2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Формы логопедической работы_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Формы логопедической работы
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
экзамен 2
Виды контроля на курсах:
экзамен
9
самостоятельная работа
187
аудиторные занятия
20
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
20
20
20
20
Кoнтактная рабoта
20
20
20
20
Сам. работа
187
187
187
187
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
216
216
216
216
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. пед. наук, доц., Хакимова Г.А. _________________
 
 
Формы логопедической работы
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Ф.В.

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование у обучающихся профессиональной компетентности, умений и навыков практической деятельности в области коррекции речевых нарушений у детей с речевыми нарушениями.
1.2
Задачи освоения  дисциплины:
1.3
формирование у обучающихся представление о значении, видах и типах   форм логопедической работы;
1.4
знакомство обучающихся с содержанием  форм логопедической работы в ДОУ, СОШ;
1.5
формирование умений   планирования и анализа логопедической работы, применения  запланированной логопедической работы;
1.6
формирование у обучающихся теоретических и методических аспектов, определяющих организацию   различных форм логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;
1.7
знакомство обучающихся с организацией фронтальных занятий в логопедических группах детских садов, на логопунктах СОШ;
1.8
создание условий для изучения  опыта  планирования  работы логопеда в ДОУ и СОШ;
1.9
обучиение студентов основам создания и апробации моделей   форм  логопедической работы в ДОУ и СОШ.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
2.1.2
Введение в логопедическую специальность
2.1.3
Возрастная физиология и психофизиология
2.1.4
Коммуникативный практикум
2.1.5
Литература с основами литературоведения
2.1.6
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.7
Логопедия (Дислалия)
2.1.8
Общая педагогика
2.1.9
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.10
Психолого-педагогический практикум
2.1.11
Современный русский язык
2.1.12
Специальная педагогика
2.1.13
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.14
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.15
Психолого-педагогический практикум
2.1.16
Коммуникативный практикум
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Клиника интеллектуальных нарушений
2.2.2
Курсовая работа по модулю 6
2.2.3
Логопедическая ритмика
2.2.4
Логопедия (Ринолалия)
2.2.5
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.2.6
Онтогенез речевой деятельности
2.2.7
Организация первой неотложной помощи в чрезвычайных ситуациях (с практикумом)
2.2.8
Планирование логопедической работы
2.2.9
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.2.10
Психопатология
2.2.11
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.12
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.13
Коррекционно-развивающая работа с детьми в организациях компенсирующего вида
2.2.14
Курсовая работа по модулю 7
2.2.15
Логопедия (Алалия)
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.2.16
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.2.17
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
2.2.18
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
2.2.19
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.2.20
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.2.21
Проектирование ООП для детей с нарушениями речи
2.2.22
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.23
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.24
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.25
Противодействие терроризму и экстремизму
2.2.26
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.27
Психолингвистика
2.2.28
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.29
Речевые игры
2.2.30
Самоменеджмент и профессиональное саморазвитие специалистов специального (дефектологического) образования
2.2.31
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.32
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.33
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
2.2.34
Специальная методика развития речи дошкольников
2.2.35
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
2.2.36
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
2.2.37
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.38
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.39
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.40
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.41
Производственная преддипломная практика
2.2.42
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
2.2.43
Специальная методика преподавания математики
2.2.44
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
2.2.45
Самоменеджмент и профессиональное саморазвитие специалистов специального (дефектологического) образования
2.2.46
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.47
Онтогенез речевой деятельности
2.2.48
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
2.2.49
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.50
Речевые игры
2.2.51
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.52
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
 
Знать:
 
Нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ
 
Особенности протекания психических процессов у детей с особенностями в развитии
 
Содержание основных этапов онтогенеза психофизического развития индивида,  особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
 
 
Уметь:
 
Формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Определять социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления образовательно-коррекционного процесса
 
Выбирать направления коррекционного воздействия при обучении детей с ОВЗ, учитывающие особые образовательные потребности этих детей
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ
 
Навыками осуществления коррекционного процесса, с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ
 
Навыками разработки программ коррекционного обучения с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ
 
 
 
ПК-1: способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
основные направления логопедического воздействия,   применяемые в  коррекционной работе с детьми с нарушениями речи, с учетом видов речевых нарушений и личностных особенностей детей;
 
формы логопедического воздействия и  особенности коррекционно-образовательных программ
 
Содержание коррекционно-образовательных программ и особенности их применения в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями с учетом  принципа системности и дифференцированного подхода
 
