2022-2023_b44_03_05 М и И 121_021_ 921 гр__plx_Методика подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по информатике_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика подготовки обучающихся к  ОГЭ и ЕГЭ по  информатике
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
зачет 9
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
44
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
15
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
14
14
14
14
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28
28
28
28
Сам. работа
44
44
44
44
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Филатова З.М. _________________
 
 
Методика подготовки обучающихся к  ОГЭ и ЕГЭ по  информатике
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова О.Ю.

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью  освоения  дисциплины является формирование компетенций у бакалавров, связанных с формированием знаний и умений организации и реализации основных процедур, необходимых для проведе-
1.2
ния Единого государственного экзамена по информатике, овладением принципами построения технологии обучения на основе компетентностного подхода, а также реализации этих технологий на практике при подготовке учащихся к ЕГЭ.
1.3
Задачами освоения  дисциплины является:
1.4
- формирование и отработка навыков анализа условия задач, поиска вариантов решения;
1.5
- знакомство с характерными особенностями задач повышенного уровня сложности по информатике
1.6
– изложение методических и теоретических основ решения задач;
1.7
– знакомство с содержанием задач повышенной сложности в ЕГЭ.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Курсовая работа по математике
2.1.2
Методика обучения предмету "Информатика"
2.1.3
Численные методы
2.1.4
Программирование Python
2.1.5
Компьютерное моделирование
2.1.6
Теория рядов
2.1.7
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.8
Робототехника
2.1.9
Учебная ознакомительная практика
2.1.10
Вычислительная математика
2.1.11
Разработка WEВ-приложений
2.1.12
Основы компьютерной графики
2.1.13
Основы мехатроники
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.1: Определяет свои личные ресурсы, возможности и ограничения для достижения поставленной цели
 
УК-6.2: Создает и достраивает индивидуальную траекторию саморазвития при получении основного и дополнительного образования
 
УК-6.3: Владеет умением рационального распределения временных и информационных ресурсов
 
УК-6.4: Умеет обобщать и транслировать свои индивидуальные достижения на пути реализации задач саморазвития
 
 
ПК-2: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов 
 
ПК-2.1: Демонстрирует знания содержания предметной области "Информатика" 
 
ПК-2.2: Умеет осуществлять отбор содержания обучения для реализации предмета "Информатика"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования
 
ПК-2.3: Владеет навыками применения предметных знаний для планирования и проведения занятий
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
содержание итоговой аттестации по информатике за курс основной и полной средней общеобразовательной школы
3.1.2
структуру государственной аттестации в выпускных классах
 
стр. 4
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
3.1.3
правила проведения государственной аттестации в выпускных классах
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
соотносить содержание заданий ОГЭ и ЕГЭ с содержанием школьного курса информатики;
3.2.2
определять объем знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения каждого задания
3.2.3
анализировать тенденции развития структуры организации государственной аттестации учащихся, структуры КИМ
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методами оценки содержания заданий ОГЭ и ЕГЭ по информатике
3.3.2
способами осмысления и критического анализа научной информации по организации подготовке к ГИА
3.3.3
методами подбора заданий для подготовки к ЕГЭ
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Подготовка школьников к сдаче ОГЭ по информатике

 
1.1
Количественные параметры информационных объектов. Кодирование и декодирование информации. Анализирование информации, представленной в виде схем. Скорость передачи информации. Дискретная форма представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации.  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
9
0
 
1.2
Значение логического выражения. Формальные описания реальных объектов и процессов. Файловая система организации данных.  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
9
0
 
1.3
Основные устройства информационных и коммуникационных технологий. Программные средства информационных и коммуникационных технологий.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
9
0
 
1.4
Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд Линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке. Простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке. Циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
9
0
 
1.5
Линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке. Простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке. Циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
9
0
 
1.6
Простой линейный алгоритм для формального исполнителя. Алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

12
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
9
0
 
 
Раздел 2. Подготовка школьников к сдаче ЕГЭ по информатике

 
стр. 5
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
2.1
Информация и ее кодирование. Основы логики.

Моделирование и компьютерный эксперимент. Социальная информатика. /Лек/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
9
0
 
2.2
Информация и ее кодирование Основы логики.

Моделирование и компьютерный эксперимент. Социальная информатика.  /Пр/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
9
0
 
2.3
Моделирование и компьютерный эксперимент. Социальная информатика.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

12
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
9
0
 
2.4
Технология обработки текстовой и числовой информации.

Технология хранения, поиска и сортировки в БД.

Технология обработки графической и звуковой информации.

/Лек/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
9
0
 
2.5
Технология обработки текстовой и числовой информации.

Технология хранения, поиска и сортировки в БД.

