2022-2023_b44_03_05 Г и ИЯ 261 гр__plx_Методический практикум_География и Иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методический практикум
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили География и Иностранный язык 
 
зачет 7
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
Кандидат педагогических наук, доцент, Киямова Ания Галиакбаровна _________________
 
 
Методический практикум
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили География и Иностранный язык 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цели  освоения дисциплины:приобретение обучающимися практических умений и основных профессиональных компетенций, необходимых учителям географии для выполнения профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС основного и среднего (полного) общего образования по географии.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ознакомление с ФГОС, примерными программами по географии, требованиями к составлению рабочих программ, поурочных планов и внеурочных занятий.
1.4
освоение современных методов и технологий обучения и диагностики.
1.5
формирование умений проектировать образовательный процесс на основании образовательной программы по географии в соответствии  с требованиями образовательных стандартов для достижения образовательных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами предмета «География».
1.6
совершенствование профессиональных  умений  и навыков, необходимых  для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.2
Методы математической обработки данных
2.1.3
Основы вожатской деятельности
2.1.4
Производственная педагогическая вожатская практика
2.1.5
Физическая география материков и океанов
2.1.6
Биогеография
2.1.7
Методы исследовательской и проектной деятельности
2.1.8
Педагогика
2.1.9
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.10
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.1.11
Учебная научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.12
Учебная технологическая практика
2.1.13
Ландшафтоведение
2.1.14
Общее землеведение
2.1.15
Практика устной и письменной речи (английский язык)
2.1.16
Психология
2.1.17
Психология воспитательных практик
2.1.18
Учебная практика по физической географии
2.1.19
Учебная технологическая практика
2.1.20
Географические информационные системы
2.1.21
География почв с основами почвоведения
2.1.22
Межкультурная коммуникация
2.1.23
Учебная технологическая практика (проектно-технологическая практика)
2.1.24
Практическая грамматика
2.1.25
Практическая фонетика
2.1.26
Технологии цифрового образования
2.1.27
Учебная практика по геологии и топографии
2.1.28
Учебная языковая практика
2.1.29
Геология
2.1.30
Картография с основами топографии
2.1.31
Методы географических исследований
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История и культура стран изучаемого языка
2.2.2
Производственная педагогическая практика
2.2.3
Учебная практика по экономической и социальной географии
 
стр. 4
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
2.2.4
Экономическая и социальная география России
2.2.5
Производственная педагогическая практика
2.2.6
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов физической географии
2.2.7
Технология организации краеведческой работы в школе
2.2.8
Экономическая и социальная география мира
2.2.9
Язык зарубежной прессы
2.2.10
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.11
Геоэкология
2.2.12
Интерпретация иноязычного текста
2.2.13
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.14
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.15
Этногеография и география религий
2.2.16
История иностранного языка
2.2.17
Основы работы с иноязычным научным текстом
2.2.18
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов экономической и социальной географии
2.2.19
Туризм в школе
2.2.20
География населения
2.2.21
География РТ
2.2.22
Сравнительная типология иностранного и русского языков
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.2: Проектирует индивидуальные образовательные маршруты освоения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ дополнительного образования в соответствии с образовательными потребностями обучающихся
 
 
ОПК-9: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
 
ОПК-9.1: Выбирает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, для решения задач профессиональной деятельности
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.1: Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета
 
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
 
ПК-2.3: Выбирает и демонстрирует способы оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания, в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
ПК-3.2: Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании (предмета по профилю) в учебной и во внеурочной деятельности
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
 
