2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Логопедия (Ринолалия)_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Логопедия (Ринолалия)
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
экзамен 3
Виды контроля на курсах:
экзамен
9
самостоятельная работа
115
аудиторные занятия
20
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
20
20
20
20
Кoнтактная рабoта
20
20
20
20
Сам. работа
115
115
115
115
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. пед. наук, доц., Хакимова Г.А. _________________
 
 
Логопедия (Ринолалия)
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Ф.В.

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование у обучающихся профессиональных компетенций, системных знаний и представлений о детях с ринолалией, причинах возникновения этого речевого нарушения, возможностях и методах коррекции речевых нарушений при ринолалии.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование знаний о причинах, механизмах, структуре и симптоматике ринолалии;  о характеристике основных видов ринолалии по ведущим классификациям;
1.4
знакомство обучающихся с принципами, методами, приемами, средствами и содержанием логопедического обследования детей с ринолалией, с требованиями к организации, методам, приемам поэтапной коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений речи при ринолалии;
1.5
обеспечение усвоения студентами теоретически и методически значимых вопросов, определяющих организацию и проведение основных этапов, коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений речи при ринолалии;
1.6
приобщение обучающихся к основам профессиональной культуры в организации и построении коррекционно-педагогического процесса логопедического обследования, консультирования и коррекции нарушений речи при ринолалии;
1.7
стимулирование развития коммуникативной компетентности и личностных качеств, необходимых логопеду для профессиональной деятельности.
1.8
 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия и возрастная физиология
2.1.2
Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения
2.1.3
Ациклические виды спорта
2.1.4
Валеологические основы профессиональной деятельности
2.1.5
Валеология
2.1.6
Основы медицинских знаний
2.1.7
Профессиональная коммуникация
2.1.8
Физическая культура и спорт
2.1.9
Филологическое обеспечение профессиональной деятельности
2.1.10
Циклические виды спорта
2.1.11
Логопедия (Дизартрия)
2.1.12
Логопедия (Нарушения голоса)
2.1.13
Логопсихология
2.1.14
Методы психолого-педагогического исследования (с практикумом)
2.1.15
Основы языкознания
2.1.16
Техника речи
2.1.17
Формы логопедической работы
2.1.18
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.19
Логопедия (Дислалия)
2.1.20
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.21
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.22
Основы языкознания
2.1.23
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.24
Логопсихология
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Логопедия (дислексия, дисграфия)
2.2.2
Логопедия (нарушение темпа речи, заикание)
2.2.3
Логоритмика
2.2.4
Методика преподавания математики (специальная)
2.2.5
Методика преподавания русского языка и литературы (специальная)
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.2.6
Нарушения применения средств общения
2.2.7
Организация работы логопеда в школе
2.2.8
Технология формирования темпо-ритмической организации речи при заикании
2.2.9
Коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы
2.2.10
Курсовая работа по модулю "Организация работы логопеда в школе"
2.2.11
Логопедия (алалия)
2.2.12
Логопедия (афазия)
2.2.13
Нарушения речи органического генеза
2.2.14
Преодоление дизорфографии у младших школьников с нарушениями речи
2.2.15
Производственная педагогическая  практика
2.2.16
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.17
Технология формирования и коррекции навыков письма и чтения у младших школьников с нарушениями речи
2.2.18
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.19
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.20
Коррекционно-развивающая работа с детьми в организациях компенсирующего вида
2.2.21
Курсовая работа по модулю 7
2.2.22
Логопедия (Алалия)
2.2.23
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.2.24
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
2.2.25
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.2.26
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.2.27
Проектирование ООП для детей с нарушениями речи
2.2.28
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.29
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.30
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.31
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.32
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.33
Речевые игры
2.2.34
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.35
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.36
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
2.2.37
Специальная методика развития речи дошкольников
2.2.38
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
2.2.39
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
2.2.40
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.41
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.42
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.43
Производственная преддипломная практика
2.2.44
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
2.2.45
Специальная методика преподавания математики
2.2.46
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
2.2.47
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.48
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
2.2.49
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.50
Речевые игры
2.2.51
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.52
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
 
Знать:
 
Нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ
 
Особенности протекания психических процессов у детей с особенностями в развитии
 
Содержание основных этапов онтогенеза психофизического развития индивида,  особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ
 
 
Уметь:
 
Формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии
 
Определять социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления образовательно-коррекционного процесса
 
Выбирать направления коррекционного воздействия при обучении детей с ОВЗ, учитывающие особые образовательные потребности этих детей
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ
 
Навыками осуществления коррекционного процесса, с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ
 
Навыками разработки программ коррекционного обучения с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ
 
 
 
ПК-1: способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
Основные направления логопедического воздействия,   применяемые в  коррекционной работе с детьми с нарушениями речи, с учетом видов речевых нарушений и личностных особенностей детей
 
Формы логопедического воздействия и  особенности коррекционно-образовательных программ
 
Содержание коррекционно-образовательных программ и особенности их применения в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями с учетом  принципа системности и дифференцированного подхода .
 
