2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Профессиональная этика в коррекционно-педагогической деятельности_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Профессиональная этика в коррекционно-педагогической деятельности
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
зачет 3
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
58
58
58
58
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд пед. наук, доц.,  Хакимова Г.А. _________________
 
 
Профессиональная этика в коррекционно-педагогической деятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Ф.В.

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование у обучающихся базовой системы знаний  в области общенаучной и профессиональной этики.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
Формирование представлений о значении, видах и типах профессиональной этики;
1.4
Ознакомление с содержанием  форм  профессиональной этики;
1.5
Формирование умения планирования взаимодействия с участниками образовательного процесса;
1.6
Формирование теоретических и методических вопросов, определяющих организацию психолого-педагогического сопровождения детей с речевыми нарушениями.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастная психология
2.1.2
Общая психология
2.1.3
Основы речевой культуры дефектолога
2.1.4
Социальная психология
2.1.5
Специальная психология
2.1.6
Теории обучения и воспитания
2.1.7
Литература с основами литературоведения
2.1.8
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.9
Общая педагогика
2.1.10
Противодействие коррупции
2.1.11
Психолого-педагогический практикум
2.1.12
Современный русский язык
2.1.13
Социальная педагогика
2.1.14
Специальная педагогика
2.1.15
татарская литература
2.1.16
Татарский язык
2.1.17
Татарский язык для лиц с нарушениями речи
2.1.18
татарская литература
2.1.19
Психолого-педагогический практикум
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
2.2.2
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.3
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.4
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.5
Противодействие терроризму и экстремизму
2.2.6
Психолингвистика
2.2.7
Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса
2.2.8
Тренинг педагогического общения
2.2.9
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.10
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.11
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.12
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях семьи
2.2.13
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.14
Психология личности и профессиональное самоопределение
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-6: способен к социальному взаимодействию и сотрудничеству в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических и социальных норм
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Знать:
 
Общие основы профессиональной этики и социальные нормы.
 
Особенности психолого-педагогического взаимодействия.
 
основные стратегии педагогического взаимодействия; основные механизмы воздействия на партнера по общению.
 
 
Уметь:
 
Использовать коммуникативные умения и навыки в профессиональной и социальной сфере

 
Аргументировать, вести дискуссии, понимать эмоции и чувства собеседников, снимать эмоциональное напряжение
 
осуществлять социальное и профессиональное взаимодействие и сотрудничество.
 
 
Владеть:
 
Моральными ориентациями и установками, отвечающим этическим и социальным нормам педагогического общения.
 
Навыками взаимодействия с различными субъектами педагогического общения (детьми, родителями, коллегами);

 
способами проектирования и реализации психолого-педагогического взаимодействия в образовательных организациях
 
 
 
ОПК-4: готов к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
Критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно- воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ

 
Основы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 

Основы проектирования системы психолого- педагогического сопровождения учебно- воспитательного процесса детей с особенностями в развитии

 
 
Уметь:
 

Оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам

 
Определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения образовательного процесса.
 
Проектировать систему

психолого-педагогического

сопровождения учебно-

воспитательного процесса

 
 
Владеть:
 
Навыками выбора направления психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей развития детей.

 
Навыками осуществления  психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ОВЗ.
 

Навыками разработки программ психолого-

педагогического

сопровождения

учебно-воспитательного процесса на основе заданных

характеристик параметров образовательной среды

 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Общие основы профессиональной этики; структуру самосознания, его роль в жизнедеятельности личности.
3.1.2
Виды самооценки, уровни притязаний, их влияния на результат образовательной, профессиональной деятельности.
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.1.3
Этапы, механизмы и трудности социальной адаптации; Основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса детей с особенностями в развитии
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Устанавливать деловые отношения с коллегами по работе. Самостоятельно оценивать роль новых знаний, навыков и компетенций в образовательной, профессиональной деятельности.
3.2.2
Самостоятельно оценивать необходимость и возможность социальной, профессиональной адаптации, мобильности в современном обществе.
3.2.3
Планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов анализа, оценивать и прогнозировать последствия своей социальной и профессиональной деятельности.
3.2.4
Проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
3.2.5
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
Моральными ориентациями и установками, отвечающим этическим и социальным нормам педагогического общения.
3.3.2
Навыками взаимодействия с различными субъектами педагогического общения (детьми, родителями, коллегами);
3.3.3
Навыками  проектирования и реализации психолого-педагогического взаимодействия в образовательных организациях
3.3.4
Навыками выбора направления психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей развития детей.
3.3.5
Навыками осуществления  психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ОВЗ.
3.3.6
Навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик параметров образовательной среды.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Профессиональная этика в системе прикладного этического знания.

 
1.1
Виды профессиональной этики. Необходимые профессиональные, человеческие качества. Профессиональная этика. Специфика профессиональной  этики в разные исторические периоды.

Предмет и задачи профессиональной этики /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-6 ОПК-4
3
0
 
1.2
Происхождение и взаимосвязь понятий «этика», «мораль», «нравственность», «этикет». /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОК-6 ОПК-4
3
0
 
 
Раздел 2. Нормы профессиональной этики педагога.

 
2.1
Триада преподавательской этики Аристотеля: логос (качество изложения), пафос (контакт с аудиторией),этос (отношение к окружающим). /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-6 ОПК-4
3
0
 
2.2
Этическая конфедициальность как социальная и психолого-педагогическая проблема Основные категории педагогической этики. Современные проблемы профессиональной этики.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОК-6 ОПК-4
3
0
 
 
Раздел 3. Общая характеристика профессионального общения, его функции и этические принципы.

