2022-2023_zb44_03_03 Л 2212_ 2213_ 2112_ 2113_ 2012_ 2013_ 2015_ 1912_1913_ 1915 гр__plx_Логопедия (алалия)_Логопедия
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Логопедия (алалия)
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
 
экзамен 4
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
87
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
Бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
87
87
87
87
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. пед. наук, доц., Хакимова Г.А. _________________
 
 
Логопедия (алалия)
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 123)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Р.М.  

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование у обучающихся профессиональных компетенций, системных знаний и представлений о тяжелых системных нарушениях речи, причинах возникновения этих речевых нарушений, возможностях и методах их коррекции.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование знаний о причинах, механизмах, структуре и симптоматике системных нарушений речи у детей с алалией;
1.4
знакомство с принципами, методами, приемами, средствами и содержанием логопедического обследования лиц с речевыми нарушениями, с требованиями к организации, методам, приемам поэтапной коррекционно-логопедической работы по преодолению системного нарушения речи;
1.5
обеспечение усвоения теоретически и методически значимых вопросов, определяющих организацию и проведение основных этапов, коррекционно-логопедической работы по преодолению речевых нарушений у детей с алалией.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Логопедия (дислексия, дисграфия)
2.1.2
Логопедия (нарушение темпа речи, заикание)
2.1.3
Логоритмика
2.1.4
Методика преподавания математики (специальная)
2.1.5
Методика преподавания русского языка и литературы (специальная)
2.1.6
Нарушения применения средств общения
2.1.7
Проектирование образовательных программ
2.1.8
Проектирование программ логопедического сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
2.1.9
Технология формирования темпо-ритмической организации речи при заикании
2.1.10
Клинические основы дефектологии
2.1.11
Логопедия (дизартрия)
2.1.12
Логопедия (нарушения голоса)
2.1.13
Логопедия (ринолалия)
2.1.14
Нарушения фонационного и звукопроизносительного оформления речи
2.1.15
Практикум по обследованию моторных функций
2.1.16
Практикум по постановке голоса и выразительности речи
2.1.17
Технологическая (проектно-технологическая) практика
2.1.18
Анатомия и возрастная физиология
2.1.19
Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения
2.1.20
Ациклические виды спорта
2.1.21
Валеологические основы профессиональной деятельности
2.1.22
Валеология
2.1.23
Введение в профессиональную деятельность
2.1.24
Основы медицинских знаний
2.1.25
Практикум по обследованию речи
2.1.26
Профессиональная коммуникация
2.1.27
Система обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.1.28
Теоретические и методологические основы логопедии
2.1.29
Тренинг коммуникативной компетентности
2.1.30
Учебная ознакомительная практика
2.1.31
Физическая культура и спорт
2.1.32
Филологическое обеспечение профессиональной деятельности
2.1.33
Циклические виды спорта
2.1.34
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.1.35
Учебная ознакомительная практика
2.1.36
Ациклические виды спорта
 
 
стр. 4
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.3
2.2.4
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.5
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.3: умеет взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
 
ОПК-3.4: умеет соотносить виды адресной помощи с индивидуальными образовательными потребностями обучающихся
 
ОПК-3.5: владеет готовностью выявлять и оказывать адресную помощь обучающимся, в том числе с особыми образовательными потребностями
 
 
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
 
ОПК-7.4: владеет готовностью выстраивать конструктивные отношения со всеми участниками образовательных отношений
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Особенности взаимодействия с участниками психолого-медико-педагогического консилиума(психолог, психиатр, логопед, педиатр и др.)
3.1.2
Особенности взаимодействия со специалистами, участвующими в образовательном процессе при преодолении речевых нарушений у детей с алалией.
3.1.3
Особенности выявления и оказания помощи детям с сенсорной и моторной алалией.
3.1.4
Основные стратегии конструктивных отношений со всеми участниками образовательных отношений (воспитатели групп, психолог,узкие специалисы). 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проводить психолого-медико-педагогический консилиум, с участием других специалистов (психолог, психиатр, логопед, педиатр и др.)с целью выявления речевого нарушения (алалии)
3.2.2
осуществлять взаимодействие со специалистами, участвующими в образовательном процессе при обучении детей с алалией.
3.2.3
выявлять нарушения при различных формах алалии и оказывать помощь детям с данным речевым наршуением.
3.2.4
осуществлять социальное и профессиональное взаимодействие в сотрудничестве с другими субъектами образовательного процесса (родители или лица их заменяющие,воспитатели групп, психолог,узкие специалисы). 
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками проведения психолого-медико-педагогического консилиума, с участием других специалистов (психолог, психиатр, логопед, педиатр и др.)
3.3.2
навыками взаимодействия со специалистами, участвующими в образовательном процессе при преодолении речевых нарушений у детей с алалией.
3.3.3
навыками выявления нарушения при различных формах алалии и оказывать помощь детям с данным речевым наршуением;
3.3.4
навыками взаимодействия с различными субъектами педагогического общения (детьми с системным недоразвитием речи, родителями, воспитателями, психологом, узкими специалистами).
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Особенности сенсорной и моторной алалии

