2022-2023_zb44_03_02 ПО 2246_ 2146_ 2046_ 1946 гр__plx_Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития_Психология образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
 
экзамен 5
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
85
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
85
85
85
85
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. пед. наук, доц., Хакимова Г.А. _________________
 
 
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)
 
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Ф.В.

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование у обучающихся профессиональных компетенций в области базовой теоретической и практической подготовки по вопросам организации, содержания, средств воспитания и обучения детей с особенностями развития, имеющих особые образовательные потребности.
1.2
Задачи освоения  дисциплины:
1.3
формирование у обучающихся целостного представления о специфике современных подходов к проблемам образования детей с ООП;
1.4
формирование представлений о причинах, особенностях и факторах дизонтогенеза;
1.5
формирование представлений об условиях, способствующих коррекции, компенсации и реабилитации детей с особенностями развития;
1.6
формирование умения реализовывать программу индивидуального развития обучающегося (совместно другими специалистами);
1.7
применение метода наблюдения и выявление поведенческих и личностных проблем детей, связанных с особенностями их развития.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Образовательное право
2.1.2
Психолого-педагогический практикум
2.1.3
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.4
История педагогики и образования
2.1.5
Социальная психология
2.1.6
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.7
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.8
Теория обучения
2.1.9
Адаптация первоклассников к школе (с практикумом по анализу типичных случаев поведения детей в первом классе)
2.1.10
Производственная педагогическая практика
2.1.11
Противодействие терроризму и экстремизму
2.1.12
Теория и технологии развития математических представлений у детей
2.1.13
Теория и технологии экологического образования детей
2.1.14
Педагогика раннего возраста
2.1.15
Теория и технологии развития речи у детей
2.1.16
Основы профессионально-педагогического общения
2.1.17
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.18
Теория и технологии физического воспитания детей
2.1.19
Теория начального математического образования
2.1.20
Тренинг педагогического общения
2.1.21
Детская психология
2.1.22
Дошкольная педагогика
2.1.23
Психологическое сопровождение профильного обучения
2.1.24
Психология индивидуального и дифференцированного обучения
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-3: Способен применять стандартные, коррекционно-развивающие методы и технологии
 
ПК-3.1: Знает: современные теории, направления и практики коррекционно-развивающей работы; современные техники и приемы коррекционно-развивающей работы и психологической помощи; закономерности развития различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями; способы и методы оценки эффективности и совершенствования коррекционно-развивающей работы
 
ПК-3.2: Умеет: проводить коррекционно-развивающие занятия с обучающимися и воспитанниками; оценивать эффективность коррекционно-развивающей работы в соответствии с выделенными критериями
 
стр. 4
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
ПК-3.3: Владеет: основами проведения коррекционно- развивающих занятий для детей и обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решения проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
теоретические и практические направления работы с детьми дошкольного возраста с особенностями развития (речевого, умственного и др.).
3.1.2
особенности организации коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста с особенностями развития.
3.1.3
основные методики, программы, направленные на воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять теоретические знания в практической деятельности при работе с детьми дошкольного возраста с различными особенностями развития (речевого, умственного и др.)
3.2.2
организовывать коррекционно-развивающие занятия с детьми дошкольного возраста с особенностями развития
3.2.3
составлять коррекционно-развивающие занятия, исходя из основной методики, программы воспитания и обучения
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыком применения современных средств и приемов в работе с детьми дошкольного возраста с особенностями развития
3.3.2
навыком проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста с особенностями развития
3.3.3
навыком проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста с особенностями развития на основе выбранной методики, программы
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основы дидактики общей и специальной педагогики

 
1.1
Понятие, сущность и принципы инклюзивного образования /Лек/ /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
5
0
 
1.2
Обучение, воспитание, развитие и коррекция как единый пед.процесс в образовательном учреждении /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
5
0
 
1.3
Алгоритм действий образовательной организации при образовании ребенка с особенностями развития  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
5
0
 
1.4
Причины возникновения особых образовательных потребностей  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
5
0
 
1.5
Положение о соотношении биологических и социальных факторов в процессе психического развития  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
5
0
 
1.6
Проблемы подросткового возраста, акцентуации, неврозы, патологические реакции  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
5
0
 
1.7
Медико-социальная профилактика отклонений в развитии /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
5
0
 
1.8
Формы организации обучения и коррекционно-педагогической помощи  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

9
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
5
0
 
 
Раздел 2. Технологии (педагогические и коррекционные) в образовательном процессе

 
2.1
Адаптированные образовательные программы  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
5
0
 
2.2
Индивидуальный образовательный маршрут / /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
5
0
 
2.3
Разработка индивидуального образовательного маршрута  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
5
0
 
стр. 5
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
2.4
Разработка индивидуального образовательного маршрута  для детей с интеллектуальными нарушениями /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
5
0
 
2.5
Разработка индивидуального образовательного маршрута  для детей с нарушениями речи   /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
5
0
 
2.6
Разработка индивидуального образовательного маршрута  для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата   /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
5
0
 
2.7
Разработка индивидуального образовательного маршрута  для детей с нарушениями слуха и зрения   /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
5
0
 
 
Раздел 3. 

 
3.1
/Экзамен/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

9
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену:

1. Общие вопросы специальной дошкольной педагогики.

2. Объект, предмет и задачи дошкольной коррекционной педагогики.

3. Основные категории нарушений развития у детей.

4. Общие и специфические особенности детей с отклонениями в развитии.

5. Общие требования к организации и содержанию коррекционно-педагогического процесса.

