2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Логопедия (Афазия_ Общее недоразвитие речи)_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
экзамен 4
Виды контроля на курсах:
экзамен
9
самостоятельная работа
137
аудиторные занятия
34
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
34
34
34
34
Кoнтактная рабoта
34
34
34
34
Сам. работа
137
137
137
137
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
180
180
180
180
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. пед. наук, доц., Хакимова Г.А. _________________
 
 
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Ф.В.

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование у обучающихся профессиональных компетенций, системных знаний и представлений о системных нарушениях речи, причинах возникновения этих речевых нарушений, возможностях и методах их коррекции.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование знаний о причинах, механизмах, структуре и симптоматике системных нарушений речи;
1.4
знакомство студентов с принципами, методами, приемами, средствами и содержанием логопедического обследования лиц с афазией, общим недоразвитием речи с требованиями к организации, методам, приемам поэтапной коррекционно-логопедической работы по преодолению системного нарушения речи;
1.5
обеспечение усвоения студентами теоретически и методически значимых вопросов, определяющих организацию и проведение основных этапов, коррекционно-логопедической работы по преодолению афазии и общего недоразвития речи.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Клиника интеллектуальных нарушений
2.1.2
Курсовая работа по модулю 6
2.1.3
Логопедическая ритмика
2.1.4
Логопедические технологии
2.1.5
Логопедия (Ринолалия)
2.1.6
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.1.7
Онтогенез речевой деятельности
2.1.8
Организация первой неотложной помощи в чрезвычайных ситуациях (с практикумом)
2.1.9
Основы генетики
2.1.10
Планирование логопедической работы
2.1.11
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.1.12
Психопатология
2.1.13
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.14
Возрастная психология
2.1.15
Логопедия (Дизартрия)
2.1.16
Логопедия (Нарушения голоса)
2.1.17
Логопсихология
2.1.18
Методы психолого-педагогического исследования (с практикумом)
2.1.19
Невропатология
2.1.20
Общая психология
2.1.21
Основы языкознания
2.1.22
Специальная психология
2.1.23
Теории обучения и воспитания
2.1.24
Техника речи
2.1.25
Формы логопедической работы
2.1.26
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
2.1.27
Возрастная физиология и психофизиология
2.1.28
Литература с основами литературоведения
2.1.29
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.30
Логопедия (Дислалия)
2.1.31
Общая педагогика
2.1.32
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.33
Современный русский язык
2.1.34
Специальная педагогика
2.1.35
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.36
Основы языкознания
2.1.37
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.1.38
Основы генетики
2.1.39
Логопсихология
2.1.40
Онтогенез речевой деятельности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
2.2.2
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.3
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.4
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.5
Производственная преддипломная практика
2.2.6
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
2.2.7
Специальная методика преподавания математики
2.2.8
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.9
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
 
Знать:
 
Нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ
 
Особенности протекания психических процессов у детей с особенностями в развитии
 
Содержание основных этапов онтогенеза психофизического развития индивида,  особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
 
 
Уметь:
 
Формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии
 
Определять социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления образовательно-коррекционного процесса.
 
Выбирать направления коррекционного воздействия при обучении детей с ОВЗ, учитывающие особые образовательные потребности этих детей
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ
 
Навыками осуществления коррекционного процесса, с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ
 
Навыками разработки программ коррекционного обучения с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ
 
 
 
ПК-1: способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
Основные направления логопедического воздействия,   применяемые в  коррекционной работе с детьми с нарушениями речи, с учетом видов речевых нарушений и личностных особенностей детей;
 
Формы логопедического воздействия и  особенности коррекционно-образовательных программ
 
Содержание коррекционно-образовательных программ и особенности их применения в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями с учетом  принципа системности и дифференцированного подхода
 
 
Уметь:
 
Реализовывать коррекционно- логопедические   программы обучения детей с речевыми нарушениями
 
Выбирать и использовать исторический опыт коррекционного обучения, лиц с нарушениями в развитии, в том числе и речи,
 
Разрабатывать и реализовывать содержание логопедических занятий с учетом речевого дефекта у ребенка, нарушений личностного развития;
 
 
Владеть:
 
Представлениями и знаниями о совершенствовании логопедических технологий на современном этапе развития  коррекционной педагогики
 
