2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Логопедическая ритмика_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Логопедическая ритмика
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
зачет 3
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
58
58
58
58
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. пед. наук, доц., Хакимова Г.А. _________________
 
 
Логопедическая ритмика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Ф.В.

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование профессиональных компетенций, позволяющих осуществлять образовательно-коррекционный процесс с детьми, имеющими нарушения речи, в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты.  
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование знаний о теоретических и методических основах логопедической ритмики как средства воспитания в коррекционном образовательном процессе с детьми, имеющими нарушения речи
1.4
формирование умения применять логоритмическую ритмику в коррекционном работе с детьми, имеющими речевые патологии
1.5
формирование навыка планирования, организации и проведения логоритмических занятий с детьми с нарушениями речи.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастная психология
2.1.2
Логопедия (Дизартрия)
2.1.3
Логопедия (Нарушения голоса)
2.1.4
Логопсихология
2.1.5
Невропатология
2.1.6
Специальная психология
2.1.7
Формы логопедической работы
2.1.8
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
2.1.9
Возрастная физиология и психофизиология
2.1.10
Логопедия (Дислалия)
2.1.11
Специальная педагогика
2.1.12
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.13
Логопедия (Дизартрия)
2.1.14
Логопедия (Нарушения голоса)
2.1.15
Логопсихология
2.1.16
Формы логопедической работы
2.1.17
Логопедия (Дислалия)
2.1.18
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.19
Логопсихология
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Коррекционно-развивающая работа с детьми в организациях компенсирующего вида
2.2.2
Логопедия (Алалия)
2.2.3
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.2.4
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
2.2.5
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
2.2.6
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.2.7
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.2.8
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.9
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.10
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.11
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.12
Психолингвистика
2.2.13
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.14
Речевые игры
2.2.15
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.16
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.2.17
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
2.2.18
Специальная методика развития речи дошкольников
2.2.19
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
2.2.20
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.21
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.22
Производственная преддипломная практика
2.2.23
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
2.2.24
Специальная методика преподавания математики
2.2.25
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.26
Коррекционно-развивающая работа с детьми в организациях компенсирующего вида
2.2.27
Логопедия (Алалия)
2.2.28
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.2.29
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
2.2.30
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.2.31
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.2.32
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.33
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.34
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.35
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.36
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.37
Речевые игры
2.2.38
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.39
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.40
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
2.2.41
Специальная методика развития речи дошкольников
2.2.42
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
2.2.43
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.44
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.45
Производственная преддипломная практика
2.2.46
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
2.2.47
Специальная методика преподавания математики
2.2.48
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.49
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.50
Речевые игры
2.2.51
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.52
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.53
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
 
Знать:
 
нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ;
 
особенности протекания психических процессов у детей с особенностями в развитии;
 
содержание основных этапов онтогенеза психофизического развития индивида,  особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
 
 
Уметь:
 
формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии;         
 
определять социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления образовательно-коррекционного процесса;
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
выбирать направления коррекционного воздействия при обучении детей с ОВЗ, учитывающие особые образовательные потребности этих детей.
 
 
Владеть:
 
навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
 
навыками осуществления коррекционного процесса, с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ;  
 
навыками разработки программ коррекционного обучения с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ.
 
 
 
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
 
педагогические подходы в формировании речевых навыков у детей с речевыми нарушениями;

основные методы логопедического воздействия и принципы подбора дидактических материалов для применения в работе с детьми с речевыми нарушениями;

 
формы и систему организации логопедического воздействия в образовательной организации.
 
 
Уметь:
 
обоснованно отбирать методические и технические средства для образовательной деятельности;
 
подбирать дидактические материалы, применяемые в коррекционно-индивидуальными возможностями ребенка;
 
организовывать коррекционно-развивающую среду, в томкалендарный, индивидуальный), конспекты занятий, применяемые в коррекционно-логопедическом воздействии. 
 
 
Владеть:
 
навыком выбора методической литературы, адекватной в применении для коррекции конкретного речевого нарушения;
 
способами планирования, организации, координации и контроля педагогического процесса;
 
навыком самостоятельного планирования образовательного процесса с учетом системы речевого нарушения в перспективе на год, месяц, день.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
особенности образовательно-коррекционного процесса с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
3.1.2
особенности организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
формулировать основные цели и задачи образовательно-коррекционного процесса с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
3.2.2
организовать коррекционно-развивающую образовательную среду, выбрать и использовать методического и технического обеспечения, осуществлять коррекционно-педагогическую деятельность в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками реализации образовательно-коррекционного процесса с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
3.3.2
навыками организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбора и использования методического и технического обеспечения, осуществления коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Раздел 1. Общие вопросы логопедической ритмики

 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
1.1
Логопедическая ритмика как наука.

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3 ПК-2
3
0
 
1.2
Составление профессиограммы современного учителя-логопеда   /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3 ПК-2
3
0
 
1.3
Дети с нарушениями развития речи  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3 ПК-2
3
0
 
1.4
Особенности составления логоритмических занятий для детей раннего возраста  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-3 ПК-2
3
0
 
1.5
Особенности составления логоритмических занятий для детей дошкольного возраста  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-3 ПК-2
3
0
 
1.6
Особенности составления логоритмических занятий для детей школьного возраста  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-3 ПК-2
3
0
 
 
Раздел 2. Технологии формирования 

 
2.1
Технологии формирования речевого дыхания, просодики, координация речи с движением   /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3 ПК-2
3
0
 
2.2
Проведение логоритмических занятий с детьми раннего возраста  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-3 ПК-2
3
0
 
2.3
Проведение логоритмических занятий с детьми дошкольного возраста  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-3 ПК-2
3
0
 
2.4
Проведение логоритмических занятий с детьми школьного возраста  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОПК-3 ПК-2
3
0
 
2.5
Использование логоритмических технологий на занятиях.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3 ПК-2
3
0
 
2.6
/Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-3 ПК-2
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточный контроль

Вопросы к зачету

1. Объект, предмет и цель логопедической ритмики.

