2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Интерактивные технологии в обучении русскому языку_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Интерактивные технологии в обучении русскому языку
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
зачет 10
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
50
аудиторные занятия
58
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
12
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Лабораторные
44
44
44
44
Итого ауд.
58
58
58
58
Кoнтактная рабoта
58
58
58
58
Сам. работа
50
50
50
50
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Потанина Александра Викторовна _________________
 
 
Интерактивные технологии в обучении русскому языку
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины "Интерактивные технологии обучения русскому языку" заключается в формировании теоретической  основы применения интерактивных технологий обучения в профессиональной деятельности по реализации предмета "Русский язык".
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать представление об особенностях содержания и структуры интерактивных методов и технологий обучения русскому языку;
1.4
научить применять интерактивные технологии  обучения и диагностики в профессиональной деятельности;
1.5
научить взаимодействовать с участниками образовательного процесса посредством интерактивных технологий.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
2.1.2
История лингвистических учений
2.1.3
Курсовая работа по литературе
2.1.4
Основы этимологического анализа
2.1.5
Производственная преддипломная практика
2.1.6
Современная зарубежная литература
2.1.7
История литературной критики
2.1.8
Курсовая работа по русскому языку
2.1.9
Методика обучения литературе
2.1.10
Проектирование элективных курсов по русскому языку
2.1.11
Противодействие терроризму и экстремизму
2.1.12
Курсовая работа по методикам обучения предметам
2.1.13
Методика обучения русскому языку
2.1.14
Образовательное право
2.1.15
Педагогические технологии
2.1.16
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.1.17
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.18
Дифференцированный подход в обучении русскому языку
2.1.19
Технология развития критического мышления
2.1.20
Коммуникативный практикум
2.1.21
Проектная деятельность
2.1.22
Региональная ономастика
2.1.23
Смысловое чтение
2.1.24
Теория обучения
2.1.25
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
2.1.26
Проектная деятельность при обучении русскому языку и литературе
2.1.27
Производственная педагогическая практика
2.1.28
2.1.29
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
2.1.30
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.31
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
2.1.32
История лингвистических учений
2.1.33
Курсовая работа по литературе
2.1.34
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
2.1.35
Основы этимологического анализа
2.1.36
Современная зарубежная литература
2.1.37
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.38
История литературной критики
2.1.39
Курсовая работа по русскому языку
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.1.40
Методика обучения литературе
2.1.41
Проектирование элективных курсов по русскому языку
2.1.42
Производственная педагогическая практика
2.1.43
Противодействие терроризму и экстремизму
2.1.44
Курсовая работа по методикам обучения предметам
2.1.45
Методика обучения русскому языку
2.1.46
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.1.47
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.48
Дифференцированный подход в обучении русскому языку
2.1.49
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
2.1.50
Коммуникативный практикум
2.1.51
Проектная деятельность при обучении русскому языку и литературе
2.1.52
Смысловое чтение
2.1.53
История лингвистических учений
2.1.54
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
2.1.55
Основы этимологического анализа
2.1.56
История литературной критики
2.1.57
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.1.58
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.59
Дифференцированный подход в обучении русскому языку
2.1.60
Коммуникативный практикум
2.1.61
Смысловое чтение
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
современные методы и технологии обучения и диагностики
 
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
Уметь:
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей
 
 
Владеть:
 
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке
 
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся
 
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
 
ПК-6: готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса
 
Знать:
 
основы взаимодействия с участниками образовательного процесса
 
критерии успешного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса
 
теоретические и прикладные основы проектирования взаимодействия с участниками образовательного процесса
 
 
Уметь:
 
взаимодействовать с участниками образовательного процесса (педагогами; обучающимися и их родителями)
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
определять основные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса для достижения образовательных целей 
 
определять приоритетные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса, опираясь на конкретные характеристики образовательной среды
 
 
Владеть:
 
навыками установления взаимодействия с коллегами, обучающимися и их родителями для решения конкретных вопросов обучения, воспитания и развития
 
опытом взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса по заданным критериям успешного взаимодействия 
 
опыт проектирования направления взаимодействия с участниками образовательного процесса для решения поставленных задач
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
современные методы и технологии обучения и диагностики;
3.1.2
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога;
3.1.3
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики;
3.1.4
основы взаимодействия с участниками образовательного процесса,критерии успешного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса;
3.1.5
теоретические и прикладные основы проектирования взаимодействия с участниками образовательного процесса.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять современные методы и технологии обучения и диагностики;
3.2.2
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога;
3.2.3
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей;
3.2.4
взаимодействовать с участниками образовательного процесса (педагогами; обучающимися и их родителями;
3.2.5
определять основные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса для достижения образовательных целей,определять приоритетные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса, опираясь на конкретные характеристики образовательной среды.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке;
3.3.2
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся;
3.3.3
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики;
3.3.4
навыками установления взаимодействия с коллегами, обучающимися и их родителями для решения конкретных вопросов обучения, воспитания и развития;
3.3.5
опытом взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса по заданным критериям успешного взаимодействия;
3.3.6
опытом проектирования направления взаимодействия с участниками образовательного процесса для решения поставленных задач.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Современные образовательные технологии

