2022-2023_b44_03_05 ИЗО и Т 251_plx_Академическая живопись_Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Академическая живопись
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
зачет с оценкой 8
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
74
аудиторные занятия
70
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
14 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Практические
70
70
70
70
Итого ауд.
70
70
70
70
Кoнтактная рабoта
70
70
70
70
Сам. работа
74
74
74
74
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
PhD, доц., Большакова С.В. _________________
 
 
Академическая живопись
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель - дать профессиональные педагогические знания  обучающемуся, развить его компетенции и способности в области живописи, подготовить к самостоятельной творческой и учебно-воспитательной работе в общеобразовательной школе.
1.2
Задачи дисциплины:
1.3
формировать систему теоретических и эмпирических знаний об истории и практике изобразительной деятельности;
1.4
выработать технические навыки работы живописными материалами;
1.5
развить умение грамотно работать с натуры, по памяти и по представлению;
1.6
овладеть методикой ознакомления школьников с основами академической живописи;
1.7
дать представления о воспитательных возможностях академической живописи при реализации ФГОС.
1.8
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История визуально-пространственных искусств
2.1.2
Курсовая работа по дисциплине"Методика обучения изобразительному искусству
2.1.3
Методика обучения изобразительному искусству
2.1.4
Организация проектной деятельности по технологии
2.1.5
Основы технопредпринимательства
2.1.6
Производственная педагогическая практика
2.1.7
Профессиональное самоопределение школьников
2.1.8
Учебная проектно-технологическая практика
2.1.9
Живопись
2.1.10
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.11
Основы вожатской деятельности
2.1.12
Пластическая анатомия
2.1.13
Производственная педагогическая вожатская практика
2.1.14
Рисунок
2.1.15
Композиция
2.1.16
Педагогика
2.1.17
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.18
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.1.19
Учебная технологическая практика
2.1.20
Дизайн
2.1.21
Психология
2.1.22
Психология воспитательных практик
2.1.23
Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр 2)
2.1.24
Учебная технологическая практика
2.1.25
Прикладная механика
2.1.26
Материаловедение и новые материалы
2.1.27
Технологии обработки материалов и пищевых продуктов
2.1.28
Учебная проектно-творческая практика (пленэр-бионическая практика )
2.1.29
Введение в профессию
2.1.30
Перспектива
2.1.31
Стилизация в живописи и графике
2.1.32
Скульптура
2.1.33
Бумагопластика
2.1.34
Цветоведение и колористика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Анализ и интерпретация произведений искусства
 
стр. 4
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
2.2.2
Дизайн и декоративно-прикладное творчество
2.2.3
Инженерная и компьютерная графика
2.2.4
Мехатроника и робототехника
2.2.5
Передовые производственные технологии
2.2.6
Производственная педагогическая практика по 2 профилю
2.2.7
Резьба по гипсу
2.2.8
Электротехника и электроника
2.2.9
3-D моделирование и прототипирование
2.2.10
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.11
Конструирование и моделирование швейных изделий
2.2.12
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.13
Технологии обработки керамики
2.2.14
Художественная роспись по дереву
2.2.15
Лепка в художественном творчестве детей
2.2.16
Технологии обработки стекла
2.2.17
Технология обработки текстильных материалов
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.1: Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета.
 
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору).
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.2: Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании (предмета по профилю) в учебной и во внеурочной деятельности.
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
теоретические основы академической живописи для развития практических умений и навыков практических умений в предметной области при решении профессиональных задач;
3.1.2
способы организации воспитательной деятельности средствами живописи;
3.1.3
возможности формирования развивающей образовательной среды для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами изобразительного искусства.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать теоретические основы академической живописи для развития практических умений и навыков практических умений в предметной области при решении профессиональных задач;
3.2.2
организовывать воспитательную деятельность средствами живописи;
3.2.3
формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами изобразительного искусства.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
теоретическими основами академической живописи для развития практических умений и навыков практических умений в предметной области при решении профессиональных задач;
3.3.2
способами организации воспитательной деятельности средствами живописи;
3.3.3
приемами формирования развивающей образовательной среды для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами изобразительного искусства.
 
стр. 5
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Цели и задачи изучения основ академической живописи в структуре изобразительного искусства.

