2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
экзамен 4
Виды контроля на курсах:
экзамен
9
самостоятельная работа
83
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
83
83
83
83
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. пед. наук, доц., Хакимова Г.А. _________________
 
 
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Ф.В.

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование у обучающихся профессиональных компетенций,формирование у студентов профессиональной компетентности в области владения(базовыми) технологиями коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими особые образовательные потребности.
1.2
Задачи
1.3
сформировать у студентов базовые профессиональные категории, основанные на теоретических и общеметодических положениях специальной (коррекционной) педагогики;
1.4
сформировать у студентов навыки владения основными (базовыми) технологиями коррекционно-педагогической работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Клиника интеллектуальных нарушений
2.1.2
Курсовая работа по модулю 6
2.1.3
Логопедическая ритмика
2.1.4
Логопедические технологии
2.1.5
Логопедия (Ринолалия)
2.1.6
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.1.7
Онтогенез речевой деятельности
2.1.8
Основы школьной гигиены
2.1.9
Планирование логопедической работы
2.1.10
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.1.11
Психопатология
2.1.12
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.13
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.14
Возрастная психология
2.1.15
Логопедия (Дизартрия)
2.1.16
Логопедия (Нарушения голоса)
2.1.17
Логопсихология
2.1.18
Невропатология
2.1.19
Специальная психология
2.1.20
Формы логопедической работы
2.1.21
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
2.1.22
Введение в логопедическую специальность
2.1.23
Возрастная физиология и психофизиология
2.1.24
Коммуникативный практикум
2.1.25
Логопедия (Дислалия)
2.1.26
Общая педагогика
2.1.27
Психолого-педагогический практикум
2.1.28
Современные информационно-коммуникационные технологии в специальном образовании
2.1.29
Специальная педагогика
2.1.30
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.31
Логопедическая ритмика
2.1.32
Логопедические технологии
2.1.33
Логопедия (Ринолалия)
2.1.34
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.1.35
Онтогенез речевой деятельности
2.1.36
Планирование логопедической работы
2.1.37
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.1.38
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.39
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.40
Логопедия (Дизартрия)
2.1.41
Логопедия (Нарушения голоса)
2.1.42
Логопсихология
2.1.43
Формы логопедической работы
2.1.44
Введение в логопедическую специальность
2.1.45
Коммуникативный практикум
2.1.46
Логопедия (Дислалия)
2.1.47
Психолого-педагогический практикум
2.1.48
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.49
Онтогенез речевой деятельности
2.1.50
Коммуникативный практикум
2.1.51
Логопсихология
2.1.52
Психолого-педагогический практикум
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.2
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.3
Производственная преддипломная практика
2.2.4
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
2.2.5
Специальная методика преподавания математики
2.2.6
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.7
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-7: способен к самообразованию и социально-профессиональной мобильности
 
Знать:
 
содержание процессов самоорганизации и самообразования
 
содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации
 
содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности
 
 
Уметь:
 
структурировать и планировать процессы самоорганизации и самообразования
 
анализировать условия самоорганизации и самообразования и устанавливать приоритеты при выборе способов принятия решений
 
структурировать и планировать процессы самообразования. 
 
 
Владеть:
 
навыками самоорганизации и саморегуляции при выполнении задач профессиональной деятельности
 
технологиями организации процесса самообразования и самоорганизации
 
гибкостью мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке профессиональных целей и выбору путей их достижения.
 
 
 
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
 
Знать:
 
Нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ
 
Особенности протекания психических процессов у детей с особенностями в развитии
 
содержание основных этапов онтогенеза психофизического развития индивида,  особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
 
 
Уметь:
 
Формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии         
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Определять социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления образовательно-коррекционного процесса.
 
определять социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления образовательно-коррекционного процесса.
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ 
 
Навыками осуществления коррекционного процесса, с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ  
 
навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ
 
 
 
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
 
Знать:
 
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса  
 
Педагогические подходы в формировании речевых навыков у детей с речевыми нарушениями;

основные методы логопедического воздействия и принципы подбора дидактических материалов для применения в работе с детьми с речевыми нарушениями

 
Формы и систему организации логопедического воздействия в образовательной организации; 
 
 
Уметь:
 
Обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности 
 
Подбирать дидактические материалы, применяемые в коррекционно-образовательном процессе для детей с речевыми нарушениям с учетом их возрастных особенностей
 
Организовывать коррекционно-развивающую среду, в том числе дидактические и технические средства, применяемую в различных формах педагогического воздействия.  
 
 
Владеть:
 
Основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды
 
Опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам;

различными способами использования коррекционно-развивающей образовательной среды

 
Опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат;

навыком организации рабочего места логопеда, подбора   дидактических материалов, технического оборудования, в том числе создания собственных дидактических материалов в бумажной и электронной формах.

