2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Социальная педагогика_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Социальная педагогика
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
зачет 1
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
2
2
2
2
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. пед. наук, доцент, Р.М. Хаертдинова _________________
 
 
Социальная педагогика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Ф.В.

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель: формирование у обучающихся системы теоретических, социально-педагогических знаний и практических умений в области общих основ социальной педагогики.
1.2
Задачи:
1.3
изучение теоретических основ социальной педагогики, теоретических основ обучения, воспитания и развития обучающихся, их социализации и профессионального самоопределения;
1.4
формирование способности к психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
1.5
развитие умения взаимодействовать с различными субъектами социального воспитания, в том числе лиц с ОВЗ;
1.6
усвоение содержания, форм  и методов социального воспитания в различных воспитательных организациях.
1.7
 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Социальная педагогика» обучающиеся используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе школьного обучения.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Возрастная психология
2.2.2
Общая психология
2.2.3
Социальная психология
2.2.4
Теории обучения и воспитания
2.2.5
Курсовая работа по модулю 6
2.2.6
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.7
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации)
2.2.8
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.9
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.10
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.11
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях семьи
2.2.12
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.13
Тренинг педагогического общения
2.2.14
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.15
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.16
Возрастная психология
2.2.17
Основы речевой культуры дефектолога
2.2.18
Специальная психология
2.2.19
Профессиональная этика в коррекционно-педагогической деятельности
2.2.20
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков
2.2.21
Филологическое обеспечение профессиональной деятельности
2.2.22
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
2.2.23
Политология
2.2.24
Психолингвистика
2.2.25
Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса
2.2.26
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.27
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.28
Преддипломная практика
2.2.29
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.30
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.2.31
Производственная преддипломная практика
2.2.32
Социальная психология
2.2.33
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.34
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
2.2.35
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.36
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.37
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.38
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.39
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.40
Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса
2.2.41
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях семьи
2.2.42
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.43
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.44
2.2.45
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.46
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.47
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях семьи
2.2.48
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.49
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-4: готов к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
теоретические основы обучения, воспитания и развития обучающихся, их социализации и профессионального самоопределения

 
основы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
основы проектирования системы психолого- педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса детей с особенностями в развитии

 
 
Уметь:
 
оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам

 
определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения образовательного процесса.
 
проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно- воспитательного процесса

 
 
Владеть:
 
навыками выбора направления психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей развития детей.
 
навыками осуществления  психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ОВЗ.
 
навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик параметров образовательной среды
 
 
 
ПК-7: готов к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением
 
Знать:
 
особенности взаимодействия с ближайшим заинтересованным окружением лиц с ОВЗ
 
использовать психолого-педагогические средства во взаимодействии с ближайшим окружением лиц с ОВЗ
 
особенности психолого-педагогического сопровождения семей лиц с ОВЗ.
 
 
Уметь:
 
проводить педагогическую диагностику особенностей семейного воспитания и особенностей взаимодействия ребенка с ОВЗ с ближайшим окружением
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
использовать различные средства коммуникации в разных видах профессиональной деятельности, координировать деятельность социальных партнеров
 
выстраивать и реализовывать план работы с ближайшим окружением обучающегося с ОВЗ 
 
 
Владеть:
 
способами планирования психолого-пеадгогического сопровождения 
 
способами взаимодействия с родителями и заинтересованным окружением детей с ОВЗ по вопросам развития и коррекции
 
способами проектирования  взаимодействия семей  с  ближайшим окружением, учитывая  психолого педагогические особенности семей с ребенкос с методами педагогического консультирования семей и представителей ближайшего социального окружения лиц с нарушениями речи.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся научно-теоретические основы социальной педагогики; ее основные понятия и категории;
3.1.2
особенности социального воспитания в семье с лицами с ОВЗ.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать проблемы, требующие социально-педагогического решения, характерные для различных категорий детей, подростков в микросоциуме;
3.2.2
оказывать индивидуальную помощь ребенку  в различных институтах социального воспитания, в том числе лиц с ОВЗ.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыком осуществления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;
3.3.2
навыком организации профессиональной деятельности с учетом социокультурной ситуации развития, в том числе семей,  лиц с ОВЗ.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Научно-теоретические основы социальной педагогики

