2022-2023_ab44_03_05 МиИ п823_ 821 гр__plx_Проектно-исследовательская деятельность учащихся по информатике_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Проектно-исследовательская деятельность учащихся по информатике
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
зачет 8
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
34
аудиторные занятия
38
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
13 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
26
26
26
26
Итого ауд.
38
38
38
38
Кoнтактная рабoта
38
38
38
38
Сам. работа
34
34
34
34
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н, доцент, Филатова З.М. _________________
 
 
Проектно-исследовательская деятельность учащихся по информатике
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова О.Ю.

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся профессиональной компетенции путем научного осмысления знаний о проектно-исследовательской деятельности и особенностях ее организации у учащихся по информатике.
1.2
Задачами освоения дисциплины являются:
1.3
сформировать способность у обущающихся к созданию учебных и исследовательских проектов;
1.4
развить у обущающихся умения работать с информацией и принимать оптимальные решения по ее структуризации и адаптации к индивидуальным возможностям и способностям учащихся;
1.5
развить у обущающихся умения организовывать исследовательскую деятельность учащихся с позиции этапов учебно-исследовательского проекта.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Дифференциальная геометрия
2.1.2
Информационные системы
2.1.3
Курсовая работа по методикам обучения
2.1.4
Практикум по решению задач на ЭВМ
2.1.5
Программирование на PHP
2.1.6
Базы данных
2.1.7
Высокоуровневые методы программирования
2.1.8
Компьютерные сети и интернет-технологии
2.1.9
Основания геометрии и неевклидова геометрия
2.1.10
Производственная летняя педагогическая практика
2.1.11
Теория рядов
2.1.12
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.13
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
2.1.14
Логическое программирование
2.1.15
Математическая логика и теория алгоритмов
2.1.16
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.17
Операционные системы, среды и оболочки
2.1.18
Проективная геометрия
2.1.19
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.20
Абстрактная и компьютерная алгебра
2.1.21
Архитектура компьютера
2.1.22
Дискретная математика
2.1.23
Дифференциальные уравнения
2.1.24
Конструктивная геометрия
2.1.25
Методика работы вожатого в детско-юношеской организации
2.1.26
Объектно-ориентированное программирование
2.1.27
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (решение математических задач)
2.1.28
Числовые системы
2.1.29
Аналитическая геометрия
2.1.30
Начала алгебры
2.1.31
Основы математического анализа
2.1.32
Теоретические основы информатики
2.1.33
Теория преобразований плоскости
2.1.34
Теория чисел
2.1.35
Элементарная математика
2.1.36
Алгоритмы и структуры данных
2.1.37
Разработка web-сайтов на HTML и CSS
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
2.1.38
Робототехника в школьном курсе информатики
2.1.39
Вводный курс математики
2.1.40
Основы алгоритмизации и программирования
2.1.41
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2.1.42
Программное обеспечение ЭВМ
2.1.43
Программирование Python
2.1.44
Системы компьютерной алгебры
2.1.45
Технология организации вожатской работы в оздоровительных лагерях
2.1.46
Интернет-программирование
2.1.47
Образовательная робототехника во внеурочной деятельности
2.1.48
Методы научного исследования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История математики
2.2.2
Компьютерное моделирование
2.2.3
Курсовая работа по проектированию информационных систем
2.2.4
Мультимедийные технологии
2.2.5
Производственная педагогическая практика
2.2.6
Решение олимпиадных задач по математике
2.2.7
Теория функций комплексной переменной
2.2.8
Автоматизированные системы управления
2.2.9
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.10
Информационные и коммуникационные технологии в образовании
2.2.11
Нестандартные методы решения математических задач
2.2.12
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.13
Производственная преддипломная практика
2.2.14
Уравнения математической физики
2.2.15
Численные методы
2.2.16
3D-моделирование
2.2.17
Избранные главы элементарной математики
2.2.18
История информатики
2.2.19
Мультимедиа технологии в образовании
2.2.20
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.21
Специальные методы решения математических задач
2.2.22
Вычислительная математика
2.2.23
Практикум по решению задач с параметрами
2.2.24
Прикладные задачи в математическом анализе
2.2.25
Современные средства оценивания результатов обучения
2.2.26
Управление информационными системами
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-7: способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности
 
Знать:
 
основы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
критерии организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
методологию организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
 
Уметь:
 
анализировать характеристики сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
оценивать характеристики организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
выбирать принципы сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в зависимости от конкретной ситуации
 
 
Владеть:
 
навыками применения знаний для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
навыками разработки комплекса мероприятий  для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
навыками проектирования программы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
 
 
ПК-11: готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
Знать:
 
основы теории и практики для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
критерии оценки с позиции теории и практики исследовательских задач в области образования
 
закономерности постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
 
Уметь:
 
