МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Искусств и инновационного дизайна
рабочая программа дисциплины (модуля)
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Изобразительное искусство и Технология
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: b44.03.05 ИЗО и Т 251.plx
PhD, доц., Большакова С.В. _________________
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна
Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
УП: b44.03.05 ИЗО и Т 251.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель - дать профессиональные педагогические знания обучающемуся, развить его компетенции и способности в области живописи, подготовить к самостоятельной творческой и учебно-воспитательной работе в общеобразовательной школе.
формировать систему теоретических и эмпирических знаний об истории и практике изобразительной деятельности;
выработать технические навыки работы живописными материалами;
развить умение грамотно работать с натуры, по памяти и по представлению;
овладеть методикой ознакомления школьников с основами академической живописи;
дать представления о воспитательных возможностях академической живописи при реализации ФГОС.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
История визуально-пространственных искусств
Курсовая работа по дисциплине"Методика обучения изобразительному искусству
Методика обучения изобразительному искусству
Организация проектной деятельности по технологии
Основы технопредпринимательства
Производственная педагогическая практика
Профессиональное самоопределение школьников
Учебная проектно-технологическая практика
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
Основы вожатской деятельности
Производственная педагогическая вожатская практика
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
Учебная технологическая практика
Психология воспитательных практик
Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр 2)
Учебная технологическая практика
Материаловедение и новые материалы
Технологии обработки материалов и пищевых продуктов
Учебная проектно-творческая практика (пленэр-бионическая практика )
Стилизация в живописи и графике
Цветоведение и колористика
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Анализ и интерпретация произведений искусства
УП: b44.03.05 ИЗО и Т 251.plx
Дизайн и декоративно-прикладное творчество
Инженерная и компьютерная графика
Мехатроника и робототехника
Передовые производственные технологии
Производственная педагогическая практика по 2 профилю
Электротехника и электроника
3-D моделирование и прототипирование
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
Конструирование и моделирование швейных изделий
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Технологии обработки керамики
Художественная роспись по дереву
Лепка в художественном творчестве детей
Технологии обработки стекла
Технология обработки текстильных материалов
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
ПК-2.1: Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета.
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору).
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
ПК-3.2: Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании (предмета по профилю) в учебной и во внеурочной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
теоретические основы академической живописи для развития практических умений и навыков практических умений в предметной области при решении профессиональных задач;
способы организации воспитательной деятельности средствами живописи;
возможности формирования развивающей образовательной среды для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами изобразительного искусства.
использовать теоретические основы академической живописи для развития практических умений и навыков практических умений в предметной области при решении профессиональных задач;
организовывать воспитательную деятельность средствами живописи;
формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами изобразительного искусства.
теоретическими основами академической живописи для развития практических умений и навыков практических умений в предметной области при решении профессиональных задач;
способами организации воспитательной деятельности средствами живописи;
приемами формирования развивающей образовательной среды для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами изобразительного искусства.
УП: b44.03.05 ИЗО и Т 251.plx
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Цели и задачи изучения основ академической живописи в структуре изобразительного искусства.
Выразительные средства академической
живописи: тон, цвет. /Пр/
Техника гуаши в академической живописи.Понятие колера. Выполнение этюдов с натуры. /Пр/
Выполнение практических работ по изучению приемов академической живописи мастеров.Учебное копирование. /Ср/
Выразительные средства академической
живописи: контраст, нюанс. Выполнение натюрморта в системах "Белое на цветном", "белое на белом" (формат 40х50 см).Разработка заданий для урока ИЗО в 5-7 классах. /Пр/
Копирование произведений академической
живописи (натюрморт в технике многослойной живописи).Пастозная живопись. Условия выполнения задания во внеурочной работе со школьниками. /Ср/
Натюрморт из 3-4
предметов и драпировок на
контрастном фоне. Методы работы с натюрмортом на уроке ИЗО (6-7 класс). /Пр/
Краткосрочные
живописные этюды натюрмортов в
технике гуаши (3 этюда, 3х40 см). Методика живописного этюда на уроке ИЗО в школе. /Ср/
Раздел 2. Колорит. Целостность
живописного изображения.