 
Уметь:
 
Реализовывать коррекционно- логопедические   программы обучения детей с речевыми нарушениями
 
Выбирать и использовать исторический опыт коррекционного обучения, лиц с нарушениями в развитии, в том числе и речи
 
Разрабатывать и реализовывать содержание логопедических занятий с учетом речевого дефекта у ребенка, нарушений личностного развития
 
 
Владеть:
 
Представлениями и знаниями о совершенствовании логопедических технологий на современном этапе развития  коррекционной педагогики
 
Практическими умениями и навыками выбора программы коррекционно-логопедического воздействия для профилактики и преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ
 
Навыками применения различных логопедических технологий в коррекционном обучении детей с нарушениями речи
 
 
 
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
 
Знать:
 
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
 
Педагогические подходы в формировании речевых навыков у детей с речевыми нарушениями;

основные методы логопедического воздействия и принципы подбора дидактических материалов для применения в работе с детьми с речевыми нарушениями

 
Формы и систему организации логопедического воздействия в образовательной организации;
 
 
Уметь:
 
Обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности
 
Подбирать дидактические материалы, применяемые в коррекционно-образовательном процессе для детей с речевыми нарушениям с учетом их возрастных особенностей
 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Организовывать коррекционно-развивающую среду, в том числе дидактические и технические средства, применяемую в различных формах педагогического воздействия
 
 
Владеть:
 
Основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды
 
Опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам;

различными способами использования коррекционно-развивающей образовательной среды

 
Опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат;

навыком организации рабочего места логопеда, подбора   дидактических материалов, технического оборудования, в том числе создания собственных дидактических материалов в бумажной и электронной формах

 
 
 
ПК-3: готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
Модально неспецифические и специфические особенности дизонтогенеза детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения и возможности их компенсации
 
Требования к планированию коррекционно-развивающей деятельности
 
Виды планов и программ логопедического воздействия
 
 
Уметь:
 
Использовать специальную литературу для планирования образовательной деятельности
 
Соотносить нормативные требования с уровнем речевого нарушения и индивидуальными возможностями ребенка
 
Составлять все виды планов (годовой, перспективный, календарный, индивидуальный), конспекты занятий, применяемые в коррекционно- логопедическом воздействии
 
 
Владеть:
 
Навыком выбора методической литературы, адекватной в применении для коррекции конкретного речевого нарушения
 
Способами планирования, организации, координации и контроля педагогического процесса
 
Навыком самостоятельного планирования образовательного процесса с учетом системы речевого нарушения в перспективе на год, месяц, день
 
 
 
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
 
Знать:
 
Основы психолого- педагогической и нозологической классификации речевых нарушений; этиологию и патогенез речевых нарушений; схему нормального речевого развития и физических навыков
 
Критерии оценки уровня и вида речевых нарушений; виды дифференциальной    диагностики нарушений психических процессов у детей с  ОВЗ
 
Методологию исследования состояния речи детей на основе системного и комплексного подхода, с учетом этиологии и механизмов речевого нарушения
 
 
Уметь:
 
Применять знания для описания основных характеристик речевых нарушений у детей с ОВЗ
 
Оценивать уровень владения компонентами речевой системы с учетом дифференцированного и личностного подхода, возрастных особенностей детей с ОВЗ
 
Производить речевое заключение по результатам дифференцированного комплексного системного исследования состояния речевой функции детей с ОВЗ и в том числе детей с нарушениями речи
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа основных характеристик речевых нарушений
 
Навыками психолого- педагогического исследования всех компонентов речевой системы, психических процессов и физических навыков с учетом возрастных особенностей детей с ОВЗ
 
Приемами проведения различных видов исследований с учетом принципов комплексной психолого- педагогической диагностики
 
 
 
ПК-6: способен осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы
 
Знать:
 
Виды речевых нарушений в соответствии с классификацией
 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Основной комплекс мероприятий, направленных на получение полной информации о состоянии речи ребенка
 
Особенности развития  и уровень достижений обучающихся с разным типом дизонтогенеза на различных возрастных ступенях
 
 
Уметь:
 
