2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Логопедия (Алалия)_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Логопедия (Алалия)
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
зачет 4
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
58
58
58
58
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. пед. наук, доц., Хакимова Г.А. _________________
 
 
Логопедия (Алалия)
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Ф.В.

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование у обучающихся профессиональных компетенций, системных знаний и представлений о тяжелых системных нарушениях речи, причинах возникновения этих речевых нарушений, возможностях и методах их коррекции.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование знаний о причинах, механизмах, структуре и симптоматике системных нарушений речи у детей с алалией;
1.4
знакомство с принципами, методами, приемами, средствами и содержанием логопедического обследования лиц с речевыми нарушениями, с требованиями к организации, методам, приемам поэтапной коррекционно-логопедической работы по преодолению системного нарушения речи;
1.5
обеспечение усвоения теоретически и методически значимых вопросов, определяющих организацию и проведение основных этапов, коррекционно-логопедической работы по преодолению речевых нарушений у детей с алалией.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Логопедия (дислексия, дисграфия)
2.1.2
Логопедия (нарушение темпа речи, заикание)
2.1.3
Логоритмика
2.1.4
Методика преподавания математики (специальная)
2.1.5
Методика преподавания русского языка и литературы (специальная)
2.1.6
Нарушения применения средств общения
2.1.7
Проектирование образовательных программ
2.1.8
Проектирование программ логопедического сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
2.1.9
Технология формирования темпо-ритмической организации речи при заикании
2.1.10
Клинические основы дефектологии
2.1.11
Логопедия (дизартрия)
2.1.12
Логопедия (нарушения голоса)
2.1.13
Логопедия (ринолалия)
2.1.14
Нарушения фонационного и звукопроизносительного оформления речи
2.1.15
Практикум по обследованию моторных функций
2.1.16
Практикум по постановке голоса и выразительности речи
2.1.17
Технологическая (проектно-технологическая) практика
2.1.18
Анатомия и возрастная физиология
2.1.19
Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения
2.1.20
Ациклические виды спорта
2.1.21
Валеологические основы профессиональной деятельности
2.1.22
Валеология
2.1.23
Введение в профессиональную деятельность
2.1.24
Основы медицинских знаний
2.1.25
Практикум по обследованию речи
2.1.26
Профессиональная коммуникация
2.1.27
Система обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.1.28
Теоретические и методологические основы логопедии
2.1.29
Тренинг коммуникативной компетентности
2.1.30
Учебная ознакомительная практика
2.1.31
Физическая культура и спорт
2.1.32
Филологическое обеспечение профессиональной деятельности
2.1.33
Циклические виды спорта
2.1.34
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.1.35
Логопедическая ритмика
2.1.36
Логопедические технологии
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.1.37
Логопедия (Ринолалия)
2.1.38
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.1.39
Онтогенез речевой деятельности
2.1.40
Организация первой неотложной помощи в чрезвычайных ситуациях (с практикумом)
2.1.41
Основы генетики
2.1.42
Планирование логопедической работы
2.1.43
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.1.44
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.45
Логопедия (Дизартрия)
2.1.46
Логопедия (Нарушения голоса)
2.1.47
Логопсихология
2.1.48
Методы психолого-педагогического исследования (с практикумом)
2.1.49
Основы языкознания
2.1.50
Техника речи
2.1.51
Формы логопедической работы
2.1.52
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.53
Логопедия (Дислалия)
2.1.54
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.55
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.56
Основы языкознания
2.1.57
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.58
Основы генетики
2.1.59
Логопсихология
2.1.60
Онтогенез речевой деятельности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
2.2.2
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.3
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.4
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.5
Производственная преддипломная практика
2.2.6
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
2.2.7
Специальная методика преподавания математики
2.2.8
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.9
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.10
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
 
Знать:
 
нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ;
 
особенности протекания психических процессов у детей с особенностями в развитии;
 
содержание основных этапов онтогенеза психофизического развития индивида,  особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
 
 
Уметь:
 
формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии;
 
определять социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления образовательно-коррекционного процесса;
 
выбирать направления коррекционного воздействия при обучении детей с ОВЗ, учитывающие особые образовательные потребности этих детей.
 
 
Владеть:
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
 
навыками осуществления коррекционного процесса, с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ;
 
навыками разработки программ коррекционного обучения с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ.
 
 
 
ПК-1: способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
основные направления логопедического воздействия,   применяемые в  коррекционной работе с детьми с нарушениями речи, с учетом видов речевых нарушений и личностных особенностей детей;
 
формы логопедического воздействия и  особенности коррекционно-образовательных программ;
 
содержание коррекционно-образовательных программ и особенности их применения в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями с учетом  принципа системности и дифференцированного подхода.
 
 
Уметь:
 
реализовывать коррекционно- логопедические   программы обучения детей с речевыми нарушениями;
 
выбирать и использовать исторический опыт коррекционного обучения, лиц с нарушениями в развитии, в том числе и речи;
 
разрабатывать и реализовывать содержание логопедических занятий с учетом речевого дефекта у ребенка, нарушений личностного развития;
 
 
Владеть:
 
представлениями и знаниями о совершенствовании логопедических технологий на современном этапе развития  коррекционной педагогики;
 
практическими умениями и навыками выбора программы коррекционно-логопедического воздействия для профилактики и преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ;
 
навыками применения различных логопедических технологий в коррекционном обучении детей с нарушениями речи.
 
 
 
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
 
педагогические подходы в формировании речевых навыков у детей с речевыми нарушениями;
 
формы и систему организации логопедического воздействия в образовательной организации.
 
 
Уметь:
 
обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности
 
подбирать дидактические материалы, применяемые в коррекционно-образовательном процессе для детей с речевыми нарушениям с учетом их возрастных особенностей;
 
организовывать коррекционно-развивающую среду, в том числе дидактические и технические средства, применяемую в различных формах педагогического воздействия.
 
 
Владеть:
 
основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды;
 
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам;
 
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат;
 
 
 
ПК-3: готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
модально неспецифические и специфические особенности дизонтогенеза детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения и возможности их компенсации;
 
требования к планированию коррекционно-развивающей деятельности;
 
виды планов и программ логопедического воздействия.
 
 
Уметь:
 
использовать специальную литературу для планирования образовательной деятельности;
 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
соотносить нормативные требования с уровнем речевого нарушения и индивидуальными возможностями ребенка;
 
составлять все виды планов (годовой, перспективный, календарный, индивидуальный), конспекты занятий, применяемые в коррекционно- логопедическом воздействии.
 
 
Владеть:
 
навыком выбора методической литературы, адекватной в применении для коррекции конкретного речевого нарушения;
 
способами планирования, организации, координации и контроля педагогического процесса;
 
навыком самостоятельного планирования образовательного процесса с учетом системы речевого нарушения в перспективе на год, месяц, день.
 
 
 
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
 
Знать:
 
основы психолого- педагогической и нозологической классификации речевых нарушений; этиологию и патогенез речевых нарушений; схему нормального речевого развития и физических навыков;
 
критерии оценки уровня и вида речевых нарушений; виды дифференциальной    диагностики нарушений психических процессов у детей с  ОВЗ;
 
методологию исследования состояния речи детей на основе системного и комплексного подхода, с учетом этиологии и механизмов речевого нарушения.
 
 
Уметь:
 
применять знания для описания основных характеристик речевых нарушений у детей с ОВЗ;
 
оценивать уровень владения компонентами речевой системы с учетом дифференцированного и личностного подхода, возрастных особенностей детей с ОВЗ;
 
производить речевое заключение по результатам дифференцированного комплексного системного исследования состояния речевой функции детей с ОВЗ и в том числе детей с нарушениями речи.
 
 
Владеть:
 
навыками анализа основных характеристик речевых нарушений;
 
навыками психолого- педагогического исследования всех компонентов речевой системы, психических процессов и физических навыков с учетом возрастных особенностей детей с ОВЗ;
 
приемами проведения различных видов исследований с учетом принципов комплексной психолого- педагогической диагностики.
 
 
 
ПК-6: способен осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы
 
Знать:
 
виды речевых нарушений в соответствии с классификацией;
 
основной комплекс мероприятий, направленных на получение полной информации о состоянии речи ребенка;
 
особенности развития  и уровень достижений обучающихся с разным типом дизонтогенеза на различных возрастных ступенях.
 
 
Уметь:
 
подбирать схему обследования в соответствии с речевым диагнозом;
 
проводить сбор необходимых данных и исследование достижений ребенка;
 
проводить мониторинг качества программ индивидуального развития обучающихся, опираясь на критерии и показатели их развития  
 
 
Владеть:
 
навыком исследовательской деятельности в проведении мониторинга по изучению планируемых результатов обучения детей с речевыми нарушениями;
 
навыком составления схемы обследования и проведения мониторинга по выявлению речевых достижений у детей с речевыми нарушениями;
 
навыками оценки и анализа полученных в ходе мониторинга данных.
 
 
 
ПК-8: способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
 
Знать:
 
структурные элементы педагогического исследования;
 
основные методики исследования  компонентов речевой системы;
 
формы и методы организации исследовательской деятельности.
 