стр. 5
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
3.1.1
цели, содержание и структуру географического образования: планируемые результаты обучения географии; требования к разработке рабочих программ; основные компоненты основных и дополнительных образовательных программ;  современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные технологии;
3.1.2
общие принципы и подходы к реализации процесса воспитания; методы и приемы формирования ценностных ориентаций обучающихся; методы реализации воспитательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета; способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка;образовательные технологии, необходимые для адресной работы с различными категориями обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
3.1.3
современные возможности специализированных информационных систем и технологий, цифровые ресурсы для решения задач профессиональной деятельности;
3.1.4
структуру, состав и дидактические единицы предметной области «География», закономерности и принципы формирования содержания географического образования;
3.1.5
способы интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности; компоненты образовательной среды и их дидактические возможности; принципы и подходы к организации предметной среды географии;
3.1.6
научно-исследовательский и научно-образовательный потенциал региона, где осуществляется образовательная деятельность
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
разрабатывать и применять отдельные компоненты основных и дополнительных образовательных программ;проектировать индивидуальные образовательные маршруты в соответствии с образовательными потребностями обучающихся; осуществлять отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных в обучении географии;
3.2.2
создавать воспитательные ситуации, содействующие становлению у обучающихся ценностного отношения к миру;
3.2.3
проектировать, организовывать и оценивать различные виды внеурочной деятельности ребенка;
3.2.4
соотносить виды адресной помощи с индивидуальными образовательными потребностями обучающихся; оказывать консультативную помощь родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания;
3.2.5
использовать цифровые ресурсы для решения задач профессиональной деятельности;
3.2.6
осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО и возрастными особенностями учащихся;
3.2.7
разрабатывать различные формы учебных занятий по географии, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные;
3.2.8
использовать различные методы, формы и технологии обучения географии при формировании развивающей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения; обосновывать и включать научно-исследовательские и научно-образовательные объекты в образовательную среду и процесс обучения географии; использовать образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании географии и во внеурочной деятельности.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками разработки программ по географии, в том числе программ дополнительного образования; навыками реализации образовательных программ согласно требованиям образовательных стандартов в планировании и проведении учебных занятий;
3.3.2
методами проектирования и реализации воспитательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета; методиками организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка; методами (первичного) выявления детей с особыми образовательными потребностями;
3.3.3
навыками оказания адресной помощи обучающимся;способами оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания.
3.3.4
методами отбора и использования цифровых ресурсов, технологиями создания презентационного материала с использованием современных информационных технологий;
3.3.5
навыками отбора учебного содержания в соответствии с требованиями ФГОС ОО;
3.3.6
навыками разработки различных форм учебных занятий; методами, приемами и технологиями обучения, в том числе информационными;
3.3.7
способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности, технологиями проектирования элементов образовательной среды школьной географии с учетом возможностей конкретного региона
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
стр. 6
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
Раздел 1. Разработка основных и дополнительных образовательных программ

 
1.1
Основные и дополнительные образовательные программы /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

4
ОПК-2.2 ОПК-9.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2
7
0
 
1.2
Авторские программы по географии /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

2
ОПК-2.2 ОПК-9.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2
7
0
 
1.3
Разработка программы дополнительного образования /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

4
ОПК-2.2 ОПК-9.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2
7
0
 
 
Раздел 2. ОГЭ и ЕГЭ по географии: особенности проведения и подготовки к экзамену 

 
2.1
Структура, содержание КИМов государственной итоговой аттестации по географии /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

2
ОПК-2.2 ОПК-9.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2
7
0
 
2.2
Решение заданий ОГЭ и ЕГЭ /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

4
ОПК-2.2 ОПК-9.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2
7
0
 
2.3
Повторение содержания географии по основным блокам /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

6
ОПК-2.2 ОПК-9.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2
7
0
 
 
Раздел 3. Технологии организации практических работ по географии 

 
3.1
Требования к проведению практических работ /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

2
ОПК-2.2 ОПК-9.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2
7
0
 
3.2
Практические работы на местности /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

4
ОПК-2.2 ОПК-9.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2
7
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
3.3
Разработка одной практической работы на местности /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

8
ОПК-2.2 ОПК-9.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2
7
0
 
 
Раздел 4. Цифровые образовательные ресурсы как источник географической информации

 
4.1
Цифровые образовательные ресурсы по географии /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

4
ОПК-2.2 ОПК-9.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2
7
0
 
4.2
Методика работы с цифровыми ресурсами /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

4
ОПК-2.2 ОПК-9.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2
7
0
 
4.3
Использование цифровых ресурсов на уроках географии /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

8
ОПК-2.2 ОПК-9.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2
7
0
 
 
Раздел 5. Нестандартные формы уроков

 
5.1
Классификация нестандартных уроков /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-2.2 ОПК-9.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2
7
0
 
5.2
Требования к разработке нестандартных уроков  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-2.2 ОПК-9.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2
7
0
 
5.3
Разработка одного урока /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ОПК-2.2 ОПК-9.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2
7
0
 
 
Раздел 6. Воспитетельная деятельность по географии

 
6.1
Проектирование воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета "География" /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

2
ОПК-2.2 ОПК-9.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2
7
0
 
стр. 8
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
6.2
Виды внеурочной деятельности /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

2
ОПК-2.2 ОПК-9.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2
7
0
 
6.3
Работа с родителями  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

4
ОПК-2.2 ОПК-9.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2
7
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Перечень вопросов и заданий к зачету

1. Планирование учебной работы по географии. Требования к составлению рабочих программ.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного  и среднего  (полного)общего образования.

3. Интеграция учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности.

4. Воспитательный потенциал школьной географии.

