2022-2023_zb44_03_02 ПО 2246_ 2146_ 2046_ 1946 гр__plx_Социальная педагогика_Психология образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Социальная педагогика
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
 
экзамен 2
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
87
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
87
87
87
87
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд пед. наук, доцент, Хаертдинова Р.М. _________________
 
 
Социальная педагогика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)
 
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Ф.В.

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование у обучающихся системы теоретических, социально-педагогических знаний и практических умений в области общих основ социальной педагогики.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование представлений о социальной педагогике как одной из отрасли педагогической науки и практики;
1.4
развитие способности к осуществлению духовно-нравственного  воспитания  обучающихся на основе базовых национальных ценностей; способности к самоорганизации и саморазвитию;
1.5
овладение навыками взаимодействия с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и социальной интеграции
1.6
1.7
1.8
 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Общая психология
2.1.2
Общие основы педагогики
2.1.3
Психолого-педагогический практикум
2.1.4
Современные теории обучения и воспитания
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методика воспитательной работы со школьниками
2.2.2
Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.3
Основы вожатской деятельности в детских оздоровительных лагерях
2.2.4
Философия
2.2.5
Организационная психология
2.2.6
Педагогическая практика
2.2.7
Психология общения
2.2.8
Этнопсихология и этнопедагогика
2.2.9
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.10
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.11
Производственная педагогическая  практика
2.2.12
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.13
Производственная педагогическая практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.2: Осуществляет отбор диагностических средств для определения уровня сформированности духовно-нравственных ценностей
 
ОПК-4.3: Выбирает способы сопровождения программы духовно-нравственное воспитания обучающихся в различных видах учебной и внеучебной деятельности
 
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-3.1: Демонстрирует способность работать в команде
 
УК-3.2: Способен занимать активную, ответственную, лидерскую позицию в команде, демонстрирует лидерские качества и умения
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.4: Конструктивно взаимодействует с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и социальной интеграции
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
стр. 4
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
3.1
Знать:
3.1.1
научно-теоретические основы социальной педагогики; социального взаимодействия в команде;
3.1.2
особенности взаимодействия с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и социальной интеграции
3.1.3
содержание, формы и методы осуществления  духовно-нравственного  воспитания  обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать проблемы, требующие социально-педагогического решения, характерные для различных категорий детей, подростков в микросоциуме; уметь  взаимодействовать с людьми , работать в команде
3.2.2
планировать и осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе национальных и региональных  ценностях; подбирать диагностический инструментарий для определения их сформированности 
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыком осуществления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса; конструктивно взаимодействуя с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и социальной интеграции
3.3.2
навыком организации работы в команде, занимая активную, ответственную, лидерскую позицию в команде
3.3.3
способами сопровождения программы духовно-нравственного воспитания обучающихся в различных видах учебной и внеучебной деятельности
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Научно-теоретические основы социальной педагогики

 
1.1
Социальная педагогика как отрасль научного знания, ее предмет, задачи, функции /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ОПК-4.2
2
0
 
1.2
Социализация как социально-педагогическое явление  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ОПК-4.2
2
0
 
1.3
Социальные отклонения, их причины и пути преодоления  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

6
ОПК-4.2
2
0
 
1.4
Социальная педагогика: предмет, задачи, функции. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ОПК-4.2 ОПК-4.3
2
0
 
1.5
Физические и психические отклонения от нормы  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

2
ОПК-4.2 УК-3.1
2
0
 
1.6
Научно-теоретические основы социальной педагогики /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

8
ОПК-4.3
2
0
 
 
Раздел 2. Социальное формирование личности

 
2.1
Сущность духовно-нравственного  воспитания  обучающихся на основе базовых национальных ценностей  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ОПК-4.2 УК-3.1
2
0
 
2.2
Социальное воспитание в воспитательных организациях  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ОПК-4.2 УК-3.2
2
0
 
2.3
Методы взаимодействовия с людьми с учетом их социокультурных особенностей  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ОПК-4.2 ОПК-4.3 УК-3.1
2
0
 
2.4
Социально-педагогические отклонения от нормы /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
УК-3.2 УК-5.4
2
0
 
2.5
Сущность социального воспитания /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ОПК-4.2 ОПК-4.3 УК-3.1
2
0
 
2.6
Воспитательные организации /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
УК-3.1 УК-5.4
2
0
 
2.7
Социальное формирование личности /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

6
ОПК-4.2
2
0
 
 
стр. 5
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
Раздел 3. . Социально-педагогическая деятельность