 
 
 
ПК-4: способен к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности
 
Знать:
 
Виды речевых нарушений в соответствии с классификацией, формы логопедического воздействия.
 
Способы обучения, формы организации всей системы обучения, учебной деятельности детей, организации текущей работы обучаемых групп
 
Средства анализа образовательно-коррекционной деятельности
 
 
Уметь:
 
Планировать и реализовывать учебную деятельность, способствующую коррекции и компенсации речевого дефекта у детей с ОВЗ.
 
Реализовывать учебную деятельность с учетом уровня речевого нарушения; анализировать цели, содержание, методы и средства обучения
 
использовать возможности образовательной и социо-культурной среды для совершенствования качества собственной образовательно-коррекционной деятельности
 
 
Владеть:
 
Навыком выбора вида, формы, коррекционно-образовательной среды и технического оборудования для ведения образовательно-коррекционной деятельности.  
 
Навыком ведения образовательно-коррекционной деятельности и оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.  
 
Методологию исследования состояния речи детей на основе системного и комплексного подхода, с учетом этиологии и механизмов речевого нарушения.  
 
 
 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности при обучении детей с особыми образовательными потребностями в специальных образовательных организациях;;
3.1.2
содержание основных этапов онтогенеза психофизического развития детей с ОВЗ,  особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ в специальных образовательных организациях;;
3.1.3
формы и систему организации логопедического воздействия  в специальных образовательной организации и при инклюзивном образовании в специальных образовательных организациях;;
3.1.4
средства анализа образовательно-коррекционной деятельности учителя-логопеда в специальном образовании и в условиях инклюзии в специальных образовательных организациях
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
структурировать и планировать процессы самообразования при работе с детьми с ОВЗ в специальных образовательных организациях;;
3.2.2
определять социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности детей с ОВЗ, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления образовательно-коррекционного процесса в специальных образовательных организациях;;
3.2.3
организовывать коррекционно-развивающую среду, в том числе дидактические и технические средства, применяемые на фронтальных и индивидуальных занятиях при обучении детей с ОВЗ в специальных образовательных организациях;;
3.2.4
использовать возможности образовательной и социо-культурной среды для совершенствования качества логопедического воздействия при обучении детей с ОВЗ в специальных образовательных организациях
3.2.5
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке профессиональных целей и выбору путей их достижения в специальных образовательных организациях;;
3.3.2
навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ в специальных образовательных организациях;
3.3.3
навыком проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат; навыком организации рабочего места  логопеда, подбора  дидактических материалов, технического оборудования, в том числе создания собственных дидактических материалов в бумажной и электронной формах  в специальных образовательных организациях;
3.3.4
навыками исследования состояния речи детей на основе системного и комплексного подхода, с учетом этиологии и механизмов речевого нарушения в специальных образовательных организациях
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Общие вопросы организации психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. 

 
1.1
Понятие о норме и отклонениях в развитии. Система государственной социальной помощи детям и взрослым с проблемами в развитии. Определение понятия СОУ. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОК-7 ПК-2 ПК-4 ОПК-3
4
0
 
1.2
Общие вопросы организации психолого -педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Система государственной социальной помощи детям и взрослым с проблемами в развитии /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОК-7 ПК-2 ПК-4 ОПК-3
4
0
 
1.3
Дифференциальная диагностика детей с ОВЗ.

Использование наглядно – дидактического материала для проведения занятий с детьми с ОВЗ.

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ОК-7 ПК-2 ПК-4 ОПК-3
4
0
 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
1.4
Комплексное педагогическое воздействие при обучении детей с ОВЗ  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

5
ОК-7 ПК-2 ПК-4 ОПК-3
4
0
 
1.5
Особенности формирования лексико – грамматических категорий, фонематических процессов, мелкой и артикуляционной моторики у детей с ОВЗ    /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ОК-7 ПК-2 ПК-4 ОПК-3
4
0
 
 
Раздел 2. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии

 
2.1
Ребенок с ограниченными возможностями развития как объект и субъект воспитания и обучения. Дифференцированное и интегрированное обучение. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОК-7 ПК-2 ПК-4 ОПК-3
4
0
 
2.2
Специфические особенности обучения и воспитания детей с проблемами развития. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

8
ОК-7 ПК-2 ПК-4 ОПК-3
4
0
 
2.3
Понятие о дифференцированном и интегрированном обучении учащихся с ограниченными возможностями и нормально развивающихся детей и подростков и интеграции их в социум. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОК-7 ПК-2 ПК-4 ОПК-3
4
0
 
 
Раздел 3. Организация и содержание обучения и воспитания детей с нарушениями речи.