 
Уметь:
 
реализовывать коррекционно- логопедические   программы обучения детей с речевыми нарушениями
 
Выбирать и использовать исторический опыт коррекционного обучения, лиц с нарушениями в развитии, в том числе и речи,
 
разрабатывать и реализовывать содержание логопедических занятий с учетом речевого дефекта у ребенка, нарушений личностного развития;
 
 
Владеть:
 
Представлениями и знаниями о совершенствовании логопедических технологий на современном этапе развития  коррекционной педагогики
 
практическими умениями и навыками выбора программы коррекционно-логопедического воздействия для профилактики и преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ
 
навыками применения различных логопедических технологий в коррекционном обучении детей с нарушениями речи
 
 
 
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
 
Знать:
 
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
 
Педагогические подходы в формировании речевых навыков у детей с речевыми нарушениями;

основные методы логопедического воздействия и принципы подбора дидактических материалов для применения в работе с детьми с речевыми нарушениями

Педагогические подходы в формировании речевых навыков у детей с речевыми нарушениями;

основные методы логопедического воздействия и принципы подбора дидактических материалов для применения в работе с детьми с речевыми нарушениями

 
Формы и систему организации логопедического воздействия в образовательной организации;
 
 
Уметь:
 
Обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности
 
Подбирать дидактические материалы, применяемые в коррекционно-образовательном процессе для детей с речевыми нарушениям с учетом их возрастных особенностей
 
Организовывать коррекционно-развивающую среду, в том числе дидактические и технические средства, применяемую в различных формах педагогического воздействия.
 
 
Владеть:
 
Основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды
 
Опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам;

различными способами использования коррекционно-развивающей образовательной среды

 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат;

навыком организации рабочего места логопеда, подбора   дидактических материалов, технического оборудования, в том числе создания собственных дидактических материалов в бумажной и электронной формах.

 
 
 
ПК-3: готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
Модально неспецифические и специфические особенности дизонтогенеза детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения и возможности их компенсации.
 
Требования к планированию коррекционно-развивающей деятельности
 
Виды планов и программ логопедического воздействия
 
 
Уметь:
 
Использовать специальную литературу для планирования образовательной деятельности
 
Соотносить нормативные требования с уровнем речевого нарушения и индивидуальными возможностями ребенка
 
Составлять все виды планов (годовой, перспективный, календарный, индивидуальный), конспекты занятий, применяемые в коррекционно- логопедическом воздействии
 
 
Владеть:
 
Навыком выбора методической литературы, адекватной в применении для коррекции конкретного речевого нарушения.
 
Способами планирования, организации, координации и контроля педагогического процесса.
 
Навыком самостоятельного планирования образовательного процесса с учетом системы речевого нарушения в перспективе на год, месяц, день.
 
 
 
ПК-4: способен к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности
 
Знать:
 
Виды речевых нарушений в соответствии с классификацией, формы логопедического воздействия.
 
Способы обучения, формы организации всей системы обучения, учебной деятельности детей, организации текущей работы обучаемых групп.
 
Средства анализа образовательно-коррекционной деятельности
 
 
Уметь:
 
Планировать и реализовывать учебную деятельность, способствующую коррекции и компенсации речевого дефекта у детей с ОВЗ
 
Реализовывать учебную деятельность с учетом уровня речевого нарушения; анализировать цели, содержание, методы и средства обучения
 
использовать возможности образовательной и социо-культурной среды для совершенствования качества собственной образовательно-коррекционной деятельности.
 
 
Владеть:
 
Навыком выбора вида, формы, коррекционно-образовательной среды и технического оборудования для ведения образовательно-коррекционной деятельности
 
Навыком выбора вида, формы, коррекционно-образовательной среды и технического оборудования для ведения образовательно-коррекционной деятельности
 
Способами анализа и развития профессиональной деятельности
 
 
 
ПК-8: способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
 
Знать:
 
Структурные элементы педагогического исследования
 
основные методики исследования  компонентов речевой системы
 
формы и методы организации исследовательской деятельности
 
 
Уметь:
 
Определять направления исследовательской деятельности.
 
Определять методы и методики проведения исследовательской деятельности.
 
