Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хазратова Ф.В.
основные методы логопедического воздействия и принципы подбора дидактических материалов для применения в работе с детьми с речевыми нарушениями
различными способами использования коррекционно-развивающей образовательной среды
навыком организации рабочего места логопеда, подбора дидактических материалов, технического оборудования, в том числе создания собственных дидактических материалов в бумажной и электронной формах.
ции
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Вопросы и задания к экзамену
1) Понятие, определение дислалии..
2) Понятие нормы и патологии речевой деятельности.
3) Условия необходимые для формирования правильной речи.
4) Онтогенез речевого развития.
5) Критические периоды в развитии речевой функции.
6) Анатомо-физиологические механизмы речи.
7) Роль слуха и зрения в развитии речи детей.
8) Классификация звуков русского языка.
9) Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.
10) Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.
11) Дислалия. Сведения о распространении.
12) Дислалия. История изучения.
13) Классификация дислалии.
14) Основные формы дислалии.
15) Классификация дислалии (психолингвистический аспект).
16) Механизмы дислалии.
17) Симптоматика дислалии.
18) Этиология дислалии.
19) Характер повреждения различных отелов речевого аппарата.
20) Механизмы нарушения произношения звуков.
21) Функциональная Дислалия.
22) История изучения функциональной дислалии.
23) Причины функциональной дислалии. виды, симптоматика.
24) Механическая дислалия.
25) История изучения механической дислалии.
26) Причины механической дислалии, проявления, специфика устранения.
27) Обследование лиц с дислалией: структура, задачи, принципы, методы, приемы.
28) Методы и приёмы выявления нарушений фонематического слуха.
29) Принципы логопедической работы.
30) Акустико-фонематическая дислалия
31) Артикуляторно фонетическая дислалия
32) Акустико-фонетическая дислалия
33) Логопедическая работа при акустико-фонематической дислалии
34) Профилактическая работа при акустико-фонематической дислалии
35) Логопедическая работа при артикуляторно – фонетической дислалии
36) Профилактическая работа при артикуляторно – фонетической дислалии
37) Логопедическая работа при акустико-фонетической дислалии
38) Профилактическая работа при акустико-фонетической дислалии
39) Этапы логопедической работы по формированию правильного произношения.
40) Подготовительный этап. Основные направления логопедического воздействия.
41) Этап формирования первичных произносительных умений и навыков. Основные направления коррекционной работы.
42) Особенности устранения различных форм дислалии.
43) Система коррекционной работы по развитию фонематического слуха.
44) Структура логопедического занятия по устранению дислалии на подготовительном этапе.
45) Структура логопедического занятия по устранению дислалии на этап формирования первичных произносительных умений и навыков
46) Структура логопедического занятия по устранению дислалии на этапе формирования коммуникативных умений и навыков
47) Артикуляционная гимнастика. Методика проведения.
48) Профилактика: предупреждение возникновения дислалии;
49) Предупреждение возникновения на основе дислалии других речевых нарушений.
50) Система логопедической помощи.
52) Недостатки произношения свистящих
53) Недостатки произношения шипящих
54) Недостатки произношения звуков р, р’
55) Недостатки произношения звуков л, л’
56) Недостатки произношения заднеязычных;
57) Недостатки произношения йотированных, звуков т, т’; д, д’
58) Дефекты озвончения;
59) Дефекты смягчения..
60) Система коррекционной работы по преодолению нарушений свистящих (шипящих; заднеязычных; йотированных, звуков т, т’; д, д’; дефекты озвончения; дефекты смягчения).
61) Приведите примеры использования лингвистического материала на различных этапах (автоматизация и дифференциация) формирование звука с (с’, з, з’, ц, ш, ж, щ, ч, й, р, л, г).
Темы письменных сообщений
1. Ранняя диагностика нарушений звукопроизносительной стороны речи.
2. Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями.
3. Способы и приемы выявления нарушений звукопроизношения.
4. Характеристика основных этапов коррекционно-педагогической работы.
5. Основные закономерности нормального развития детской речи
6. Обследование детей с дислалией и система коррекционно-педагогической работы с ними.
7. Принципы и приемы обследования детей с дислалией.
8. Система коррекционно-педагогической работы с детьми при дислалии.
9. Готовность детей с дислалией к овладению письменной речи.
10. Предупреждение нарушений письменной речи у дошкольников с речевыми нарушениями.
11. Логопедия как отрасль специальной педагогики. Ее связь с другими науками.
12. Клиническая характеристика причин и механизмов речевых нарушений.
13. Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями.
14. Принципы изучения анализа речевых нарушений.
15. Общая характеристика фонетико-фонематических нарушений (принципы объединения речевых нарушений).
16. Характеристика недостатков звукопроизношения по основным формам проявления (отсутствие, замена, искажение, смешение).
17. Соотношение артикуляционных и фонематических расстройств при дислалии.
18. Содержание работы на подготовительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения.
19. Содержание и приемы работы по развитию слухового внимания и памяти, фонематического слуха у детей с дислалией.
20. Характеристика приемов постановки звуков.
21. Использование игр при коррекции недостатков звукопроизношения.
22. Дифференцированный подход к организации коррекционно-логопедической работы при функциональных и механических дислалиях.
23. Дифференцированный подход к организации и содержанию коррекционно-логопедической работы при фонетических и фонематических нарушениях звукопроизношения.
24. Дифференцированный подход к организации и содержанию коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения при сохранной и нарушенной иннервации речевого аппарата.
25. Понятие "Дислалия". Формы дислалии.
26. Место дислалии в структуре психолого-педагогической и клинико-педагогической классификаций нарушений речи
27. Онтогенез фонетико-фонематической системы языка.
28. Условия необходимые для правильного формирования звукопроизношения.
29. Понятие нормы и патологии.
30. Физиологическая дислалия.
31. Классификация звуков речи
32. Артикуляторно-акустические характеристики гласных и согласных звуков русского языка.
33. Методика логопедического воздействия при дислалии
34. Принципы и методы логопедического обследования и воздействия при дислалии.
35. Структура логопедической работы: этапы и содержание.
36. Подготовка материалов для обследования состояния звукопроизношения.
37. Недостатки и искажения звукопроизношения
38. Звуки речи.
39. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.
40. Постановка звуков.
41. Автоматизация звуков.
42. Подготовка конспектов занятий по постановке и автоматизации звуков речи.
43. Недостатки произношения звуков речи
Методические указания к лекциям.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда,
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимся и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание письменных докладов с обсуждением, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить
дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.