 
3.1
Организация отбора детей с отклонениями в развитии в специальные коррекционные учреждения. Педагогическое изучение детей и подростков с отклонениями в развитии в условиях детских образовательных учреждений.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОК-7 ПК-2 ПК-4 ОПК-3
4
0
 
3.2
Воспитание и обучение детей с сенсорными нарушениями с нарушениями речи /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ОК-7 ПК-2 ПК-4 ОПК-3
4
0
 
3.3
Специфические особенности обучения и воспитания детей с проблемами развития /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ОК-7 ПК-2 ПК-4 ОПК-3
4
0
 
3.4
Организация отбора детей с отклонениями в развитии в специальные коррекционные учреждения.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОК-7 ПК-2 ПК-4 ОПК-3
4
0
 
3.5
Организационно-методическое обеспечение образовательного процесса в специальных учреждениях /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОК-7 ПК-2 ПК-4 ОПК-3
4
0
 
 
Раздел 4. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. 

 
4.1
Особенности психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в учреждении, реализующем инклюзивную практику /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ОК-7 ПК-2 ПК-4 ОПК-3
4
0
 
4.2
Индивидуальный образовательный маршрут /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОК-7 ПК-2 ПК-4 ОПК-3
4
0
 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
4.3
Технология деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ОК-7 ПК-2 ПК-4 ОПК-3
4
0
 
4.4
Взаимодействие участников образовательного процесса  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

8
ОК-7 ПК-2 ПК-4 ОПК-3
4
0
 
4.5
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

9
ОК-7 ПК-2 ПК-4 ОПК-3
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

1. Специальная (коррекционная) педагогика как наука и сфера общественной  практики. Предмет, объект и задачи специальной педагогики.

2. Определение понятия «Лица с ограниченными возможностями здоровья (развития)».  Психолого-педагогическая характеристика данной категории детей.

3. Определение понятий: «Лица с особыми образовательными потребностями», «специальные образовательные условия».

4. Основные виды нарушений развития у детей. (Классификация, психолого-педагогическая характеристика различных видов дизонтогенеза).

5. Основные закономерности нарушенного («отклоняющегося») развития; их учет в практике коррекционного обучения и воспитания.

6. Понятие о сложной структуре нарушений развития. Первичные и вторичные нарушения в структуре дефекта развития.

7. Основные категории (группы) детей с отклонениями в развитии.

8. Типы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии дошкольного возраста.

9. Типы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для лиц с отклонениями в развитии школьного возраста.

10. Коррекционные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья системы здравоохранения и социальной помощи населению.

11. Организация коррекционно-педагогической работы в этих учреждениях.

12. Основные принципы специальной (коррекционной) педагогики.

13. Система коррекционного обучения и воспитания детей в нашей стране.

14. Основные формы организации коррекционного обучения детей с отклонениями в развитии.

15. Виды и структура уроков для детей с ОВЗ.

16. Специфические особенности организации и содержания коррекционного обучения и воспитания.

17. Задачи и организация работы службы практической психологии в образовательных учреждениях.

18. Понятие о реабилитации детей с нарушениями развития.

19. Понятие о компенсации и коррекции нарушенных функций.

20. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха.

21. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения.

22. Организация обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями в коррекционных образовательных учреждениях.

23. Организация обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями в массовой общеобразовательной школе

24. Основные группы детей с нарушениями интеллекта и их психолого-педагогическая характеристика.

25. Определение понятия «задержка психического развития». Отграничение ЗПР от других нарушений познавательного и психического развития.

26. Организация обучения и воспитания детей с ЗПР в коррекционных образовательных учреждениях и в массовой общеобразовательной школе.

27. Содержание программы индивидуальной коррекционной работы с ребенком  с задержкой психического развития в образовательном учреждении общего типа.

28. Контингент детей с нарушениями речи среди учащихся коррекционной и массовой общеобразовательной школы.

29. Основные организационные мероприятия в отношении детей с нарушениями речи в образовательных учреждениях специального и общего назначения.

30. Организация логопедической помощи детям младшего школьного возраста, имеющим нарушения устной и письменной речи.

31. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Особенности коррекционного обучения и воспитания.

32. Нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы у детей и подростков.

33. Организация лечебной и психолого-педагогической помощи детям с эмоционально-волевыми расстройствами, обучающимся в массовой школе.

34. Организация коррекционной педагогической работы с учащимися, страдающими эмоционально-волевыми расстройствами.

 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
35. Организация обучения и воспитания детей со «сложным дефектом» (комплексные нарушения развития).

36. Организация, методы и содержание психолого-педагогического обследования детей с отклонениями в развитии.

37. Педагогическая характеристика ребенка, имеющего отклонения в развитии;  ее основное содержание, использование в педагогической практике.

