Срок действия программы: 2021-2022 уч.г.
Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Вопросы для подготовки к зачету
1. Языкознание как общественно-историческая наука. Предмет и задачи курса.
2. Связь языкознания с другими науками.
3. Язык и речь.
4. Язык и мышление.
5. Функции языка.
6. Сущность языка.
7. Язык как общественное явление.
8. Фонетика. Её задачи, предмет единицы.
9. Устройство речевого аппарата человека. Артикуляционная база языка.
10.Классификация гласных звуков.
11. Классификация согласных.
12. Изменение звуков в речевом потоке.
13. Ударение и его виды.
14. Интонация и ее элементы.
15. Предмет, задачи и разделы лексикологии.
16. Лексическое значение слова. Типы лексических значений.
17. Мотивированность слова.
18. Свободные и устойчивые словосочетания. Классификация фразеологизмов.
19. Синонимы, их классификация. Синонимический ряд.
20. Антонимы, их виды.
21. Многозначность слова.
22. Омонимия. Типы омонимов.
23. Антонимы, их виды.
24. Паронимы, их отличие от омонимов.
25. Активная и пассивная лексика. Архаизмы и неологизмы.
26. Лексика, ограниченная в своем употреблении.
27. Устаревшие слова.
28. Неологизмы.
29. Основные пути обогащения словарного состава языка.
30. Ономастика.
31. Лексикография. Основные типы лингвистических словарей.
32. Грамматика как строй языка и как раздел языкознания.
33. Грамматическое значение, отличие его от лексического.
34. Единицы грамматического строя языка.
35. Морфема. Типы морфем.
37. Грамматическая категория.
38. Части речи как лексико-грамматические классы слов.
39. Синтаксический уровень языка. Основные единицы данного уровня.
40. Словосочетание как единица синтаксического уровня. Типы словосочетаний.
41. Типы связи слов на уровне словосочетаний.
42. Предложение Основные типы предложений.
43. Предложение как синтаксическая единица. Понятие предикативности.
44. Члены предложения.
45. Классификация языков.
46. Генеалогическая классификация языков.
47. Типологическая классификация языков.
48.Интеграция и дифференциация как основные процессы исторического развития языков.
49.Биологические и социальные теории происхождения языка.
50.Основы материалистической теории происхождения языка.
51. Языки и диалекты на ранних этапах развития общества.
52. Образование языков народностей при рабовладельческом и феодальном строе.
53. Развитие национальных языков.
54. Взаимодействие языков в их историческом развитии.
55. Исторические течения языкознания. Общая характеристика.
56. Этапы развития языка.
Задания к зачету
1. Охарактеризуйте все звуки в следующих словах. Яд, жизнь, ошибка, ропот, сдоба, фильм, ёж, щука.
2.Какие фонетические чередования представлены в корнях слов? Возить, ловить, снег, груз, косить, след, рог, лодка,водить.
3. Выделите в следующих примерах проклитики и энклитики.Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь? Е.сли хочешь быть счастливым, будь им. Не будь цветов, все ходили бы в одноцветных одеяниях! Есть ли на свете человек, который мог бы обнять необъятное? (К.Пр.)
4. Определите, к активному или пассивному словарю относятся следующие слова. Охарактеризуйте слова, относящиеся к пассивному словарю (устаревшие слова, неологизмы, специальная лексика).Дискотека, целинник, макияж, велеречивый, флорист, ранец, видеомагнитофон, политбюро, спонсор, мэр, плейер, инфляция, купец, литавры, орфоэпия, мимикрия, стереофония, предприниматель, лицей, коммуна, стройотряд, брифинг, джинсы, информатика, верлибр, менеджер, блюминг, перестройка, милосердие, президент, компьютер, сериал, жерло.
5. Укажите различия в значении следующих синонимов. Мемуары-воспоминания, реставрация-восстановление, копия-снимок, афиша-объявление, лакей-слуга, игнорировать-пренебрегать, орфография-правописание, позитивный-положительный, эмоции-чувства.