  

 
стр. 6
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
1.1
Цели, задачи изучаемой дисциплины.Образовательные технологии. Нормативно-правовые документы, регламентирующие требования к форме проведения занятий по русскому языку. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-6
10
0
 
1.2
Педагогические технологии. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2 ПК-6
10
0
 
1.3
Классификация методов обучения.  Характерные особенности.  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-6
10
0
 
1.4
Понятие " метод", " технология".Пассивный, активный метод обучения. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2 ПК-6
10
0
 
1.5
Классификация активных, интерактивных методов обучения: определение, особенности.Технологии кооперативного обучения.Подготовка фрагинта урока. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

14
ПК-2 ПК-6
10
0
 
 
Раздел 2. Интерактивные технологии

 
2.1
Интерактивные методы обучения в рамках реализации ФГОС.Интерактивные методы обучения: определение, классификация, особенности.  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-6
10
0
 
2.2
Технология разработки задания по русскому языку для парной, групповой работы. Демонстрация  фрагмента урока /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2 ПК-6
10
0
 
2.3
Задания для работы в парах. Задания для работы в малых группах.Коллективно-групповое обучение. Демонстрация  фрагмента урока. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2 ПК-6
10
0
 
2.4
Коллективно-групповое обучение. Демонстрация фрагмента урока. Демонстрация  фрагмента урока.  /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2 ПК-6
10
0
 
2.5
Пассивный метод обучения. Активный метод обучения.Интерактивный метод обучения.Работа с различными видами источников.Подготовка фрагмента урока. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-6
10
0
 
2.6
Игровые технологии.Технологии личностно-ориентированного обучения. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-6
10
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.7
Цели и задачи применения игровых технологий. Классификация педагогических игр по области применения, по характеру педагогического процесса, по игровой технологии, по предметной области.Демонстрация  фрагмента урока. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2 ПК-6
10
0
 
2.8
Дидактические игры. Деловые игры. Ролевые игры. Классификация форм урока. Демонстрация фрагмента урока /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-6
10
0
 
2.9
Дидактические игры. Ситуативное моделирование. Деловые игры. Ролевые игры.Отработка дискуссионных вопросов /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2 ПК-6
10
0
 
2.10
Метод развития критического мышления через чтение и письмо. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2 ПК-6
10
0
 
2.11
Кейс-метод.Метод проектов.Демонстрация  фрагмента урока. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2 ПК-6
10
0
 
2.12
Метод кооперативного обучения.Структуры кооперативного обучения:временная кооперация парами; круглый стол;сравнения парами; кинетические символы. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4 Э5

12
ПК-2 ПК-6
10
0
 
 
Раздел 3. Проектирование урока русского языка с использованием интерактивных дидактических материалов 

 
3.1
Методические основы подготовки наглядных и дидактических материалов по русскому языку средствами ИКТ /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-6
10
0
 
3.2
Особенности дидактических материалов по русскому языку,созданных посредством ИКТ. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2 ПК-6
10
0
 
3.3
Структура урока русского языка с использованием интерактивных форм обучения. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2 ПК-6
10
0
 
3.4
Подготовка материалов и ресурсов к уроку по русскому языку. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4 Э5

8
ПК-2 ПК-6
10
0
 
3.5
Анализ уроков по русскому языку, построенных с использованием ИКТ. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4 Э5

8
ПК-2 ПК-6
10
0
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3.6
Особенности уроков по русскому языку, построенных с использованием ИКТ. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4 Э5

8
ПК-2 ПК-6
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки зачету

1.Что такое интерактивные технологии обучения?

2.Принципы, формы и методы интерактивного обучения.

3.Как развивались интерактивные методы преподавания? Понятие  "Современные образовательные технологии"

4.Как классифицируются методы обучения?

5.Что такое пассивный метод обучения?Активный метод обучения? Их особенности.

6.Что такое интерактивные методы обучения? Определение, классификация, особенности.

7.Условия эффективного применения интерактивных технологий на уроках русского языка.

8.Развивающие эффекты интерактивных технологий в обучении.

9.Новые возможности применения интерактивных технологий в образовании.

10.Структура урока русского языка с применением интерактивных методов, особенности его подготовки.

11.Создание интерактивных дидактических материалов по русскому языку.

12.Типы и функциональные возможности интерактивных досок.

13.Основные достоинства и недостатки использования интерактивной доски в учебном процессе.

14.Варианты использования интерактивной доски на уроках русского языка.

15.ФГОС и современные образовательные технологии.

16.Интерактивные технологии: выигрыш и возможные проблемы.

17.Формы и методы интерактивного обучения

18.Оценивание на интерактивных уроках по русскому языку.

19.Использование интерактивного оборудования в учебном процессе.

20.Что такое групповое обучение?

