2022-2023_azb44_03_05 НОиДО 1842_ 1742_plx_Краеведение в начальной школе_ Начальное образование и Дошкольное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Краеведение в начальной школе
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
 
зачет 3
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Г.Р. Ганиева _________________
 
 
Краеведение в начальной школе
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова И.М.

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель:
1.2
создать условия для начальной методической подготовки обучающихся к работе по школьному краеведению.
1.3
Задачи:
1.4
познакомить обучающихся с основами краеведения;
1.5
научить применять возможности краеведения для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения младщих школьников. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.2
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
2.1.3
Теория начального математического образования
2.1.4
Теория начального языкового образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
2.2.2
Организация деятельности младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
2.2.3
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.2.4
Технологии начального литературного образования
2.2.5
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.2.6
Актуальные проблемы современного языкознания
2.2.7
Вариативные учебники математики в начальных классах
2.2.8
Вариативные учебники по русскому языку
2.2.9
Графическая деятельность младших школьников
2.2.10
Декоративно-прикладное искусство в начальных классах
2.2.11
Дизайнерская обработка материалов
2.2.12
Конструкторская деятельность младших школьников
2.2.13
Организация деятельности младших школьников на занятиях по музыке
2.2.14
Организация семейных праздников и досуга детей
2.2.15
Проблемный подход в обучении математике в начальных классах
2.2.16
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
2.2.17
Современное русское словоизменение
2.2.18
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.19
Диагностика личностных и метапредметных результатов обучения
2.2.20
Основы психодидактики и развивающего образования
2.2.21
Производственная преддипломная практика
2.2.22
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.23
Графическая деятельность младших школьников
2.2.24
Дизайнерская обработка материалов
2.2.25
Основы психодидактики и развивающего образования
2.2.26
Организация семейных праздников и досуга детей
2.2.27
Вариативные учебники математики в начальных классах
2.2.28
Современное русское словоизменение
2.2.29
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
стр. 4
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами Краеведения.
 
Критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами Краеведения. 
 
Основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами Краевдения.
 
 
Уметь:
 
Использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами Краеведения.
 
Оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами Краеведения.
 
Проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами Краевдения.
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами Краевдения. 
 
Опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами Краеведения.
 
Опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами Краеведения.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
историю развития краеведческой науки;
3.1.2
способы анализа основных этапов и закономерностей исторического развития родного края и страны в целом;
3.1.3
требования ФГОС НОО к организации внеурочной деятельности младших школьников, в том числе краеведческой работы;
3.1.4
способы организации краеведческой работы с младшими школьниками в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами Краевдения.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать краеведческий материал на уроках в начальной школе для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
3.2.2
организовать краеведческую работу с младшими школьниками во внеурочной деятельности для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
3.2.3
проводить наблюдения и полевые исследования в природе;
3.2.4
моделировать образовательный процесс в соответствии с задачами воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
использования краеведческого материала как на уроках, так и при проведении других форм учебно-воспитательной работы младших школьников для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
3.3.2
организации краеведческой работы в начальной школе для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
3.3.3
проведения полевых исследований, обработки и оформления материалов;
3.3.4
разработки план-конспектов (программ) по краеведению в начальной школе под конкретный метапредметный и предметный результат.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
стр. 5
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Раздел 1.  Методические основы краеведческой работы  в начальной школе

 
1.1
История становления краеведческой науки. Цели и задачи школьного краеведения. Прниципы отбора краеведческого материала в начальной школе. Методы и приемы краеведческих исследований. Методические основы краеведческой работы  в начальной школе /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-4
3
0
 
1.2
Современное состояние школьного краеведения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-4
3
0
 
1.3
Краеведческий подход и краеведческий принцип обучения в начальной школе. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

4
ПК-4
3
0
 
1.4
Источники краеведческой информации. Краеведческий отдел Центральной городской библиотеки (г. Набережные Челны).  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ПК-4
3
0
 
1.5
Средства наглядности, используемые при изучении краеведческого материала. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
ПК-4
3
0
 
 
Раздел 2. Географическое и эколого-биологическое краеведение в начальной школе

 
2.1
Организация краеведческого изучения своей местности: природа как объект краеведческой деятельности /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
ПК-4
3
0
 
2.2
Методика изучения экологической ситуации своей местности. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
ПК-4
3
0
 
2.3
Организация краеведческого изучения своей местности: население и экономика края как объект краеведческой деятельности. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

4
ПК-4
3
0
 
2.4
Школьное географическое краеведение и его роль в учебно-воспитательном процессе младших школьников. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
ПК-4
3
0
 
2.5
Учебные краеведческие экскурсии географо-эколого-биологического и фенологического содержания. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
ПК-4
3
0
 
2.6
Организация географо-экологических исследований своей местности /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

4
ПК-4
3
0
 
2.7
Организация краеведческого изучения физико-географических особенностей своей местности. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

4
ПК-4
3
0
 
2.8
Внеклассные мероприятия краеведческой направленности /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

4
ПК-4
3
0
 
2.9
Внеклассные мероприятия краеведческой направленности /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

4
ПК-4
3
0
 
 
Раздел 3. Историческое краеведение в начальной школе

 
3.1
Историческое краеведение, его значение в обучении и воспитании младших школьников. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

