2022-2023_azb44_03_05 НОиДО 1842_ 1742_plx_Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития_ Начальное образование и Дошкольное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
 
зачет 5
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
62
аудиторные занятия
6
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
6
6
6
6
Кoнтактная рабoта
6
6
6
6
Сам. работа
62
62
62
62
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. пед. наук, доц., Хакимова Г.А. _________________
 
 
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Ф.В.

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование у обучающихся профессиональных компетенций в области базовой теоретической и практической подготовки по вопросам организации, содержания, средств воспитания и обучения детей с особенностями развития, имеющих особые образовательные потребности.
1.2
Задачи освоения  дисциплины:
1.3
формирование у обучающихся целостного представления о специфике современных подходов к проблемам образования детей с ООП;
1.4
формирование представлений о причинах, особенностях и факторах дизонтогенеза;
1.5
формирование представлений об условиях, способствующих коррекции, компенсации и реабилитации детей с особенностями развития;
1.6
формирование умения реализовывать программу индивидуального развития обучающегося (совместно другими специалистами);
1.7
применение метода наблюдения и выявление поведенческих и личностных проблем детей, связанных с особенностями их развития.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Образовательное право
2.1.2
Психолого-педагогический практикум
2.1.3
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.4
История педагогики и образования
2.1.5
Социальная психология
2.1.6
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.7
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.8
Теория обучения
2.1.9
Адаптация первоклассников к школе (с практикумом по анализу типичных случаев поведения детей в первом классе)
2.1.10
Производственная педагогическая практика
2.1.11
Противодействие терроризму и экстремизму
2.1.12
Теория и технологии развития математических представлений у детей
2.1.13
Теория и технологии экологического образования детей
2.1.14
Педагогика раннего возраста
2.1.15
Теория и технологии развития речи у детей
2.1.16
Основы профессионально-педагогического общения
2.1.17
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.18
Теория и технологии физического воспитания детей
2.1.19
Теория начального математического образования
2.1.20
Тренинг педагогического общения
2.1.21
Детская психология
2.1.22
Дошкольная педагогика
2.1.23
Адаптация первоклассников к школе (с практикумом по анализу типичных случаев поведения детей в первом классе)
2.1.24
Тренинг педагогического общения
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями
2.2.2
Основы профориентологии (с диагностическим практикумом)
2.2.3
Развивающая предметная среда в ДОО
2.2.4
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.5
Технологии взаимодействия ДОО и семьи
2.2.6
Производственная преддипломная практика
2.2.7
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.8
Основы психодидактики и развивающего образования
 
стр. 4
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.2.9
Психология семьи и семейного воспитания
2.2.10
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.11
Игровые технологии в дошкольном образовании
2.2.12
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.13
Коммуникативный практикум
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2:      способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
Знать:
 
Нормативные показатели психофизического развития детей
 
Классификацию нарушений психофизического развития ребенка;
 
Особенности психического и физического развития ребенка с ООП;
 
 
Уметь:
 
Формулировать основные цели и задачи работы с детьми с ООП.
 
Анализировать причины возникновения отклонения в освоении возрастных достижений и понимать сущность причин нарушений
 
Определять социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления образовательно-коррекционного процесса.
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся
 
Навыками осуществления образовательного процесса с учетом социальных, психофизических, возрастных и особых образовательных потребностей обучающихся
 
Способами коррекционно-развивающей деятельности
 
 
 
ОПК-3:      готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса 
 
Знать:
 
Критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно- воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ
 
Основы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся.
 
Основы проектирования системы психолого- педагогического сопровождения учебно- воспитательного процесса детей с особенностями в развитии
 
 
Уметь:
 
Оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам
 
Определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения образовательного процесса.
 
Проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно- воспитательного процесса
 
 
Владеть:
 
Навыками выбора направления психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей развития детей.
 
Навыками осуществления  психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ОВЗ.
 
Навыками разработки программ психолого- педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик параметров образовательной среды
 
 
 
ПК-6: готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса
 
Знать:
 
Общие основы профессиональной этики и социальные нормы.
 
Особенности психолого-педагогического взаимодействия
 
Основные стратегии педагогического взаимодействия; основные механизмы воздействия на партнера по общению.
 