Практическими умениями и навыками выбора программы коррекционно-логопедического воздействия для профилактики и преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Навыками применения различных логопедических технологий в коррекционном обучении детей с нарушениями речи
 
 
 
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
 
Знать:
 
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
 
Педагогические подходы в формировании речевых навыков у детей с речевыми нарушениями;

основные методы логопедического воздействия и принципы подбора дидактических материалов для применения в работе с детьми с речевыми нарушениями

 
Формы и систему организации логопедического воздействия в образовательной организации;
 
 
Уметь:
 
Подбирать дидактические материалы, применяемые в коррекционно-образовательном процессе для детей с речевыми нарушениям с учетом их возрастных особенностей
 
Обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности
 
Организовывать коррекционно-развивающую среду, в том числе дидактические и технические средства, применяемую в различных формах педагогического воздействия.
 
 
Владеть:
 
Основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды
 
Опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам;

различными способами использования коррекционно-развивающей образовательной среды

 
Опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат;

навыком организации рабочего места логопеда, подбора   дидактических материалов, технического оборудования, в том числе создания собственных дидактических материалов в бумажной и электронной формах.

 
 
 
ПК-3: готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
Модально неспецифические и специфические особенности дизонтогенеза детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения и возможности их компенсации.
 
Требования к планированию коррекционно-развивающей деятельности
 
Виды планов и программ логопедического воздействия
 
 
Уметь:
 
Использовать специальную литературу для планирования образовательной деятельности
 
Соотносить нормативные требования с уровнем речевого нарушения и индивидуальными возможностями ребенка
 
Составлять все виды планов (годовой, перспективный, календарный, индивидуальный), конспекты занятий, применяемые в коррекционно- логопедическом воздействии
 
 
Владеть:
 
Навыком выбора методической литературы, адекватной в применении для коррекции конкретного речевого нарушения.
 
Способами планирования, организации, координации и контроля педагогического процесса.
 
Навыком самостоятельного планирования образовательного процесса с учетом системы речевого нарушения в перспективе на год, месяц, день
 
 
 
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
 
Знать:
 
Основы психолого- педагогической и нозологической классификации речевых нарушений; этиологию и патогенез речевых нарушений; схему нормального речевого развития и физических навыков.
 
Критерии оценки уровня и вида речевых нарушений; виды дифференциальной    диагностики нарушений психических процессов у детей с  ОВЗ
 
Методологию исследования состояния речи детей на основе системного и комплексного подхода, с учетом этиологии и механизмов речевого нарушения.
 
 
Уметь:
 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Применять знания для описания основных характеристик речевых нарушений у детей с ОВЗ
 
Оценивать уровень владения компонентами речевой системы с учетом дифференцированного и личностного подхода, возрастных особенностей детей с ОВЗ
 
Производить речевое заключение по результатам дифференцированного комплексного системного исследования состояния речевой функции детей с ОВЗ и в том числе детей с нарушениями речи
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа основных характеристик речевых нарушений
 
Навыками психолого- педагогического исследования всех компонентов речевой системы, психических процессов и физических навыков с учетом возрастных особенностей детей с ОВЗ.
 
Приемами проведения различных видов исследований с учетом принципов комплексной психолого- педагогической диагностики.
 
 
 
ПК-6: способен осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы
 
Знать:
 
Виды речевых нарушений в соответствии с классификацией.
 
Основной комплекс мероприятий, направленных на получение полной информации о состоянии речи ребенка
 
Особенности развития  и уровень достижений обучающихся с разным типом дизонтогенеза на различных возрастных ступенях.
 
 
Уметь:
 
Подбирать схему обследования в соответствии с речевым диагнозом.
 
Проводить сбор необходимых данных и исследование достижений ребенка.
 
Проводить мониторинг качества программ индивидуального развития обучающихся, опираясь на критерии и показатели их развития
 
 
Владеть:
 
Навыком исследовательской деятельности в проведении мониторинга по изучению планируемых результатов обучения детей с речевыми нарушениями.
 
