные с какой-либо датой или определенным событием - съез-дом, выставкой, фестивалем, спортивным состязанием (например, декоративные та-релки с портретами космонавтов, вазы «Аврора», «Октябрь»).

Современный ассортимент сувениров сложился постепенно, изменяясь с ростом культуры, развитием туризма и расширением культурных связей с зарубежными странами.

Методические указания для выполнения контрольных заданий

Для повышения эффективности контроля знаний студентов при изучении курса предполагается выполнение контрольных заданий.

Перед выполнением контрольного задания необходимо проработать литературу, предложенную преподавателем или подобранную самостоятельно. Выполнение контроль-ных заданий отражает: способность студента логично мыслить и излагать определенную точку зрения по той или иной проблеме дисциплины; умение использовать полученные знания по дисциплине при анализе современных проблем практики преподавания изобра-зительного искусства. При выполнении контрольных заданий надо показать ва-риативность решения учебно-практической задачи, способность выбрать свою позицию.

Контрольное задание - двух-, трехфигурная тематическая объемно-пространственная композиция - выполняется по следующим темам :

- Народные праздники, игры, забавы.

- Герои литературных произведений.

- Исторические герои и события.

- Тематическая композиция на основе стилизованного изображения фигуры че-ловека. Примерные темы: «Семья», «Любовь», «Танец» и другие по выбору студента.

Методические указания для выполнения реферативных работ.

В конце изучения дисциплины студенты выполняют самостоятельную исследова-тельскую реферативную работу на предложенную тему. Написание реферата обогащает знания студентов по выбранной теме, помогает им логично, грамотно обобщить и изло-жить в письменном виде собранный материал (овладение студентом навыками научной организации своего умственного труда и профессиональной культуры), а затем умело, ар-гументировано публично устно защитить его перед своими сокурсниками (формирование ораторских и организаторских способностей докладчика).

Реферат — письменная работа, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца). Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу. Реферат отвечает на вопрос — что содержится в данной публикации (публикациях). Однако реферат — не механический пересказ работы, а изложение ее существа. В настоящее время, помимо реферирования прочитанной литера-туры, от студента требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рас-сматриваемому вопросу. Тему реферата может предложить преподаватель или сам студент, в последнем случае она должна быть согласованна с преподавателем.

В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал пода-ется не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания. Содержание рефе-рируемого произведения излагается объективно от имени автора. Язык реферата должен отличаться точностью, краткостью, ясностью и простотой.

Требования, предъявляемые к оформлению реферата.

Объем реферата: 10-18 страниц. Работа выполняется на одной стороне листа формата А4.

Вся работа должна быть напечатана в одном виде шрифта, если это не смысловое вы-деление по тексту. Шрифт - Times New Roman, кегль: 12-14, интервал - 1,5. Весь текст вы-полняется строчными, прописными буквами в соответствии с правилами грамматики

Поля: левое – 30мм., правое – 10мм., верхнее – 20мм., нижнее – 25мм.. Нумерация страниц: верх, середина..

Каждая глава и параграф в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в оглавлении. Название каждой главы начинается с новой страницы, объ-ем главы не может быть меньше 5 страниц. Абзац включает в себя не менее 3-х предло-жений.

В тексте должны отсутствовать сокращения, кроме общепринятых, общепринятые или необходимые сокращения при первоначальном употреблении должны быть расшифрованы.

Литературных источников для реферата – не менее 10. Каждая цитата (рисунок, график) должны иметь сноску. Если рисунок является авторскими, тогда это необходимо отразить в тексте сноски. Сноска может быть сделана двумя способами: - традиционный вариант (через «вставка / сноска»), - «построчная» способом [5.210], где первая цифра означает порядковый номер источника из списка литература, а вторая - номер страницы.

Сносок должно быть не меньше, чем источников литературы.

При написании и оформлении реферата следует избегать типичных ошибок, напри-мер, таких:

- поверхностное изложение основных теоретических вопросов выбранной темы, ко-гда автор не понимает, какие проблемы в тексте являются главными, а какие второстепенными,

- в некоторых случаях проблемы, рассматриваемые в разделах, не раскрывают основ-ных аспектов выбранной для реферата темы,

- дословное переписывание книг, статей, заимствования рефератов из интернета и т.д.

Методические указания для выполнения самостоятельных работ

Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, от-ветственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Самостоятельная работа по дисциплине включает:

- изучение дополнительной учебно-методической и справочной литературы,

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
- подготовку к лабораторным занятиям (поиск информации, подбор иллюстративного материала),

- выполнение контрольных заданий, предусмотренных программой дисциплины.

Самостоятельное изучение теоретических вопросов по каждому из разделов дисцип-лины способствует более осмысленному выполнению лабораторных учебных и творче-ских заданий; выработке практических навыков последовательной работы над скульптурной композицией: объемно-пространственной, рельефной, декоративно-стилизованной или станковой (вынашивание идеи, разработка темы, сюжета по за-думанной или заданной теме и выражение ее в конструктивно-пластической форме (эскиз), поиск графического решения, разработка законченного композиционного эскиза в материале (глина)); подготавливает студента к педагогической деятельности в школе.

