2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Логопедия (Введение в логопедию)_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Логопедия (Введение в логопедию)
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
зачет 1
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
58
58
58
58
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. пед. наук, доц., Хакимова Г.А. _________________
 
 
Логопедия (Введение в логопедию)
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Ф.В.

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование у обучающихся профессиональных компетенций, системных знаний и представлений о детях с речевыми нарушениями, истории становления логопедии, как науки, причинах возникновения речевых нарушений, возможностях и методах коррекции речевых нарушений.
1.2
Задачи освоения дисциплины
1.3
формировани знаний о причинах, механизмах, структуре и симптоматике нарушений звукопроизношения;  о характеристике основных форм дислалии по ведущим классификациям;
1.4
знакомство обучающихся с принципами, методами, приемами, средствами и содержанием логопедического обследования лиц с нарушениями звукопроизношения, с требованиями к организации, методам, приемам поэтапной коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения, психолого- педагогического сопровождения детей с речевыми нарушениями в образовательном процессе;
1.5
обеспечение усвоения обучающимися теоретически и методически значимых вопросов, определяющих организацию и проведение основных этапов, коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения;
1.6
приобщение обучающихся к основам профессиональной культуры в организации и построении коррекционно- педагогического процесса логопедического обследования, консультирования и коррекции нарушений звукопроизношения;
1.7
стимулирование развития коммуникативной компетентности и личностных качеств, необходимых логопеду для профессиональной деятельности.
1.8
формирование у  обучающихся стремления к совершенствованию профессиональной и информационной компетенции в процессе работы с литературой, Интернет-ресурсами и т.д.
1.9
1.10
 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Логопедия (дислексия, дисграфия)
2.2.2
Логопедия (нарушение темпа речи, заикание)
2.2.3
Логоритмика
2.2.4
Методика преподавания математики (специальная)
2.2.5
Методика преподавания русского языка и литературы (специальная)
2.2.6
Нарушения применения средств общения
2.2.7
Организация работы логопеда в школе
2.2.8
Технология формирования темпо-ритмической организации речи при заикании
2.2.9
Коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы
2.2.10
Курсовая работа по модулю "Организация работы логопеда в школе"
2.2.11
Логопедия (алалия)
2.2.12
Логопедия (афазия)
2.2.13
Нарушения речи органического генеза
2.2.14
Преодоление дизорфографии у младших школьников с нарушениями речи
2.2.15
Производственная педагогическая  практика
2.2.16
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.17
Технология формирования и коррекции навыков письма и чтения у младших школьников с нарушениями речи
2.2.18
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.19
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.20
Логопедическая ритмика
2.2.21
Логопедия (Ринолалия)
2.2.22
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.2.23
Онтогенез речевой деятельности
2.2.24
Организация первой неотложной помощи в чрезвычайных ситуациях (с практикумом)
2.2.25
Основы генетики
2.2.26
Планирование логопедической работы
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.2.27
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.2.28
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.29
Коррекционно-развивающая работа с детьми в организациях компенсирующего вида
2.2.30
Курсовая работа по модулю 7
2.2.31
Логопедия (Алалия)
2.2.32
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.2.33
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
2.2.34
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.2.35
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.2.36
Проектирование ООП для детей с нарушениями речи
2.2.37
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.38
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.39
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.40
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.41
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.42
Речевые игры
2.2.43
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.44
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.45
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
2.2.46
Специальная методика развития речи дошкольников
2.2.47
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
2.2.48
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
2.2.49
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.50
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.51
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.52
Производственная преддипломная практика
2.2.53
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
2.2.54
Специальная методика преподавания математики
2.2.55
Логопсихология
2.2.56
Основы языкознания
2.2.57
Онтогенез речевой деятельности
2.2.58
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.59
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.60
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях семьи
2.2.61
Самоменеджмент и профессиональное саморазвитие специалистов специального (дефектологического) образования
2.2.62
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.63
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.64
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-1: готов сознавать социальную значимость своей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности
 
Знать:
 
Особенности современного этапа развития специального образования в мире
 
Основы оценки профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности
 
Ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;

 
 
Уметь:
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Ориентироваться в современных проблемах специального образования
 
Ранжировать профессионально важные качества будущей профессии, определять иерархию мотивов к осуществлению профессиональной деятельности
 
Адекватно и обоснованно оценивать социо-культурную ситуацию развития специального образования на современном этапе.
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа профессионально важных качеств будущей профессии и мотивов в аспекте выполнения профессиональной деятельности
 
Определения структуры профессиограммы будущей профессии и  ведущих мотивов осуществления профессиональной деятельности
 
Осознанной устойчивой мотивацией к профессиональной деятельности в области специального образования
 
 
 
ОПК-2: готов осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами
 
Знать:
 
Структуру и виды нормативных правовых актов, регламентирующих профессиональную деятельность в сфере специального образования

использовать базовые правовые знания при решении различных профессиональных задач в обучении детей с ОВЗ

 
Требования к качеству реализуемых коррекционных программ на основе действующих нормативно- правовых актов в сфере специального образования
 
Нормативные правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность в сфере образования.
 