 
1.1
Выразительные средства академической

живописи: тон, цвет. /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
ПК-3.2
8
0
 
1.2
Техника гуаши в академической живописи.Понятие колера. Выполнение этюдов с натуры. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

6
ПК-3.2
8
0
 
1.3
Выполнение практических работ по изучению приемов академической живописи мастеров.Учебное копирование. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5

10
ПК-2.1
8
0
 
1.4
Выразительные средства академической

живописи: контраст, нюанс. Выполнение натюрморта в системах "Белое на цветном", "белое на белом" (формат 40х50 см).Разработка заданий для урока ИЗО в 5-7 классах. /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

8
ПК-1.2 ПК-2.2
8
0
 
1.5
Копирование произведений академической

живописи (натюрморт в технике многослойной живописи).Пастозная живопись. Условия выполнения задания во внеурочной работе со школьниками. /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э5

10
ПК-2.2 ПК-3.2
8
0
 
1.6
Натюрморт из 3-4

предметов и драпировок на

контрастном фоне. Методы работы с натюрмортом на уроке ИЗО (6-7 класс). /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

10
ПК-1.2 ПК-2.1
8
0
 
1.7
Краткосрочные

живописные этюды натюрмортов в

технике гуаши (3 этюда, 3х40 см). Методика живописного этюда на уроке ИЗО в школе. /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

10
ПК-1.2 ПК-2.2
8
0
 
 
Раздел 2. Колорит. Целостность

живописного изображения.

 
2.1
Колорит в произведениях мастеров академической живописи. Фигура человека в живописном решении. Выполнение живописных этюдов одетой фигуры (холст, масло, 30х40 см). /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

8
ПК-2.1
8
0
 
2.2
Основные приемы академической живописи (этюды головы. Холст, масло 20х30 см.) /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

8
ПК-3.2
8
0
 
2.3
Краткосрочные портретные этюды

головы человека в разных положениях

(5 этюдов). (масло, разм.30х20. Использование данного упражнения в условиях урока ИЗО. /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

10
ПК-1.2
8
0
 
2.4
Этюд полуфигуры с включением в композицию рук на контрастном фоне (холст, масло, 40х60 см. Включение данного задания на уроке ИЗО (6-7 класс). /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5

12
ПК-1.2
8
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
2.5
Особенности применения техники мастихина к живописному построению

портрета. Автопортрет, ыполненный в технике мастихина. (масло,40х50 см. Разработка методики живописи портрета для урока в 5-6 классе. /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

16
ПК-2.1 ПК-2.2
8
0
 
2.6
Этюд модели в национальном костюме на

нейтральном фоне .(Холст, масло, 60х80 см. /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э4 Э5

10
ПК-3.2
8
0
 
2.7
Методика выполнения живописных зарисовок одетой фигуры человека во внеурочной работе со школьниками (5 шт 20х30 см.). Видеосъемка живописного сеанса для учебных целей. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э7

10
ПК-1.3 ПК-2.2
8
0
 
2.8
Методика использования основ академической живописи на уроках рисования в школе. Включение информационных технологий в изучение академической живописи. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э6 Э7

4
ПК-1.3
8
0
 
2.9
Разработка упражнений для ознакомления с основами академической живописи школьников на уроке ИЗО, включая информационные технологии. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э6 Э7

8
ПК-1.3
8
0
 
2.10
/ЗачётСОц/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

0
ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-3.2
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету с оценкой

1. Задачи академической живописи.

2. Жанры живописи.

3. Материалы и техники живописи.

4. Основы цветоведения: цветовой круг Гете.

5. Основы цветоведения: характеристики цвета.

6. Колорит в живописи.

7. Цветовая гармония (виды).

8. Контраст-нюанс в живописи.

9. Локальный цвет предмета.

10. Изобразительные средства живописи.

11. Выразительные средства живописи.

12. Специфика работы акварельными красками. Многослойная живопись.

13. Особенности контражурного освещения, изменение локального цвета предмета.

14. Свет и цвет: взаимодействие в живописи.

15. Материалы и инструменты гуашевой живописи.

16. Специфика работы гуашевыми красками. Техника a la prima.

17. Материалы и инструменты для живописи масляными красками

18. Технологические особенности масляной живописи.

19. Специфика ведения многослойной живописи

20. Имприматура как основа масляной живописи

21. Техника лессировки

22. Особенности живописи маслом a la prima

23. Специфика композиции живописного этюда головы.

24. Закономерности и особенности конструктивной основы формы головы натурщика.

25. Последовательность живописи головы натурщика.

26. Закономерности и особенности конструктивной основы фигуры натурщика.

27. Особенности пропорций человеческой фигуры.

28. Последовательность живописи одетой фигуры натурщика (национальный костюм).

29. МЕтодика знакомства школьников с основами академической живописи.

30.Дидактическое сопроводение внеурочных занятий ИЗО по академической живописи.

 
стр. 7
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерная тематика докладов (с презентацией)

1.Поэтапная работа над натюрмортом в технике гуаши при обучении школьников основам живописи.

2.Колористическое решение в тематическом натюрморте в обучении школьников.

3.Виды освещения в цветовом решении натюрморта в обучении школьников.