6. Специальное образование как условие присвоения ребенком общественно-исторического опыта Принципы коррекционно-педагогического процесса.

7. Методы изучения проблемных детей.

8. Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием.

9. Содержание и характер взаимодействия взрослых с детьми в различные периоды детства.

10. Предметно-развивающая среда, материально-технические условия и педагогические кадры.

11. Перспективные направления развития дошкольной коррекционной педагогики.

12. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта (умственно отсталых).

13. Характеристика нарушений при умственной отсталости.

14. Дошкольная олигофренопедагогика как отрасль специальной дошкольной педагогики.

15. Система воспитания, обучения и реабилитации детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых).

16. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

17. Характеристика отклонений при задержке психического развития у детей.

18. Этапы оказания помощи детям с задержкой психического развития.

19. Изучение причин возникновения задержки психического развития у детей.

20. Классификации задержки психического развития.

21. Дифференциальная диагностика задержки психического развития и сходных с ней состояний.

22. Специфика образовательных потребностей детей раннего и дошкольного возраста с задержкой психического развития.

23. Организационные формы помощи детям-дошкольникам с задержкой психического развития.

24. Коррекционная направленность воспитания и обучения детей с задержкой психического развития. Организация работы с родителями.

25. Интегрированное воспитание и обучение.

26. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.

27. Характеристика детей с нарушениями слуха. Задачи и принципы воспитания и обучения детей с нарушенным слухом.

28. Содержание коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с нарушениями слуха.

29. Характеристика методов обследования слуха детей.

30. Организация коррекционной помощи дошкольникам с нарушениями слуха.

31. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

32. Характеристика нарушений зрения у детей.

33. Система дошкольного воспитания детей с нарушением зрения.

34. Условия воспитания и обучения детей с нарушениями зрения.

35. Основные принципы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения Содержание обучения и воспитания детей с нарушением зрения в детском саду.

36. Содержание специальных коррекционнных занятий.

37. Сенсорное воспитание как средство социальной адаптации детей с нарушением зрениях.

38. Взаимосвязь психолого-педагогической коррекции с лечением зрения.

39. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

 
стр. 6
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
40. Научно-методические аспекты логопедии. Причины речевых нарушений.

41. Классификация нарушений речи. Система логопедической помощи.

42. Задачи и принципы воспитания детей с нарушениями речи.

43. Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

44. Общая характеристика нарушений опорно-двигательного аппарата.

45. Детский церебральный паралич. Двигательные нарушения при ДЦП.

46. Нарушения психики при ДЦП.

47. Речевые нарушения при ДЦП.

48. Классификация детского церебрального паралича. Коррекционная работа при ДЦП.

49. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями эмоционального развития (ранний детский аутизм).

50. Представления об особенностях раннего развития детей с аутизмом.

51. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в аффективном развитии.

52. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями поведения и деятельности.

53. Социальная дезориентация. Негативное самопредъявление

54. Семейная изоляция. Хроническая неуспешность.

55. Уход от деятельности. Вербализм.

56. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста со сложными и множественными нарушениями.

57. Этиология сложных и множественных нарушений развития у детей.

58. О классификации сложных и множественных нарушений развития у детей.

59. Проблемы воспитания ребенка со сложными и множественными нарушениями в семье.

60. Задачи специального дошкольного воспитания ребенка со сложными и множественными нарушениями.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных работ:

1)Развитие специального образования в отечественной и зарубежной педагогической науке.

2)Основные категории (понятия) специального образования. Их краткая характеристика.

3)Профилактическая работа, как основополагающий фактор эффективного преодоления нарушений развития в разных возрастных группах. Виды профилактик.

4)Леворукость. Физиологические аспекты леворукости.

5)Особенности профилактической работы с различной категорией детей.

6)Акцентуации характера. Классификация. Особенности коррекционной работы

7)Причины нарушений развития.

8)Понятие дизонтогенеза. Виды дизонтогенеза по В.В. Лебединскому.

9)Система коррекционной помощи детям с ОВЗ.

10)Первичный дефект и вторичные нарушения.

11)Компенсаторные возможности ребенка.  Л.С. Выготский об аномальном детстве.

12)Правовые основы отношения государства к детям с ООП.

13)Реабилитация. Абилитация. Компенсация.

14)Общая характеристика детей с ООП.

15)Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением поведения.

16)Особенности обследования и коррекционной работы.

17)Философия и методология инклюзии

18)Организация психологической и педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в Российской Федерации.

19)Организация социальной, психологической и педагогической помощи детям с ограниченными возможностями развития в зарубежных странах.

20)Научная концепция Л.С. Выготского о «зонах актуального и ближайшего развития ребенка» и ее значение для специальной психологии и коррекционной педагогики.

21)Учение Л.С. Выготского о своеобразии развития личности ребенка с дефектом как методологическая основа коррекционной педагогики и психологии.

22)Основные закономерности процесса аномального (отклоняющегося) развития. Эволюция научных взглядов на данную проблему.

23)Педагогическое изучение детей с нарушениями развития.

24)Роль слуха и зрения в формировании речи и познавательном развитии детей.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Цаплина О.В
Психология воспитания [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Цаплина О.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018.— 182 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72813.html.: учебное пособие
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018., 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Симановский, А. Э. 
Педагогическая психология : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / А. Э. Симановский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 203 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-534-06004-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441588.
Москва : Издательство Юрайт, 2019.
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ
 
Э3
Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.4
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.5
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-303 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-309 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является 

 
стр. 8
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие 

 
стр. 9
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются промежуточным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Форма проведения экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, 

 
стр. 10
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.