систематизировать теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
анализировать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям
 
оценивать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям
 
 
Владеть:
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования по заданным критериям
 
разрабатывать пути решения исследовательских задач в области образования 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
сущность понятия проектно-исследовательской деятельности
3.1.2
содержание и способы организации проектно-исследовательской деятельности
3.1.3
современные методики и технологии организации проектно-исследовательской деятельности
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
предлагать тематику проектов, разрабатывать модель проектно-исследовательской деятельности
3.2.2
осуществлять организацию и руководить различными видами деятельности детей, в том числе проектно - исследовательской с учетом возраста и индивидуальных особенностей учащихся
3.2.3
применять современные методики и технологии организации проектно-исследовательской деятельности
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками планирования и организации проектно- исследовательской деятельности с учащимися с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
3.3.2
навыками применять современные методики и технологии организации проектно-исследовательской деятельности
3.3.3
навыками диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам, в том числе в рамках проектно-исследовательской деятельности
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Педагогическое  проектирование  учебно-исследовательской  деятельности  обучающихся  

 
стр. 6
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
1.1
Педагогическое  проектирование:  цели,  этапы,  свойства. Исследовательская  задача.  Исследовательские  умения. Включение обучающегося в проектно-исследовательскую  деятельность. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-7 ПК-11
8
0
 
1.2
Разработка  проекта  (web-квеста)  по «Информация и информационные технологии» (межпредметный проект) /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

6
ПК-7 ПК-11
8
0
 
1.3
Организация проектно-исследовательской деятельности. Цели, задачи и гипотезы исследования. Выбор исследовательской методики. Составление программы исследования. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-7 ПК-11
8
0
 
1.4
Разработка сетевого проекта (google-сайта) по теме «Устройства и функционирование ПК» (метапредметный проект). /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-7 ПК-11
8
0
 
1.5
Анализ, оценка и интерпретация результатов исследования. Приемы технологии рефлексивного обучения. Защита исследовательского  проекта (отчет,  апробация). /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-7 ПК-11
8
0
 
1.6
Разработка проекта по теме «Информационное моделирование» (межпредметный проект) /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-7 ПК-11
8
0
 
1.7
Требования к содержанию проекта. Оформление проекта. Требования к содержанию исследовательской работы. Оценивание успешности проекта и иисследования. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

12
ПК-7 ПК-11
8
0
 
 
Раздел 2. Формы организации учебных  исследований обучающихся в урочной и внеурочной  деятельности  

 
2.1
Исследовательские задания. Информационная компетентность обучающихся. Использование  ресурсов Интернета для исследовательской работы  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-7 ПК-11
8
0
 
2.2
Разработка проекта (google-класс) по теме «Технологии создания и преобразования информационных объектов» (межпредметный проект).

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-7 ПК-11
8
0
 
2.3
Применение технологии проектно-исследовательской деятельности на уроке. Таксономия педагогических целей Б.Блума

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-7 ПК-11
8
0
 
2.4
Разработка проекта (макета газеты) по теме «Сетевые технологии» (межпредметный проект).

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-7 ПК-11
8
0
 
2.5
Организация  проектно-исследовательской  деятельности  во  внеурочное  время. Образовательный  геокешинг /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-7 ПК-11
8
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
2.6
Разработка проекта по теме «Социальная информатика» (межпредметный проект). /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-7 ПК-11
8
0
 
2.7
Традиционный и исследовательский

подходы к обучению: сравнительная характеристика. Требования к учителю, реализующему исследователь¬ский подход в обучении. /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

22
ПК-7 ПК-11
8
0
 
2.8
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

0
ПК-7 ПК-11
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Перечень вопросов к зачету:

1. Педагогическое проектирование: цели, этапы, свойства.

2. Исследовательская  задача.

3. Исследовательские умения.

4. Включение обучающегося в проектно-исследовательскую деятельность.

5. Организация проектно-исследовательской деятельности.

6. Цели, задачи и гипотезы исследования.

7. Выбор исследовательской методики.

8. Составление программы исследования.

9. Анализ, оценка и интерпретация результатов исследования.

10. Приемы технологии рефлексивного обучения.

11. Защита исследовательского проекта (отчет, апробация).

12. Исследовательские задания.

13. Информационная компетентность обучающихся.

14. Использование ресурсов Интернета для исследовательской работы

15. Применение технологии проектно-исследовательской деятельности на уроке.

16. Таксономия педагогических целей Б.Блума

17. Организация проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время.

18. Образовательный геокешинг

19. Организация проектно-исследовательской деятельности по информатике.

20. Введение. история метода проектов

21. Статус метода проектов

22. Типология проектов

23. Границы и трудности использования метода проектов

24. Метод проектов на уроках базового курса информатики

25. Традиционный и исследовательский подходы к обучению: сравнительная характеристика.