 
Уметь:
 
Использовать базовые правовые знания при решении различных профессиональных задач в обучении детей с ОВЗ
 
Оценивать качество реализуемых коррекционных программ на основе действующих нормативно-правовых актов в сфере специального образования
 
Применять законы и другие нормативные правовые акты в различных видах профессиональной деятельности
 
 
Владеть:
 
Критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ
 
Основы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся.
 
Основы проектирования системы психолого- педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса детей с особенностями в развитии
 
 
 
ОПК-4: готов к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
Критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ
 
Основы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся.
 
Основы проектирования системы психолого- педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса детей с особенностями в развитии
 
 
Уметь:
 
Оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам
 
Определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения образовательного процесса.
 
Проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно- воспитательного процесса
 
 
Владеть:
 
Навыками выбора направления психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей развития детей
 
Навыками осуществления  психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ОВЗ.
 
Навыками разработки программ психолого- педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик параметров образовательной среды
 
 
 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
ПК-7: готов к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением
 
Знать:
 
Особенности взаимодействия с ближайшим заинтересованным окружением лиц с ОВЗ
 
Использовать психолого-педагогические средства во взаимодействии с ближайшим окружением лиц с ОВЗ
 
Особенности психолого-педагогического сопровождения семей лиц с ОВЗ.
 
 
Уметь:
 
Проводить педагогическую диагностику особенностей семейного воспитания и особенностей взаимодействия ребенка с ОВЗ с ближайшим окружением
 
Использовать различные средства коммуникации в разных видах профессиональной деятельности, координировать деятельность социальных партнеров
 
Выстраивать и реализовывать план работы с ближайшим окружением обучающегося с ОВЗ
 
 
Владеть:
 
Способами планирования психолого-пеадгогического сопровождения
 
Способами взаимодействия с родителями и заинтересованным окружением детей с ОВЗ по вопросам развития и коррекции
 
Методами педагогического консультирования семей и представителей ближайшего социального окружения лиц с нарушениями речи.
 
 
 
ПК-8: способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
 
Знать:
 
Структурные элементы педагогического исследования
 
Основные методики исследования  компонентов речевой системы
 
Формы и методы организации исследовательской деятельности
 
 
Уметь:
 
Определять направления исследовательской деятельности.
 
Определять методы и методики проведения исследовательской деятельности.
 
Оформлять, представлять, описывать, характеризовать процессы и явления, полученные в ходе исследовательской деятельности
 
 
Владеть:
 
Навыками организации и проведении диагностики
 
Навыком применения различных методов исследования в логопедической практике
 
Навыками проведения экспериментального исследования; интерпретации и обобщения, презентации результатов исследования

 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основную нормативно-правовую документацию, регламентирующую деятельность учителя-логопеда
3.1.2
социальную значимость логопедической коррекции;
3.1.3
научно-теоретические и практические подходы к организации, содержанию, выбору средств и созданию условий воспитания и образования лиц с речевыми нарушениями;
3.1.4
этиологию, патогенез, симптоматику нарушений речи;
3.1.5
способы построения индивидуального образовательного маршрута для ребенка с речевым нарушением;
3.1.6
виды нормативно-правовой документации в логопедии;
3.1.7
базовые понятия в области преодоления речевых нарушений у детей и взрослых;
3.1.8
общие сведения об истории, современном состоянии и развитии логопедии в нашей стране и за рубежом;
3.1.9
нормативно-правовые документы и методические материалы, регулирующие деятельность специальных учреждений и групп для детей с речевыми нарушениями, содержание коррекционно-развивающей работы по воспитанию и обучению детей с речевыми нарушениями, и должностные обязанности соответствующих специалистов.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
пользоваться нормативно-правовой документацией в логопедии;
3.2.2
оценивать значимость логопедического воздействия для личности ребенка с нарушением речи;
 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.2.3
анализировать и объяснять связь логопедии с общей и дошкольной педагогикой, связь специальной педагогики с отраслями медицинских, психологических и лингвистических знаний;
3.2.4
проектировать индивидуальный образовательный маршрут.
3.2.5
уметь соотносить знания об основных условиях, формах и направлениях коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими речевыми нарушения в развитии   в системах образования, здравоохранения и социального обеспечения,  с фактами педагогической реальности.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
способностью пользоваться нормативно-правовой документации;
3.3.2
осознанной устойчивой мотивацией к профессиональной деятельности в области специального образования практическими умениями и навыками общения и взаимодействия с лицами, имеющими   речевые нарушения  
3.3.3
умениями и навыками изучения педагогического опыта, накопленного в истории развития логопедии;
3.3.4
практическими умениями и навыками делового общения со специалистами специальных дошкольных и школьных образовательных учреждений;
3.3.5
практическими умениями и навыками консультирования специалистов ДОУ и родителей по вопросам обучения, воспитания, коррекции и компенсации детей с речевыми нарушениями;
3.3.6
навыками разработки индивидуального образовательного маршрута;
3.3.7
навыком проектирования адаптированных программ для детей с речевыми нарушениями.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введени в логопедиюе Логопедия как отраслевая наука специальной педагогики.