4.Способы создания гармоничных колористических решений в натюрморте при изучении школьниками основ живописи.

5.Свет как средство выявления объема предметов и характера их поверхности при написании натюрморта

6.Особенности работы гуашью при написании натюрморта с натуры.

7.Методическая последовательность выполнения этюда при многослойном нанесении акварельных красок (лессировочное письмо).

8.Последовательность выполнения длительного и кратковременного этюда акварельными красками.

9.Материалы для живописи гуашевыми красками при знакомстве школьников с основами техники

10.Последовательность выполнения длительного и кратковременного этюда в технике живописи гуашевыми красками.

11.Основные техники масляной живописи.

12.Методика ведения краткосрочной работы маслом.

13.Живописное решение тематического натюрморта в теплом колорите.

14.Живописное решение тематического натюрморта в холодном колорите.

15.Методика выполнения живописного натюрморта в пленэре.

16.Особенности выполнения длительной работы маслом.

17.Выполнение живописной работы в технике "гризайль".

18.Выполнение живописной работы ограниченной палитрой.

19.Колористическое единство в живописи.

20.Понятие "гамма" и "колорит" в живописи.

21.Понятие живописного эффекта.

22.Понятие и примеры живописной композиции.

23.Традиции выполнения живописного подмалевка.

24.Корпусные техники живописи.

25.Пастозная манера живописи.

26.Техника живописи мастихином.

27.Смешанные техники в живописи.

28.Технологии живописи с замесом на охре.

29.Технологии живописи на различных основах.

30.Отечественная школа живописи (характеристики, примеры).

 
5.3. Фонд оценочных средств
Дан в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Скакова, А. Г.  
Рисунок и живопись : учебник для вузов / А. Г. Скакова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 128 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10876-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]: учебник для вузов 
Юрайт, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Шашков, Ю. П. 
Живопись и ее средства : учебное пособие для вузов / Ю. П. Шашков. — 2-е изд. — Москва : Академический Проект, 2020. — 143 c. — ISBN 978-5-8291-2581-3. — Текст :электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт].: учебное пособие для вузов 
Академический Проект, 2020.
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Четышов И.Р.
Академическая живопись : учебно-методическое пособие / И. Р. Четышов ;

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная

академия имени А. Л. Штиглица». — Санкт-Петербург : СПГХПА

им. А. Л. Штиглица, 2018. — 60 с. : ил: учебно-методическое пособие

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Русская академическая школа XIX века
 
Э2
АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ
 
Э3
Академизм в живописи. Академическая живопись.
 
Э4
Академизм — авторитетный, виртуозный и консервативный стиль
 
Э5
Академизм. Разумные правила
 
Э6
Конспекты уроков по изобразительной деятельности для учащихся младшего и среднего школьного возраста
 
Э7
Сокольникова Н.П. Основы живописи для учащихся 5-8 классов
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.2
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.3
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102а Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
    Формой проведения аудиторных занятий по данной дисциплине являются занятия семинарского типа, проводимые в виде практического занятия. Практические занятия проводятся с целью всех постановок в живописи (головы человека, погрудный портрет, портрет введением в композицию изображения рук) является не изучение средств изображения, а овладение системой построения художественной формы. Такое понимание цветного изображения в академической живописи художником прикладного искусства имеет устойчивую традицию. Изучение иерархии форм в цветовой среде и закономерностей их взаимодействие обеспечивает в дальнейшем правильную оценку вещей, созданных руками человека.

    На занятиях рекомендуется придерживаться учебной программы. В планы занятий включены различные задания, направленные на формирование

компетенций, сформулированных в настоящей программе. Также важно предлагать различные постановочные творческие задачи, формирующие практические умения и

 
стр. 9
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
навыки. Преподаватель обязан ознакомить студентов с предъявляемыми требованиями на первом занятии, придерживаться заявленных требований, своевременно оценивать работу обучающихся. Для этого проводится текущий контроль формирования компетенций и успеваемости обучающихся. Преподаватель обязан предусмотреть задания для самостоятельной работы студентов, вести консультирование и своевременно оценивать самостоятельную работу обучающихся.

    Задания для самостоятельной работы, которая включает в себя самостоятельно выполненные творческие работы(этюды, наброски, зарисовки). Самостоятельную работу следует начинать с изучения программы, в которой указаны все основные требования, содержание дисциплины, задания и т. д., обратив особое внимание на задания для самостоятельного изучения. В случае затруднений следует обратиться к преподавателю. При выполнении индивидуальных творческих работ следует сначала определить ход работы, материалы для исполнения, изучить аналоги признанных мастеров. При необходимости нужно проконсультироваться с преподавателем.

     Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с  ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.