оформлять, представлять, описывать, характеризовать процессы и явления, полученные в ходе исследовательской деятельности
 
 
Владеть:
 
навыками организации и проведении диагностики,
 
навыками решения исследовательских задач в профессиональной деятельности,,
 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Навыками проведения экспериментального исследования; интерпретации и обобщения, презентации результатов исследования
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
принципы, научные направления, коррекционно-методические подходы к организации и проведению логопедической работы с детьми, имеющими разные формы речевой патологии; современные угрозы жизнедеятельности человека и способы обеспечения безопасности жизнедеятельности;
3.1.2
морфофункциональные особенности организма в норме и у лиц с речевыми нарушениями;
3.1.3
теоретические положения логопедии и смежных областей знаний, определяющих содержание и методику логопедической работы с детьми с ОНР, ФФН, заиканием;
3.1.4
общие сведения о различных корекционно – образовательных программах, применяемых в работе с детьми с речевыми нарушениями;
3.1.5
методологию педагогических исследований проблем образования (обучения, воспитания, социализации);
3.1.6
основные направления и перспективы развития педагогической науки.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
производить перспективное планирование индивидуальной и фронтальной работы с ребенком на основе учета структуры дефекта;
3.2.2
разрабатывать планы-конспекты индивидуальных занятий с детьми;
3.2.3
анализировать модели индивидуальных занятий, определять диагностические и прогностические показатели психического и психофизического развития лиц с речевыми нарушениями;
3.2.4
работать со специальной медицинской литературой;
3.2.5
работать с медицинскими картами лиц с ограниченными возможностями здоровья.
3.2.6
анализировать и выбирать наиболее эффективные коррекционно – образовательные программы с учетом личностно- ориентированного и индивидуально дифференцированного подходов к лицам с речевыми нарушениями;
3.2.7
создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;
3.2.8
осуществлять планирование, организацию, координацию и контроль педагогического процесса образовательных учреждений.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методикой отбора методических приемов и средств коррекции речи детей, обоснования выбора и систематизации этих средств, с точки зрения их методической целесообразности;
3.3.2
методикой оценки результатов занятий, проводимых по разработанным моделям;
3.3.3
навыками оценки психофизиологического статуса ребенка и использование полученной информации для логопедического заключения, планирования   дальнейшей коррекционной  работы;
3.3.4
практическими умениями и навыками эффективного использования образовательных программ в коррекционном процессе, подбора наиболее экономного и эффективного пути обучения ребенка произношению;
3.3.5
способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны;
3.3.6
методами анализа, оценивания и прогнозирования современных образовательных процессов.
3.3.7
навыками осуществления образовательно-коррекционного процесса с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
3.3.8
навыками выбора коррекционно – образовательных программ в зависимости от вида речевого нарушения на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья;
3.3.9
навыками организации коррекционно – образовательной среды логопедического кабинета и использования подготовленных дидактических пособий для преодоления речевых нарушений у дошкольников и младших школьников;
3.3.10
навыками планирования корекционно – логопедической работы по  преодолению речевых нарушений;
3.3.11
навыками организации, совершенствования и анализа фронтальных и индивидуальных занятий;
3.3.12
навыками исследовательской работы   в области изучения речевых нарушений.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Формы логопедической работы в ДОУ

 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
1.1
Организация и диагностико-проектная деятельность логопеда в ДОУ.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-8
2
0
 
1.2
Структура работы логопеда по комплектованию групп коррекционной направленности и Дифференциальная диагностика детей с речевыми нарушениями.   /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-8
2
0
 
1.3
подготовка материалов для обследования дошкольников с ОНР и ФФН.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-8
2
0
 
1.4
Коррекционно – логопедическая работа логопеда в ДОУ.   /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-8
2
0
 
1.5
Подготовка пособий и конспектов занятий по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-8
2
0
 
1.6
Подготовка пособий и конспектов занятий по формированию навыков фонематического восприятия и звукового анализа у детей с ОНР /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-8
2
0
 
1.7
Подготовка пособий и конспектов занятий по развитию слухового внимания у детей с ОНР /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-8
2
0
 
1.8
Подготовка пособий и конспектов занятий по формированию слоговой структуры у детей с ОНР /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-8
2
0
 
1.9
Использование наглядно – дидактического материала для проведения ООД с детьми, имеющими речевые нарушения.   /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-8
2
0
 
1.10
Особенности формирования лексико – грамматических категорий у детей с речевыми нарушениями.    /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-8
2
0
 
1.11
Особенности формирования Фонематических процессов /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-8
2
0
 
1.12
Особенности формирования артикуляционной моторики у детей с речевыми нарушениями.   /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-8
2
0
 