Подбирать диагностику обследования в соответствии с речевым диагнозом
 
Проводить сбор необходимых данных и исследование достижений ребенка
 
Проводить мониторинг качества программ индивидуального развития обучающихся, опираясь на критерии и показатели их развития
 
 
Владеть:
 
Навыком исследовательской деятельности в проведении мониторинга по изучению планируемых результатов обучения детей с речевыми нарушениями
 
Навыком составления схемы обследования и проведения мониторинга по выявлению речевых достижений у детей с речевыми нарушениями
 
Навыками оценки и анализа полученных в ходе мониторинга данных
 
 
 
ПК-8: способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
 
Знать:
 
Структурные элементы педагогического исследования
 
Основные методики исследования  компонентов речевой системы
 
Формы и методы организации исследовательской деятельности
 
 
Уметь:
 
Определять направления исследовательской деятельности
 
Определять методы и методики проведения исследовательской деятельности
 
Оформлять, представлять, описывать, характеризовать процессы и явления, полученные в ходе исследовательской деятельности
 
 
Владеть:
 
Навыками организации и проведении диагностики
 
Определять методы и методики проведения исследовательской деятельности
 
Оформлять, представлять, описывать, характеризовать процессы и явления, полученные в ходе исследовательской деятельности
 
 
 
ПК-9: способен использовать методы психолого-педагогического исследования, основы математической обработки информации, формулировать выводы, представлять результаты исследования
 
Знать:
 
Основы проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающихся с речевыми нарушениями
 
Основы проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающихся с речевыми нарушениями, с учетом изменения конкретной образовательной ситуации развития
 
Методологию педагогического исследования в специальном образовании
 
 
Уметь:
 
Оценивать соответствие индивидуального образовательного маршрута обучающегося с речевыми нарушениями, с его возрастными и индивидуальным особенностями
 
Определять направления индивидуального развития обучающихся с речевыми нарушениями в конкретной предметной и метапредметной области
 
Осуществлять качественный и количественный анализ диагностических данных, аргументировано формулировать логопедическое заключение; планировать дальнейшие направления работы
 
 
Владеть:
 
Навыками проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с речевыми нарушениями по заданным характеристикам
 
Навыками интерпретации результатов психолого-педагогического исследования
 
Методами и приемами изучения особенностей деятельности и поведения детей, имеющих нарушения развития
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
научно-теоретические и практические подходы к организации, содержанию, выбору средств и созданию условий воспитания и образования детей с ринолалией;
 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.1.2
этиологию, патогенез, симптоматику нарушений речи (ринолалии)
3.1.3
базовые понятия в области преодоления речевых нарушений, связанных с ринолалией  у детей;
3.1.4
общие сведения об истории, современном состоянии и развитии  вопроса о ринолалии в нашей стране и за рубежом;
3.1.5
знать нормативно-правовые документы и методические материалы, регулирующие деятельность специальных учреждений и групп для детей с ринолалией, содержание коррекционно-развивающей работы по воспитанию и обучению детей с ринолалией, и должностные обязанности соответствующих специалистов.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать и объяснять связь логопедии с общей и дошкольной педагогикой, связь специальной педагогики с отраслями медицинских, психологических и лингвистических знаний;
3.2.2
уметь соотносить знания об основных условиях, формах и направлениях коррекционно-педагогической работы с детьми с ринолалией,
3.2.3
соотносить знания о логопедической работе по преодолению нарушений при ринолалии   в системах образования, здравоохранения и социального обеспечения,  с фактами педагогической реальности;
3.2.4
использовать коррекционно-образовательные программы для преодоления ринолалии;
3.2.5
пользоваться специальными пособиями в логопедическом воздействии при преодолении ринолалии;
3.2.6
планировать логопедическое воздействие в логопедической работе с детьми с ринолалии;
3.2.7
проводить диагностику речевых навыков у детей с ринолалией
3.2.8
пользоваться способами сравнения и анализа полученных данных при диагностике речевых нарушений у детей с ринолалией.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
практическими умениями и навыками общения и взаимодействия с детьми с ринолалией;
3.3.2
практическими умениями и навыками изучения педагогического опыта, накопленного в истории развития учения о ринолалии;
3.3.3
практическими умениями и навыками делового общения со специалистами специальных дошкольных и школьных образовательных учреждений;
3.3.4
практическими умениями и навыками консультирования специалистов ДОУ и родителей по вопросам обучения, воспитания, коррекции и компенсации детей с речевыми нарушениями (Ринолалией);
3.3.5
навыком составления коррекционно-образовательных программ по преодолению ринолалии;
3.3.6
навыками создания специальных средств для преодоления ринолалии;
3.3.7
навыками планирования логопедического воздействия при ринолалии;
3.3.8
навыками диагностики речевых нарушений при ринолалии;
3.3.9
навыками анализа и интерпретации результатов, полученных при диагностике речевых нарушений у детей с ринолалией.
3.3.10
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Механизмы и виды ринолалии