 
3.1
Профессиональные требования к социально-педагогической деятельности  /Ср/
Л1.1Л2.1

6
ОПК-4.2 ОПК-4.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-5.4
2
0
 
3.2
Социально-педагогические технологии  /Пр/
Л1.1Л2.1

2
ОПК-4.2 УК-3.1
2
0
 
3.3
Школа как воспитательная организация. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1

6
ОПК-4.2 ОПК-4.3 УК-3.2 УК-5.4
2
0
 
3.4
Особенности содержания школьной жизнедеятельности /Ср/
Л1.1Л2.1

Э2

4
ОПК-4.2
2
0
 
 
Раздел 4. Социально- педагогическая деятельность с отдельными целевыми группами

 
4.1
Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ОПК-4.2 ОПК-4.3 УК-3.1 УК-3.2
2
0
 
4.2
Социально-педагогическое сопровождение детей с особыми нуждами  /Ср/
Л1.1Л2.1

6
ОПК-4.2 УК-5.4
2
0
 
4.3
Зависимое поведение несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1

6
ОПК-4.2 ОПК-4.3 УК-3.1
2
0
 
4.4
Основные направления и методы работы с неформальными молодежными объединениями /Ср/
Л1.1Л2.1

Э2

5
ОПК-4.2 УК-3.2 УК-5.4
2
0
 
4.5
Формы и методы работы в команде, формирование лидерских качеств   /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

10
ОПК-4.3
2
0
 
4.6
/Экзамен/
Л1.1Л2.1

9
ОПК-4.2 УК-3.1 УК-3.2
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточный контроль

Перечень вопросов к экзамену

Промежуточный контроль

Перечень вопросов к экзамену

1. Исторические предпосылки становления социальной педагогики в России.

2. Исторические этапы развития социальной педагогики.

3. Особенности развития социальной педагогики как научного знания и как области практической деятельности в России.

4. Основные характеристики социально-педагогической деятельности.

5. Принцип природосообразности в социальной педагогике.

6. Принцип культуросообразности в социальной педагогике.

7. Принцип гуманизма в социальной педагогике.

8. Социальная педагогика как отрасль знаний.

9. Функции социальной педагогики.

10. Задачи социальной педагогики.

11. Педагогика социального воспитания в России в начале XX в.

12. Опыт социального воспитания личности в коллективе (В.Н. Сорока-Росинский, А.С. Макаренко)

13. Опыт воспитания В.Н. Сорока-Росинского в школе для трудновоспитуемых.

14. Педагогическое наследие А.С. Макаренко.

15. Влияние типа поселения на социализацию детей.

16. Подростковая субкультура и ее влияние на социализацию

17. Морально-психологический климат семьи и его значение в. духовно-нравственном  воспитании  обучающихся на основе базовых национальных ценностей

18. Работа социального педагога с одаренными детьми.

19. Направления работы и практическая деятельность социального педагога с трудными детьми.

20. Направления работы и практическая деятельность социального педагога в школе и микрорайоне.

21. Трудные подростки, их особенности, различные отклонения в поведении.

22. Особенности социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения.

 
стр. 6
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
23. Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к употреблению алкоголя.

24. Социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними правонарушителями.

25. Особенности содержания школьной жизнедеятельности (творческие объединения).

26. Особенности содержания школьной жизнедеятельности (клубная деятельность).

27. Особенности содержания школьной жизнедеятельности (проектная деятельность).

28. Структура социально-педагогического комплекса.

29. Влияние неблагоприятных факторов и нарушений на развитие и поведение ребенка.

30. Социально – педагогическая деятельность с детьми «группы риска» (аутичные).

31. Сущность духовно-нравственного  воспитания  обучающихся на основе базовых национальных ценностей.

УП: zb44.03.02 ПО 1946.plx стр. 6

32. Особенности деятельности социального педагога по организации досуга детей в различных образовательных организациях.

33. Методы взаимодействовия с людьми с учетом их социокультурных особенностей

34. Социально-педагогическая деятельность С.Т. Шацкого.

35. Социально – педагогическая деятельность с детьми «группы риска» (агрессивные).

36. Социально – педагогическая деятельность с детьми «группы риска» (гиперактивные).

37. Социально – педагогическая деятельность с детьми «группы риска» (тревожные).

38. Планирование работы социального педагога. Виды планов.

39. Социально - педагогическая деятельность с отдельными целевыми группами

40. Зависимое поведение несовершеннолетних как социально- педагогическая проблема

41. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних

42. Социально-педагогическое сопровождение детей с особыми нуждами

43. Духовно-нравственное  воспитание  обучающихся на основе базовых национальных ценностей

44. Особенности содержания школьной жизнедеятельности.