 
1.1
Причины, симптоматика и механизмы алалии /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-3.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5 ОПК-7.4
4
0
 
стр. 5
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
1.2
Сопоставительный анализ алалии и других речевых нарушений, с перечислением диагностически значимых показателей /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

10
ОПК-3.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5 ОПК-7.4
4
0
 
1.3
Психолого-педагогические особенности детей с сенсорной алалией/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

10
ОПК-3.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5 ОПК-7.4
4
0
 
1.4
Речевые особенности детей с сенсорной алалией /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

10
ОПК-3.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5 ОПК-7.4
4
0
 
1.5
Психолого-педагогические и речевые особенности детей с моторной алалией /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

10
ОПК-3.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5 ОПК-7.4
4
0
 
1.6
Сравнительная характеристика детей с алалией и детей с дизартрией /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

4
ОПК-3.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5 ОПК-7.4
4
0
 
 
Раздел 2. Система коррекционной работы при алалии

 
2.1
Сенсорная алалия. Моторная алалия /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

2
ОПК-3.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5 ОПК-7.4
4
0
 
2.2
Система коррекционного воздействия воздействие при моторной  алалии  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

10
ОПК-3.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5 ОПК-7.4
4
0
 
2.3
Система коррекционного воздействия воздействие при сенсорной  алалии  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

10
ОПК-3.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5 ОПК-7.4
4
0
 
2.4
Модели игр-упражнений и занятий с детьми с алалией. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-3.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5 ОПК-7.4
4
0
 
2.5
Структура логопедического воздействия при развитии фразовой речи у детей с алалией./ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

9
ОПК-3.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5 ОПК-7.4
4
0
 
2.6
Комплексное воздействие в коррекции алалии /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

10
ОПК-3.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5 ОПК-7.4
4
0
 
2.7
Подбор игр-упражнений для развития речевой активности детей с алалией. Возможности использования этих игр на разных этапах работы. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-3.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5 ОПК-7.4
4
0
 
2.8
/Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

9
ОПК-3.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5 ОПК-7.4
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

1. Алалия, как речевое нарушение. Причины возникновения, локализация, механизм нарушения.

2. Основные направления коррекционно-логопедического воздействия при моторной алалии.

3. Место алалии в системе нарушений речи.

4. Значение и особенности начального этапа коррекционной работы. Особенности логопедической работы с безречевыми детьми (ОНР I уровень).

 
стр. 6
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
5. Алалия как системное нарушение речевой деятельности. История развития учения об алалии.

6. Задачи и содержание коррекционно-логопедической работы при II-ом уровне ОНР.

7. Категориально-терминологический аппарат. Анализ основных аспектов изучения алалии.

8. Коррекционно-логопедическая работа при III-м уровне ОНР. Методы и приемы фронтальной и индивидуальной работы.

9. Современные концепции объяснения механизма алалий: сенсомоторная, психологическая и лингвистическая.

10. Характеристика сенсорной алалии. Определение и основная симптоматика нарушения.

11. Классификация алалий по Р.Е.Левиной.

12. Экспрессивная и импрессивная алалия по В.А. Ковшикову, их сопоставительный анализ.

13. Нарушение слухового восприятия при сенсорной алалии (сенсорно-акустический синдром).

14. Определение моторной алалии..

