(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна
ции
наука о строении
человека и его внешнем облике.
пластической анатомии. Значение
значение пластической
анатомии в
профессиональной подготовке учителя изобразительного искусства и технологии. /Пр/
Э1
Э2
развития пластической
анатомии как науки.
Методы исследования.
Анатомическая
терминология /Пр/
Э2 Э3
Э4
человека.
костей. /Пр/
Э1
Э2
Э3
головы человека. /Ср/
Э4
Э1
конечностей. (Изображение и лепка основных костей). /Пр/
Э2
Э3
человека.
человека. /Пр/
Э1
Э3
Э3
Э4
конечностей. /Пр/
Э1
Э4
человека в художественном изображение
Возрождения. Пропорции
изображения человека в современном искусстве. /Пр/
Э1 Э2
Э1 Э3
фигуры.Графический анализ. Составление сравнительных таблиц. /Пр/
Э4
контрапоста и в движении. Лепка античных прототипов (Дорифор). /Пр/
Э3
в сложном ракурсе. /Пр/
Э1 Э3
Э4
Э4
Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
1.Исторический обзор развития пластической анатомии как научного раздела художественного творчества.
2.Достижения художников эпохи Возрождения в изобразительном исследовании тела человека.
3.Основные отделы скелета человека.
4.Суставы (виды) и другие виды соединений костей между собой.
5.Позвоночник, грудная клетка, опорные костные точки.
6.Туловище человека как единое, подвижное целое.
7.Скелет головы (череп) основные отделы.
8.Мозговой череп и лицевой череп (возрастные характеристики).
9.Основные кости верхних конечностей скелета.
10.Лопатка и ключица, их рельеф на модели.
11.Суставы плечевого пояса, ярёмная впадина.
12.Пронация и супинация руки.
14.Движения в суставах кисти.
15.Основные кости нижних конечностей скелета.
16.Таз – центральная анатомическая часть построения фигуры человека.
17.Характер движения в тазобедренном суставе.
18.Движения в коленном суставе и его рельеф на модели.
19.Движения в голеностопном суставе и в суставах стопы.
20.Движения голени и всего тела относительно стопы.
21.Пронация и супинация стопы.
22.Грудная клетка (форма, размеры соединения с позвоночником и грудиной).
23.Анатомия мышц головы и шеи.
24.Мимические мышцы лица.
25.Пластическая анатомия мышц туловища человека.
26.Пластическая анатомия мышц верхних конечностей человека.
27.Пластическая анатомия мышц нижних конечностей человека.
28.Основные пластические закономерности строения человеческого тела.
29.Изменения положения тела стоя, сидя, в наклоне.
30.Особенности возрастных изменений костно-мышечной системы человека.
Контрольные задания:
1.Раскройте 3 основных термина и 2 понятия пластической анатомии по одному из разделов (на выбор)приведите примеры.
2.Приведите пример использования теоретических знаний, практических умений и навыков в предметной области «Искусство» при решении профессиональных задач на материале пластической анатомии.
3.Приведите примеры интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.) на материале пластической анатомии.
1.Каноны изображения человека в Др. Египте.
2.Художественные задачи изображения человека в Древней Греции и Риме.
3.Цели, художественные задачи изображения человека в Средние века.
4.Леонардо да Винчи – художник-анатом.
5.Цели, художественные задачи изображения человека в эпоху Возрождения
6.Вклад Альбрехта Дюрера в развитие пластической анатомии.
7.Андрэ Везалий и его труд по пластической анатомии.
8.Учебное пособие Прейслера (таблицы рисования фигуры человека).
9.Художественный стиль и изображение человека
10.Новаторство Симона Ушакова в изображении человека.
12.Вклад А.П. Лосенко в преподавание рисунка и живописи в Академии
художеств и в развитие пластической анатомии.
13.Сапожников и его вклад в совершенствование процесса преподавания
рисунка, живописи и пластической анатомии.
14.Сравнительная характеристика мужской и женской головы.
(иллюстрированная примерами художественных произведений,
фотоматериалами, собственными набросками).
15. Пропорции головы. Типы черепа.
16.Сравнительная характеристика пропорций фигуры человека на разных
стадиях роста.
17.Наиболее характерные внешние признаки расовой принадлежности человека.
18.Животное (млекопитающее) и человек: сходство и различия в строении скелета и мышечной системе.
19.Методы преподавания основ пластической анатомии в детской художественной школе.
20.Методы знакомства школьников с правилами рисования фигуры человека
21.Особенности изображение человека в покое и движении в детском рисовании.
22.Методика знакомства школьников с рисованием пропорций головы, лица.
23.Методика знакомства школьников с рисованием набросков фигуры человека.
24.Знакомство школьников с рисованием фигуры человека в разных ракурсах.
25.Методические пособия в знакомстве школьников с основами пластической анатомии.
26.Последовательность ведения рисунка фигуры человека.
27.Основные принципы нахождения пропорций человеческого тела.
28.Последовательность ведения рисунка живой головы
29.Роль гипсовых слепков (моделей) в рисовании фигуры человека.
30.Учение о конституции тела человека.
учебное пособие / Кикнадзе Я.С.. — СанктПетербург : Санкт-Петербургский
государственный университет
промышленных технологий и дизайна, 2019.
— 136 c. Электронный текст: учебное пособие
пособие / В. И. Костенко. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 2018. — 216 с.: учебное пособие
Основными этапами практического занятия являются:
- проверка знаний обучающихся;
– их теоретической подготовленности к занятию;
- инструктаж, проводимый преподавателем;
- выполнение заданий, работ, упражнений, решение задач;
- последующий анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями.
В результате выполнения практических заданий обучающийся должен знать:
-Понятия пластической анатомии.
-Сведения из истории пластической анатомии.
В результате выполнения практических заданий обучающийся должен уметь:
-Выполнять изображение фигуры человека (при выполнении рисунков,)
Практические задания, сопровождающиеся указаниями для их выполнения.
Критерии оценки выполнения работ и степени овладения обучающимися запланированных умений (освоенных компетенций).
Критерии оценки выполненных заданий и степени овладения запланированных умений:
1.Соблюдение последовательности ведения практической работы.
2.Аккуратное, грамотное исполнение.
3.Время исполнения задания
4.Устный ответ, письменный ответ.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);
б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);
в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.