1.13
Особенности формирования фразовой речи у детей с речевыми нарушениями  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-8
2
0
 
1.14
Консультативно – методическая деятельность логопеда в ДОУ.   /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-8
2
0
 
1.15
Работа логопеда с педагогами и родителями в ДОУ   /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-8
2
0
 
1.16
Анализ и планирование работы логопеда в ДОУ  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-8
2
0
 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
1.17
Рабочая программа логопедической работы. Календарно – тематическое планирование   /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-8
2
0
 
 
Раздел 2. Формы логопедической работы в СОШ

 
2.1
Организация логопедического воздействия в СОШ и лечебных учреждениях   /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-8
2
0
 
2.2
Нормы времени при работе учителя- логопеда в СОШ  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-8
2
0
 
2.3
Работа учителя-логопеда с родителями в СОШ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-8
2
0
 
2.4
Работа учителя-логопеда с педагогами в СОШ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-8
2
0
 
2.5
Планирование коррекционно- образовательной деятельности. Виды планов учителя-логопеда  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-8
2
0
 
2.6
Ведение логопедической документации в  СОШ.Работа логопеда с педагогами и родителями.    /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-8
2
0
 
2.7
Подготовка материалов для работы с родителями (наглядные материалы, тексты консультаций)  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-8
2
0
 
2.8
Диагностико – проектная деятельность логопеда в СОШ.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-8
2
0
 
2.9
Дифференциальная диагностика детей с различными видами дисграфий. Комплексная диагностика детей с общим недоразвитием  речи в  речевой школе.   /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-8
2
0
 
2.10
Система мониторинга логопедической работы   /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

5
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-8
2
0
 
2.11
Коррекционно – логопедическая работа логопеда в СОШ  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-8
2
0
 
2.12
Логопедическое воздействие в СОШ и в речевой школе.

Принципы логопедической работы

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-8
2
0
 
2.13
Подготовка дидактических пособий для преодоления дисграфии у младших школьников.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-8
2
0
 
2.14
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

9
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-8
2
0
 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

1)  Структура работы   для зачисления детей в речевые школы.

2) Работа медико- психолого- педагогической комиссии.

3) Распределение времени,отведенного на коррекционно – образовательную работу.

4) Организация работы логопеда  с детьми в школьных логопунктах.

5) Организация работы учителя – логопеда на логопункте в массовой школе.

6) Распределение времени, отведенного на коррекционно – образовательную работу.

7) Распределение времени учителя – логопеда в период школьных каникул.

8) Оборудование логопедического кабинета.

9) Работа логопеда в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

10) Просветительская деятельность логопеда в СОШ.

11) Назовите примерный перечень тем консультаций, бесед с  педагогами и родителями.

12) Примерный перечень оборудования логопедического кабинета.

13) Диагностика речевых нарушений у детей младшего школьного возраста.

14) Дифференциальная диагностика дисграфий.

15) Требования к содержанию плана.

16) Требования к индивидуальным занятиям.

17) Соблюдение метода обучению произношению.

18) Фонетический режим. Исправление ошибок. Фиксация результатов.

19) Понятие нормы и патологии речевой деятельности. Условия необходимые для формирования правильной речи.

20) Онтогенез речевого развития. Критические периоды в развитии речевой функции.

21) Анатомо-физиологические механизмы речи.

22)  Роль слуха и зрения в развитии речи детей

23) Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.

24) Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.

25) Обследование речевых навыков дошкольников. структура, задачи, принципы, методы, приемы.

26) Методы и приёмы выявления нарушений фонематического слуха.

27) Принципы логопедической работы.

28) Этапы логопедической работы по формированию правильного произношения.

29) Подготовительный этап. Основные направления логопедического воздействия.

30) Этап формирования первичных произносительных умений и навыков. Основные направления коррекционной работы.

31) Система коррекционной работы по развитию фонематического слуха.

32) Структура индивидуального логопедического занятия.

33) Артикуляционная гимнастика. Методика проведения.

34) Профилактика: предупреждение возникновения речевых нарушений.

35) Предупреждение возникновения речевых нарушений.

36) Система логопедической помощи.

37) Организация работы по преодолению речевых нарушений.

38) Перспективы развития логопедии.

39) Организация и диагностико-проектная деятельность логопеда в ДОУ

40) Структура работы логопеда по комплектованию групп коррекционной направленности и Дифференциальная диагностика детей с речевыми нарушениями

41) Особенности дидактических материалов для обследования дошкольников с ОНР и ФФН.