 
Уметь:
 
Использовать коммуникативные умения и навыки в профессиональной и социальной сфере
 
стр. 5
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Аргументировать, вести дискуссии, понимать эмоции и чувства собеседников, снимать эмоциональное напряжение
 
Осуществлять социальное и профессиональное взаимодействие в сотрудничестве с другими субъектами образовательного пространства
 
 
Владеть:
 
Моральными ориентациями и установками, отвечающим этическим и социальным нормам педагогического общения.
 
Навыками взаимодействия с различными субъектами педагогического общения (детьми, родителями, коллегами);
 
Средствами просвещения и консультирования специалистов и родителей по вопросам обучения, воспитания, коррекции и компенсации детей с о
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Нормативные показатели психофизического развития детей
3.1.2
Классификацию нарушений психофизического развития ребенка;
3.1.3
Особенности психического и физического развития ребенка с ООП;
3.1.4
Актуальное состояние и инновационные процессы в сфере специального и инклюзивного образования
3.1.5
Методологию психолого-педагогического сопровождения
3.1.6
Содержание коррекционно-развивающей работы по воспитанию и обучению детей с ООП
3.1.7
Общие основы профессиональной этики и социальные нормы.
3.1.8
Особенности психолого-педагогического взаимодействия
3.1.9
Основные стратегии педагогического взаимодействия; основные механизмы воздействия на партнера по общению.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Формулировать основные цели и задачи работы с детьми с ООП.
3.2.2
Анализировать причины возникновения отклонения в освоении возрастных достижений и понимать сущность причин нарушений
3.2.3
Определять социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления образовательно-коррекционного процесса.
3.2.4
Оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам
3.2.5
Определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения образовательного процесса.
3.2.6
Планировать психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса
3.2.7
Использовать коммуникативные умения и навыки в профессиональной и социальной сфере
3.2.8
Аргументировать, вести дискуссии, понимать эмоции и чувства собеседников, снимать эмоциональное напряжение
3.2.9
Осуществлять социальное и профессиональное взаимодействие в сотрудничестве с другими субъектами образовательного пространства
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся
3.3.2
Навыками осуществления образовательного процесса с учетом социальных, психофизических, возрастных и особых образовательных потребностей обучающихся
3.3.3
Способами коррекционно-развивающей деятельности.
3.3.4
Навыками анализа процесса психолого-педагогического сопровождения с учетом параметров образовательной среды
3.3.5
Способами реализации методов психолого-педагогического сопровождения детей данной категории в образовательном процессе;
3.3.6
Навыками осуществления  психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, в т.ч. детей с ООП
3.3.7
Моральными ориентациями и установками, отвечающим этическим и социальным нормам педагогического общения.
3.3.8
Навыками взаимодействия с различными субъектами педагогического общения (детьми, родителями, коллегами);
 
стр. 6
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
3.3.9
Средствами просвещения и консультирования специалистов и родителей по вопросам обучения, воспитания, коррекции и компенсации детей с ООП
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основы дидактики общей и специальной педагогики

 
1.1
Основные образовательные потребности и содержание образования /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2 ОПК-3 ПК-6
5
0
 
1.2
Понятие, сущность и принципы инклюзивного образования /Лек/ /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2 ОПК-3 ПК-6
5
0
 
1.3
Причины возникновения особых образовательных потребностей  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-2 ОПК-3 ПК-6
5
0
 
1.4
Положение о соотношении биологических и социальных факторов в процессе психического развития  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-2 ОПК-3 ПК-6
5
0
 
1.5
Проблемы подросткового возраста, акцентуации, неврозы, патологические реакции  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-2 ОПК-3 ПК-6
5
0
 
1.6
Медико-социальная профилактика отклонений в развитии /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2 ОПК-3 ПК-6
5
0
 
1.7
Формы организации обучения и коррекционно-педагогической помощи  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-2 ОПК-3 ПК-6
5
0
 
 
Раздел 2. Современная система дифференциации и индивидуализации образования

 
2.1
Классификация дизонтогенеза  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2 ОПК-3 ПК-6
5
0
 
2.2
Нормативно - правовые основы специального и инклюзивного образования /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-2 ОПК-3 ПК-6
5
0
 
