(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Р.З.
ции
- декоративное панно на основе разных видов орнамента (геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный). Композиция в круге, квадрате, прямоугольнике.
- декоративное панно по мотивам орнаментов разных стилей и народов (русский, татарский, древнеегипетский, готический, орнамент модерна и т.п.) Композиция в круге, квадрате, прямоугольнике.
/Лек/
Э1 Э2
- декоративное панно из предметных форм «Предмет и стиль»;
- декоративное панно из архитектурных форм «Город и стиль».
/Пр/
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Примерные темы композиций:
1.Народные праздники, игры, забавы.
2.Герои литературных произведений.
3.Исторические герои и события.
4.Тематическая композиция на основе стилизованного изображения человека. Примерные темы (Варианты): «Семья», «Любовь», «Танец».Организация интегрированных занятий в школе в рамках выполнения скульптурных композиций.
/Лек/
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Изготовление декоративных изделий из гипса. Разработка конспекта мастер-класса и методического пособия.
/Лек/
Э1 Э2
Выполнение тематической композиции (плоскостная, объемно-пространственная (по выбору студента)). Примерные темы:
1.Бытовые сюжеты из жизни разных народов.
2.Тематическая композиция на основе стилизованного изображения различных форм (природных, предметных).
/Пр/
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Темы докладов с презентацией.
1.Свойства гипса как скульптурного материала,
2.Технологическиие приемы, способы и техники резьбы по гипсу. Рельеф в интерьере и экстерьере.
2.Лепка плоского рельефа.
3.Объемный рельеф.
4.Композиция в скульптуре.
5.Станковая скульптура.
6.Монументальная скульптура.
7.Памятники, мемориалы.
8.Художественно-выразительные средства скульптуры.
9.Лепка людей и предметов быта, птиц, животных с натуры, по памяти, представлению.
10.Натюрморт в скульптуре.
11.Объемная скульптура.
12.Лепка фигуры человека.
13.Лепка насекомых (рельеф, мелкая пластика).
14.Скульптура обнаженной женской фигуры.
15.Мастерская скульптуры, инструменты.
16.Материалы в скульптуре.
17.Резьба по гипсу.
18.Резьба по гипсу в интерьерах памятников архитектуры.
19.Воспитательные возможности занятий резьбой по гипсу в урочных и внеурочных занятиях.
20.Организация интегрированных занятий в школе в рамках выполнения скульптурных композиций .
21.Образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании школьникам резьбы по гипсу.
22.Методы и формы организации коллективных творческих занятий со школьниками в технике резьбы по гипсу.
23.Педагогические технологии в проведении внеурочных занятий по резьбе по гипсу.
24.Технологические особенности организации занятий по резьбе по гипсу в средних классах.
25.Технологические особенности работы с гипсом во внеурочной деятельности.
26.Методы развития фантазии, образного мышления обучающихся средних классов при работе с гипсом.
27.Организация самостоятельной работы при выполнении декоративных изделий из гипса.
28.Методика проведения обучающего мастер-класса по резьбе по гипсу.
29. Методика изготовления декоративного предмета интерьера из гипса методом заливки в форму (из пластилина).
30. Методика проведения демонстрационного го мастер-класса по резьбе по гипсу.
Текущий контроль.
Темы контрольных заданий:
Задание №1. Выполнение двух-, трехфигурной тематической объемно-пространственной композиции.
Примерные темы композиций: Народные праздники, игры, забавы. Герои литературных произведений. Исторические герои и события.
Задание №2 Тематическая композиция на основе стилизованного изображения фигуры человека («Семья», «Любовь», «Танец»).
Промежуточный контроль.
Зачет.
Вопросы к зачету:
1.Правила техники безопасности при организации занятий по резьбе по гипсу.
2.Материалы и инструменты для работы в технике «резьба по гипсу».
4.Возрастная готовность ребенка для работы с бумагой.
5.Отливка гипсовой пластины.
6.Технология выполнения резьбы по гипсу.
7.Приготовление гипсового раствора и отливка изделий.
8.Приемы декорирования поверхностей гипсовых предметов, формирование навыков моделирования.
9. Оформление декоративных изделий из гипса.
10. Воспитательные возможности занятий резьбой по гипсу в урочных и внеурочных занятиях.
11. Оценочные критерии контроля выполнения скульптурных работ с резьбой по гипсу.
12.Закономерности выполнения скульптурной композиция на плоскости в различных форматах.
13.Методика выполнения коллективной творческой работы в технике «резьба по гипсу».
15.Методика самостоятельного изготовления декоративных изделий из гипса.
16.Разработка конспекта мастер-класса и методического пособия к нему.
17. Интегрированные методы проведения занятий резьбой по гипсу (ИЗО+Технология, ИЗО+ДПИ).
18.Коллективная (проектная) работа.
19.Виды сувенирных художественных изделий из гипса.
