2022-2023_ab44_03_05 МиИ п823_ 821 гр__plx_Методика обучения информатике детей с особыми образовательными потребностями_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика обучения информатике детей с особыми образовательными потребностями
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
зачет 9
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
48
аудиторные занятия
24
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
13 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
24
24
24
24
Кoнтактная рабoта
24
24
24
24
Сам. работа
48
48
48
48
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. пед. наук, доцент, Филатова З. М. _________________
 
 
Методика обучения информатике детей с особыми образовательными потребностями
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова О.Ю.

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоение компетенций в области базовой теоретической и практической подготовки по вопросам организации, содержания, средств воспитания и обучения  лиц, имеющих особые образовательные потребности, и формирование у студентов целостного представления о специфике современных подходов к проблемам образования лиц с ООП.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
-формулировать основные цели и задачи работы с детьми с ООП по информатике.
1.4
-формирование умений применять методики и технологии обучения одаренных детей по информатике;
1.5
-реализовывать принципы и основные положения педагогики для организации обучения одаренных детей по информатике в условиях образовательных организаций.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Производственная педагогическая практика в школе по математике и информатике
2.1.2
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения математике
2.1.3
Методика обучения информатике
2.1.4
Методика обучения математике
2.1.5
Организация культурно-просветительской деятельности
2.1.6
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.7
Психолого-педагогический практикум
2.1.8
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.9
Педагогические технологии
2.1.10
Социальная психология
2.1.11
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.12
Общая психология
2.1.13
Теория обучения
2.1.14
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.15
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2.1.16
Кратные, криволинейные и поверхностные интегралы
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.2
Информационные и коммуникационные технологии в образовании
2.2.3
Современные средства оценивания результатов обучения
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2:      способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
Знать:
 
основы социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
методологию социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Уметь:
 
описывать социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
оценивать закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
выделять различные основания для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
Владеть:
 
выделять различные основания для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
навыками выделения критериев для оценки закономерностей социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
навыками применения различных оснований для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
 
ОПК-3:      готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса 
 
Знать:
 
основы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
Уметь:
 
определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса  по заданным параметрам 
 
проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
Владеть:
 
навыками психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик и параметров образовательой среды
 
навыками разработки Программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе мониторинга показателей образовательной среды
 
 
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
современные методы и технологии обучения и диагностики
 
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
Уметь:
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей
 
 
Владеть:
 
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке
 
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся
 
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Сущность и содержание, структуру образовательных процессов и систем, педагогические и инновационные процессы в сфере специального образования, современные тенденции развития психолого-педагогических концепций в системе образования одаренных детей.
3.1.2
Особенности психического и физического развития ребенка с ООП;
3.1.3
Содержание  работы по воспитанию и обучению одаренных детей
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Формулировать основные цели и задачи работы с детьми с ООП.
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
3.2.2
Анализировать причины возникновения успешности в освоении возрастных достижений и понимать сущность причин продвижений;
3.2.3
Реализовывать принципы и основные положения педагогики для организации обучения одаренных детей;
3.2.4
Исследовать и реализовывать педагогические средства развития одаренных и способных по информатике детей.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками реализации методов психолого-педагогического сопровождения детей данной категории в образовательном процессе;
3.3.2
технологией применения полученных теоретических общепрофессиональных знаний;
3.3.3
Способами реализации методов психолого-педагогического сопровождения детей данной категории в образовательном процессе; навыками организации индивидуальной работы;
3.3.4
Навыками использования адаптивных образовательных технологий для педагогической поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Понятие инклюзивного образования

 
1.1
Основные образовательные потребности и содержание образования /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
9
0
 
1.2
Дети с особыми образовательными потребностями в школе /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
9
0
 
1.3
Формы организации обучения одаренных детей /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

5
ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
9
0
 
1.4
Классификация методик работы с одаренными детьми /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
9
0
 
1.5
Методики и приемы продвижения одаренных детей /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
9
0
 
 
Раздел 2. Основные подходы к обучению детей с особыми образовательными потребностями

 
2.1
Особенности работы педагога при одаренных детях /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
9
0
 
2.2
Диагностика одаренности /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
9
0
 
2.3
Интернаты для одаренных детей, система подготовки /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
9
0
 
2.4
Формирование социально-нормативного поведения учащихся /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
9
0
 
 
Раздел 3. Специфика методов инклюзивного образования

 
3.1
Профильные образовательные программы /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
9
0
 
3.2
Обучение, воспитание, развитие и коррекция как единый пед.процесс в образовательном учреждении /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
9
0
 
3.3
Методы коррекции познавательной,  и произвольной сферы /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
9
0
 
3.4
Социальная адаптация одаренных детей в спец.учреждениях /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
9
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
3.5
Положение о соотношении биологических и социальных факторов в процессе психического развития /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

9
ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
9
0
 
3.6
Методология инклюзивного образования /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

8
ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
9
0
 
3.7
Индивидуальный образовательный маршрут /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

10
ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Примерный перечень вопросов к зачету.

1.История формирования отношения к лицам с особыми образовательными потребностями в отечественной практике.

2.Основные подходы к обучению детей с особыми образовательными потребностями

3.Условия создания развивающей образовательной среды для подростков с особыми образовательными потребностями.