2.3
ПМПК и ПМПк: функции, принципы работы  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2 ОПК-3 ПК-6
5
0
 
2.4
Обучение, воспитание, развитие и коррекция как единый пед.процесс в образовательном учреждении в работе с детьми с ОВЗ  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2 ОПК-3 ПК-6
5
0
 
 
Раздел 3. Технологии (педагогические и коррекционные) в образовательном процессе

 
3.1
Адаптированные образовательные программы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2 ОПК-3 ПК-6
5
0
 
3.2
Формирование социально- нормативного поведения учащихся  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2 ОПК-3 ПК-6
5
0
 
3.3
Методы коррекции познавательной и произвольной сферы  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2 ОПК-3 ПК-6
5
0
 
3.4
Социальная реабилитация детей с ОВЗ в спец.учреждениях  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2 ОПК-3 ПК-6
5
0
 
3.5
Индивидуальный образовательный маршрут. Разработка индивидуального образовательного маршрута /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2 ОПК-3 ПК-6
5
0
 
стр. 7
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
3.6
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2 ОПК-3 ПК-6
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1. Сложные дефекты, их причины и виды.

2. Л.С. Выготский о дефекте и компенсации.

3. Понятие ''коррекция дефекта''.

4. Дизонтогенез, его параметры (по В.В. Лебединскому).

5. Дети с проблемами здоровья и жизнедеятельности.

6. Дети с недостатками интеллекта. Формы умственной отсталости.

7. Особенности детей с умственной отсталостью.

8. Специальное (коррекционное) образование умственно отсталых детей.

9. Понятие ''задержка психического развития''. Причины и категории задержки развития.

10. Коррекционное образование детей с задержкой психического развития.

11. Нарушения слуха (причины и классификация). Психофизические особенности детей с нарушениями слуха.

12. Образование детей с недостатками слуха в коррекционных и общеобразовательных учреждениях.

13. Дети с нарушениями зрения, их классификации, особенности психического развития.

14. Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения, в специальных и общеобразовательных учреждениях.

15. Психофизиологические особенности лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

16. Коррекционная поддержка и социальная защита лиц с детским церебральным параличом.

17. Нарушения речи: причины и классификация.

18. Коррекционная помощь детям с нарушениями речи в общеобразовательных учреждениях. Психокоррекция и психологическая поддержка.

19. Нарушения общения у детей. Особенности психофизического развития детей с нарушениями общения.

20. Коррекционная психолого-педагогическая помощь при раннем детском аутизме.

21. Нарушения поведения у детей и подростков: социально-педагогические причины, проявления.

22. Коррекция девиантного поведения.

23. Неготовность ребенка к обучению в школе как одна из причин нарушения развития и поведения.

24. Школьная дезадаптация: профилактика и коррекция.

25. Профилактика нарушений поведения у детей и подростков.

26. Система консультативно-диагностической помощи детям и подросткам с нарушениями развития.

27. Цели и организация работы психолого-медико-педагогической консультации.

28. Дифференциация и интеграция в современном образовании.

29. Социально-психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

30. Совместная деятельность учреждений образования, социальной защиты и общественности в помощь лицам со специальными нуждами.

31. Социальная реабилитация и адаптация лиц с нарушениями развития.

32. Правовое регулирование образования и социальной защиты лиц с проблемами здоровья и жизнедеятельности.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Комплект заданий для письменной домашней работы:   

1) Развитие специального образования в отечественной и зарубежной педагогической науке.

2) Основные категории (понятия) специального образования. Их краткая характеристика.

3) Профилактическая работа, как основополагающий фактор эффективного преодоления нарушений развития в разных возрастных группах. Виды профилактик.

4) Леворукость. Физиологические аспекты леворукости.

5) Особенности профилактической работы с различной категорией детей.

6) Акцентуации характера. Классификация. Особенности коррекционной работы

7) Причины нарушений развития.

8) Понятие дизонтогенеза. Виды дизонтогенеза по В.В. Лебединскому.

9) Система коррекционной помощи детям с ОВЗ.

10) Первичный дефект и вторичные нарушения.

11) Компенсаторные возможности ребенка.  Л.С. Выготский об аномальном детстве.