 
1.1
Этиология ринолалии /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
3
0
 
1.2
Виды ринолалии /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
3
0
 
1.3
Характеристика ринолалии и основных ее форм /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
3
0
 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
1.4
Специфика нарушений устной и письиенной речи у детей с ринолалией. Рефераты. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
3
0
 
1.5
Открытая ринолалия /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
3
0
 
1.6
Закрытая ринолалия /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
3
0
 
1.7
Особенности речи при закрытой ринолалии /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
3
0
 
1.8
Особенности речи при открытой ринолалии /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
3
0
 
 
Раздел 2. Методика коррекционной работы

 
2.1
Методики коррекционной работы с закрытой и открытой ринолалией. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
3
0
 
2.2
Приемы дыхательных и голосовых упражнений, коррекции звуковой стороны речи у детей с ринолалией /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
3
0
 
2.3
Подготовка конспектов занятий и дидактических материалов. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
3
0
 
2.4
Специфика  нарушений  устной и письменной речи у детей с ринолалией /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
3
0
 
2.5
Подготовка конспектов занятий и дидактических материалов  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
3
0
 
2.6
Этапы логопедического воздействия при закрытой ринолалии /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
3
0
 
2.7
Этапы логопедического воздействия при открытой ринолалии /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
3
0
 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.8
Дидактические упражнения по дифференциации воздушной струи /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
3
0
 
2.9
Дидактические упражнения по формированию длительности и направленности воздушной струи /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

7
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
3
0
 
2.10
/Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

9
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену:

1) Анатомо-физиологические особенности нёбно-глоточного аппарата в норме и патология.

2) Термин «ринолалия», отличия от дислалии и ринофонии. Факторы, влияющие на развитие врожденных расщелин верхней губы и неба.

3) Исторический аспект развития проблемы, классификации расщелин губы и нёба.

4) Значение хирургического вмешательства при врожденных дефектах губы и неба.

5) Закрытая и смешанная формы ринолалии.

6) Характеристика устной речи у детей с открытой формой ринолалии, явление гиперкоррекции.

7) Структура дефекта при ринолалии.

8) Особенности логопедического обследования при ринолалии. Реализация принципа комплексности.

9) Приемы обследования дыхания, строения и функций артикуляционного аппарата при ринолалии.

10) Современные методики коррекционной работы (А. Г. Ипполитовой, И. И. Ермаковой, Л. И. Вансовской).

11) Принципы работы в дооперационный период.

12) Принципы и задачи послеоперационной работы логопеда с детьми при ринолалии.

13) Особенности коррекционной работы с ринолаликами раннего возраста.

14) Приемы активизации работы мышц небно-глоточного кольца.

15) Состояние фонематического восприятия при ринолалии. Предложите приёмы коррекции.

16) Перечислите упражнения по развитию правильного физиологического и речевого дыхания.

17) Значение и особенности массажа в послеоперационный период.

18) Укажите этапы работы при коррекции голоса у ринолаликов. Опишите рекомендуемые вокальные упражнения.

19) Сравнительная характеристика дыхательной и голосовой функции в норме и при ринолалии.

20) Последовательность работы по устранению назального оттенка голоса у детей с ринолалией.

21) Развитие артикуляционного праксиса при ринолалии.

22) Методика коррекции звукопроизношения при ринолалии.

23) Взаимосвязь звуков при коррекции звукопроизношения у детей с ринолалией

24) Симптомокомплексы дефектов при врожденной открытой ринолалии

25) Структура речевого нарушения при ринолалии.

26) Сочетание речевых и неречевых нарушений в структуре дефекта.

27) Влияние врожденной открытой ринолалии на речевое, физическое, и психическое развитие ребенка.

28) Разработать схему структуры синдрома ринолалии.

29) Механизм возникновения речевых нарушений при ринолалии.

30) Механизмы нарушения речевого дыхания, голосообразования и звукопроизношения.

31) Виды и формы врожденных расщелин.

32) Симптомокомплексы дефектов при врожденной открытой ринолалии.

33) Структура речевого нарушения при ринолалии.

34) Сочетание речевых и неречевых нарушений в структуре дефекта.

35) Влияние врожденной открытой ринолалии на речевое, физическое, и психическое развитие ребенка.

36) Возможности коррекции дефекта при ринолалии.