Навыком составления схемы обследования и проведения мониторинга по выявлению речевых достижений у детей с речевыми нарушениями
 
Навыками оценки и анализа полученных в ходе мониторинга данных
 
 
 
ПК-8: способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
 
Знать:
 
Структурные элементы педагогического исследования
 
Основные методики исследования  компонентов речевой системы
 
Формы и методы организации исследовательской деятельности
 
 
Уметь:
 
Определять направления исследовательской деятельности.
 
Определять методы и методики проведения исследовательской деятельности.
 
Оформлять, представлять, описывать, характеризовать процессы и явления, полученные в ходе исследовательской деятельности
 
 
Владеть:
 
Навыками организации и проведении диагностики,
 
Навыком применения различных методов исследования в логопедической практике.
 
Навыками проведения экспериментального исследования; интерпретации и обобщения, презентации результатов исследования
 
 
 
ПК-9: способен использовать методы психолого-педагогического исследования, основы математической обработки информации, формулировать выводы, представлять результаты исследования
 
Знать:
 
Основы проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающихся с речевыми нарушениями
 
Основы проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающихся с речевыми нарушениями, с учетом изменения конкретной образовательной ситуации развития.
 
Методологию педагогического исследования в специальном образовании
 
 
Уметь:
 
Оценивать соответствие индивидуального образовательного маршрута обучающегося с речевыми нарушениями, с его возрастными и индивидуальным особенностями
 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Определять направления индивидуального развития обучающихся с речевыми нарушениями в конкретной предметной и метапредметной области.
 
Осуществлять качественный и количественный анализ диагностических данных, аргументировано формулировать логопедическое заключение; планировать дальнейшие направления работы
 
 
Владеть:
 
Навыками проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с речевыми нарушениями по заданным характеристикам
 
Навыками интерпретации результатов психолого-педагогического исследования
 
Методами и приемами изучения особенностей деятельности и поведения детей, имеющих нарушения развития.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
научно-теоретические и практические подходы к организации, содержанию, выбору средств и созданию условий воспитания и образования лиц с афазией, ОНР;
3.1.2
этиологию, патогенез, симптоматику нарушений речи при афазии и ОНР;
3.1.3
базовые понятия в области преодоления речевых нарушений у детей и взрослых с афазией и ОНР;;
3.1.4
общие сведения об истории, современном состоянии и развитии учения о афазии в нашей стране и за рубежом;
3.1.5
знать нормативно-правовые документы и методические материалы, регулирующие деятельность специальных учреждений и групп для детей с ОНР, содержание коррекционно-развивающей работы по воспитанию и обучению детей с ОНР, и должностные обязанности соответствующих специалистов.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать и объяснять связь логопедии с общей и дошкольной педагогикой, связь специальной педагогики с отраслями медицинских, психологических и лингвистических знаний;
3.2.2
уметь соотносить знания об основных условиях, формах и направлениях коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими речевые нарушения в развитии  в системах образования, здравоохранения и социального обеспечения, с фактами педагогической реальности.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
практическими умениями и навыками общения и взаимодействия с лицами, имеющими   речевые нарушения (афазию, ОНР);
3.3.2
практическими умениями и навыками изучения педагогического опыта, накопленного в истории развития логопедии,  учения о афазии, общем недоразвитии речи;
3.3.3
практическими умениями и навыками делового общения со специалистами специальных дошкольных и школьных образовательных учреждений;
3.3.4
практическими умениями и навыками консультирования специалистов ДОУ и родителей по вопросам обучения, воспитания, коррекции и компенсации детей с общим недоразвитием речи, лиц с афазией..
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Афазия

 
1.1
Виды афазии, этиология, патогенез.  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
4
0
 
1.2
Коррекционно-педагогическая работа при афазии.  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
4
0
 
1.3
Логопедические технологии по преодолению афазии. Моделирование занятий по преодолениюафферентной моторной, эфферентной моторной, динамической, акустико-мнестической, семантической афазии.  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
4
0
 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
1.4
Характеристика афферентной моторной афазии и дифференциальная диагностика.    /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
4
0
 
1.5
Характеристика эфферентной моторной афазии и дифференциальная диагностика.    /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
4
0
 
1.6
Характеристика динамической афазии и дифференциальная диагностика. Приемы преодоления афазии /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
4
0
 
1.7
Характеристики акустико-мнестической афазии и дифференциальная диагностика.    /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
4
0
 