 
1.1
Социальная педагогика как отрасль научного знания, ее предмет, задачи, функции /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4
1
0
 
1.2
Социализация как социально-педагогическое явление  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2

2
ОПК-4
1
0
 
1.3
Социальная педагогика: предмет, задачи, функции. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ОПК-4
1
0
 
1.4
Социальные отклонения, их причины и пути преодоления  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ОПК-4 ПК-7
1
0
 
1.5
Физические и психические отклонения от нормы  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4 ПК-7
1
0
 
 
Раздел 2. Социальное формирование личности

 
2.1
Сущность социального воспитания  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2

4
ОПК-4
1
0
 
2.2
Социальное воспитание в воспитательных организациях  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ОПК-4
1
0
 
2.3
Школа как субъект социального воспитания  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3

4
ОПК-4
1
0
 
2.4
Социально-педагогические отклонения от нормы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

4
ОПК-4
1
0
 
2.5
Сущность социального воспитания, в том числе лиц с ОВЗ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2

4
ПК-7
1
0
 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.6
Воспитательные организации /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2

2
ОПК-4
1
0
 
 
Раздел 3. . Социально-педагогическая деятельность

 
3.1
Профессиональные требования к социально-педагогической деятельности  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3

4
ОПК-4
1
0
 
3.2
Социально-педагогические технологии  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ОПК-4 ПК-7
1
0
 
3.3
Школа как воспитательная организация. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

4
ОПК-4
1
0
 
3.4
Особенности содержания школьной жизнедеятельности /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОПК-4
1
0
 
 
Раздел 4. Социально- педагогическая деятельность с отдельными целевыми группами

 
4.1
Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

2
ОПК-4 ПК-7
1
0
 
4.2
Социально-педагогическое сопровождение детей с особыми нуждами  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

4
ОПК-4 ПК-7
1
0
 
4.3
Зависимое поведение несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2

4
ОПК-4 ПК-7
1
0
 
4.4
Основные направления и методы работы с неформальными молодежными объединениями /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3

4
ОПК-4
1
0
 
4.5
Социально - педагогическая деятельность с отдельными целевыми группами /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

10
ОПК-4 ПК-7
1
0
 
4.6
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

4
ОПК-4 ПК-7
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

1. Исторические предпосылки становления социальной педагогики в России.

2. Основные характеристики социально-педагогической деятельности.

3. Принцип природосообразности в социальной педагогике.

4. Принцип культуросообразности в социальной педагогике.

5. Принцип гуманизма в социальной педагогике.

6. Социальная педагогика как отрасль знаний. Связь социальной педагогики с другими науками.

7. Задачи, функции социальной педагогики.

8. Социализация как социально-педагогическое явление.

9. Педагогика социального воспитания в России в начале XX в.

10. Опыт социального воспитания личности в коллективе (В.Н. Сорока-Росинский, А.С. Макаренко)

11. Механизмы социализации.

12. Агенты, факторы социализации.

13. Социальные отклонения, их причины.

14. Пути преодоления социальных отклонений детей и подростков.

15. Особенности социального воспитания лиц с ОВЗ..

16. Особенности социального воспитания в учреждениях дополнительного образования.

17. Организация в школе индивидуальной помощи.

18. Воспитательные организации. Быт. Жизнедеятельность.

19. Создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации человека в воспитательных организациях.

20. Способы проектирования взаимодействия семей с ближайшим окружением, учитывая психолого педагогические особенности семей с ребенком с ОВЗ.   

21. Методы педагогического консультирования семей и представителей ближайшего социального окружения лиц с ОВЗ..

22. Влияние неблагоприятных факторов и нарушений на развитие и поведение ребенка.

23. .Социально – педагогическая деятельность с детьми «группы риска» (агрессивные, аутичные, гиперактивные, 

 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
тревожные).

24. .Девиантное поведение подростка, истоки и особенности проявления.

25. Особенности деятельности социального педагога по организации досуга детей в различных образовательных учреждениях.

26. .Влияние средств массовой информации на формирование противоправного поведения подростков.

27. .Особенности воспитания детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии.

28. Социальное воспитание с позиции социальных институтов и самой личности

Ситуации для анализа по теме «Социально-педагогические отклонения от нормы»

Ситуация 1.