4.Законодательные документы, регламентирующие организацию процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями по предмету «Информатика и ИКТ».

5.Соотношения жизненных компетенций и академического образования при обучении детей с особыми образовательными потребностями по предмету «Информатика и ИКТ».

6.Факторы, лежащие в основе идеи обучения детей с особыми образовательными потребностями по предмету «Информатика и ИКТ».

7.Обучении детей с особыми образовательными потребностями по предмету «Информатика и ИКТ» как многомерное образовательное пространство.

8.Цели и задачи программы обучения детей с особыми образовательными потребностями по предмету «Информатика и ИКТ».

9.Основные факторы, влияющие на обучение детей с особыми образовательными потребностями по предмету «Информатика и ИКТ».

10.Механизмы реализации программы обучения детей с особыми образовательными потребностями по предмету «Информатика и ИКТ».

11.Необходимые требования к условиям реализации программы обучения детей с особыми образовательными потребностями по предмету «Информатика и ИКТ».

12.Программное обеспечение для обучения детей с особыми образовательными потребностями в освоении образовательной программы обучения в рамках предмета «Информатика и ИКТ» (приведите примерный перечень).

13.Технические устройства для обучения детей с особыми образовательными потребностями в освоении образовательной программы обучения в рамках предмета «Информатика и ИКТ» (приведите примерный перечень).

14.Создание адаптивной образовательной среды, соответствующей потребностям всех учащихся

15.Адаптированный учебный план

16.Адаптированная оценка

17.Адаптированное преподавание

18.Признание права на инклюзивное образование

19.Совместное групповое обучение

20.Взаимное обучение сверстников

21.Создание атмосферы уважения и развивающей среды для всех учащихся

22.Благоприятный психологический климат в классе — как главный мотивирующий фактор

23.Когнитивно-бихевиоральная терапия детей с особыми образовательными потребностями в освоении образовательной программы обучения в рамках предмета «Информатика и ИКТ»

24.Компенсация дефицитарных навыков у детей с особыми образовательными потребностями в освоении образовательной программы обучения в рамках предмета «Информатика и ИКТ».

25 Особенности методики обучения детей с особыми образовательными потребностями в освоении образовательной программы обучения в рамках предмета «Информатика и ИКТ».

26.Методы и приемы работы с детьми с особыми образовательными потребностями на уроках информатики

27.Дистанционные образовательные технологии инклюзивного образования.

28.Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования детей и подростков. 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика докладов с презентацией:

1.История становления инклюзивного образования в России.

2.История становления инклюзивного образования за рубежом.

3.Основные категории и принципы инклюзивного образования.

4.Особенности социокультурной модели включающего общества

5.Структура инклюзивного образования детей и подростков.

6.Основные принципы инклюзивного образования детей и подростков

7.Основные направления инклюзивного образования детей и подростков.

8.Обеспечение архитектурной доступности инклюзивной образовательной среды.

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
9.Организационно-педагогическое сопровождение инклюзивного образования детей и подростков.

10.Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования детей и подростков.

11.Особенности обучения детей и подростков с сенсорными нарушениями.

12.Особенности обучения детей и подростков с дефектом интеллекта.

13.Особенности обучения детей и подростков с мобильной депривацией.

14 Особенности обучения детей и подростков с хроническими соматическими заболеваниями.

15.Понятие инклюзии.

16.История становления инклюзивного образования в России.

17.История становления инклюзивного образования за рубежом.

18.Основные категории и принципы инклюзивного образования.

19.Особенности социокультурной модели включающего общества

20.Основные понятия инклюзивного общества и инклюзивного образования.

21.Динамика формирования отношения к лицам с ОВЗ в России.

22.Динамика формирования отношения к лицам с ОВЗ в зарубежной практике.

23.Основные законодательные акты включающего социума в России.

24.Основные законодательные акты включающего общества за рубежом.

25 Структура инклюзивного образования детей и подростков.

26.Основные принципы инклюзивного образования детей и подростков.

27.Основные направления инклюзивного образования детей и подростков.

28.Обеспечение архитектурной доступности инклюзивной образовательной среды.

29.Организационно-педагогическое сопровождение инклюзивного образования детей и подростков.

30.Особенности обучения детей и подростков с сенсорными нарушениями.

31.Особенности обучения детей и подростков с дефектом интеллекта.

32.Особенности обучения детей и подростков с мобильной депривацией.

33 Особенности обучения детей и подростков с хроническими соматическими заболеваниями. 

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.фонд оценочных средств в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Софронова, Н. В.
Теория и методика обучения информатике : Теория и методика обучения информатике : учебное пособие для вузов / Н. В. Софронова, А. А. Бельчусов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 401 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11582-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492641
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Е. А. Черткова
Компьютерные технологии обучения : Черткова, Е. А.  Компьютерные технологии обучения : учебник для вузов / Е. А. Черткова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 250 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-07491-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437244
Юрайт, Москва, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
ABBYY FineReader 14 Business 11-25 Per Seat:Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.2
ЛогоМиры 3.0. (Интегрированная творческая среда). Windows XP\Vista\7\8\10; MacOS 10.5–10.13 на класс:Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.3
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
6.3.1.4
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.5
PascalABC.NET: свободно распространяемое программное обеспечение: http://pascalabc.net/litsenzionnoe-soglashenie
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.8
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.9
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-314 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог  работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.