Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хазратова Ф.В.
основные методы логопедического воздействия и принципы подбора дидактических материалов для применения в работе с детьми с речевыми нарушениями
Педагогические подходы в формировании речевых навыков у детей с речевыми нарушениями;
основные методы логопедического воздействия и принципы подбора дидактических материалов для применения в работе с детьми с речевыми нарушениями
различными способами использования коррекционно-развивающей образовательной среды
навыком организации рабочего места логопеда, подбора дидактических материалов, технического оборудования, в том числе создания собственных дидактических материалов в бумажной и электронной формах.
ции
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Принципы логопедической работы
/Ср/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Вопросы к экзамену
1) Структура работы для зачисления детей в речевые школы.
2) Работа медико- психолого- педагогической комиссии.
3) Распределение времени,отведенного на коррекционно – образовательную работу.
4) Организация работы логопеда с детьми в школьных логопунктах.
5) Организация работы учителя – логопеда на логопункте в массовой школе.
6) Распределение времени, отведенного на коррекционно – образовательную работу.
7) Распределение времени учителя – логопеда в период школьных каникул.
8) Оборудование логопедического кабинета.
9) Работа логопеда в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
10) Просветительская деятельность логопеда в СОШ.
11) Назовите примерный перечень тем консультаций, бесед с педагогами и родителями.
12) Примерный перечень оборудования логопедического кабинета.
13) Диагностика речевых нарушений у детей младшего школьного возраста.
14) Дифференциальная диагностика дисграфий.
15) Требования к содержанию плана.
16) Требования к индивидуальным занятиям.
17) Соблюдение метода обучению произношению.
18) Фонетический режим. Исправление ошибок. Фиксация результатов.
19) Понятие нормы и патологии речевой деятельности. Условия необходимые для формирования правильной речи.
20) Онтогенез речевого развития. Критические периоды в развитии речевой функции.
21) Анатомо-физиологические механизмы речи.
22) Роль слуха и зрения в развитии речи детей
23) Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.
24) Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.
25) Обследование речевых навыков дошкольников. структура, задачи, принципы, методы, приемы.
26) Методы и приёмы выявления нарушений фонематического слуха.
27) Принципы логопедической работы.
28) Этапы логопедической работы по формированию правильного произношения.
29) Подготовительный этап. Основные направления логопедического воздействия.
30) Этап формирования первичных произносительных умений и навыков. Основные направления коррекционной работы.
31) Система коррекционной работы по развитию фонематического слуха.
32) Структура индивидуального логопедического занятия.
33) Артикуляционная гимнастика. Методика проведения.
34) Профилактика: предупреждение возникновения речевых нарушений.
35) Предупреждение возникновения речевых нарушений.
36) Система логопедической помощи.
37) Организация работы по преодолению речевых нарушений.
38) Перспективы развития логопедии.
39) Организация и диагностико-проектная деятельность логопеда в ДОУ
40) Структура работы логопеда по комплектованию групп коррекционной направленности и Дифференциальная диагностика детей с речевыми нарушениями
41) Особенности дидактических материалов для обследования дошкольников с ОНР и ФФН.
42) Коррекционно – логопедическая работа логопеда в ДОУ
43) Особенности конспектов занятий по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР.
44) Особенности формирования лексико – грамматических категорий. Фонематических процессов. Мелкой и артикуляционной моторики у детей с речевыми нарушениями.
45) Использование наглядно – дидактического материала для проведения ООД с детьми, имеющими речевые нарушения.
46) Консультативно – методическая деятельность логопеда в ДОУ.
47) Работа логопеда с педагогами и родителями
48) Анализ и планирование работы логопеда в ДОУ
49) Рабочая программа логопедической работы. Колендарно – тематическое планирование
50) Организация логопедического воздействия в СОШ и лечебных учреждениях
51) Ведение логопедической документации в СОШ.
52) Диагностико – проектная деятельность логопеда в СОШ.
53) Дифференциальная диагностика детей с различными видами дисграфий.
54) Комплексная диагностика детей с общим недоразвитием речи в речевой школе.
55) Система мониторинга логопедической работы
56) Коррекционно – логопедическая работа логопеда в СОШ
57) Принципы логопедической работы.
58) Особенности дидактических пособий для преодоления дисграфии у младших школьников.
59) Комплексное воздействие
60) Принцип системности в логопедической работе
Темы письменных сообщений
1) «Дидактические игры в коррекционной работе логопеда в СОШ»
2) «Виды наглядного материала для ведения логопедической работы в СОШ»
3) «Инновационные формы логопедической работы в СОШ» «Формы работы с родителями»
4) «Формы работы с педагогами»
5) «Перспективное и индивидуальное планирование работы догопеда в речевой школе с детьми с ОНР»
6) «Перспективное и индивидуальное планирование работы догопеда в СОШ»
7) «Профилактика акустических дисграфий»
8) «Моделирование коррекционно – профилактической деятельности в образовательном учреждении»
9) «Проблема раннего обучения чтению»
10) «Основные направления коррекции речи»
11) «Методика изучения уровня речевого развития»
12) «Исторический аспект диагностики речи»
13) «Принципы комплексной диагностики»
14) «Диагностика речевых нарушений у младших школьников»
15) «Влияние дефекта смягчения на письменную речь»
16) «Влияние дефекта оглушения на письменную речь»
17) «Особенности коррекции фонетической стороны речи у младших школьников»
18) «Музыкотерапия в коррекционной и лечебной педагогике»
19) «Фитотерапия в коррекционной и лечебной педагогике»
20) Коррекционная работа по формированию и развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи: содержание и организация работы.
21) Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи: содержание и организация работы.
22) Этапы логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи.
23) Методика обучения грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.
24) Содержание и организация индивидуальной логопедической работы в группе для детей с общим недоразвитием речи.
25) Формирование слухового восприятия и фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи.
26) Коррекционная работа по постановке и автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
27) Календарно-тематическое планирование занятий в группе для детей с общим недоразвитием речи.
28) Требования к составлению конспектов.
29) Структура фронтальных логопедических занятий в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи.
30) «Дидактические игры в коррекционной работе логопеда в СОШ»
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимся и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание письменных докладов с обсуждением, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий,
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний, обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.