21.Технология работы в парах. Технология работы в малых группах.В чем заключаются преимущества этих технологий?

22.В чем заключается особенности проведения таких технологий как: круглый стол, дискуссия, дебаты?

23.Что такое технология «Броуновское движение»?

24.Что такое игровые технологии? В чем заключается особенности их проведения?

25.В чем заключаются отличительные особенности дидактических игр?

26.В чем заключаются отличительные особенности деловых игр?

27.В чем заключаются отличительные особенности ролевых игр?

28.Что такое метод кооперативного обучения?

29.Особенности  кооперативного обучения.

30.Особенности использования ИКТ в образовательном процессе.

Задания к зачету

1.Выпишите из справочной литературы значения основных понятий изучаемой дисциплины.Составьте словарь.Предоставьте словарь на зачете.

2.Выберите технологию, которую бы Вы использовали во время производственной практики в 5 классе. Выделите преимущества выбранной технологии.Обоснуйте свой ответ. Укажите виды деятельности, в которых может быть применена выбранная технология.Составьте фрагмент урока с использованием выбранной технологии. Устно проанализируйте проведенный фрагмент.

3.Выберите технологии, которые бы Вы использовали  во время производственной практики в 9 классе. Обоснуйте свой ответ.Выделите преимущества выбранной технологии. Укажите виды деятельности, в которых может быть применена выбранная технология.Составьте фрагмент урока с использованием выбранной технологии. Устно проанализируйте проведенный фрагмент.

4. Побеседуйте с одногруппником о целесообразности применения игровых технологий на этапе основного общего образования.

5. Примите участие в дискуссии о ключевых моментах использования интерактивных технологий.

6. Примите участие в дискуссии о выборе оптимальных интерактивных технологий для разития критического мышления обучающихся на этапе среднего общего образования.

7. Примите участие в дискуссии о выборе оптимальных интерактивных технологий  для разития коммуникативных навыков обучающися на этапе основного общего образования.

 
5.2. Темы письменных работ
Не предусмотрены
 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД

 
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Попова, С. Ю.,  Пронина, Е. В.
Современные образовательные технологии. Кейс-стади : : учебное пособие для академического бакалавриата / С. Ю. Попова, Е. В. Пронина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 113 с. — (Бакалавр. Академический курс. Модуль). — ISBN 978-5-534-04996-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/408380
Москва : Издательство Юрайт, 2017
 
Л1.2
Плаксина, И. В. 
Интерактивные образовательные технологии : :учебное пособие для академического бакалавриата / И. В. Плаксина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 163 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-8052-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/393574
Москва : Издательство Юрайт, 2016
 
Л1.3
Кругликов, В. Н., Оленникова М.В.
Интерактивные образовательные технологии : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Н. Кругликов, М. В. Оленникова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 353 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02930-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/402251
Москва : Издательство Юрайт, 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Байбородова, Л.В. [и др.] ; под общей редакцией Байбородовой, Л.В., Чернявской, А. П. 
Педагогические технологии в 3 ч. Часть 1. Образовательные технологии: : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. В. Байбородова [и др.] ; под общей редакцией Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 258 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06324-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/411532
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
Л2.2
Гац, И. Ю. 
Методика преподавания русского языка в задачах и упражнениях : 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 260 с. – (Образовательный процесс). – ISBN 978-5-534-09310-0. –Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. –URL: https://biblio-online.ru/bcode/427612 
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Турик, Л. А.
Педагогические технологии: дебаты : : учебное пособие / Л. А. Турик, Д. П. Ефимченко ; под общей редакцией Л. А. Турик. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 184 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-10826-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/431595.
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л3.2
авт.-сост.Потанина,  А. В. 
Интерактивные технологии в обучении русскому языку: :методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (с одним профилем подготовки), профиль «Русский язык», 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Русский язык и Литература» [Электронный ресурс] / авт.-сост. А. В. Потанина .— Набережные Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2016 .— 80 с. — Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ/Интерактивные технологии в обучении русскому языку_Потанина.pdf>
Набережные Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
стр. 10
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Э1
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».–  URL: http:////festival.1september.ru/mathematics/ 
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. –  URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. –  URL:  https://elibrary.ru
 
Э4
Национальная электронная библиотека (НЭБ). - Режим доступа: https://нэб.рф
 
Э5
Филологический портал.– URL: http://philology.ru/
 
Э6
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-101 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-124 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-228 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций,  учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                                                 Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателем. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

                                                                Методические указания к лабораторным занятиям.

В ходе подготовки к лабораторным занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, рассматриваемым на лабораторном занятии. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, нужно составить план-конспект своего выступления.

В ходе лабораторного занятия следует внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы, принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

С целью более глубокого усвоения изучаемого материала нужно задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов лабораторного занятия необходимо устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

                                                               Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

                                                                

                                                               Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, проверки результатов учебных и производственных практик, а также в целом сформированности компетенций.

При подготовке к зачету обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачету обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.

Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие 

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

Во время зачета обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения преподавателя справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

  

                                             Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.