 
1.1
Логопедия как специальная педагогическая наука. Нормативно- правовые документы в логопедии  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-4 ПК-7 ПК-8
1
0
 
1.2
Закон об образовании. Нормативно- правовые акты посвященные работе с детьми с речевыми нарушениями. Нормы времени для учителя- логопеда  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-4 ПК-7 ПК-8
1
0
 
1.3
Классификация звуков речи. Этиология и классификация нарушений речи  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-4 ПК-7 ПК-8
1
0
 
1.4
Артикуляторно-акустические характеристики гласных и согласных звуков русского языка. Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с речевым нарушением.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-4 ПК-7 ПК-8
1
0
 
1.5
Исторический аспект развития логопедии как науки. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-4 ПК-7 ПК-8
1
0
 
1.6
Взаимодействие логопедии с другими науками  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-4 ПК-7 ПК-8
1
0
 
 
Раздел 2. Методы логопедического воздействия в коррекции звукопроизношения

 
2.1
Приемы постановки звуков речи  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-4 ПК-7 ПК-8
1
0
 
2.2
Артикуляционная гимнастика. Методика проведения, виды упражнений. Тренировка приемов постановки звуков речи  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-4 ПК-7 ПК-8
1
0
 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.3
Артикуляционные профили звуков речи  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-4 ПК-7 ПК-8
1
0
 
2.4
Виды сигматизма и парасигматизма. Диагностика  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-4 ПК-7 ПК-8
1
0
 
2.5
Виды ламбдацизма и параламбдацизма. Диагностика.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-4 ПК-7 ПК-8
1
0
 
2.6
Ротоцизм и параротоцизм. Диагностика /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-4 ПК-7 ПК-8
1
0
 
2.7
Каппацизм, хитизм, гаммацизм. Диагностика  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-4 ПК-7 ПК-8
1
0
 
2.8
Методы логопедического воздействия. Проектирование адаптированных программ для детей с речевыми нарушениями /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-4 ПК-7 ПК-8
1
0
 
2.9
Подготовка дидактических материалов для проведения артикуляционной гимнастики.   /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-4 ПК-7 ПК-8
1
0
 
2.10
/Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-4 ПК-7 ПК-8
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

1) Логопедия как наука. Определение, предмет, объект логопедии;

2) Структура и задачи логопедии.

3) Связь логопедии с другими науками.

4) Понятие нормы и патологии речевой деятельности.

5) Условия необходимые для формирования правильной речи.

6) Онтогенез речевого развития.

7) Критические периоды в развитии речевой функции.

8) Анатомо-физиологические механизмы речи.

9) Роль слуха и зрения в развитии речи детей.

10) Классификация звуков русского языка.

11) Часто нарушаемые звуки русского языка

12) Звуки раннего онтогенеза

13) Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.

14) Нарушения внешнего оформления высказывания

15) Нарушения внутреннего оформления высказывания

16) Нарушения письменной речи

17) Системные нарушения речи

18) Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.

19) Характеристика общего недоразвития речи

20) Речевые нарушения.  История изучения.

21) Системные нарушения речи

22) Психолого- педагогическая классификация речевых нарушений

23) Этиология  речевых нарушений.

24) Характер повреждения различных отелов речевого аппарата.

25) Механизмы нарушения произношения звуков.

26) Нарушения  внешней стороны речи .

27) История изучения речевых нарушений

28) Причины, проявления речевых нарушений, специфика устранения.

 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
29) Обследование лиц с речевыми нарушениями

30) Структура обследования речи

31)  Задачи обследования речи.  Принципы обследования речи

32) Методы, приемы обследования речи.

33) Методы и приёмы выявления нарушений фонематического слуха.

34) Принципы логопедической работы.