 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Уметь:
 
определять направления исследовательской деятельности;
 
определять методы и методики проведения исследовательской деятельности;
 
оформлять, представлять, описывать, характеризовать процессы и явления, полученные в ходе исследовательской .
 
 
Владеть:
 
навыками организации и проведении диагностики;
 
навыком применения различных методов исследования в логопедической практике;
 
навыками проведения экспериментального исследования; интерпретации и обобщения, презентации результатов исследования.
 
 
 
ПК-9: способен использовать методы психолого-педагогического исследования, основы математической обработки информации, формулировать выводы, представлять результаты исследования
 
Знать:
 
основы проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающихся с речевыми; нарушениями;
 
основы проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающихся с речевыми; нарушениями, с учетом изменения конкретной образовательной ситуации развития;
 
методологию проектирования индивидуальных образовательных маршрутов и программ развития детей с нарушениями речи.
 
 
Уметь:
 
оценивать соответствие индивидуального образовательного маршрута обучающегося с речевыми; нарушениями, с его возрастными и индивидуальным особенностями;
 
определять направления индивидуального развития обучающихся с речевыми нарушениями в конкретной предметной и метапредметной области;
 
определять сильные и слабые стороны разработанных индивидуальных образовательных маршрутов. обучающихся с речевыми нарушениями.
 
 
Владеть:
 
навыками проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с речевыми нарушениями по заданным характеристикам;
 
опытом реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с речевыми нарушениями в процессе практической деятельности на уроке (внеурочной деятельности);
 
опытом мониторинга качества программ индивидуального развития обучающихся, опираясь на критерии и показатели их развития.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
особенности взаимодействия с участниками психолого-медико-педагогического консилиума(психолог, психиатр, логопед, педиатр и др.)
3.1.2
особенности взаимодействия со специалистами, участвующими в образовательном процессе при преодолении речевых нарушений у детей с алалией.
3.1.3
особенности выявления и оказания помощи детям с сенсорной и моторной алалией.
3.1.4
основные стратегии конструктивных отношений со всеми участниками образовательных отношений (воспитатели групп, психолог,узкие специалисты).
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проводить психолого-медико-педагогический консилиум, с участием других специалистов (психолог, психиатр, логопед, педиатр и др.)с целью выявления речевого нарушения (алалии)
3.2.2
осуществлять взаимодействие со специалистами, участвующими в образовательном процессе при обучении детей с алалией.
3.2.3
выявлять нарушения при различных формах алалии и оказывать помощь детям с данным речевым наршуением.
3.2.4
осуществлять социальное и профессиональное взаимодействие в сотрудничестве с другими субъектами образовательного процесса (родители или лица их заменяющие,воспитатели групп, психолог,узкие специалисы). 
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками проведения психолого-медико-педагогического консилиума, с участием других специалистов (психолог, психиатр, логопед, педиатр и др.)
3.3.2
навыками взаимодействия со специалистами, участвующими в образовательном процессе при преодолении речевых нарушений у детей с алалией.
 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.3.3
навыками выявления нарушения при различных формах алалии и оказывать помощь детям с данным речевым наршуением;
3.3.4
навыками взаимодействия с различными субъектами педагогического общения (детьми с системным недоразвитием речи, родителями, воспитателями, психологом, узкими специалистами).
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Особенности сенсорной и моторной алалии

 
1.1
Причины, симптоматика и механизмы алалии /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
4
0
 
1.2
Сопоставительный анализ алалии и других речевых нарушений, с перечислением диагностически значимых показателей /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
4
0
 
1.3
Описание патогенеза сенсорной и моторной алалии  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
4
0
 
1.4
Сравнительная характеристика детей с алалией и детей с дизартрией  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
4
0
 
 
Раздел 2. Система коррекционной работы при алалии

 
2.1
Сенсорная алалия. Моторная алалия /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
4
0
 
2.2
Подбор игр-упражнений для развития речевой активности детей с сенсорной алалией. Возможности использования этих игр на разных этапах работы.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
4
0
 
2.3
Система коррекционного воздействия воздействие при моторной  алалии  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
4
0
 
2.4
Модели игр-упражнений и занятий с детьми с алалией. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
4
0
 
2.5
Игровые приемы для развития слухового внимания у детей с сенсорной алалией  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
4
0
 
2.6
Работа с неговорящими детьми с моторной алалией  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
4
0
 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.7
/Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

1. Алалия, как речевое нарушение. Причины возникновения, локализация, механизм нарушения.

2. Основные направления коррекционно-логопедического воздействия при моторной алалии.

3. Место алалии в системе нарушений речи.