5. Образовательный потенциал социокультурной среды региона в обучении географии.

6. Современные информационные технологии и программные средства в обучении географии.

7. Практическая направленность обучения географии: проблемы и перспективы.

8. Использование ролевых и деловых игр в обучении географии.

9. Система внеурочной краеведческой работы по географии.

10. Общественно-полезная деятельность учащихся во внеурочной работе.  

11. Методика проведения недели географии.

12. Методика организации дискуссий и дебатов в обучении географии.

13. Формирование опыта творческой деятельности в обучении географии.

14. Геоэкологические учебные экскурсии и методика их проведения.  

15. Учебная геоэкологическая тропа как средство активизации познавательной и практической деятельности учащихся.

16. Использование электронных презентаций в обучении географии.

17. Роль школьного географического образования в достижении личностных результатов обучения географии.

18. Туристско-экскурсионная работа со школьниками.

19. Методика организации географического кружка.

20. Социально значимая направленность внеурочной работы и методика организации этой работы учителем географии.

21. Развитие познавательных интересов учащихся в процессе организации проектной и исследовательской деятельности по географии.

22. Реализация культурологического подхода в школьной географии.

23. Организация экскурсий, походов по географии.

24. Особенности работы с родителями.

25. Формы и методы  подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.

26. Организация факультативов по географии.

27. Организация практических работ на местности.

28. Цифровые образовательные ресурсы по географии.

29. Нестандартные уроки географии.

30. Внеурочная работа по географии.

Задание: разработать план урока с использование цифровых образовательных ресурсов по одной из тем школьной географии. 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Комплект практических заданий

1. Разработать и представить программу дополнительного образования по географии.

2. Разработать и представить план внеурочного мероприятия по географии.

3. Разработать план урока с применением ЭОР (курс по выбору).

4. Разработать план нестандартного урока географии.  

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в приложении РПД "Методический практикум"
 
 
стр. 9
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Сухоруков, В.Д., Суслов В.Г.
Методика обучения географии: : учебник и практикум для вузов / В. Д. Сухоруков, В. Г. Суслов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 365 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12439-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/447484
Москва: Юрайт, 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Финаров, Д. П
Методика обучения географии в школе: учеб. пособие для студ. вузов /Д. П. Финаров. – М. : АСТ : Астрель, ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 382 с. : ил. – (Высшая школа)
М. : АСТ : Астрель, ХРАНИТЕЛЬ, 2007
 
Л2.2
Душина, И. В.
Практикум по методике обучения географии : : учебное пособие / И. В. Душина, Е. А. Таможняя, Е. А. Беловолова ; под редакцией Е. А. Таможняя. — Москва : Прометей, 2013. — 164 c. — ISBN 978-5-7042-2402-0. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/18602.html 
Москва : Прометей, 2013
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Киямова, А.Г.
Обучение географии в условиях реализации ФГОС: учебное пособие для обуч. учреждений высш. пед. образования и учителей географии общеобразовательных школ и гимназий / сост. А.Г. Киямова .— Н.Челны : ФГБОУ ВО «НГПУ», 2019 .— 143 с. — Электронная версия печатной публикации .— URL: http://bibl:81/books/Эл.Библ./Обучение географии в условиях реализации ФГОС_Киямова АГ.pdf
Набережные Челны: Издательство НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Министерство образования и науки Российской Федерации. - URL:http://минобрнауки.рф/
 
Э2
Российское образование. - URL: http://www.edu.ru
 
Э3
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - URL: https://festival.1september.ru/mathematics/
 
Э4
Образовательный интернет-проект в России «Инфоурок». - URL: https://infourok.ru/
 
Э5
Сообщество взаимопомощи учителей . - URL: http://pedsovet.su/
 
Э6
Всероссийский педагогический портал . - URL: http://методкабинет.рф/
 
Э7
Методическая лаборатория географии. - URL: http://www.geoclass.ru
 
Э8
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э9
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 10
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-413 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Приступая к освоению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

В ходе подготовки к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие.

В ходе практического занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием методической базы. Это 

 
стр. 11
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу педагогических ситуаций и формированием навыков работы с научной и методической литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, на умение будущего педагога не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимися новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

- составление плана текста,

- графическое изображение структуры текста,

- конспектирование текста, выписки из текста,

- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

- учебно-исследовательская работа,

- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

- решение задач и упражнений по образцу,

- решение вариативных задач,

- решение ситуационных (профессиональных) задач.

Завершающим этапом освоения дисциплины является зачет и экзамен

Методические указания к зачету.

При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом освоения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. 

 
стр. 12
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств.

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания.

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.