2. Задачи логопедической ритмики.

3. Методы исследования логоритмики.

4. Принципы логоритмики.

5. Особенности логоритмики.

6. Логопедическая ритмика в составе кинезитерапии.

7. Движение, двигательный навык, двигательное умение, психомоторное развитие.

8. Ритм, чувство ритма, ритмика.

9. Функции, развиваемые логопедической ритмикой.

10. Структура логоритмики. Развитие неречевых процессов.

11. Развитие речевых процессов в структуре логоритмики.

12. Средства логопедической ритмики, основные принципы их применения.

13. Ходьба как средство логоритмики.

14. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.

15. Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

16. Упражнения на развитие внимания.

17. Упражнения на развитие чувства музыкального размера, темпа, ритмического рисунка.

18. Пение, упражнение в игре на музыкальных инструментах, самостоятельная музыкальная деятельность.

19. Игровая деятельность и упражнения для развития творческой инициативы на логоритмических занятиях.

20. Наглядные, словесные и практические методы обучения.

21. Логопедическая ритмика в системе работы с заикающимися.

22. Логопедическая ритмика в системе работы с детьми, страдающими ФФН

 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
23. Логопедическая ритмика в системе работы с детьми, страдающими ОНР.

24. Логопедическая ритмика при работе с дошкольниками с алалией.

25. Логопедическая ритмика в системе реабилитационных методик по преодолению афазии.

26. В чем сущность метода Э. Жак-Далькроза

27. В чем особенность специфических принципов логоритмики.

28. Дайте характеристику музыкального ритма

29. Каково значение фразировки в восприятии музыки и по строении движения.

30. Какова роль движения в развитии речевой и общедвигательной функций человека.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных работ:

1. Связь логопедической ритмики с другими науками.

2. Психомоторное развитие детей без речевой патологии в онтогенезе.

3. Связь общей, мелкой и речевой моторики и влияние их развития на речевые возможности.

4. Идеи Э. Жака-Далькроза и их влияние на развитие системы детского музыкально-ритмического воспитания.

5. Роль двигательных нарушений в структуре аномального развития ребенка.

6.Вклад Н.Г. Александровой, В.А. Гринер, Н.А. Ветлугиной, В.А. Гиляровского, Н.А. Власовой, Ю.А. Флоренской, Е.Ф. Шершневой, Е.Ф. Рау, В.И. Рождественской и др. в развитие дифференцированной системы ритмического воспитания и становление нового направления – лечебной и логопедической ритмики.

7.Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.

8. Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

9.Упражнения, активизирующие внимание.

10. Счетные упражнения.

11. Речевые упражнения без музыкального сопровождения.

12. Особенности проведения логоритмических занятий с детьми с невротической и неврозоподобной формой заикания.

13. Особенности логоритмической работы с детьми младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

14. Содержание логоритмической работы с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

15. Содержание логоритмической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи.

16. Особенности развития двигательной сферы у дошкольников с ОНР в процессе логоритмических занятий.

17. Формирование пространственных представлений в процессе логоритмической работы.

18.Развитие дыхания и голоса у дошкольников с дизартрией в процессе логоритмических занятий.

19. Особенности пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логопедической ритмики.

20. Дифференцированный подход к развитию двигательной сферы у дошкольников с нарушениями звукопроизношения средствами логопедической ритмики .

21. Использование средств логопедической ритмики в процессе формирования слухомоторной координации как предпосылки письменной речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

22. Развитие интонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией в процессе логоритмических занятий.

23.Развитие «воображаемых движений» у ребенка в процессе логоритмических занятий.

24.Развитие чувства ритма у ребенка в процессе логоритмических занятий

25.Развитие двигательных умений у ребенка в процессе логоритмических занятий

26.Музыкально-ритмическое воспитание в процессе логоритмических занятий.

27.Особенности  логоритмической  работы  на  разных этапах восстановительного обучения при афазии

28. Нарушения двигательной, сенсорной и эмоционально-волевой сфер  детей,  имеющих  различные  формы алалии.

29. Особенности подготовки и проведения праздничных утренников с детьми с алалией.

30. Развитие самостоятельной  художественно-речевой  деятельности  детей с алалией

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Соловьева Л.Г.
Соловьева, Л. Г.  Логопедия : учебник и практикум для вузов / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 191 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06310-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470222 (дата обращения: 08.09.2021).
, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Демиденко О.П. 
Демиденко О.П. Логопедическая ритмика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Демиденко О.П.— Электрон. текстовые данные.— Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2017.— 117 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/92556.html.— ЭБС «IPRbooks»
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Житкова Ю. С. Зыбина А. В.
Развитие экспрессивной и импрессивной речи  у дошкольников с ОВЗ: методическое пособие для бакалавров/ Текст: электронный// ЭОР НГПУ [сайт]. — URL: 
Набережные Челны, НГПУ, 2018, 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
логопедия
 
Э2
 
Э3
 
Э4
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-203 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, 

 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим  занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение

консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения,конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобыпоследний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная работа.

При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на промежуточной аттестации.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены ФГБОУ ВО "НГПУ" или могут использоваться собственные технические 

 
стр. 11
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
средства.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.