Для выполнения скульптурных изделий из глины необходимо знать свойства глины и способы подготовки глины к лепке. Глина для лепки должна быть:

- пластична (к рукам не липнет), мягкая по консистенции, т.к. очень плотная, твердая консистенция глины затруднит работу;

- освобождена от лишних тяжелых включений (просеять или перебрать руками гли-няное тесто на ощупь, отщипывая и перебирая маленькими кусочками (складываете в «ласточкино гнездо»);

- пробита, т.е. освобождена от пузырьков, иначе при обжиге ее разорвет на части;

- обернута во влажную салфетку (тряпку) и упакована в плотный полиэтиленовый пакет во избежание засыхания. Можно использовать для хранения пластиковые закрывае-мые формы.

Приступая к лепке изделия необходимо соблюдать следующие правила:

1. Работать следует двумя руками. Это позволит одновременно оформлять правую и левую стороны изделия, поможет более органично связать все в единое целое.

2. В помощь рукам для лепки нужно использовать специальные инструменты - сте-ки. Основное их назначение - проработка мелких деталей, удаление лишней глины, при-соединение мелких деталей к крупным, сглаживание отдельных частей изделия.

3. Работу в процессе лепки нужно периодически осматривать со всех сторон, чтобы добиться правильных пропорций и соотношений его частей.

4. Работать над изделием нужно начинать с основной, более крупной части. Напри-мер, при лепке животного сначала лепят туловище и голову, затем сравнивая по величине другие детали, соединяют их и самые мелкие лепят в последнюю очередь.

5. Любое соединение делается в следующей последовательности: сначала на обеих соединяемых частях изделия делается насечка в виде сеточки стеком, ножом или зубочист-кой (для мелких форм), затем промазывается шликером. Присоединяется примазыванием с двух сторон (глина с верхней части заглаживается вниз) стеком или влажным пальцем. В некоторых случаях (в частности, при изготовлении посуды) для соединения частей изго-тавливается отдельный жгутик, который будет при наложении в месте соединения загла-живаться в обе стороны - вверх и вниз. При этом шов должен быть незаметным, а соедине-ние прочным. Это сохранит изделие от трещин и сколов, т.е. разрушения после высыха-ния. Можно в завершении воспользоваться влажной губкой для сглаживания шва.

6. Если работа не закончена сразу, то изделие необходимо сохранить, накрыв влаж-ной тряпкой и полиэтиленом. При этом глина останется сырой, не испортится поверх-ность и работу над изделием можно будет продолжить в последующие дни.

7. Перед завершением работы изделие «выглаживается» влажной губкой, тряпкой или кисточкой. Для этих же целей может использоваться шликер. К тому же, «залечива-ние» мелких трещин на уже готовом изделии и пустот, оставшихся от пузырьков воздуха, происходит автоматически при влажной затирке поверхности изделия поролоновой губ-кой.

8. Декорирование в процессе лепки может заключаться в тиснении изделий (нанесение оттисков), налепах элементов украшения или использовании различных глиняных масс по цвету; после высыхания и обжига - в росписи керамическими красками, глазурями.

Также необходимо знать основные способы лепки и уметь использовать их при раз-личных видах работ (рельеф, объемно-пространственная композиция, сувенирное изделие и др.).

Конструктивный способ лепки. Предмет создается из отдельных частей. Начинает-ся работа с основной, наиболее крупной части. Например, при лепке животного (фигурки коня) сначала вылепить туловище, затем ноги (сравнить их по величине и соответствию размерам туловища), голову, хвост и т.д. Для лепки парных частей нужно приготовить одинаковые кусочки глины. Все заготовки к основе фигурки последовательно соединить (примазать), затем проработать мелкие детали.

Пластический способ лепки. Лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины. Примером такого способа лепки может служить дымковская иг-рушка - утушка – любимый образ в народном творчестве, связанный с солнцем, изобили-ем. Комок глины скатать в шар, захватить пальцами с одной стороны и слегка вытянуть – получится голова, сгладить переход от головы к туловищу. На голове слегка вытянуть клювик. С другой стороны фигурки оттянуть немного глины и сформировать хвостик. Та-ким способом лепятся фигурки наиболее простые по силуэту.

Комбинированный способ лепки. Этот способ объединяет лепку из целого куска и отдельных частей. Например, фигурка животного лепится из целого куска, а голова и хвост отдельно. Комбинированный способ лепки используется в создании композиционных работ.

Рельефный способ лепки.

- путем нанесения рисунка. Поверхность должна быть гладкой и ровной. Если гли-на мягкая, пластичная, то нанести рисунок сложно. Необходимо дать глине подсохнуть до кежетвёрдого состояния или по сырой через пленку (целлофан) нанести стекой рисунок (для мелких узоров можно использовать зубочистку). Рисунок может наноситься и отпе-чатком. Главное, чтоб он был четким, что обеспечивается равномерным надавливанием на поверхность изделия. После снятия пленки сгладить неровности, сделать доработку.

- путем наложения формы на основу.

Методические рекомендации  для подготовки к  зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала  лабораторных занятий.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении 

 
стр. 13
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует  использовать записи, сделанные при подготовке к занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.