4. Значение и особенности начального этапа коррекционной работы. Особенности логопедической работы с безречевыми детьми (ОНР I уровень).

5. Алалия как системное нарушение речевой деятельности. История развития учения об алалии.

6. Задачи и содержание коррекционно-логопедической работы при II-ом уровне ОНР.

7. Категориально-терминологический аппарат. Анализ основных аспектов изучения алалии.

8. Коррекционно-логопедическая работа при III-м уровне ОНР. Методы и приемы фронтальной и индивидуальной работы.

9. Современные концепции объяснения механизма алалий: сенсомоторная, психологическая и лингвистическая.

10. Характеристика сенсорной алалии. Определение и основная симптоматика нарушения.

11. Классификация алалий по Р.Е.Левиной.

12. Экспрессивная и импрессивная алалия по В.А. Ковшикову, их сопоставительный анализ.

13. Нарушение слухового восприятия при сенсорной алалии (сенсорно-акустический синдром).

14. Определение моторной алалии..

15. Причины и механизм сенсорной алалии. Особенности акустического внимания, восприятия и высшего акустического анализа и синтеза при сенсорной алалии.

16. Определение моторной алалии. Структура дефекта при моторной алалии. Неречевая симптоматика.

17. Дифференциальная диагностика ребенка с сенсорной алалией и слабослышащего. Данные о состоянии тонального слуха при сенсорной алалии.

18. Нарушение разных звеньев (уровней) порождения речевого высказывания при алалии.

19. Сопоставительный анализ ребенка с сенсорной и моторной алалией.

20. Нарушения языковых операций (речемыслительной деятельности) при алалии.

21. Коррекционно-логопедическая работа при сенсорной алалии. Формирование произвольного внимания ифонематического восприятия.

22. Психолого-педагогическая характеристика ребенка с первым уровнем недоразвития речи.

23. Планирование и организация занятий при алалии. Виды упражнений. Фронтальная и индивидуальная работа.

24. Психолого-педагогическая характеристика ребенка со вторым уровнем недоразвития речи.

25. Комплексный подход при устранении алалии.

26. Психолого-педагогическая характеристика ребенка с –III м уровнем недоразвития речи.

27. Особенности работы логопеда, психолога и воспитателя при коррекции речи у детей с алалией.

28. Система обследования ребенка с недоразвитием речи дошкольного возраста. Основные принципы и приемы обследования.

29. Использование наглядности при логопедической работе с детьми, страдающими алалией.

30. Основные принципы логопедического воздействия при моторной алалии.

31. Особенности работы с детьми с алалией в дошкольных специальных учреждениях и в школе V вида.

32. Сопоставительный анализ алалии с дислалией и дизартрией (анартрией).

33. Сопоставительный анализ алалии с временной задержкой психического развития и ранним детским аутизмом.

34. Особенности словесно-логического мышления ребенка с III уровнем недоразвития речи.

35. Специфика работы с детьми с недоразвитием речи в разных возрастных группах. Фронтальная и индивидуальная работа.

36. Особенности индивидуальной логопедической работы с детьми – алаликами

37.Причины, симптоматика и механизмы алалии  

39.Сопоставительный анализ алалии и других речевых нарушений, с перечислением диагностически значимых показателей  

40.Сравнительная характеристика детей с алалией и детей с дизартрией  

41.Система коррекционной работы при алалии. Сенсорная алалия     

42.Система коррекционной работы при моторной алалии  

43.Разновидности игр-упражнений и занятий с детьми с алалией.  

44.Подбор игр-упражнений для развития речевой активности детей с алалией.

45.Возможности использования дидактических игр на разных этапах работы.

46.Сопоставительный анализ медико-педагогической классификации и педагогической систематизации нарушения речи.

47.Структура дефекта при моторной алалии. Речевая симптоматика

48.Проблема выявления первичного нарушения.

49.Особенности моторики у детей с моторной алалией

50 Особенности артикуляции у детей с моторной алалией

51.Особенности логического мышления у детей с моторной алалией

 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
52.Мотивация к обучению детей с алалией

53.Логопедические приемы развития связной речи у детей с алалией

54. Логопедическая работа по формированию грамматической структуры у детей с моторной алалией.

55. Логопедическая работа по формированию фразовой речи у детей с моторной алалией

56. Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры у детей с моторной алалией

56 Адаптированная программа для детей с моторной алалией

57. Работа по преодолению моторной алалии

58. Обучение и воспитание детей с моторной алалией.

59. Комплексное логопедическое воздействие при работе с детьми с моторной алалией.

60. Работа с родителями, имеющими детей с моторной алалией.  

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных сообщений

1. Алалия, как речевое нарушение. Причины возникновения, локализация, механизм нарушения.