Технология обработки графической и звуковой информации.

/Пр/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
9
0
 
2.6
Технология обработки текстовой и числовой информации.

Технология хранения, поиска и сортировки в БД.

Технология обработки графической и звуковой информации /Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
9
0
 
2.7
Алгоритмизация и программирование. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
9
0
 
2.8
Алгоритмизация и программирование. /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
9
0
 
2.9
Алгоритмизация и программирование. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

12
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Перечень вопросов к зачету:

1.Основной государственный экзамен по информатике: структура и содержание экзаменационной работы.

2.Вводный  репетиционный экзамен в формате ОГЭ

3.Вводный  репетиционный экзамен в формате ЕГЭ

4.Анализ результатов репетиционного экзамена в формате ОГЭ

5.Анализ результатов репетиционного экзамена в формате ЕГЭ

6.Формализация описания различных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов.

7.Системы счисления: перевод из десятичной системы счисления, перевод в десятичную систему счисления.

8.Разбор заданий с краткой формой ответа из демонстрационных тестов.

9.Системы счисления: перевод из десятичной системы счисления, перевод в десятичную систему счисления.

10.Измерение информации. Единицы измерения количества информации.

 
стр. 6
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
11.Единицы измерения количества информации.

12.Логические выражения.

13 Построение таблиц истинности

14.Базы данных. Поиск в готовой базе.

15.Поиск в готовой базе.

16.Информация в компьютерных сетях.  

17.Поиск информации.

18.Таблица как средство моделирования. Математические формулы.

19.Представление формульной зависимости в графическом виде.

20.Алгоритм, способы записи алгоритмов.

21.Процесс передачи информации. Кодирование и декодирование информации.

22.Обработка информации. Алгоритм, способы записи алгоритмов.

23.Чертежи.

24.Кумир. Робот.

25.Анализ результатов репетиционного экзамена.

26.Итоговый репетиционный экзамен в формате ОГЭ.

27.Итоговый репетиционный экзамен в формате ЕГЭ.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы докладов с презентацией:

1. Преподавание информатики в условиях модернизации образования

2. Школе нужна современная информатика

3. Психолого-педагогические аспекты проведения ЕГЭ в школьном образовании

4. Структура экзаменационной работы по информатике

5. Организационные аспекты, достоинства и недостатки подготовки и проведения единого государственного экзамена в России

6. Обзор зарубежного опыта организации итоговой аттестации

7. Критерии и нормы определяющие степень усвоения учебного материала.

8. Цели место и изучения информатики в общеобразовательной школе

9. Роль и место естественнонаучных умений в процессе обучения информатики

10. Алгоритмы учебных задач и их классификация

11. Особенности КИМ ЕГЭ по информатике

12. Особенности подготовки к ЕГЭ в различных разделах информатики

13 Технология критического мышления

14 Технология интерактивного обучения.

15 ИКТ-технология

16 Информационное обеспечение деятельности учителя информатики

17 Анализ, диагностика, мониторинг освоения учащимися классов предмета «Информатика»

18 Организация и проведение дополнительных занятий и консультаций при подготовке к ОГЭ

19 Организация и проведение дополнительных занятий и консультаций при подготовке к ЕГЭ

20 Содержание заданий экзаменационной работы основного государственного экзамена (ОГЭ) по информатике и ИКТ в 9 классе

21 Содержание заданий экзаменационной работы основного государственного экзамена (ЕГЭ) по информатике и ИКТ в 11 классе

22 Основной государственный экзамен по информатике: структура и содержание экзаменационной работы.

23 Системы счисления: перевод из десятичной системы счисления, перевод в десятичную систему счисления.

24 Измерение информации. Единицы измерения количества информации. Процесс передачи информации. Кодирование и декодирование информации. Обработка информации.

25 Алгоритм, способы записи алгоритмов.

26 Логические выражения.

27 Базы данных. Поиск в готовой базе.

28 Информация в компьютерных сетях. Поиск информации

29 Репетиционный экзамен в формате ОГЭ. Анализ результатов

30 Чертежи. Таблица как средство моделирования. Математические формулы. Представление формульной зависимости в графическом виде. Ввод математических формул и вычисления по ним

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.Фонд оценочных средств в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Софронова, Н. В.
Теория и методика обучения информатике : Теория и методика обучения информатике : учебное пособие для вузов / Н. В. Софронова, А. А. Бельчусов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 401 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11582-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492641
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Е. А. Черткова
Компьютерные технологии обучения : Черткова, Е. А.  Компьютерные технологии обучения : учебник для вузов / Е. А. Черткова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 250 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-07491-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437244
Юрайт, Москва, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
1. Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
2. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.6
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.7
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.8
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-301 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог  

 
стр. 8
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

 
стр. 9
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.