Колорит в произведениях мастеров академической живописи. Фигура человека в живописном решении. Выполнение живописных этюдов одетой фигуры (холст, масло, 30х40 см). /Пр/
Основные приемы академической живописи (этюды головы. Холст, масло 20х30 см.) /Пр/
Краткосрочные портретные этюды
головы человека в разных положениях
(5 этюдов). (масло, разм.30х20. Использование данного упражнения в условиях урока ИЗО. /Ср/
Этюд полуфигуры с включением в композицию рук на контрастном фоне (холст, масло, 40х60 см. Включение данного задания на уроке ИЗО (6-7 класс). /Пр/
УП: b44.03.05 ИЗО и Т 251.plx
Особенности применения техники мастихина к живописному построению
портрета. Автопортрет, ыполненный в технике мастихина. (масло,40х50 см. Разработка методики живописи портрета для урока в 5-6 классе. /Ср/
Этюд модели в национальном костюме на
нейтральном фоне
.(Холст, масло, 60х80 см. /Пр/
Методика выполнения живописных зарисовок одетой фигуры человека во внеурочной работе со школьниками (5 шт 20х30 см.). Видеосъемка живописного сеанса для учебных целей. /Ср/
Методика использования основ академической живописи на уроках рисования в школе. Включение информационных технологий в изучение академической живописи. /Пр/
Разработка упражнений для ознакомления с основами академической живописи школьников на уроке ИЗО, включая информационные технологии. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-3.2
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация
Вопросы к зачету с оценкой
1. Задачи академической живописи.
2. Жанры живописи.
3. Материалы и техники живописи.
4. Основы цветоведения: цветовой круг Гете.
5. Основы цветоведения: характеристики цвета.
6. Колорит в живописи.
7. Цветовая гармония (виды).
8. Контраст-нюанс в живописи.
9. Локальный цвет предмета.
10. Изобразительные средства живописи.
11. Выразительные средства живописи.
12. Специфика работы акварельными красками. Многослойная живопись.
13. Особенности контражурного освещения, изменение локального цвета предмета.
14. Свет и цвет: взаимодействие в живописи.
15. Материалы и инструменты гуашевой живописи.
16. Специфика работы гуашевыми красками. Техника a la prima.
17. Материалы и инструменты для живописи масляными красками
18. Технологические особенности масляной живописи.
19. Специфика ведения многослойной живописи
20. Имприматура как основа масляной живописи
21. Техника лессировки
22. Особенности живописи маслом a la prima
23. Специфика композиции живописного этюда головы.
24. Закономерности и особенности конструктивной основы формы головы натурщика.
25. Последовательность живописи головы натурщика.
26. Закономерности и особенности конструктивной основы фигуры натурщика.
27. Особенности пропорций человеческой фигуры.
28. Последовательность живописи одетой фигуры натурщика (национальный костюм).
29. МЕтодика знакомства школьников с основами академической живописи.
30.Дидактическое сопроводение внеурочных занятий ИЗО по академической живописи.
УП: b44.03.05 ИЗО и Т 251.plx
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости
Примерная тематика докладов (с презентацией)
1.Поэтапная работа над натюрмортом в технике гуаши при обучении школьников основам живописи.
2.Колористическое решение в тематическом натюрморте в обучении школьников.
3.Виды освещения в цветовом решении натюрморта в обучении школьников.
4.Способы создания гармоничных колористических решений в натюрморте при изучении школьниками основ живописи.
5.Свет как средство выявления объема предметов и характера их поверхности при написании натюрморта
6.Особенности работы гуашью при написании натюрморта с натуры.
7.Методическая последовательность выполнения этюда при многослойном нанесении акварельных красок (лессировочное письмо).
8.Последовательность выполнения длительного и кратковременного этюда акварельными красками.
9.Материалы для живописи гуашевыми красками при знакомстве школьников с основами техники
10.Последовательность выполнения длительного и кратковременного этюда в технике живописи гуашевыми красками.
