Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хазратова Ф.В.
основные методы логопедического воздействия и принципы подбора дидактических материалов для применения в работе с детьми с речевыми нарушениями
различными способами использования коррекционно-развивающей образовательной среды
навыком организации рабочего места логопеда, подбора дидактических материалов, технического оборудования, в том числе создания собственных дидактических материалов в бумажной и электронной формах.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Использование наглядно – дидактического материала для проведения занятий с детьми с ОВЗ.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Вопросы к экзамену
1. Специальная (коррекционная) педагогика как наука и сфера общественной практики. Предмет, объект и задачи специальной педагогики.
2. Определение понятия «Лица с ограниченными возможностями здоровья (развития)». Психолого-педагогическая характеристика данной категории детей.
3. Определение понятий: «Лица с особыми образовательными потребностями», «специальные образовательные условия».
4. Основные виды нарушений развития у детей. (Классификация, психолого-педагогическая характеристика различных видов дизонтогенеза).
5. Основные закономерности нарушенного («отклоняющегося») развития; их учет в практике коррекционного обучения и воспитания.
6. Понятие о сложной структуре нарушений развития. Первичные и вторичные нарушения в структуре дефекта развития.
7. Основные категории (группы) детей с отклонениями в развитии.
8. Типы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии дошкольного возраста.
9. Типы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для лиц с отклонениями в развитии школьного возраста.
10. Коррекционные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья системы здравоохранения и социальной помощи населению.
11. Организация коррекционно-педагогической работы в этих учреждениях.
12. Основные принципы специальной (коррекционной) педагогики.
13. Система коррекционного обучения и воспитания детей в нашей стране.
14. Основные формы организации коррекционного обучения детей с отклонениями в развитии.
15. Виды и структура уроков для детей с ОВЗ.
16. Специфические особенности организации и содержания коррекционного обучения и воспитания.
17. Задачи и организация работы службы практической психологии в образовательных учреждениях.
18. Понятие о реабилитации детей с нарушениями развития.
19. Понятие о компенсации и коррекции нарушенных функций.
20. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха.
21. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения.
22. Организация обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями в коррекционных образовательных учреждениях.
23. Организация обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями в массовой общеобразовательной школе
24. Основные группы детей с нарушениями интеллекта и их психолого-педагогическая характеристика.
25. Определение понятия «задержка психического развития». Отграничение ЗПР от других нарушений познавательного и психического развития.
26. Организация обучения и воспитания детей с ЗПР в коррекционных образовательных учреждениях и в массовой общеобразовательной школе.
27. Содержание программы индивидуальной коррекционной работы с ребенком с задержкой психического развития в образовательном учреждении общего типа.
28. Контингент детей с нарушениями речи среди учащихся коррекционной и массовой общеобразовательной школы.
29. Основные организационные мероприятия в отношении детей с нарушениями речи в образовательных учреждениях специального и общего назначения.
30. Организация логопедической помощи детям младшего школьного возраста, имеющим нарушения устной и письменной речи.
31. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Особенности коррекционного обучения и воспитания.
32. Нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы у детей и подростков.
33. Организация лечебной и психолого-педагогической помощи детям с эмоционально-волевыми расстройствами, обучающимся в массовой школе.
34. Организация коррекционной педагогической работы с учащимися, страдающими эмоционально-волевыми расстройствами.
36. Организация, методы и содержание психолого-педагогического обследования детей с отклонениями в развитии.
37. Педагогическая характеристика ребенка, имеющего отклонения в развитии; ее основное содержание, использование в педагогической практике.
38. Задачи и организация работы психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК).
39. Организационные мероприятия в отношении детей с отклонениями в развитии, поступающих в образовательные учреждения специального и общего типа.
40. Задачи и организация работы психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) в образовательных учреждениях.
41. Вторичные нарушения у детей с ЗПР.
42. Значение речевого развития у детей с ЗПР.
43. Особенности занятий по развитию лексико- грамматического строя речи у детей с ЗПР.
44. Особенности занятий по развитию связной речи у детей с ЗПР.
45. Формы интеллектуальных нарушений.
46. Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью.
47. Характеристика нарушений речи при интеллектуальной недостаточности.
48. Организация логопедической работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
49. Документация учителя-логопеда. Специфика логопедической работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
50. Особенности деятельности детей с нарушенным слухом.
51. Общие и специфические закономерности эмоционально-волевого развития детей с нарушенным слухом.
52. Проблема компенсации нарушенной слуховой функции.
53. Особенности деятельности детей с нарушенным слухом
54. Общие и специфические закономерности эмоционально-волевого развития детей с нарушенным слухом.
55. Общие и специфические закономерности эмоционально-волевого развития детей с нарушенным зрением.
56. Речевые нарушения у детей с нарушением зрения.
57. Коррекция речевых нарушений у детей с нарушением зрения.
58. Деятельность логопеда в группе ДОУ для детей с нарушением зрения.
59. Логопедическая помощь детям школьного возраста с нарушением зрения.
60. Коррекция речевых нарушений у детей с НОДА
1. Организация психологической и педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в Российской Федерации.
2. Организация социальной, психологической и педагогической помощи детям с ограниченными возможностями развития в зарубежных странах.
3. Научная концепция Л.С. Выготского о «зонах актуального и ближайшего развития ребенка» и ее значение для специальной психологии и коррекционной педагогики.
4. Учение Л.С. Выготского о своеобразии развития личности ребенка с дефектом как методологическая основа коррекционной педагогики и психологии.
5. Основные закономерности процесса аномального (отклоняющегося) развития. Эволюция научных взглядов на данную проблему.
Задания к письменной работе
(4 семестр, текущая аттестация)
Вариант№1
1) Каковы закономерности формирования и развития понятийного аппарата специальной педагогики?
2) Начертите схему, отражающую современную структурную организацию специальной педагогики и ее связи с другими научными отраслями.
3) Начертите схему, отражающую современную структурную организацию практической специальной педагогики и ее связи с другими отраслями дефектологии и медицинской психологии.
Задания для тестирования
(4 семестр, текущая аттестация)
Тест 1.
Выберите нужный ответ.
Теория и практика специального образования включает в себя:
1- изучение особенностей развития и становления человека, имеющего ограниченные возможности жизнедеятельности;
2 - изучение особенностей его становления и социализации как личности;
3 - нахождение наилучших путей, средств, условий осуществления коррекционно- образовательного процесса;
4 - коррекция и компенсация нарушенных функций;
5 -медицинская коррекция;
6 - социальная адаптация и интеграция в общество.
Тест 2.
Выберите правильный ответ.
Как происходит развитие ребенка с нарушениями?
а) Развитие психики аномальных детей подчиняется тем основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка, однако они несколько своеобразно реализуются при нарушениях психического развития.
б) Психическое развитие ребенка с нарушениями не соответствует закономерностям развития нормального ребенка.
в) Ребенок с нарушениями развивается по своим особым законам, резко отличным от законов нормального развития.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.