38. Задачи и организация работы  психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК).

39. Организационные мероприятия в отношении детей с отклонениями в развитии, поступающих в образовательные учреждения специального и общего типа.

40. Задачи и организация работы психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) в образовательных учреждениях.

41. Вторичные нарушения у детей с ЗПР.

42. Значение речевого развития у детей с ЗПР.

43. Особенности занятий по развитию лексико- грамматического строя речи у детей с ЗПР.

44. Особенности занятий по развитию связной речи у детей с ЗПР.

45. Формы интеллектуальных нарушений.

46. Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью.

47. Характеристика нарушений речи при интеллектуальной недостаточности.

48. Организация логопедической работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

49. Документация учителя-логопеда. Специфика логопедической работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

50. Особенности деятельности детей с нарушенным слухом.

51. Общие и специфические закономерности эмоционально-волевого развития детей с нарушенным слухом.

52. Проблема компенсации нарушенной слуховой функции.

53. Особенности деятельности детей с нарушенным слухом

54. Общие и специфические закономерности эмоционально-волевого развития детей с нарушенным слухом.

55. Общие и специфические закономерности эмоционально-волевого развития детей с нарушенным зрением.

56. Речевые нарушения у детей с нарушением зрения.

57. Коррекция речевых нарушений у детей с нарушением зрения.

58. Деятельность логопеда в группе ДОУ для детей с нарушением зрения.

59. Логопедическая помощь детям школьного возраста с нарушением зрения.

60. Коррекция речевых нарушений у детей с НОДА

 
5.2. Темы письменных работ
Темы рефератов

1. Организация психологической и педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в Российской Федерации.

2. Организация социальной, психологической и педагогической помощи детям с ограниченными возможностями развития в зарубежных странах.

3. Научная концепция Л.С. Выготского о «зонах актуального и ближайшего развития ребенка» и ее значение для специальной психологии и коррекционной педагогики.

4. Учение Л.С. Выготского о своеобразии развития личности ребенка с дефектом как методологическая основа коррекционной педагогики и психологии.

5. Основные закономерности процесса аномального (отклоняющегося) развития. Эволюция научных взглядов на данную проблему.

Задания к письменной работе

(4 семестр, текущая аттестация)

Вариант№1

1) Каковы закономерности формирования и развития понятийного аппарата специальной педагогики?

2) Начертите схему, отражающую современную структурную организацию специальной педагогики и ее связи с другими научными отраслями.

3) Начертите схему, отражающую современную структурную организацию практической специальной педагогики и ее связи с другими отраслями дефектологии и медицинской психологии.

Задания для тестирования

(4 семестр, текущая аттестация)

Тест 1.

Выберите нужный ответ.

Теория и практика специального образования  включает в себя:

1- изучение особенностей развития и становления человека, имеющего ограниченные возможности жизнедеятельности;

2 - изучение особенностей его становления и социализации как личности;

3 - нахождение наилучших путей, средств, условий осуществления коррекционно- образовательного процесса;

4 - коррекция и компенсация нарушенных функций;

5 -медицинская коррекция;

6 - социальная адаптация и интеграция в общество.

Тест 2.

Выберите правильный ответ.

Как происходит развитие ребенка с нарушениями?

а) Развитие психики аномальных детей подчиняется тем основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка, однако они несколько своеобразно реализуются при нарушениях психического развития.

б) Психическое развитие ребенка с нарушениями  не соответствует  закономерностям развития нормального ребенка.

в) Ребенок с нарушениями развивается по своим особым законам,  резко отличным от законов нормального развития.

 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Глухов, В. П.
Специальная педагогика и специальная психология : учебник для  бакалавриата https://biblio-online.ru/book/specialnaya-pedagogika-i-specialnaya-psihologiya-433327  : учебник для  бакалавриата
М. : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Соловьева, Л. Г Градова Г. Н..
Логопедия: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434044  
 
Л2.2
.Речицкая, Е. Г.
Психолого-педагогическая диагностика развития детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями слуха) : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442078
 
Л2.3
Осипова Л.Б.
Педагогическая практика в дошкольных образовательных организациях для детей с нарушениями зрения [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/   Электрон. текстовые   — URL: http://www.iprbookshop.ru/83866.html
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ.http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.https://elibrary.ru
 
Э3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. -www.iprbookshop.ru
 
Э4
Национальная электронная библиотека (НЭБ).https://нэб.рф/ 
 
Э5
Электронная библиотечная система «Юрайт» https://biblio-online.ru/
 
Э6
Справочно-правовая система «Консультант Плюс». http://www.consultant.ru
 
Э7
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. www.iprbookshop.ru
 
Э8
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 11
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-203 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать 

 
стр. 12
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в 

 
стр. 13
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.