Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хазратова Ф.В.
образовательных потребностей детей
ции
ОБРАЗОВАНИЕ В
СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Э3 Э4
Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э3 Э5
Э2 Э3 Э4
Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э2 Э3 Э4 Э5
Э3 Э5
детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях
инклюзивного образования (с нарушениями слуха, зрения,
интеллекта, опорно-двигательного аппарата, речи, расстройствами
аутистического спектра) /Ср/
Э2 Э3 Э4
условиях /Ср/
Э3 Э5
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Понятие «педагогическая система», еѐ сущность и характеристика.
2. Педагогический процесс: структура и основные компоненты.
3. Воспитание как процесс организации и ускорения социализации.
4. Система специального образования детей с нарушениями речи.
5. Принципы, задачи, методы обучения и воспитания детей с речевой патологией.
6. Система специальных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи.
7. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного и школьного возраста с различными речевыми нарушениями.
8. Психолого-педагогическое изучение детей первого года жизни.
9. Особенности развития детей первого года жизни.
10. Рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей первого года жизни. Психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста (1—3 года).
11. Особенности развития детей раннего возраста (1—3 года) с различными речевыми нарушениями.
12. Рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей раннего возраста.
13. Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста (3—7 лет).
14. Особенности развития детей дошкольного возраста (3—7 лет) с тяжелыми нарушениями речи
15. Рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей дошкольного возраста.
16. Система логопедического обследования детей разных возрастных групп.
17. Воспитание детей раннего, дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
18. Психолого-педагогическая характеристика детей раннего и дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии.
19. Сопоставительный анализ основного содержания программ воспитания правильной речи у дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием.
20. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с отклонениями в речевом развитии.
21. Сопоставительный анализ основного содержания ООП и АООП у младших школьников с нормальным и нарушенным речевым развитием.
22. Организация, основное содержание логопедической работы в специальных группах разного типа для детей с нарушениями речи.
23. Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
24. Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы в начальной школе
26. Педагогическая система специального обучения и воспитания детей с нарушениями слуха
27. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями зрения
28. Система воспитания и обучения детей с нарушениями опорно двигательного аппарата
29. Педагогическая система воспитания и обучения детей с задержкой психического развития
30. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта
31. Педагогическая система обучения и воспитания детей с расстройством аутестического спектра
32.Задачи и принципы воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
33.Методы воспитания в специальном дошкольном учреждении.
33.Особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.
35.Педагогическое изучение ребенка с нарушениями речи.
36.Логопедическое обследование детей, имеющих речевую патологию.
37.Взаимосвязь в работе логопеда, психолога, воспитателя.
38.Воспитывающий характер обучения, проводимого логопедом, его воздействие на развитие личностного своеобразия ребенка с речевым нарушением.
39.Общие и коррекционные задачи физического воспитания дошкольников с речевыми нарушениями.
40..Коррекционные возможности музыкально-ритмических занятий в специальном детском саду.
41.Формы взаимодействия в работе музыкального руководителя, логопеда и воспитателей.
42.Использование разнообразных видов деятельности детей с нарушениями речи для решения задач сенсорного воспитания.
43.Основные направления и формы умственного воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
44..Специфика руководства играми в разных возрастных группах детей с речевыми нарушениями.
45..Особенности продуктивной деятельности дошкольников с нарушениями речи.
46..Коррекционно-воспитательное воздействие на развитие ребенка с нарушением речи в ходе изобразительной и конструктивной деятельности на занятиях и вне их.
47.Трудовое и экологическое воспитание детей с нарушениями речи.
48.Организация речевого общения с детьми, имеющими нарушения речи, в процессе их совместной деятельности.
49.Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
50.Использование игры, элементов психогимнастики для преодоления негативных эмоциональных состояний дошкольников с речевыми нарушениями.
51. Сущность индивидуального подхода к ребенку с нарушением речи, средства и методы его осуществления.
52. Критерии оценки психологической готовности дошкольника к обучению в школе.
53.Особенности воспитания коммуникативной готовности к школьному обучению ребенка старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
54.Условия создания правильного речевого режима в семье ребенка с нарушением речи.
55.Виды помощи, используемые учителем-логопедом, воспитателем в работе с родителями ребенка, страдающего речевым нарушением.
56.Стратегия комплексного подхода к проблеме диагностики и ранней коррекционной помощи.
57. Становление речи, развитие понимания речи в онтогенезе, уровни понимания речи.
58. Развитие словаря и словообразования в онтогенезе. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе.
59. Формирование функций речи при дизонтогенезе.
60. Этапы и закономерности развития речи ребёнка
Тематика письменных сообщений
1. Система специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи.
2. Речевой режим в специальных дошкольных и школьных учреждениях.
3. Основные направления, содержание, методы и приемы воспитания детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
4. Задачи, методы и формы сенсорного воспитания детей, страдающих различными нарушениями речи.
5. Задачи умственного воспитания дошкольников с нарушениями речи.
6. Особенности развития игровой деятельности у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
7. Задачи и методы подготовки к школьному обучению детей с речевыми нарушениями.
8. Характеристика методов и форм работы воспитателя с родителями дошкольников, имеющих речевые нарушения
9. Задачи и принципы воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
10.Методы воспитания в специальном дошкольном учреждении.
11.методы обучения детей с тяжелыми нарушениями речи в начальной школе
12.Особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи в младенческом, раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте.
13.Взаимосвязь в работе логопеда, психолога, воспитателя, учителя.
14.Воспитывающий характер обучения, проводимого логопедом, его воздействие на развитие личностного своеобразия ребенка с речевым нарушением.
15.Общие и коррекционные задачи физического воспитания дошкольников с речевыми нарушениями.
16.Коррекционные возможности музыкально-ритмических занятий в специальном детском саду.
17.Использование разнообразных видов деятельности детей с нарушениями речи для решения задач сенсорного воспитания.
18.Специфика руководства играми в разных возрастных группах детей с речевыми нарушениями.
20.Организация речевого общения с детьми, имеющими нарушения речи, в процессе их совместной деятельности.
21.Использование игры, элементов психогимнастики для преодоления негативных эмоциональных состояний детей с речевыми
нарушениями.
22. Сущность индивидуального подхода к ребенку с нарушением речи в начальной школе,
средства и методы его осуществления.
23. Критерии оценки психологической готовности дошкольника к обучению в школе.
24.Особенности воспитания коммуникативной готовности к школьному обучению ребенка старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
25.Условия создания правильного речевого режима в семье ребенка с нарушением речи.
26.Виды помощи, используемые учителем-логопедом, воспитателем в работе с родителями ребенка, страдающего речевым нарушением
27. Физическое воспитание детей с нарушениями речи.
28. Умственное воспитание детей с нарушениями речи
29. Трудовое воспитание детей с нарушениями речи.
30. Организация игровой деятельности детей с нарушениями речи.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам
публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной
дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная работа.
При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачёте.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены ФГБОУ ВО "НГПУ" или могут использоваться собственные технические средства.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной
форме);
б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);
в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.