11.Основные техники масляной живописи.
12.Методика ведения краткосрочной работы маслом.
13.Живописное решение тематического натюрморта в теплом колорите.
14.Живописное решение тематического натюрморта в холодном колорите.
15.Методика выполнения живописного натюрморта в пленэре.
16.Особенности выполнения длительной работы маслом.
17.Выполнение живописной работы в технике "гризайль".
18.Выполнение живописной работы ограниченной палитрой.
19.Колористическое единство в живописи.
20.Понятие "гамма" и "колорит" в живописи.
21.Понятие живописного эффекта.
22.Понятие и примеры живописной композиции.
23.Традиции выполнения живописного подмалевка.
24.Корпусные техники живописи.
25.Пастозная манера живописи.
26.Техника живописи мастихином.
27.Смешанные техники в живописи.
28.Технологии живописи с замесом на охре.
29.Технологии живописи на различных основах.
30.Отечественная школа живописи (характеристики, примеры).
5.3. Фонд оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Рисунок и живопись : учебник для вузов / А. Г. Скакова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 128 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10876-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]: учебник для вузов
6.1.2. Дополнительная литература
Живопись и ее средства : учебное пособие для вузов / Ю. П. Шашков. — 2-е изд. — Москва : Академический Проект, 2020. — 143 c. — ISBN 978-5-8291-2581-3. — Текст :электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт].: учебное пособие для вузов
Академический Проект, 2020.
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
УП: b44.03.05 ИЗО и Т 251.plx
Академическая живопись : учебно-методическое пособие / И. Р. Четышов ;
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная
академия имени А. Л. Штиглица». — Санкт-Петербург : СПГХПА
им. А. Л. Штиглица, 2018. — 60 с. : ил: учебно-методическое пособие
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная, 2018
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Русская академическая школа XIX века
Академизм в живописи. Академическая живопись.
Академизм — авторитетный, виртуозный и консервативный стиль
Академизм. Разумные правила
Конспекты уроков по изобразительной деятельности для учащихся младшего и среднего школьного возраста
Сокольникова Н.П. Основы живописи для учащихся 5-8 классов
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1-102а Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Формой проведения аудиторных занятий по данной дисциплине являются занятия семинарского типа, проводимые в виде практического занятия. Практические занятия проводятся с целью всех постановок в живописи (головы человека, погрудный портрет, портрет введением в композицию изображения рук) является не изучение средств изображения, а овладение системой построения художественной формы. Такое понимание цветного изображения в академической живописи художником прикладного искусства имеет устойчивую традицию. Изучение иерархии форм в цветовой среде и закономерностей их взаимодействие обеспечивает в дальнейшем правильную оценку вещей, созданных руками человека.
На занятиях рекомендуется придерживаться учебной программы. В планы занятий включены различные задания, направленные на формирование
компетенций, сформулированных в настоящей программе. Также важно предлагать различные постановочные творческие задачи, формирующие практические умения и
УП: b44.03.05 ИЗО и Т 251.plx
навыки. Преподаватель обязан ознакомить студентов с предъявляемыми требованиями на первом занятии, придерживаться заявленных требований, своевременно оценивать работу обучающихся. Для этого проводится текущий контроль формирования компетенций и успеваемости обучающихся. Преподаватель обязан предусмотреть задания для самостоятельной работы студентов, вести консультирование и своевременно оценивать самостоятельную работу обучающихся.
Задания для самостоятельной работы, которая включает в себя самостоятельно выполненные творческие работы(этюды, наброски, зарисовки). Самостоятельную работу следует начинать с изучения программы, в которой указаны все основные требования, содержание дисциплины, задания и т. д., обратив особое внимание на задания для самостоятельного изучения. В случае затруднений следует обратиться к преподавателю. При выполнении индивидуальных творческих работ следует сначала определить ход работы, материалы для исполнения, изучить аналоги признанных мастеров. При необходимости нужно проконсультироваться с преподавателем.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для студентов с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Студентам с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.