Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова М.Х.
ции
Э1
Э1
Э1
Э1 Э2
Э1
Э1
Э1 Э2
Вопросы к экзамену:
1.Предмет анатомии и возрастной физиологии, его задачи. Методы исследований возрастной физиологии.
2.Общие закономерности роста и развития детского организма.
3.Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза.
4.Значение и общая схема строения нервной системы. Развитие нейронов и нервных волокон. Синапс. Понятие о нервных центрах.
5.Структура и функциональная роль спинного мозга. Его возрастные особенности.
6.Основные функции продолговатого, среднего и промежуточного мозга.
7.Большие полушария мозга. Строение и функции.
8.Структурно-функциональная характеристика мозжечка. Роль мозжечка в организации и регуляции движений.
9.Созревание мозга в онтогенезе, его закономерности.
10.Железы внутренней секреции – строение, физиология.
11.Гигиенические требования к режиму дня школьника.
12.Костная и мышечная системы организма человека – строение и функции. Нарушение осанки.
13.Развитие двигательных навыков. Понятие о гиподинамии.
14.Гигиенические требования к оборудованию и мебели класса.
15.Понятие о сенсорных системах.
16.Сенсорные системы организма – строение и функции. Значение органов чувств для обучения.
17.Обмен веществ и энергии. Физиологическое значение правильного питания.
18.Общая характеристика сердечно-сосудистой системы (строение и функции).
19.Строение и функции крови. Группы крови.
20.Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
21.Строение и функции органов дыхания.
22.Строение и функции органов пищеварения.
23.Строение и функции органов выделения.
24.Психофизиологические аспекты поведения ребенка.
25.Типы высшей нервной деятельности по И.П. Павлову. Особенности педагогического подхода к детям с различными типами ВНД.
26.Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка.
27.Психофизиология познавательных процессов.
Темы рефератов с презентацией:
1.Особенности роста и развития в младенчестве.
2.Особенности роста и развития в раннем детстве.
3.Особенности роста и развития в младшем школьном возрасте.
4.Особенности роста и развития в подростковом и юношеском возрасте.
5.Онтогенез эндокринной системы.
6.Совершенствование нейрогуморальной регуляции в онтогенезе.
7.Сходство и различия в нервной и гуморальной регуляции.
8.Динамика становления в онтогенезе эндокринной функции половых желез, ее биологическое значение.
9.Участие эндокринных желез в обеспечении адаптивных реакций организма на стрессорные факторы.
10.Гормоны и половое созревание.
11.Морфологическое и функциональное развитие стволовой части головного мозга в онтогенезе.
12.Функциональное значение кольцевых связей между нейронами нервного центра.
13.Инстинкты, их отличительные особенности. Отделы мозга, участвующие в осуществлении инстинктов
14.Системная деятельность мозга. Динамический стереотип как пример системности.
15.Значение динамического стереотипа в поведении и обучении. Возрастные особенности формирования и возрастные возможности переделки стереотипов.
16.Влияние физической активности и гиподинамии на формирование скелета.
17.Причины и профилактика деформаций скелета у детей школьного возраста.
18.Типы осанки. Условия развития неправильной осанки. Профилактика нарушений ее формирования.
19.Формирование двигательной функции в младенчестве, раннем детстве, младшем школьном возрасте, подростковом и юношеском возрастах.
21.Возрастные особенности слухового анализатора.
22.Возрастные особенности вестибулярного анализатора.
23.Понятие об иммунитете. Клеточный и гуморальный иммунитет, их механизмы.
24.Возрастные изменения иммунитета.
25.Возрастные особенности кроветворения.
26.Морфологическое развитие сердечно - сосудистой системы в постнатальный период.
27.Возрастные особенности параметров внешнего дыхания
28.Рефлекторные реакции сердечно - сосудистой системы у детей разного возраста.
29.Значение процессов выделения. Органы выделения.
30.Изменение с возрастом секреторной функции почек.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.
В ходе подготовки к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическом занятии. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.
В ходе практическим занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.
С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов практического занятия, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.
Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата,
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач
Рекомендации по подготовке к экзамену
Завершающим этапом изучения дисциплины является экзамен
При подготовке к экзамену (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на экзамен и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Готовиться к экзамену необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.