1.8
Характеристика семантической афазии и дифференциальная диагностика. Приемы преодоления афазии.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
4
0
 
1.9
Коррекционно-педагогическая работа при Афферентной моторной и эфферентной моторной афазии /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
4
0
 
1.10
Коррекционно-педагогическая работа при  акустико-мнестической афазии   /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
4
0
 
 
Раздел 2. Общее недоразвитие речи

 
2.1
Этиология ОНР, уровни речевого недоразвития /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
4
0
 
2.2
Логопедические технологии преодоления ОНР у дошкольников  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
4
0
 
2.3
Коррекционно - логопедическая работа с детьми с ОНР  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
4
0
 
2.4
Перспективный план работы по преодолению общего недоразвития речи первого уровня.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
4
0
 
2.5
Перспективный план работы по преодолению общего недоразвития речи второго уровня.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
4
0
 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.6
Перспективный план работы по преодолению общего недоразвития речи третьего уровня.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
4
0
 
2.7
Программа логопедической работы по преодолению ОНР  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
4
0
 
2.8
Планируемые результаты преодоления общего недоразвития речи 1, 2, 3 уровней.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
4
0
 
2.9
Система логопедических занятий по преодолению общего недоразвития речи.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
4
0
 
2.10
Комплексный подход в преодолении общего недоразвития речи.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

7
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
4
0
 
2.11
/Экзамен/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

9
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточный контроль

Вопросы к экзамену

1.  Афазия. Определение, классификация.

2. Характеристики основных форм афазии (по Лурия А. Р.).

3. Организация, методы, этапы восстановительного лечения при афазии.

4. Возможные причины афазии.

5. Клиническая картина акустико-гностической сенсорной афазии.

6. Клиническая картина акустико-мнестической афазии.

7. Клиническая картина семантической афазии.

8. Клиническая картина динамической афазии.

9. Клиническая картина афферентной моторной афазии.

10. Клиническая картина эфферентной моторной афазии.

11. Отличие афазии в детском возрасте от сходных состояний.

12. Роль компенсаторных функций мозга в процессе восстановления речи при афазии.

13. Роль семьи в процессе восстановления речи при афазии.

14. Принципы восстановительной работы при афазии.

15. Восстановление двигательных функций после инсульта.

16. Гимнастика после инсульта.

17. Восстановление неречевых функций при афазии.

18. Восстановление способности произносить звуки речи.

19. Восстановление речевых функций у безречевых больных.

20. Основные направления восстановительного обучения при акустико-гностической сенсорной афазии.

21. Основные направления восстановительного обучения при акустико-мнестической афазии.

22. Основные направления восстановительного обучения при семантической афазии.

23. Основные направления восстановительного обучения при афферентной моторной афазии.

24. Основные направления восстановительного обучения при эфферентной моторной афазии.

25. Основные направления восстановительного обучения при динамической афазии.

26. Восстановление процессов письма и чтения при разных формах афазии.

УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812, 1712, 1613.plx стр. 10

27. Коррекция нарушения счетных операций.

28. Схема обследования больного с афазией (по Лурия А. Р.)

29.  Психолого-педагогическая классификация нарушений речи.

 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
30. Понятие «общее недоразвитие речи». Причины возникновения, симптоматика.

31. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи I уровня (по Р.Е.Левиной).

32.  Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи II уровня (по Р.Е.Левиной).

33. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня (по Р.Е.Левиной).

34. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи IV уровня (по Т.Б.Филичевой).

35. Клиническая типология детей с общим недоразвитием речи (по Е.М.Мастюковой).

36. Особенности моторных функций у детей с общим недоразвитием речи.

37. Особенности познавательной сферы у детей с общим недоразвитием речи.

38. Профилактика речевых нарушений.

39. Система организации логопедической помощи для детей с общим недоразвитием речи в России.

40. Комплектование групп для детей с общим недоразвитием речи.

41. Требования к оформлению документации, предоставляемой на ПМПК

42.  Изучение понимания речи у детей с общим недоразвитием речи: содержание и организация обследования.

43. Изучение фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи: содержание и организация обследования.

44.  Изучение фонетической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи: содержание и организация обследования.

45. Изучение лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи: содержание и организация обследования.

