Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хазратова Ф.В.
основные методы логопедического воздействия и принципы подбора дидактических материалов для применения в работе с детьми с речевыми нарушениями
различными способами использования коррекционно-развивающей образовательной среды
навыком организации рабочего места логопеда, подбора дидактических материалов, технического оборудования, в том числе создания собственных дидактических материалов в бумажной и электронной формах.
ции
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Вопросы к экзамену
1. Афазия. Определение, классификация.
2. Характеристики основных форм афазии (по Лурия А. Р.).
3. Организация, методы, этапы восстановительного лечения при афазии.
4. Возможные причины афазии.
5. Клиническая картина акустико-гностической сенсорной афазии.
6. Клиническая картина акустико-мнестической афазии.
7. Клиническая картина семантической афазии.
8. Клиническая картина динамической афазии.
9. Клиническая картина афферентной моторной афазии.
10. Клиническая картина эфферентной моторной афазии.
11. Отличие афазии в детском возрасте от сходных состояний.
12. Роль компенсаторных функций мозга в процессе восстановления речи при афазии.
13. Роль семьи в процессе восстановления речи при афазии.
14. Принципы восстановительной работы при афазии.
15. Восстановление двигательных функций после инсульта.
16. Гимнастика после инсульта.
17. Восстановление неречевых функций при афазии.
18. Восстановление способности произносить звуки речи.
19. Восстановление речевых функций у безречевых больных.
20. Основные направления восстановительного обучения при акустико-гностической сенсорной афазии.
21. Основные направления восстановительного обучения при акустико-мнестической афазии.
22. Основные направления восстановительного обучения при семантической афазии.
23. Основные направления восстановительного обучения при афферентной моторной афазии.
24. Основные направления восстановительного обучения при эфферентной моторной афазии.
25. Основные направления восстановительного обучения при динамической афазии.
26. Восстановление процессов письма и чтения при разных формах афазии.
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812, 1712, 1613.plx стр. 10
27. Коррекция нарушения счетных операций.
28. Схема обследования больного с афазией (по Лурия А. Р.)
29. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи.
31. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи I уровня (по Р.Е.Левиной).
32. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи II уровня (по Р.Е.Левиной).
33. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня (по Р.Е.Левиной).
34. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи IV уровня (по Т.Б.Филичевой).
35. Клиническая типология детей с общим недоразвитием речи (по Е.М.Мастюковой).
36. Особенности моторных функций у детей с общим недоразвитием речи.
37. Особенности познавательной сферы у детей с общим недоразвитием речи.
38. Профилактика речевых нарушений.
39. Система организации логопедической помощи для детей с общим недоразвитием речи в России.
40. Комплектование групп для детей с общим недоразвитием речи.
41. Требования к оформлению документации, предоставляемой на ПМПК
42. Изучение понимания речи у детей с общим недоразвитием речи: содержание и организация обследования.
43. Изучение фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи: содержание и организация обследования.
44. Изучение фонетической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи: содержание и организация обследования.
45. Изучение лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи: содержание и организация обследования.
46. Изучение грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи: содержание и организация обследования.
47. Изучение связной речи у детей с общим недоразвитием речи: содержание и организация обследования.
48. Изучение моторных функций в системе логопедического изучения детей с общим недоразвитием речи.
49. Значение данных психологического обследования дошкольников с общим недоразвитием речи для построения перспективного плана работы.
50. Оформление результатов логопедического обследования ребенка с общим недоразвитием речи. Формулировка логопедического заключения.
51. Система логопедического воздействия при обучении детей с общим недоразвитием речи
52. Планируемые результаты обучения детей с ОНР 1 уровня в течение 3х лет обучения
53. Планируемые результаты обучения детей с ОНР 2 уровня в течение 3х лет обучения
54. Планируемые результаты обучения с ОНР 3 уровня в течение 2х лет обучения
55. Особенности неречевых навыков у детей с общим недоразвитием речи
56. Общее недоразвитие речи у младших школьников.
57. Преодоление общего недоразвития речи у детей младшего школьного возраста
58. Влияние симптоматики общего недоразвития речи на формирование и развитие письменной речи учащихся начальной школы
59. Адаптированная образовательная программа для детей с общим недоразвитием речи
60. Комплексное воздействие по преодолению общего недоразвития речи
Темы письменных сообщений
1. Вклад Л.С. Выготского в развитии нейропсихологии.
2. Вклад А.Р. Лурии в развитии нейропсихологии.
3. Современные точки зрения на нейропсихологию как науку (Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, А.Н. Корнев, и др.)
4. Принцип системного строения высших психических функций.
5. Принцип динамической организации и локализации высших психических функций.
6. Принцип социального генеза высших психических функций и его роль в коррекционно - развивающем обучении.
7. Три функциональных блока мозга по А.Р. Лурия
8. Нарушения серийной организации движений и речи у больных с афазией.
9. Синдром недоразвития серийной организации движений у детей с речевой патологией.
10. Синдром нарушения программирования и контроля у больных с афазией.
11. Синдром нарушения программирования и контроля у детей с речевой патологией.
12. Трудности переработки кинестетической информации у детей младшего школьного возраста. Современные нейропсихологические методики диагностики и их роль в постановке логопедического заключения
13. Нейропсхологическое обследование при афазиях
14. Методы изучения личности ребенка, подростка, взрослого.
15. Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи: содержание и организация работы.
16. Коррекционная работа по формированию и развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи: содержание и организация работы.
17. Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи: содержание и организация работы.
18. Этапы логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи.
19. Методика обучения грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.
20. Содержание и организация индивидуальной логопедической работы в группе для детей с общим недоразвитием речи.
21. Формирование слухового восприятия и фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи.
22. Коррекционная работа по постановке и автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
23. Календарно-тематическое планирование занятий в группе для детей с общим недоразвитием речи.
24. Требования к составлению конспектов.
25. Структура фронтальных логопедических занятий в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи.
26. Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи: содержание и организация работы.
28. Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи: содержание и организация работы.
Этапы логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи.
29. Методика обучения грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.
30. Содержание и организация индивидуальной логопедической работы в группе для детей с общим недоразвитием речи.
31. Формирование слухового восприятия и фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи.
32. Коррекционная работа по постановке и автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимся и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление
обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства;
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание письменных докладов с обсуждением, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний, обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и
литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.