26. Требования к учителю, реализующему исследовательский подход в обучении.

27. Требования к содержанию проекта.

28. Оформление проекта.

29. Требования к содержанию исследовательской работы.

30. Оценивание успешности проекта и исследования.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика докладов с презентацией:

1. Понятие проектной деятельности. Характерные черты метода проекта.

2. Специфика организации проектной деятельности в образовании.

3. Роль проектной деятельности в образовательном процессе в вузе в условиях внедрения новых стандартов.

4. Становление и развитие проектной деятельности в образовании за рубежом: Дж. Дьюи, У.Х. Килпатрик и др.

5. Становление и развитие проектной деятельности в России: С.Т. Шацкий. Проектный метод в образовательной практике 1920-х гг.

6.Современное состояние проектной технологии в России.

7. Критерии выбора темы проекта. Требования к выбору темы проекта.

8. Проблематизация темы проекта. Формулировка целей и задач проекта.

9. Объекты проектирования. Предмет проектирования.

10. Классификации проектов по различным критериям и особенности отдельных типов проектов.

11. Основные этапы организации проектной деятельности.

12. Роль педагога и студента на отдельных этапах проектной деятельности.

13. Понятие «продукта» проектной деятельности

14. Внешние и внутренние продукты проектной деятельности.

15. Методы научного познания.

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
16. Проектная и исследовательская деятельность: общее и особенное.

17. Правила оформления проектной документации и законченного проекта.

18. Виды презентаций проекта и требования к их оформлению.

19. Публичная защита проекта и требования к ней.

20. Метод экспертных оценок в проектировании.

21. Другие системы (взаимооценка, самооценка, рейтинговая оценка и т.д.) оценивания проектов.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Комарова, И. В. 
Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС : / И. В. Комарова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2020. — 126 c. — ISBN 978-5-9925-0986-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/97924.html
Санкт-Петербург : КАРО, 2020
 
Л1.2
Зенкина,  С.  В. 
Сетевая  проектно-исследовательская  деятельность  обучающихся :  :  учебное  пособие  для  вузов  /  С.  В.  Зенкина,  Е.  К.  Герасимова,  О.  П.  Панкратова.  —  Москва  :  Издательство  Юрайт,  2022.  —  152  с.  —  (Высшее  образование).  —  ISBN  978-5-534-13229-8.  —  Текст  :  электронный  //  Образовательная  платформа  Юрайт  [сайт].  —  URL:  https://urait.ru/bcode/497390 
Москва  :  Издательство  Юрай, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Миронов, А. В.
Деятельностный подход в образовании. Деятельность учебная, игровая, проектная, исследовательская: способы реализации, преемственность на этапах общего образования в условиях ФГТ и ФГОС:  пособие для учителя / А. В. Миронов. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2013. — 139 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/49917.html
абережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2013, 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. -режим доступа :http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:https://elibrary.ru 
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.4
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.5
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.6
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.7
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.8
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-314 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
2-307 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, проектор, экран, доска. 
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Методические указания к лабораторным занятиям.

В результате проведения лабораторных работ, обучающиеся приобретают определенную систему знаний, умений и навыков работы с ИКТ и стандартной системой программного  обеспечения, необходимого для решения методических проблем обучения.

Обучающиеся готовят к защите индивидуальные и групповые проекты. При этом у обучающихся  формируются  не только коммуникативные качества личности, но и  активная мотивация работы с ИКТ.

Инновационность использования методических материалов  лабораторных занятий обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности обучающихся в области применения ИКТ в своей практической деятельности.  

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
Важнейшим компонентом обучения является не только приобретение обучающимися системы теоретических знаний. Большое значение при освоении программы модуля играет приобретение конкретных практических умений, вероятно, переходящих в  устойчивые навыки. Необходимо учитывать степень индивидуальной сформированности умений, и  изменения динамики компетенций на уровне представлений, умений и операционных навыков,  учитывать  степень обученности конкретным приемам  работы с  ИКТ при оценке знаний обучающихся данной предметной области знаний.

Нормы и методика оценки результатов лабораторной работы могут быть детально разработаны  в процессе внедрения  и апробации модуля.

Лабораторные  занятия призваны  сформировать  базовый уровень практических умений и навыков у обучающихся , необходимый им в дальнейшей профессиональной деятельности.

Особенности выполнения лабораторных работ заключаются в том, что преподаватель работает со всей группой фронтально, консультируя как всю группу, так и отдельно взятого обучающегося .

В течение всего времени будут работать, как индивидуально, так  и  в группах, выполняя задания, готовить отчет, доклад и презентацию. Это способствует как развитию индивидуальных, так и коммуникативных  способностей. Для эффективности работы следует стимулировать обучающихся  к постановке вопросов и их обсуждению.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные

темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

   

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.