15. Причины и механизм сенсорной алалии. Особенности акустического внимания, восприятия и высшего акустического анализа и синтеза при сенсорной алалии.

16. Определение моторной алалии. Структура дефекта при моторной алалии. Неречевая симптоматика.

17. Дифференциальная диагностика ребенка с сенсорной алалией и слабослышащего. Данные о состоянии тонального слуха при сенсорной алалии.

18. Нарушение разных звеньев (уровней) порождения речевого высказывания при алалии.

19. Сопоставительный анализ ребенка с сенсорной и моторной алалией.

20. Нарушения языковых операций (речемыслительной деятельности) при алалии.

21. Коррекционно-логопедическая работа при сенсорной алалии. Формирование произвольного внимания ифонематического восприятия.

22. Психолого-педагогическая характеристика ребенка с первым уровнем недоразвития речи.

23. Планирование и организация занятий при алалии. Виды упражнений. Фронтальная и индивидуальная работа.

24. Психолого-педагогическая характеристика ребенка со вторым уровнем недоразвития речи.

25. Комплексный подход при устранении алалии.

26. Психолого-педагогическая характеристика ребенка с –III м уровнем недоразвития речи.

27. Особенности работы логопеда, психолога и воспитателя при коррекции речи у детей с алалией.

28. Система обследования ребенка с недоразвитием речи дошкольного возраста. Основные принципы и приемы обследования.

29. Использование наглядности при логопедической работе с детьми, страдающими алалией.

30. Основные принципы логопедического воздействия при моторной алалии.

31. Особенности работы с детьми с алалией в дошкольных специальных учреждениях и в школе V вида.

32. Сопоставительный анализ алалии с дислалией и дизартрией (анартрией).

33. Сопоставительный анализ алалии с временной задержкой психического развития и ранним детским аутизмом.

34. Особенности словесно-логического мышления ребенка с III уровнем недоразвития речи.

35. Специфика работы с детьми с недоразвитием речи в разных возрастных группах. Фронтальная и индивидуальная работа.

36. Особенности индивидуальной логопедической работы с детьми – алаликами

37.Причины, симптоматика и механизмы алалии  

39.Сопоставительный анализ алалии и других речевых нарушений, с перечислением диагностически значимых показателей  

40.Сравнительная характеристика детей с алалией и детей с дизартрией  

41.Система коррекционной работы при алалии. Сенсорная алалия     

42.Система коррекционной работы при моторной алалии  

43.Разновидности игр-упражнений и занятий с детьми с алалией.  

44.Подбор игр-упражнений для развития речевой активности детей с алалией.

45.Возможности использования дидактических игр на разных этапах работы.

46.Сопоставительный анализ медико-педагогической классификации и педагогической систематизации нарушения речи.

47.Структура дефекта при моторной алалии. Речевая симптоматика

48.Проблема выявления первичного нарушения.

49.Особенности моторики у детей с моторной алалией

50 Особенности артикуляции у детей с моторной алалией

51.Особенности логического мышления у детей с моторной алалией

52.Мотивация к обучению детей с алалией

53.Логопедические приемы развития связной речи у детей с алалией

54. Логопедическая работа по формированию грамматической структуры у детей с моторной алалией.

55. Логопедическая работа по формированию фразовой речи у детей с моторной алалией

56. Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры у детей с моторной алалией

56 Адаптированная программа для детей с моторной алалией

57. Работа по преодолению моторной алалии

58. Обучение и воспитание детей с моторной алалией.

59. Комплексное логопедическое воздействие при работе с детьми с моторной алалией.

60. Работа с родителями, имеющими детей с моторной алалией.  

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных сообщений

1. Алалия, как речевое нарушение. Причины возникновения, локализация, механизм нарушения.

2. Основные направления коррекционно-логопедического воздействия при моторной алалии.

 
стр. 7
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
3. Место алалии в системе нарушений речи. Сопоставительный анализ медико-педагогической классификации и педагогической систематизации нарушения речи.

4. Значение и особенности начального этапа коррекционной работы. Особенности логопедической работы с безречевыми детьми (ОНР I уровень).

5. Алалия как системное нарушение речевой деятельности. История развития учения об алалии.

6. Задачи и содержание коррекционно-логопедической работы при II-ом уровне ОНР.