Лена жила с матерью. Жили бедно. Едва сводили концы с концами. Мама работала воспитателем и уборщицей в детской саду. Девочка в свои двенадцать лет выглядела как первоклассница, маленькая, худенькая, бледная. Врачи рекомендовали усиленное питание, но в доме не было в достатке денег. Учителя отмечали, что девочка всегда была чем-то недовольна, постоянно завидовала другим детям, замечала какая у кого обновка, какая новая игрушка. Часто, не смущаясь присутствием посторонних, предъявляла претензии своей матери.

Ситуация усугублялась тем, что Лена училась в «престижной школе», куда многих детей привозили на машинах, и эти дети имели все, о чем девочка могла только мечтать.

Не смотря на свою тщедушность, Лена слыла грозой класса, ее побаивались даже мальчишки. Постоянные конфликты обсуждались не только на родительских собраниях, но и на педагогических советах. Мать ничего не хотела слышать о переводе дочери в другую школу, аргументируя это тем, что школа хорошая, и что нормальное образование это единственное, что она может дать своей дочери.

Задания к ситуации:

1. Сформулируйте проблему, которую должен решить в данной ситуации педагог.

2. Приведите разные варианты решения данной проблемы.

3. Разработайте примерный план разговора с девочкой и ее мамой.

4. Каких специалистов, на ваш взгляд, можно привлечь к решению данной проблемы.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Темы письменных сообщений

1. Влияние типа поселения на социализацию детей.

2. Подростковая субкультура и ее влияние на социализацию

3. Морально-психологический климат семьи и его значение в воспитании детей.

4. Работа социального педагога с одаренными детьми.

5. Направления работы и практическая деятельность социального педагога с трудными детьми.

6. Направления работы и практическая деятельность социального педагога в школе и микрорайоне. Планирование работы социального педагога

7. Трудные подростки, их особенности, различные отклонения в поведении.

8. Особенности социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения.

9. Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к употреблению алкоголя.

10. Социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними правонарушителями.

11.Особенности содержания школьной жизнедеятельности (творческие объединения).

12. Особенности содержания школьной жизнедеятельности (клубная деятельность).

13.Особенности содержания школьной жизнедеятельности (проектная деятельность).

14.Структура социально-педагогического комплекса.

15.Влияние неблагоприятных факторов и нарушений на развитие и поведение ребенка.

16.Социально – педагогическая деятельность с детьми «группы риска» (агрессивные, аутичные, гиперактивные, тревожные).

17.Девиантное поведение подростка, истоки и особенности проявления.

18.Особенности деятельности социального педагога по организации досуга детей в различных образовательных учреждениях.

19.Влияние средств массовой информации на формирование противоправного поведения подростков.

20.Особенности воспитания детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении  к РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
С. А. Расчетина, З. И. Лаврентьева.
Социальная педагогика : учебник и практикум для вузов / ответственные редакторы С. А. Расчетина, З. И. Лаврентьева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 414 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9311-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512325: учебник и практикум для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Бермус, А.Г.
Теоретическая педагогика : учебное пособие для вузов / А. Г. Бермус. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 159 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12324-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/447338
Москва : Издательство Юрайт , 2019
 
Л2.2
Липский И.А. [и др.]
Социальная педагогика [Электронный ресурс]::  учебник для бакалавров  
ЭБС «IPRbooks», 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Хаертдинова Р.М.
Социальная педагогика: учебно-методическое пособие для студентов факультета дошкольного воспитания пед.вузов
Н.Челны: НИСПТ�, 2013
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Инновационные педагогические технологии в образовании. Презентация. Режим доступа: http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/6945-innovatsionnye-tekhnologii-v-obrazovanii-primery.html
 
Э2
Этапы работы социального педагога с детьми с ОВЗ и инвалидностью (Криводонова Ю.Е.) https://www.youtube.com/watch?v=Rv323wnFpmU .
 
Э3
Социальная педагогика [Электронный ресурс] : практикум по курсу / сост. Е. О. Федотова. — Электрон. текстовые данные. — Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013. — 62 c. — 2227-8397 http://www.iprbookshop.ru/32220.html
 
Э4
Электронный каталог библиотеки ФГБОУ ВО " НГПУ". - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus  
 
Э5

Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru

 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-202 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-303 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций,  учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как 

 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и 

 
стр. 11
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.