37) Сочетание медицинского и общепедагогического воздействия в преодолении ринолалии.

38) Возможность предупреждения тяжелых нарушений речи и отклонений в формировании личности у детей и подростков с ринолалией.

39) Этапы и содержание методики логопедического воздействия в дооперационный период.

40) Коррекция дыхания

41) Развитие артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения.

42) Подготовка сегментов мягкого неба к велофарингеальному смыканию.

43) Анализ методик логопедической работы (А.Г.Ипполитова, И.И.Ермакова и др.).

44) Сопоставительный анализ методик логопедической работы   А.Г.Ипполитова  Е.А.Соболева  

 
стр. 11
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
45) Характеристика этапов логопедической работы.

46) Характеристика последовательности логопедической работы по постановке звуков.

47) Анализ приемов логопедического воздействия.

48) Анализ методического материала для проведения логопедической работы.

49) Отражение в методических материалах специфики возраста при организации занятий.

50) Послеоперационный период. Содержание логопедического воздействия.

51) Приемы формирования правильного произношения и тембра голоса.

52) Сопоставительный анализ методик логопедической работы О.В.Правдина, А.Г.Ипполитова,

53) Характеристика этапов логопедической работы.

54) Характеристика последовательности логопедической работы по постановке звуков.

55) Анализ приемов логопедического воздействия.

56) Анализ методического материала для проведения логопедической работы.

57) Содержание логопедической работы при закрытой ринолалии

58) Специальные упражнения для дифференциации воздушной струи

59) Специальные упражнения для развития длительности, направленности и силы воздушной струи

60) Специальные упражнения для активизации работы мягкого неба 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных сообщений

1. Профессиональные нарушения голосового аппарата.

2. Проблема мутации голоса.

3. Современные методы исследования голосового аппарата.

4. Методы постановки эзофагального («пищеводного») голоса.

5. Методики восстановления голосовой функции при парезах и параличах гортани.

6. Дыхательная гимнастика как средство профилактики и коррекции голосовых расстройств.

7. Фонопедическая работа при функциональных расстройствах голоса.

8. Проблема ринолалии и ринофонии в исследованиях зарубежных авторов.

9. Влияние челюстно-лицевой патологии на развитие речи детей.

10. Система обследование ребёнка с ринолалией. Использование технических средств.

11. Коррекция голоса при ринолалии.

12. Особенности логопедического массажа при открытой ринолалии.

13. Исследования устной речи дошкольников с ринолалией.

14. Методы исследования голосового аппарата.

15. Методика коррекционной работы.

16. Коррекционная работа при парезах и параличах гортани.

17. Восстановление голоса при хронических ларингитах.

18. Этапы коррекционной работы после удаления гортани.

19. Восстановление голоса при у детей с органическими изменениями гортани.

20. Восстановление голоса при функциональных нарушениях

21. Содержание логопедической работы при закрытой ринолалии

22.Составьте список упражнений для дифференциации воздушной струи

23. Составьте список упражнений для развития длительности, направленности и силы воздушной струи

24. Составьте список упражнений для активизации работы мягкого неба

25. Опишите методику работы при ринолалии М.Е.Хватцева   

26. Опишите методику работы при ринолалии О.В.Правдиной

27. Опишите методику работы при ринолалии А.Г.Ипполитовой  

28. Опишите методику работы при ринолалии, проанализировав все имеющиеся

29. Опишите методику работы при ринолалии И.И.Ермаковой

30. Опишите методику работы при ринолалии Е.А.Соболевой

 
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС прилагается к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Соловьева, Л. Г. 
Соловьева, Л. Г.   Логопедия : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 191 с. — (Серия : Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-06310-3.
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 12
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Балакирева А.С.
Логопедия. Ринолалия [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Балакирева А.С.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Изд-во В. Секачев, 2019.— 204 c.—  URL: http://www.iprbookshop.ru/90109.html. 
Москва: Изд-во В. Секачев, 2019  ЭБС «IPRbooks», 
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Житкова Ю. С. Зыбина А. В.
Развитие экспрессивной и импрессивной речи  у дошкольников с ОВЗ: методическое пособие для бакалавров/ Текст: электронный// ЭОР НГПУ [сайт]. — URL: 
Набережные Челны, НГПУ, 2018, 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ -  URL:  

http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rusг  

 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Ринолалия у детей  -URL:   https://www.logopedplus.ru/articles/rinolaliya/rinolaliya-u-detey/
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-203 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на 

 
стр. 13
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под 

 
стр. 14
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание письменных докладов (с обсуждением), эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний, обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

 
стр. 15
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.