 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.1
Эмпатия и симпатия в общении. Стиль общения педагога и его влияние на обучение, воспитание и

развитие личности. /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-6 ОПК-4
3
0
 
3.2
Нравственная культура педагогического общения и пути ее формирования. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-6 ОПК-4
3
0
 
3.3
Основные компоненты культуры педагогического общения и способы ее формирования. Этика педагога в общении с родителями школьников.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОК-6 ОПК-4
3
0
 
 
Раздел 4. Профессионально-этические нормы и принципы разрешения

конфликтов в 

 
4.1
Классификация конфликтов: межличностные,

внутриличностные, межгрупповые, междуличностью и группой.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОК-6 ОПК-4
3
0
 
 
Раздел 5. Объективно и субъективно обусловленные конфликты. 

 
5.1
Принципы и формы этической конфедициальности (договоры, ко-

дексы, правила, стандарты и т.д.), утверждающие нормативную

значимость согласия образовательного сообщества в решении существующих и возникающих проблем.  /Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-6 ОПК-4
3
0
 
5.2
Профессионально значимые качества логопеда. Кодекс профессиональной этики учителя.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-6 ОПК-4
3
0
 
5.3
Источники и программы формирования этикет педагогического профессионализма /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОК-6 ОПК-4
3
0
 
5.4
/Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-6 ОПК-4
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1.Мораль: понятие, природа, структура, функции.

2.Профессиональная этика в системе общего и прикладного этического знания.

3.Понятие, предмет задачи и основные функции профессиональной этики.

4.Профессиональная этика как научная дисциплина: объект, предмет, функции, связи с др. науками.

5.Теоретико-методологические характеристики профессиональной этики: понятие, функции, принципы, категории.

6.Проблемы профессиональной этики в психолого-педагогической деятельности.

7.Кодекс этики как основной нормативный документ педагога.

8.Документы международного и федерального уровней, регламентирующие профессиональное поведение  педагога.

9.Зарождение и развитие педагогической этики

10.Философы античности и их суждения о педагогической этике.

11.Этические требования к учителю в эпоху Возрождения и Просвещения.

12.Разработка проблем профессиональной этики в советской России.

13.Развитие педагогической этики на современном этапе.

14.Этика отношений в системе «педагог – педагог».

15.Уровни развития профессионально – этической культуры.

16.Этика отношения педагога к своему труду.

17.Общение как нравственная ценность. Культура и антикультура общения.

19.Профессиональное общение в поликультурной среде.

20.Этикет в профессиональной культуре педагога.

21.Этика отношений в системе «педагог – учащийся».

22.Этика отношений в системе «педагог – педагог».

 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
23.Понятие о конфликтах.

24.Типы и виды педагогических конфликтов.

25.Конфликты в педагогическом коллективе.

26.Факторы и стадии возникновения конфликтов: структурные, ценностные, отношений, поведенческие.

27.Способы разрешения конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях (конкуренция, уклонение, уход, уступка, компромисс).

28.Особенности поведения педагога в конфликтной ситуации.

29.Типы конфликтных личностей в образовательном процессе.

30.Последствия педагогических конфликтов.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных работ:

1.Свобода и ответственность в деятельности педагога.

2.Педагог - профессия творческая.

3.Консерватизм - добро или зло в педагогической профессии.

4.Проблема дистанции в общении педагога и учащегося.

5.Уважение и унижение ребенка - в чем они проявляются.

6.Внутренний и внешний имидж педагога.

7.Эмоциональный мир педагога.

8.Нравственные аспекты оценки педагогического труда.

9.Нравственные коллизии отношений в учительской.

10.Этика гражданственности.

11.Взаимодействие с учащимися

12.Взаимодействие с родителями учащихся

13.Взаимодействие с коллегами равного статуса

14.Взаимодействие «начальник-подчинённый»

15.Конфликтные ситуации между учащимися

16.Межкультурные или межнациональные конфликты в образовательном учреждении

17.Неоднозначность оценки поведения или внешнего вида человека в общественном месте

18.Противоречие оценки поступка «по закону» и «по совести»

19.Противоречие личных и профессиональных отношений.

20.Как соотносятся между собой понятия «этика», «мораль», «нравственность», «педагогическая этика»? Что объединяет эти понятия?

21.Раскройте понятийный аппарат «педагогической этики»: предмет, задачи, функции, основные методы исследования.

22.Историческая картина развития этико-педагогической мысли с античности до наших дней.

23.Проанализируйте понятия: «педагогическая справедливость», «профессиональный педагогический долг», «совесть».

24.Каковы функции профессиональной морали? В чем сущность профессиональной этики

25. Конфликтные ситуации между учащимися

26.Межкультурные или межнациональные конфликты в образовательном учреждении.

27.Неоднозначность оценки поведения или внешнего вида человека в общественном месте.

28.Противоречие оценки поступка «по закону» и «по совести».

29.Противоречие личных и профессиональных отношений.

30. Взаимодействие с родителями учащихся.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Соловьева Л. Г., Градова Г. Н.
Логопедия: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 191 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-06310-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434044  
М. : Издательство Юрайт, , 2019, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Золотухина, Е. В. 
Этика : учебник для бакалавриата и специалитета / Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/427448
Москва: Издательство Юрайт, 2019., 
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Житкова Ю.С., Зыбина А. В.
Развитие экспрессивной и импрессивной речи у детей с ОВЗhttp://tatngpi.ru/reiirdsovz/index.html :  методическое пособие
НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Национальная электронная библиотека (НЭБ)
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. 
 
Э3
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-309 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-203 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и 

 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников

информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных 

 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей

и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная работа.При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачёте.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены ФГБОУ ВО "НГПУ" или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

 
стр. 11
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx