2022-2023_z44_03_01 НО 2141_ 1941_ 1944 гр__plx_Географическое образование младших школьников с учетом регионального компонента_Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Географическое образование младших школьников с учетом регионального компонента
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
 
зачет 3
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Ганиева Г.Р. _________________
 
 
Географическое образование младших школьников с учетом регионального компонента
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова И.М.

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель:
1.2
подготовить бакалавров к профессиональной деятельности  в области географического образования младших школьников, в том числе с использованием цифровых технологий и инструментов.
1.3
Задачи:
1.4
научить осуществлять образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС НОО, в том числе в смешанном и дистанционном форматах, обеспечивать достижение младшими школьниками предметных,  личностных и метапредметных результатов  на основе владения теоретическими основами и методиками преподавания учебного предмета "Окружающий мир";
1.5
сформировать умение проведения уроков по географическим темам учебного предмета «Окружающий мир», а также экскурсий и других внеурочных работ, связанных с географией родного края, в том числе с использованием цифровых технологий и инструментов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
научные основы географического образования;
3.1.2
способы анализа основных  закономерностей географии родного края и страны в целом;
3.1.3
требования ФГОС НОО к организации уроков  в начальной школе;
3.1.4
содержание географического образования вариативных курсов "Окружающий мир";
3.1.5
способы проектирования уроков окружающего мира в традиционном,смешанном, дистанционном форматах, в том числе с использованием цифровых технологий и  ресурсов;
3.1.6
способы организации внеурочной деятельности по изучению географии родного края с учетом особенностей социокультурной среды и социальной ситуации развития региона.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проводить современные уроки географии в начальной школе и использовать дополнительный географический материал на уроках Окружающего мира, в том числе с использованием цифровых технологий и ресурсов;
3.2.2
организовывать краеведческую работу с младшими школьниками по изучению географии родного края с учетом особенностей социокультурной среды и социальной ситуации развития региона;
3.2.3
проводить поисково-исследовательскую работу с младшими школьниками по изучению географии родного края, в том числе с использованием цифровых технологий и ресурсов;
3.2.4
моделировать образовательный процесс для обеспечения достижения младшими школьниками предметных,  личностных и метапредметных результатов на основе владения теоретическими основами и методиками преподавания учебного предмета "Окружающий мир".
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками
3.3.2
проектирования уроков географии в начальной школе, в том числе с использованием цифровых технологий и ресурсов;
3.3.3
использования географического материала, цифровых технологий и ресурсов как на уроках, так и при проведении других форм учебно-воспитательной работы младших школьников;
3.3.4
организации краеведческой работы в начальной школе по изучению географии родного края с учетом особенностей социокультурной среды и социальной ситуации развития региона.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основные тенденции развития географического  образования в начальной школе. 

 
стр. 4
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
1.1
Возникновение и развитие географического образования в России.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
3
0
 
1.2
Основные этапы  формирования пропедевтического географического содержания в начальной школе. Географическое образование в условиях цифровизации образования. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
3
0
 
 
Раздел 2. Содержание географического образования в начальной школе.

 
2.1
Цели и задачи современного географического образования младших школьников. Принципы отбора географического содержания уроков окружающего мира, экскурсий и внеурочных занятий.

Формирование и развитие предметных умений и универсальных учебных действий младших школьников при изучении географии в рамках учебного предмета «Окружающий мир».

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
3
0
 
2.2
Современное состояние проблемы преподавания географии в начальной школе.Формирование и развитие географических знаний у младших школьников.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
3
0
 
2.3
Географическое образование в рамках интегрированных  курсов «Окружающий мир» в УМК "Перспекктива", "Школа России", "Планета знаний". /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э3 Э4 Э5

2
3
0
 
2.4
Анализ современных подходов к содержанию географического образования младших школьников Преимущества и недостатки использования цифровых технологий и  ресурсов в географическом образовании младших  школьников.        /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э3 Э4 Э5

2
3
0
 
2.5
Организация природоведческих экскурсий и учебно-исследовательской деятельности по географии в начальной школе. Традиции и инновации в учебно-исследовательской деятельности. Цифровые технологии и ресурсы в организации экскурсий и учебно-исследовательской деятельности младших школьников. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
3
0
 
2.6
Анализ и сопоставление содержания   географического образования  в базовых программах традиционной системы обучения по учебному предмету "Окружающий мир.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э3 Э4 Э5

2
3
0
 
 
Раздел 3. Методические основы географической пропедевтики в курсе "Окружающий мир".

 
3.1
Географические представления,  понятия и методика их формирования.Использование географических карт, в том числе и цифровых, в курсе «Окружающий мир»  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
3
0
 
стр. 5
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
3.2
Инновационные технологии  и методы образования в области географии, в том числе цифровые технологии и ресурсы. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
3
0
 
3.3
Средства наглядности, используемые при изучении географического материала. Интерактивные средства географического образования младших школьников интерактивные карты,интерактивные презентации,виртуальные экскурсии и др). Интерактивная доска: типы, функциональные возможности, программное обеспечение и основные принципы работы с ним.

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

4
3
0
 
3.4
Формы организации изучения географии в начальной школе.Инновационные формы географического образования в начальной школе: онлайн обучение, смешанное обучение, модель "перевернутый класс". /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

4
3
0
 
3.5
Подготовка проекта урока на географическую тему в рамках курса "Окружающий мир" в соотвтетствии с требованиями ФГОС НОО с применением цифровых технологий и ресурсов. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э3 Э4 Э5

4
3
0
 
 
Раздел 4. Географическое краеведение в начальной школе.

 
4.1
Краеведческий материал в формировании географических представлений и понятий.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

4
3
0
 
4.2
Способы организации внеурочной деятельности по изучению географии родного края с учетом особенностей социокультурной среды и социальной ситуации развития региона /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

4
3
0
 
4.3
Организация учебно-исследовательской деятельности на местности, в том числе с использованием цифровых технологий и ресурсов (ГИС,Геокэшинг). /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

4
3
0
 
4.4
Экскурсии по изучению природно-территориальных комплексов  своего края. Виртуальные экскурсии в географическом образовании младших школьников. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

4
3
0
 
4.5
Поисково-исследовательская работа младших школьников в изучении географии своего края. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

4
3
0
 
4.6
Разработка плана изучения рельефа своей местности для младших школьников /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

4
3
0
 
4.7
Разработка внеурочного мероприятия, направленного на изучение географии родного края /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

4
3
0
 
4.8
Разработка проекта «Татарстан – наш край родной, навек любимый!»  с применением цифровых технологий и ресурсов. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э2

6
3
0
 
4.9
Презентация проекта «Татарстан – наш край родной, навек любимый!»  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э2

2
3
0
 
стр. 6
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
4.10
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету:

Задание: разработать технологическую карту   урока в рамках УМК «Перспектива» с применением цифровых технологий и ресурсов с учетом регионального компонента на одну из следующих  тем:

Класс                   Тема                                             Формируемые понятия

1 класс, 1 часть  «Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество»     Вода, газ, электричество.

1 класс, 2 часть  «Красивые камни в нашем доме»                             Камни.

2 класс, 1 часть  «Мы жители вселенной»                                     Земля, Луна, солнце, звезда.

2 класс 1 часть   «Наш космический корабль – Земля»                         Линия горизонта,  стороны горизонта – запад, восток, юг, север, глобус.

2 класс, 1 часть  «Время»                                                   Единицы измерения времени: секунда, минута, неделя, месяц, год.

2 класс, 1 часть  «Сутки и неделя»                                          Сутки, смена дня и ночи.

2 класс, 1 часть  «Месяц и год»                                             Луна, месяц, год,  новолуние, полнолуние.

2 класс, 1 часть  «Погода»                                             Зима, весна, лето, осень, термометр, облачность, осадки, ветер.

2 класс, 2 часть  «Звездное небо зимой»                                     Созвездие, полярная звезда, малая медведица.

2 класс, 2 часть  «Звездное небо весной»                             Кассиопия, созвездие.

3 класс, 1 часть  «О чем расскажет план»                                    План местности, условные знаки, масштаб.

3 класс, 1 часть  «Планета на листе бумаги»                             Карта мира, континенты, материк.

3 класс, 1 часть  «Невидимое сокровище»                                     Воздух, газ, кислород, углекислый газ.

3 класс, 1 часть  «Из чего состоит все»                                     Твердые тела, жидкость, газ, природные объекты.

3 класс, 1 часть  «Самое главное вещество»                                  Вода.

4 класс,  1 часть «Карта наш экскурсовод»                             Географическая карта.

4 класс,  1 часть «По равнинам и горам»                                     Равнина, гора, холмы, овраги, поверхность.

4 класс, 1 часть  «В поисках подземных кладовых»                     Полезные ископаемые, бурый и каменный уголь, торф, природный газ.

4 класс, 1 часть  «Наши реки»                                               Реки, озера, пруд, океан.

4 класс, 1 часть  «В Ледяной пустыне»                                       Ледяная зона, пустыня, полярная ночь, полярное сияние.

4 класс, 1 часть  «Среди лесов»                                             Тундра, тайга, смешанные леса, широколиственные леса.

4 класс, 1 часть  «По заповедникам и национальным паркам»             Заповедники, национальный парк, масштаб.

4 класс, 1 часть  «У теплого моря»                                     Море, черное море.

4 класс, 2 часть  «Водоемы нашего края»                                     Водоемы.

4 класс, 2 часть  «Наши подземные богатства»                             Полезные ископаемые, земля.

Анализ урока

1. Насколько точно и конкретно в целях урока (этапах, задачах урока) указан планируемый результат (предметный, метапредметный. личностный)?