6. Подберите иноязычные синонимы к следующим словам.Рукопись, подробный, вывоз, ввоз, разговор, растительность, смешной, волшебник, учитель, огромный, ядовитый.
7. Употребите следующие слова в контекстах так, чтобы они выступали в прямом и переносном, метонимическом, значении. Банальность, подлость, заимствование, перечисление, вышивка, полоскание, обивка, освещение, проход, укус, остановка, шёлк, класс, кролик, хрусталь, Лондон.
8. Объясните нежелательность употребления следующих слов и подберите к ним эвфемизмы. Старый, беременная, опаздывать, умереть, потолстеть, украсть, выгнать, врать, смерть, глупый.
Примерная тематика сообщений
1.Генеалогическая классификация языков и лингвистическая карта мира.
2.Этимология и явление ложной этимологии.
3.Особенности развития языка и диалектов в различные исторические эпохи.
4.Искусственные языки мира.
5.Консонантизм в языках мира.
6.Вокализм в языках мира.
7.Звуки речи и их классификация.
8.Общественная сущность языка.
9.Словарный состав языка как открытая лексико-семантическая система.
10.Основные теории происхождения языка.
11.Историческое развитие грамматического строя языка.
12.Историческое развитие словарного состава языка.
13.Закономерности исторического развития языка.
14.Сравнительно-исторический метод как совокупность научно-исследовательских приемов изучения родственных языков.
15.Неологизмы и способы создания.
16.История письма и язык.
17.Система фонем и факторы, обуславливающие ее национально-языковое своеобразие.
18.Взаимодействие языков и диалектов в эпоху первобытно-общинного родового строя в период зарождения классового общества.
19.Процессы языкового развития в эпоху феодализма и при капитализме.
21.История общества и развития языка.
22.Единицы языка и единицы речи.
23.Внутренние законы развития языка. Общие и частичные лингвистические законы.
24.Литературный язык и его признаки.
25.Процессы языковой дифференциации и интеграции.
26.Греко-римская языковедческая традиция.
27.Языкознание Средневековья и эпохи Возрождения.
28.Социальное и территориальное варьирование языка.
29.Функциональные и экспрессивно-оценочные стили языка.
30.Выделение слов в речи и их классификация.
31.Знаковые отношения слова. Аспекты лексического значения.
32.Лексическое значение и грамматическое значение.
33.Аффиксы и их виды.
34.Морфемы-операции (Неаффиксальные грамматические способы).
35.Словосочетание, текст и предложение в их сопоставлении друг с другом.
36.История языка и история народа — его носителя.
37.Дивергенция и конвергенция языков.
38.Язык народности и язык нации.
39.Исторические изменения в лексическом составе языка.
40.Исторические изменения значений слов.
41.Заимствование из других языков как способ пополнения словаря.
42.Исторические изменения в морфологической системе языка.
43.Изменения в звуковом строе языка.
44.Живые и исторические звуковые законы.
45.Языки народов России.
46.Языковые контакты. Проблема "смешения" языков.
47.Морфологическая типология языков.
48.Фонологическая типология языков.
49.Языковые универсалии.
50.Письмо как знаковая система и его отношение к языку.
51.Алфавит, графика, орфография. Графема и её аллографы.
52.Египетское и шумерско-аккадское письмо.
53.Происхождение алфавитного письма.
54.Письмо в восточноевропейском культурном ареале.
55.Письмо в западноевропейском культурном ареале.
56.Развитие русского письма.
57.Славянские, германские и романские языки.
58.Принципы генеалогической классификации языков.
59.Принципы сравнительно-исторического (генетического) языкознания.
60.Языковедческая мысль в культурах древнего и средневекового Востока.
61.Современное языкознание: школы, традиции, направления.
Национальная электронная библиотека (НЭБ). – Режим доступа: https://нэб.рф
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы:
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.