46. Изучение грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи: содержание и организация обследования.

47.  Изучение связной речи у детей с общим недоразвитием речи: содержание и организация обследования.

48. Изучение моторных функций в системе логопедического изучения детей с общим недоразвитием речи.

49. Значение данных психологического обследования дошкольников с общим недоразвитием речи для построения перспективного плана работы.

50. Оформление результатов логопедического обследования ребенка с общим недоразвитием речи. Формулировка логопедического заключения.

51. Система логопедического воздействия при обучении детей с общим недоразвитием речи

52. Планируемые результаты обучения детей с ОНР 1 уровня в течение 3х лет  обучения

53. Планируемые результаты обучения детей с ОНР 2 уровня  в течение 3х лет  обучения

54. Планируемые результаты обучения с ОНР 3 уровня в течение 2х лет обучения

55. Особенности неречевых навыков у детей с общим недоразвитием речи

56. Общее недоразвитие речи у младших школьников.

57. Преодоление общего недоразвития речи у детей младшего школьного возраста

58. Влияние симптоматики общего недоразвития речи на формирование и развитие письменной речи учащихся начальной школы

59. Адаптированная образовательная программа для детей с общим недоразвитием речи

60. Комплексное воздействие по преодолению общего недоразвития речи

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных сообщений

1. Вклад Л.С. Выготского в развитии нейропсихологии.

2. Вклад А.Р. Лурии в развитии нейропсихологии.

3. Современные точки зрения на нейропсихологию как науку (Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, А.Н. Корнев, и др.)

4. Принцип системного строения высших психических функций.

5. Принцип динамической организации и локализации высших психических функций.

6. Принцип социального генеза высших психических функций и его роль в коррекционно - развивающем обучении.

7. Три функциональных блока мозга по А.Р. Лурия

8. Нарушения серийной организации движений и речи у больных с афазией.

9. Синдром недоразвития серийной организации движений у детей с речевой патологией.

10. Синдром нарушения программирования и контроля у больных с афазией.

11. Синдром нарушения программирования и контроля у детей с речевой патологией.

12. Трудности переработки кинестетической информации у детей младшего школьного возраста. Современные нейропсихологические методики диагностики и их роль в постановке логопедического заключения

13. Нейропсхологическое обследование при афазиях

14. Методы изучения личности ребенка, подростка, взрослого.

15. Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи: содержание и организация работы.

16. Коррекционная работа по формированию и развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи: содержание и организация работы.

17. Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи: содержание и организация работы.

18. Этапы логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи.

19. Методика обучения грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.

20. Содержание и организация индивидуальной логопедической работы в группе для детей с общим недоразвитием речи.

21. Формирование слухового восприятия и фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи.

22. Коррекционная работа по постановке и автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

23. Календарно-тематическое планирование занятий в группе для детей с общим недоразвитием речи.

24. Требования к составлению конспектов.

25. Структура фронтальных логопедических занятий в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи.

26. Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи: содержание и организация работы.

 
стр. 11
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
27. Коррекционная работа по формированию и развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи: содержание и организация работы.

28. Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи: содержание и организация работы.

Этапы логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи.

29. Методика обучения грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.

30. Содержание и организация индивидуальной логопедической работы в группе для детей с общим недоразвитием речи.

31. Формирование слухового восприятия и фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи.

32. Коррекционная работа по постановке и автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Соловьева Л.Г.
Соловьева, Л. Г.  Логопедия : учебник и практикум для вузов / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 191 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06310-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470222 (дата обращения: 08.09.2021).
, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Клепацкая Л.Б.
Внимание, мышление, речь. Комплекс упражнений (грубая форма афазии). Ч.1. Работа над пониманием обращенной речи [Электронный ресурс]/ Клепацкая Л.Б.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Изд-во В. Секачев, 2019.— 121 c.—  URL:   http://www.iprbookshop.ru/89284.html      
Москва: Изд-во В. Секачев, ЭБС «IPRbooks» 2019, 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
 
Э2
 
Э3
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
стр. 12
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
7.3
1-203 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимся и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление

обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; 

 
стр. 13
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание письменных докладов с обсуждением, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний, обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и

литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое 

 
стр. 14
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.