2. Основные направления коррекционно-логопедического воздействия при моторной алалии.

3. Место алалии в системе нарушений речи. Сопоставительный анализ медико-педагогической классификации и педагогической систематизации нарушения речи.

4. Значение и особенности начального этапа коррекционной работы. Особенности логопедической работы с безречевыми детьми (ОНР I уровень).

5. Алалия как системное нарушение речевой деятельности. История развития учения об алалии.

6. Задачи и содержание коррекционно-логопедической работы при II-ом уровне ОНР.

7. Категориально-терминологический аппарат. Анализ основных аспектов изучения алалии.

8. Коррекционно-логопедическая работа при III-м уровне ОНР. Методы и приемы фронтальной и индивидуальной работы.

9. Современные концепции объяснения механизма алалий: сенсомоторная, психологическая и лингвистическая.

10. Характеристика сенсорной алалии. Определение и основная симптоматика нарушения.

11. Классификация алалий по Р.Е.Левиной.

12. Экспрессивная и импрессивная алалия по В.А. Ковшикову, их сопоставительный анализ.

13. Нарушение слухового восприятия при сенсорной алалии (сенсорно-акустический синдром).

14. Определение моторной алалии. Структура дефекта при моторной алалии. Речевая симптоматика.

15. Причины и механизм сенсорной алалии. Особенности акустического внимания, восприятия и высшего акустического анализа, и синтеза при сенсорной алалии.

16. Определение моторной алалии. Структура дефекта при моторной алалии. Неречевая симптоматика.

17. Дифференциальная диагностика ребенка с сенсорной алалией и слабослышащего. Данные о состоянии тонального слуха при сенсорной алалии.

18. Нарушение разных звеньев (уровней) порождения речевого высказывания при алалии.

19. Сопоставительный анализ ребенка с сенсорной и моторной алалией. Проблема выявления первичного нарушения.

20. Нарушения языковых операций (речемыслительной деятельности) при алалии.

15. Причины и механизм сенсорной алалии. Особенности акустического внимания, восприятия и высшего акустического анализа, и синтеза при сенсорной алалии.

16. Определение моторной алалии. Структура дефекта при моторной алалии. Неречевая симптоматика.

17. Дифференциальная диагностика ребенка с сенсорной алалией и слабослышащего. Данные о состоянии тонального слуха при сенсорной алалии.

18. Нарушение разных звеньев (уровней) порождения речевого высказывания при алалии.

19. Сопоставительный анализ ребенка с сенсорной и моторной алалией. Проблема выявления первичного нарушения.

20. Нарушения языковых операций (речемыслительной деятельности) при алалии.

21. Понятия речедвигательного и речеслухового анализа¬торов.

22. Характеристика коркового отдела речевой функциональной системы.

23. Строение и функции периферического отдела рече¬двигательного анализатора.

24.Взгляды отечественных логопедов, дефектологов, линг¬вистов и психологов на проблему системных речевых нарушений.

25.Характеристика основных форм алалии, речевая и неречевая симптоматика.

26. Система логопедической работы при сенсорной алалии.

27.Роль игры в процессе обучения детей с моторной алалией.

28. Формирование фонематического восприятия при сенсор¬ной алалии.

29. Особенности логоритмической работы на разных этапах коррекционно-воспитательного воздействия с детьми, страдающими алалией.

30.Методика коррекционной работы при моторной алалии.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 11
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Соловьева, Л. Г. 
Соловьева, Л. Г.   Логопедия : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 191 с. — (Серия : Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-06310-3.
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Ковшиков В.А.
Экспрессивная алалия и методы ее преодоления [Электронный ресурс]/ Ковшиков В.А.— Электрон. текстовые данные.— Санкт-Петербург: КАРО, 2018.— 304 c.— URL:  http://www.iprbookshop.ru/86699.html 
IPR SMART, 
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Житкова Ю. С. Зыбина А. В.
Развитие экспрессивной и импрессивной речи  у дошкольников с ОВЗ: методическое пособие для бакалавров/ Текст: электронный// ЭОР НГПУ [сайт]. — URL: 
Набережные Челны, НГПУ, 2018, 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Логопедическая работа при моторной алалии -URL:  https://www.logopedmaster.ru/node/838
 
Э2
Логопедическая работа при сенсорной алалии - URL:  https://www.logopedmaster.ru/node/839
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:https://www.elibrary.ru/defaultx.asp
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus

 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-203 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог 

 
стр. 12
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения

предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимся и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому 

 
стр. 13
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание письменных докладов с обсуждением, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить

дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они

пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

 
стр. 14
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.