12) Правовые основы отношения государства к детям с ООП.

13) Реабилитация. Абилитация. Компенсация.

14) Общая характеристика детей с ООП.

15) Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением поведения.

16) Особенности обследования и коррекционной работы.

17) Философия и методология инклюзии.

Темы письменных сообщений

1) Организация психологической и педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в Российской Федерации.

 
стр. 8
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2) Организация социальной, психологической и педагогической помощи детям с ограниченными возможностями развития в зарубежных странах.

3) Научная концепция Л.С. Выготского о «зонах актуального и ближайшего развития ребенка» и ее значение для специальной психологии и коррекционной педагогики.

4) Учение Л.С. Выготского о своеобразии развития личности ребенка с дефектом как методологическая основа коррекционной педагогики и психологии.

5) Основные закономерности процесса аномального (отклоняющегося) развития. Эволюция научных взглядов на данную проблему.

6) Педагогическое изучение детей с нарушениями развития.

7) Роль слуха и зрения в формировании речи и познавательном развитии детей.

8) Индивидуальный педагогический подход к детям с нарушениями слуха в дошкольных и школьных образовательных учреждениях общего типа.

9) Индивидуальный педагогический подход к детям с нарушениями зрения в дошкольных и школьных образовательных учреждениях общего типа.

10) Педагогический подход к детям с нарушениями зрения (слуха) в образовательных учреждениях общего типа.

11) Косоглазие и амблиопия у детей. Организация психолого-педагогической помощи детям с нарушениями зрения.

12) Задержка психического развития у детей.

13) Организация обучения и воспитания учащихся с ЗПР в специальной школе VII вида.

14) Организация обучения и воспитания учащихся с ЗПР в образовательных учреждениях общего типа (коррекционные группы при ДОУ, классы компенсирующего обучения I и II ступени, классы КРО).

15) Современные концепции коррекционно-развивающего обучения.

16) Олигофрения у детей. Система коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями интеллекта.

17) Условия формирования правильной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

18) Общее недоразвитие речи (ОНР), его влияние на общий ход познавательного развития ребенка. Психолого- педагогические аспекты оказания помощи детям с ОНР.

19) Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста.

20) Преодоление негативных поведенческих реакций у детей с реактивными состояниями.

21) Аутичные дети. Психологические и педагогические аспекты коррекционной работы с детьми, страдающими аутизмом.

22) Психопатия у детей. Система работы по преодолению и профилактике психопатических расстройств у детей.

23) Детский церебральный паралич. Организация психолого-педагогической помощи детям с ДЦП.

24) Особенности обучения и воспитания детей с задержками (отставанием) в развитии.

25) Особенности обучения и воспитания детей со сложным дефектом (комплексные нарушения развития).

26) Организация психологической и педагогической помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии в Российской Федерации.

27) Организация социальной, психологической и педагогической помощи детям с ограниченными возможностями развития в зарубежных странах.

28) Роль сенсорного восприятия и речи в формировании личностной готовности к обучению в школе.

29) Особенности обучения и воспитания детей и подростков со сложным дефектом (комплексные нарушения развития).

30) Особенности обучения детей с особыми образовательными потребностями

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Липунова О.В
Основы специальной педагогики и психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ — Электрон. текстовые данные.—   — URL:  http://www.iprbookshop.ru/86450.html
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, ЭБС «IPRbooks» 2019.  , 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
под редакцией Н. В. Микляевой
Моделирование образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие для вузов /  Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/444721 
Москва : Издательство Юрайт, 2019., 
 
Л2.2
Осипова Л.Б.
Педагогическая практика в дошкольных образовательных организациях для детей с нарушениями зрения [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Электрон. текстовые данные..—  URL:: http://www.iprbookshop.ru/83866.html
Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,  ЭБС «IPRbooks» 2017, 
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
стр. 9
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
.Речицкая, Е. Г.
Психолого-педагогическая диагностика развития детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями слуха) : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442078
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ
 
Э3
Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями 
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-223 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций,  учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-202 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и 

 
стр. 10
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные 

 
стр. 11
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица,оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная работа.

При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачёте.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены ФГБОУ ВО "НГПУ" или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

 
стр. 12
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.