20.Виды резьбы по гипсу.
21.Технологии изготовления сувенирных изделий из гипса.
22.Возрастная готовность школьников к выполнению декоративных изделий из гипса.
23.Критерии оценивания практической работы школьника при выполнении декоративной резьбы по гипсу.
24.Гипсовые технологии в монументальной скульптуре.
25.Мастерская скульптуры, рабочее место и инструменты при резьбе по гипсу.
26.Потенциал социокультурной среды региона в преподавании школьникам резьбы по гипсу.
27.Памятники и мемориалы (в аспекте резьбы по гипсу).
28.Роль резьбы по гипсу в украшении интерьера (рельеф в интерьере и экстерьере).
29.Интерактивные формы обучения школьников резьбе по гипсу.
30. Методы развития фантазии, образного мышления обучающихся средних классов при работе с гипсом.
1.Скульптура как один из видов изобразительного искусства. Ее особенности.
2.Жанры скульптуры. Их особенности, новизна, значение.
3.Краткая история развития скульптуры. Скульптура в г. Набережные Челны.
4.Скульптурная мастерская. Основные требования. Оборудование.
5.Инструменты и материалы скульптора при работе с гипсом.
6.Приготовление гипса и ТБ при работе с ним.
7.Гипс и его применение в скульптуре. Особенности работы с гипсом.
8.Перевод скульптуры из гипса в твердые материалы.
9.Работа с гипсом: декоративно-отделочные работы.
10.Способы декоративной обработки гипса.
11.Памятники города и архитектурная среда.
12.Интегрированное внеурочное занятие со школьниками средних классов при изучении технологии резьбы по гипсу.
13.Алгоритм подготовки элективного курса по резьбе по гипсу со старшеклассниками.
14.Особенности выполнения эскизов для резьбы по гипсу.
15.Методики перевода технического рисунка при резьбе по гипсу.
16.Основные приемы работы с гипсом: заготовка и отливка гипсовой пластины.
17.Декоративные технологии смешанных видов выполнения резьбы по гипсу.
18.Виды стилизованных изображений при резьбе по гипсу.
19.Возрастная готовность школьников средних классов для занятий резьбой по гипсу.
20.Материалы и приспособления для резьбы по гипсу со школьниками.
21.Способы отливки изделий из гипсового раствора.
22.Технологические ошибки при работе с гипсовым раствором.
23.Технологические ошибки при выполнении резьбы по гипсу.
24.Гипсовые декоративные изделия в интерьере.
25.Выставочное оформление изделия из гипса.
26.Методика организации творческих занятий по резьбе по гипсу со школьниками.
27.Критерии оценивания учебно-творческих работ из гипса, выполненных школьниками.
28.Методика выполнения наглядного пособия из гипса для занятий.
29.Алгоритм выполнения коллективной (проектной) работы из гипса в 5-7 классах.
30.Организация развивающей среды урока в проведении занятий по резьбе по гипсу.
Текст, изображение: электронные
http://artorbita.ru
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше.
Методические указания для выполнения контрольных заданий
Перед выполнением контрольного задания необходимо проработать литературу, предложенную преподавателем или подобранную самостоятельно. Выполнение контроль-ных заданий отражает: способность студента логично мыслить и излагать определенную точку зрения по той или иной проблеме дисциплины; умение использовать полученные знания по дисциплине при анализе современных проблем практики преподавания изобра-зительного искусства. При выполнении контрольных заданий надо показать ва-риативность решения учебно-практической задачи, способность выбрать свою позицию.
Контрольное задание - двух-, трехфигурная тематическая объемно-пространственная композиция - выполняется по следующим темам :
- Народные праздники, игры, забавы.
- Герои литературных произведений.
- Исторические герои и события.
- Тематическая композиция на основе стилизованного изображения фигуры че-ловека. Примерные темы: «Семья», «Любовь», «Танец» и другие по выбору студента.
Методические указания для выполнения самостоятельных работ
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Самостоятельная работа по дисциплине включает:
- изучение дополнительной учебно-методической и справочной литературы,
- подготовку к лабораторным занятиям (поиск информации, подбор иллюстративного материала),
- выполнение контрольных заданий, предусмотренных программой дисциплины.
Самостоятельное изучение теоретических вопросов по каждому из разделов дисциплины способствует более осмысленному выполнению лабораторных учебных и творческих заданий; выработке практических навыков последовательной работы над скульптурной композицией: объемно-пространственной, рельефной, декоративно-стилизованной или станковой (вынашивание идеи, разработка темы, сюжета по задуманной или заданной теме и выражение ее в конструктивно-пластической форме (эскиз), поиск графического решения, разработка законченного композиционного эскиза в материале (глина)); подготавливает студента к педагогической деятельности в школе.
Для выполнения скульптурных изделий из гипса необходимо знать свойства гипса и способы резьбы по гипсу.
Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.