2. Создается ли учебная ситуация (проблема, задача, барьер, интрига, напряжение и т.д.) для открытия нового знания (способа действия) или анализа (применения) имеющегося способа? Насколько удачен вопрос (задание), задающий учебную ситуацию? Прослеживается ли логика обнаружения детьми дефицита знания (способа)?

3. Как дети «обнаруживают» цель урока (предлагают версии, формулируют….)?

4. Какие вопросы и задания (приемы, формы, методы) заставляют учащихся работать самостоятельно? Какова степень самостоятельности детей в построении (применении) способа действия?

5. Как организовано оценочное взаимодействие в ходе урока? Как производится оценка наличия (отсутствия) способа действия и достигнутых результатов (что конкретно поняли, открыли, обнаружили)?

6. Насколько целесообразны формы коллективно-распределенной деятельности в отношении достижения предметных и метапредметных результатов?

7. Какие вопросы и задания позволяют обнаружить картину сформированности понятия, освоенности способа действия или метапредметного результата для каждого ребенка?

8. Насколько адекватны планируемые метапредметные результаты (формируемые УУД) специфике учебного предмета, теме, возрастным возможностям учащихся?

9. Насколько адекватен подобранный учебный материал (задания, упражнения) для формирования данных УУД, способностей?

10. Удачные педагогические находки. Цифровые технологии и ресурсы.

11. Рекомендации.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Примерная тематика рефератов:

1. Современное состояние проблемы преподавания географической  пропедевтики в начальной школе.

2. Картографический материал, используемый в начальной школе.

 
стр. 7
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
3. Обучение младших школьников ориентированию на местности.

4. Формирование и развитие основ картографической грамотности у младших школьников.

5. Географическое краеведение, его значение в обучении и воспитании младших школьников.

6. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников по изучению географии на местности.

8.  Наблюдение  как метод географического образования в начальной школе.

9. Географические представления,  понятия и методика их формирования на уроках Окружающего мира.

10. Изучение причинно-следственных связей на уроках географии в начальной школе.

11. Формирование и развитие логических умений на уроках географии в начальной школе.

12. Средства наглядности, используемые при изучении географического материала.

13. Формы организации изучения географии в начальной школе.

14. Краеведческий материал в формировании географических представлений и понятий.

15.  Практическая  работа в географическом образовании младших школьников.

16. Роль экскурсий в географическом образовании младших школьников.

17. Поисково-исследовательская работа младших школьников в изучении географии своего края.

18. Географическое образование младших школьников во внеурочной деятельности.

19. Проблемный подход в обучении географии в начальной школе.

20. Особенности работы с картографическими материалами в начальной школе.

21. Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках географии в начальной школе.

22. Дифференцированный и индивидуальный подход обучающимся при обучении географии в начальной школе.

23. Методика изучения природных зон России в начальной школе.

24. Осуществление принципа наглядности при обучении географии посредством проведения опытов на уроках Окружающего мира.

25. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении географии в начальной школе.

26. Практико-ориентированное обучение при изучении географии в начальной школе.

27. Особенности методики организации работы с картой и глобусом при изучении мирового океана в начальной школе.

28. Формы рельефа земной поверхности: горы. Методика их изучения в начальной школе на основе тематических презентаций. Достоинства и недостатки презентации.

29.  Формы земной поверхности: равнины. Разработка заданий обучающимся для изучения земной поверхности в структуре сезонных экскурсий в начальной школе.

30. Земля – планета солнечной системы. Форма и размеры Земли. Методика организации работы с глобусом при изучении данного содержания в начальной школе.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение ФОС к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Миронов А.В.
Теория и технология преподавания интегрированного курса "окружающий мир":   учебник и практикум для бакалавриата 
Москва: Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Шмакова, Г.В.
Краеведение: учебное пособие
Москва: Издательство Юрайт, 2022
 
Л2.2
Сухоруков, В. Д. 
Методика обучения географии: учебник и практикум для вузов 
Юрайт, 2023
 
Л2.3
Смирнова М.С. 
Естествознание  :  учебник и практикум для прикладного бакалавриата
М: Юрайт, 2023
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальная школа. [Электронный ресурс].  - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223.
 
Э2
Официальный сайт журнала «Начальная школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://n-shkola.ru/
 
Э3
Учебно-методический комплекс для начальной школы «Перспектива» [Электронный ресурс].  - Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva
 
Э4
УМК «Планета знаний» [Электронный ресурс].  - Режим доступа: http://www.planetaznaniy.astrel.ru/
 
Э5
Научная электронная библиотека ЕLIBRARY.RU. [Электронный ресурс]. -URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
стр. 8
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
6.3.1.1
Microsoft Win Pro 10 32-bit/64 Russian Russia Only USB FQC-09118: Договор б/н от 29.12.2018, договор №2345 от 17.07.2019
6.3.1.2
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.3
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-228 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-231 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-302 Читальный зал: помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, стеллажи, стол, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебная литература.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое 

 
стр. 9
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной 

 
стр. 10
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.