7. Категориально-терминологический аппарат. Анализ основных аспектов изучения алалии.

8. Коррекционно-логопедическая работа при III-м уровне ОНР. Методы и приемы фронтальной и индивидуальной работы.

9. Современные концепции объяснения механизма алалий: сенсомоторная, психологическая и лингвистическая.

10. Характеристика сенсорной алалии. Определение и основная симптоматика нарушения.

11. Классификация алалий по Р.Е.Левиной.

12. Экспрессивная и импрессивная алалия по В.А. Ковшикову, их сопоставительный анализ.

13. Нарушение слухового восприятия при сенсорной алалии (сенсорно-акустический синдром).

14. Определение моторной алалии. Структура дефекта при моторной алалии. Речевая симптоматика.

15. Причины и механизм сенсорной алалии. Особенности акустического внимания, восприятия и высшего акустического анализа, и синтеза при сенсорной алалии.

16. Определение моторной алалии. Структура дефекта при моторной алалии. Неречевая симптоматика.

17. Дифференциальная диагностика ребенка с сенсорной алалией и слабослышащего. Данные о состоянии тонального слуха при сенсорной алалии.

18. Нарушение разных звеньев (уровней) порождения речевого высказывания при алалии.

19. Сопоставительный анализ ребенка с сенсорной и моторной алалией. Проблема выявления первичного нарушения.

20. Нарушения языковых операций (речемыслительной деятельности) при алалии.

15. Причины и механизм сенсорной алалии. Особенности акустического внимания, восприятия и высшего акустического анализа, и синтеза при сенсорной алалии.

16. Определение моторной алалии. Структура дефекта при моторной алалии. Неречевая симптоматика.

17. Дифференциальная диагностика ребенка с сенсорной алалией и слабослышащего. Данные о состоянии тонального слуха при сенсорной алалии.

18. Нарушение разных звеньев (уровней) порождения речевого высказывания при алалии.

19. Сопоставительный анализ ребенка с сенсорной и моторной алалией. Проблема выявления первичного нарушения.

20. Нарушения языковых операций (речемыслительной деятельности) при алалии.

21. Понятия речедвигательного и речеслухового анализа¬торов.

22. Характеристика коркового отдела речевой функциональной системы.

23. Строение и функции периферического отдела рече¬двигательного анализатора.

24.Взгляды отечественных логопедов, дефектологов, линг¬вистов и психологов на проблему системных речевых нарушений.

25.Характеристика основных форм алалии, речевая и неречевая симптоматика.

26. Система логопедической работы при сенсорной алалии.

27.Роль игры в процессе обучения детей с моторной алалией.

28. Формирование фонематического восприятия при сенсор¬ной алалии.

29. Особенности логоритмической работы на разных этапах коррекционно-воспитательного воздействия с детьми, страдающими алалией.

30.Методика коррекционной работы при моторной алалии.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ковшиков В.А.
Экспрессивная алалия и методы ее преодоления [Электронный ресурс]/ Ковшиков В.А.— Электрон. текстовые данные.— Санкт-Петербург: КАРО, 2018.— 304 c.— URL:  http://www.iprbookshop.ru/86699.html 
IPR SMART, 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Филичева Т.Б.
Развиваем речь и мышление дошкольника [Электронный ресурс]: программно-методические указания и вариативные конспекты занятий/ Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Изд-во В. Секачев, 2019.— 229 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/90126.html
Москва: Изд-во В. Секачев, ЭБС «IPRbooks» 2019, 
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Житкова Ю. С. Зыбина А. В.
Развитие экспрессивной и импрессивной речи  у дошкольников с ОВЗ: методическое пособие для бакалавров/ Текст: электронный// ЭОР НГПУ [сайт]. — URL: 
Набережные Челны, НГПУ, 2018, 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Логопедическая работа при моторной алалии -URL:  https://www.logopedmaster.ru/node/838
 
Э2
Логопедическая работа при сенсорной алалии - URL:  https://www.logopedmaster.ru/node/839
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:https://www.elibrary.ru/defaultx.asp
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus

 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-118 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, оборудование для психолого-логопедических исследований.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

 
стр. 9
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с 

 
стр. 10
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание письменных докладов (с обсуждением), эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний, обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

 
стр. 11
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.