4
ПК-4
3
0
 
3.2
Встречи с ветеранами войны и труда, “Организация Уроков мужества в начальной школе, празднование дней воинской славы. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
ПК-4
3
0
 
стр. 6
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
3.3
Музейная работа в историческом образовании младших школьников.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
ПК-4
3
0
 
3.4
Памятники истории и культуры как источники краеведения. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

4
ПК-4
3
0
 
3.5
Экскурсии в памятные места достопримечательности своего края. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ПК-4
3
0
 
3.6
Краеведческие музеи в городах Республики Татарстан /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-4
3
0
 
3.7
Поисково-исследовательская работа младших школьников в изучении истории своего края /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
ПК-4
3
0
 
3.8
Школьный краеведческий музей /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
ПК-4
3
0
 
3.9
Требования к созданию школьного краеведческого музея /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

4
ПК-4
3
0
 
3.10
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

4
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Задание  к зачету:

раскрыть методическую работу учителя начальных классов в рамках проведения внеурочного  занятия на одну из краеведческих тем.

Примерные темы:

1. Внеклассное занятие в школьной библиотеке ( тема на выбор).

2. Внеклассное занятие в школьном краеведческом музее ( тема на выбор).

3. Растения на пришкольном участке.

4. Культура народов Татарстана.

5. Выдающиеся личности родного края.

6. Профессии родителей. Профессии жителей родного города (села).   

7. Профессии, связанные с природопользованием и охраной природы.

8. Наш город  - Набережные Челны (……).

9. Татарстан – часть России.

10. Как в нашем городе охраняют природу.

11. Национальный парк «Нижняя Кама».

12. Волжско-Камский государственный заповедник.

13. Красная книга Республики Татарстан.

14. Будем беречь всех, кто живет рядом с нами. Экологический праздник.

15. Растения родного края  в разные времена года.

16. Адаптация животных родного края  к сезонным изменениям в природе.

17. Экологический праздник «День земли в Татарстане».

18. Рельеф местности.

19. Речные долины родного края.

20. Полезные ископаемые республики Татарстан.

21. Из чего построен наш дом, откуда мы получаем тепло, газ, электричество?

22. Нефть - главное богатство Республики Татарстан.

23. Водоемы Татарстана.

24. Почвы Республики Татарстан.

25. Леса Татарстана, их восстановление и охрана.

26. Экологический праздник «Юный эколог Татарстана».

27. Становление и развитие родного города (села).

28. Мой дом, моя улица.

29. Моя семья.

30. Наш край в годы ВОВ.

31. Красота и уникальность родного города (села).

32. Архитектура родного края.

 
5.2. Темы письменных работ
Примерная тематика рефератов:

 
стр. 7
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
1. Школьное географическое краеведение и его роль в учебно-воспитательном процессе младших школьников.

2. Использование краеведческого материала на уроках Окружающего мира.

3. Историческое краеведение, его значение в обучении и воспитании младших школьников.

4. Источники краеведения: литературные, статистические, картографические.

5. Краеведческие музеи в городах Республики Татарстан.

6. Краеведческий подход и краеведческий принцип обучения в начальной школе.

7. Методы краеведческого изучения своей местности.

8. Методика организации краеведческих экскурсий в начальной школе.

9. Организация краеведческого изучения физико-географических особенностей своей местности.

10. Организация изучения растительности своей местности.

11. Изучение животного мира лесов Татарстана.

12. Организация изучения города как объекта краеведческой деятельности.

13. Организация изучения сельского населённого пункта как объекта краеведения.

14. Организация целенаправленных наблюдений за изменениями в неживой и живой природе своей местности

15. Объекты и процессы природы как источник краеведческих знаний.

16. Памятники истории и культуры как источники краеведения.

17. Производственные предприятия как объект краеведческой деятельности.

18. Внеклассная краеведческая работа с младшими школьниками, формы ее организации.

19. Методика изучения экологической ситуации своей местности.

20. Организация географо-экологических исследований своей местности.

21. Краеведческие возможности экологической тропы.

22. Роль краеведения в патриотическом воспитании младших школьников.

23. Краеведение и эстетическое воспитание младших школьников.

24. Фенологические наблюдения в краеведческой работе начальной школы.

25. Литературное краеведение, его значение в обучении и воспитании младших школьников.

26. Способы изучения культуры и традиций народов родного края.

27. Значение музейной педагогики в школьном краеведении.

28. Краеведы Республики Татарстан.

29. Организация работы по изучению культуры народов своего края младшими школьниками.

30. Поисково-исследовательская работа младших школьников в изучении истории своего края.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение ФОС к РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Шмакова, Г.В.
Краеведение: учебное пособие
Москва: Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Миронов А.В.
Теория и технология преподавания интегрированного курса "окружающий мир" : учебник и практикум для  бакалавриата 
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
Л2.2
Никонова М.А, Данилов П.А.
Общее землеведение и краеведение
Москва: издательский центр «Академия», 2008
 
Л2.3
Смирнова М.С.
Естествознание: учебник и практикум для вузов 
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://открытыйурок.рф
 
Э2
Инфоурок [Электронный ресурс] -  URL:  https://infourok.ru/metodi-semeynogo-vospitaniya-i-ih-primenenie- 876499.html
 
Э3
Научная электронная библиотека ЕLIBRARY.RU. [Электронный ресурс]. -URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
 
стр. 8
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
6.3.1.2
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-316 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения 

 
стр. 9
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

 
стр. 10
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.