45. Социально-педагогические технологии.

46. Профессиональные требования к социально-педагогической деятельности.

47. Социальное воспитание в воспитательных организациях.

48.Социализация как социально- педагогическое явление.

49. Школа как субъект социального воспитания.

50. Формы и методы работы в команде, формирование лидерских качеств  .

 
5.2. Темы письменных работ
Текуший контроль.

Тематика письменных сообщений

1. Влияние типа поселения на социализацию детей.

2. Подростковая субкультура и ее влияние на социализацию

3. Морально-психологический климат семьи и его значение в воспитании детей.

4. Работа социального педагога с одаренными детьми.

5. Направления работы и практическая деятельность социального педагога с трудными детьми.

6. Направления работы и практическая деятельность социального педагога в школе и микрорайоне. Планирование работы социального педагога

7. Трудные подростки, их особенности, различные отклонения в поведении.

8. Особенности социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения.

9. Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к употреблению алкоголя.

10. Социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними правонарушителями.

11. Особенности содержания школьной жизнедеятельности (творческие объединения).

12. Особенности содержания школьной жизнедеятельности (клубная деятельность).

13. Особенности содержания школьной жизнедеятельности (проектная деятельность).

14. Структура социально-педагогического комплекса.

15. Влияние неблагоприятных факторов и нарушений на развитие и поведение ребенка.

16. Социально – педагогическая деятельность с детьми «группы риска» (агрессивные, аутичные, гиперактивные, тревожные).

17. Девиантное поведение подростка, истоки и особенности проявления.

18. Особенности деятельности социального педагога по организации досуга детей в различных образовательных учреждениях.

Ситуации для анализа по теме «Социально-педагогические отклонения от нормы»

Ситуация 1.

Лена жила с матерью. Жили бедно. Едва сводили концы с концами. Мама работала воспитателем и уборщицей в детской саду. Девочка в свои две¬надцать лет выглядела как первоклассница, маленькая, худенькая, бледная. Врачи рекомендовали усиленное питание, но в доме не было в достатке денег. Учителя отмечали, что девочка всегда была чем-то недовольна, постоянно завидовала другим детям, замечала какая у кого обновка, какая новая игруш¬ка. Часто, не смущаясь присутствием посторонних, предъявляла претензии своей матери.

Ситуация усугублялась тем, что Лена училась в «престижной школе», куда многих детей привозили на машинах, и эти дети имели все, о чем девочка могла только мечтать.

Не смотря на свою тщедушность, Лена слыла грозой класса, ее побаи¬вались даже мальчишки. Постоянные конфликты обсуждались не только на родительских собраниях, но и на педагогических советах. Мать ничего не хотела слышать о 

 
стр. 7
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
переводе дочери в другую школу, аргументируя это тем, что школа хорошая, и что нормальное образование это единственное, что она может дать своей дочери.

Задания к ситуации:

1. Сформулируйте проблему, которую должен решить в данной ситуации педагог.

2. Приведите разные варианты решения данной проблемы.

3. Разработайте примерный план разговора с девочкой и ее мамой.

4. Каких специалистов, на ваш взгляд, можно привлечь к решению данной проблемы.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении  к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
С. А. Расчетина, З. И. Лаврентьева.
Социальная педагогика : учебник и практикум для вузов / ответственные редакторы С. А. Расчетина, З. И. Лаврентьева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 414 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9311-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512325: учебник и практикум для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Колесникова, Г. И. 
Специальная психология и специальная педагогика : учебное пособие для вузов / Г. И. Колесникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 176 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06814-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512963 
Москва. Издательство Юрайт, 2023
 
Л2.2
Липунова О.В.
Специальная педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ — Электрон. текстовые данные.– URL: http://www.iprbookshop.ru/85902.html
: Ай Пи Ар Медиа, ЭБС «IPRbooks» , 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Хаертдинова Р.М.
Социальная педагогика: учебно-методическое пособие для студентов факультета дошкольного воспитания пед.вузов
Н.Челны: НИСПТ�, 2013
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Всероссийский педагогический портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://методкабинет.рф/– (Дата обращения: 10.09.2018).
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Электронный каталог библиотеки ФГБОУ ВО " НГПУ". - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
стр. 8
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-202 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-303 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

 
стр. 9
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной

Методические указания к экзамену.

Экзамены является контрольным этапом изучения дисциплины и имеет целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.  

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, 

 
стр. 10
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем  обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины «Социальная педагогика» осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.