35) Этапы логопедической работы по формированию правильного произношения.

36) Подготовительный этап. Основные направления логопедического воздействия.

37) Этап формирования первичных произносительных умений и навыков. Основные направления коррекционной работы.

38) Особенности устранения различных речевых нарушений..

39) Система коррекционной работы по развитию фонематического слуха.

40) Структура логопедического занятия по коррекции речевых нарушений

41) Артикуляционная гимнастика. Методика проведения.

42) Профилактика: предупреждение возникновения речевых нарушений

43) Система логопедической помощи детям с речевыми нарушениями.

44) Перспективы развития логопедии.

45) Принципы логопедического воздействия

46) Принцип системности. Приведите примеры.

47) Онтогенетический принцип логопедического воздействия.

48) Деятельностный принцип логопедического воздействия. Приведите примеры.

49) Ранняя диагностика нарушений звукопроизносительной стороны речи.

50) Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями.

51) Способы и приемы выявления нарушений звукопроизношения.

52) Характеристика основных этапов коррекционно-педагогической работы.

53) Основные закономерности нормального развития детской речи

54) Обследование детей с нарушениями речи  и система коррекционно-педагогической работы с ними.

55) Принципы и приемы обследования детей с речевыми нарушениями.

56) Система коррекционно-педагогической работы с детьми при нарушении звукопроизношения..

57) Артикуляционная гимнастика.

58) Методика проведения артикуляционной гимнастики

59)  Виды упражнений артикуляционной гимнастики.

60) Артикуляторно-акустические характеристики гласных и согласных звуков русского языка

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных сообщений

1) Готовность детей с нарушениями речи  к овладению письменной речи.

2) Предупреждение нарушений письменной речи у дошкольников с ФФН.

3) Логопедия как отрасль специальной педагогики. Ее связь с другими науками.

4) Клиническая характеристика причин и механизмов речевых нарушений.

5) Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями.

6) Принципы изучения анализа речевых нарушений.

7) Общая характеристика фонетико-фонематических нарушений (принципы объединения речевых нарушений).

8) Характеристика недостатков звукопроизношения по основным формам проявления (отсутствие, замена, искажение, смешение).

9) Соотношение артикуляционных  и фонематических расстройств при дислалии.

10) Содержание работы на подготовительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения.

11) Содержание и приемы работы по развитию слухового внимания и памяти, фонематического слуха у детей с дислалией.

12) Характеристика приемов постановки звуков.

13) Использование игр при коррекции недостатков звукопроизношения.

14) Дифференцированный подход к организации коррекционно-логопедической работы при функциональных и механических дислалиях.

15) Дифференцированный подход к организации и содержанию коррекционно-логопедической работы при фонетических и фонематических нарушениях звукопроизношения.

16) Дифференцированный подход к организации и содержанию коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения при сохранной и нарушенной иннервации речевого аппарата.

17) Логопедия как специальная педагогическая наука

18) Этиология и классификация нарушений речи

19) Исторический аспект развития логопедии как науки.

20) Логопедическое воздействие

21) Методы логопедического воздействия

22) Подготовка дидактических материалов для проведения артикуляционной гимнастики.

23) Классификация звуков речи

24) Артикуляционная гимнастика. Методика проведения, виды упражнений.

25) Артикуляторно-акустические характеристики гласных и согласных звуков русского языка

26) Исторический аспект развития логопедии как науки.

27) Логопедическое воздействие

 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
28) Методы логопедического воздействия

29) Подготовка дидактических материалов для проведения артикуляционной гимнастики.

30) Классификация звуков речи

31) Закон об образовании. Нормативно-правовые акты посвященные работе с детьми с речевыми нарушениями. Нормы времени для учителя-логопеда

32) Адаптированные образовательные программы

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Соловьева, Л. Г. 
Соловьева, Л. Г.   Логопедия : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 191 с. — (Серия : Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-06310-3.
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Н. В. Микляева
Моделирование образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 362 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11198-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/444721
Москва. Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Житкова Ю. С. Зыбина А. В.
Развитие экспрессивной и импрессивной речи  у дошкольников с ОВЗ: методическое пособие для бакалавров/ Текст: электронный// ЭОР НГПУ [сайт]. — URL: 
Набережные Челны, НГПУ, 2018, 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Дизартрия причины, классификация - URL: https://solnet.ee/parents/log_60   

 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:https://www.elibrary.ru/defaultx.asp
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 11
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-203 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимся и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, 

 
стр. 12
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь. Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание письменных докладов с обсуждением, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить

дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса. Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные 

 
стр. 13
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная работа.

При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачёте.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены ФГБОУ ВО "НГПУ" или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.