42) Коррекционно – логопедическая работа логопеда в ДОУ

43) Особенности  конспектов занятий по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР.

44) Особенности формирования лексико – грамматических категорий. Фонематических процессов. Мелкой и артикуляционной моторики у детей с речевыми нарушениями.

45) Использование наглядно – дидактического материала для проведения ООД с детьми, имеющими речевые нарушения.

46) Консультативно – методическая деятельность логопеда в ДОУ.

47) Работа логопеда с педагогами и родителями

48) Анализ и планирование работы логопеда в ДОУ

49) Рабочая программа логопедической работы. Колендарно – тематическое планирование

50) Организация логопедического воздействия в СОШ и лечебных учреждениях

51) Ведение логопедической документации в  СОШ.

52) Диагностико – проектная деятельность логопеда в СОШ.

53) Дифференциальная диагностика детей с различными видами дисграфий.

54) Комплексная диагностика детей с общим недоразвитием  речи в  речевой школе.

55) Система мониторинга логопедической работы

56) Коррекционно – логопедическая работа логопеда в СОШ

57) Принципы логопедической работы.

58) Особенности дидактических пособий для преодоления дисграфии у младших школьников.

59) Комплексное воздействие

60) Принцип системности в логопедической работе

 
стр. 11
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных сообщений

1)  «Дидактические игры в коррекционной работе логопеда в СОШ»

2) «Виды наглядного материала для ведения логопедической работы в СОШ»

3) «Инновационные формы логопедической работы в СОШ» «Формы работы с родителями»

4) «Формы работы с педагогами»

5) «Перспективное и индивидуальное планирование работы догопеда в речевой школе с детьми с   ОНР»

6) «Перспективное и индивидуальное планирование работы догопеда в СОШ»

7) «Профилактика акустических дисграфий»

8) «Моделирование коррекционно – профилактической деятельности в образовательном учреждении»

9) «Проблема раннего обучения чтению»

10) «Основные направления коррекции речи»

11) «Методика изучения уровня речевого развития»

12) «Исторический аспект диагностики речи»

13) «Принципы комплексной диагностики»

14) «Диагностика речевых нарушений у младших школьников»

15) «Влияние дефекта смягчения на письменную речь»

16) «Влияние дефекта оглушения на письменную речь»

17) «Особенности коррекции фонетической стороны речи у младших школьников»

18) «Музыкотерапия в коррекционной и лечебной педагогике»

19) «Фитотерапия в коррекционной и лечебной педагогике»

20) Коррекционная работа по формированию и развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи: содержание и организация работы.

21) Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи: содержание и организация работы.

22) Этапы логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи.

23) Методика обучения грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.

24) Содержание и организация индивидуальной логопедической работы в группе для детей с общим недоразвитием речи.

25) Формирование слухового восприятия и фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи.

26) Коррекционная работа по постановке и автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

27) Календарно-тематическое планирование занятий в группе для детей с общим недоразвитием речи.

28) Требования к составлению конспектов.

29) Структура фронтальных логопедических занятий в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи.

30) «Дидактические игры в коррекционной работе логопеда в СОШ»

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Соловьева, Л. Г Градова Г. Н.
Логопедия: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 191 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-06310-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434044
М. : Издательство Юрайт, 2019., 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Ахутина, Т. В. Фотекова Т. А.
Диагностика речевых нарушений школьников : практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 157 с. — (Серия : Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06800-9. — URL: https://urait.ru/catalog/438213      
М.: Изательство юрайт, 2019
 
Л2.2
Филичева Т.Б.
Исправление нарушений речи у дошкольников [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, педагогов и родителей/ Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Изд-во В. Секачев, 2019.— 198 c.— URL: http://www.iprbookshop.ru/90103.html 
Москва: Изд-во В. Секачев, ЭБС «IPRbooks» 2019., 
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 12
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Житкова Ю. С. Зыбина А. В.
Развитие экспрессивной и импрессивной речи  у дошкольников с ОВЗ: методическое пособие для бакалавров/ Текст: электронный// ЭОР НГПУ [сайт]. — URL: 
Набережные Челны, НГПУ, 2018, 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
 
Э2
 
Э3
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-203 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и 

 
стр. 13
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимся и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание письменных докладов с обсуждением, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, 

 
стр. 14
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний, обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

 
стр. 15
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx