2022-2023_zb44_03_03 Л 2212_ 2213_ 2112_ 2113_ 2012_ 2013_ 2015_ 1912_1913_ 1915 гр__plx_Анатомия_ физиология и патология органов слуха_ речи и зрения_Логопедия
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
 
зачет 1
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
Бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Хасанова А.Р. _________________
 
 
Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 123)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование системных знаний о функциональном состоянии слуховых, речевых и зрительных систем с целью адекватного выбора методов медико-педагогической коррекции и компенсации нарушений.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование у обучающихся теоретических знаний по анатомии и физиологии органов слуха, зрения и речи;
1.4
ознакомление обучающихся  с методами исследования слуха, зрения и  речи в детском возрасте;
1.5
ознакомление  с  системой  профилактических  мероприятий  по  борьбе  с глухотой и расстройствами речи, а также с профилактикой близорукости и дальнозоркости у детей.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины  «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» обучающиеся используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения предмета «Биология» на предыдущем уровне образования. 
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Логопедия (нарушения голоса)
2.2.2
Логопедия (ринолалия)
2.2.3
Логопедия (дислексия, дисграфия)
2.2.4
Логопедия (нарушение темпа речи, заикание)
2.2.5
Логопедия (алалия)
2.2.6
Логопедия (афазия)
2.2.7
Логопедия (дизартрия)
2.2.8
Практикум по обследованию моторных функций
2.2.9
Практикум по постановке голоса и выразительности речи
2.2.10
Производственная практика (технологическая (проектно-технологическая)) (по модулю Нарушения фонационного и звукопроизносительного оформления речи)
2.2.11
Логоритмика
2.2.12
Методика преподавания математики (специальная)
2.2.13
Методика преподавания русского языка и литературы (специальная)
2.2.14
Нарушения применения средств общения
2.2.15
Организация работы логопеда в школе
2.2.16
Технология формирования темпо-ритмической организации речи при заикании
2.2.17
Коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы
2.2.18
Курсовая работа по модулю "Организация работы логопеда в школе"
2.2.19
Нарушения речи органического генеза
2.2.20
Преодоление дизорфографии у младших школьников с нарушениями речи
2.2.21
Технология формирования и коррекции навыков письма и чтения у младших школьников с нарушениями речи
2.2.22
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.23
Технологическая (проектно-технологическая) практика
2.2.24
Производственная педагогическая  практика
2.2.25
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.26
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.2.27
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.3: умеет взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
 
ОПК-3.4: умеет соотносить виды адресной помощи с индивидуальными образовательными потребностями обучающихся
 
 
стр. 4
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
анатомо-физиологическую номенклатуру по дисциплине;
3.1.2
общие закономерности строения и функционирования слуховой, зрительной и речевой систем;
3.1.3
современные  методы исследования слуха, зрения и речевой функции;
3.1.4
основные морфо - функциональные нарушения, лежащие в основе развития патологии органов слуха, речи и зрения, причины этих нарушений,  принципы и методы их профилактики, коррекции и компенсации;
3.1.5
основы диагностики нарушений слуха, зрения и речевой функции;
3.1.6
правила безопасности жизнедеятельности для детей с нарушениями слуха, речи и зрения.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
пользоваться анатомическими муляжами и таблицами для определения различных структур слуховой, зрительной и речевой систем;
3.2.2
исследовать самыми простыми способами слух, речь и зрение ребенка;
3.2.3
предположительно диагностировать имеющуюся патологию для дополнительного обследования ребенка;
3.2.4
оказывать первую доврачебную  помощь при острой патологии органов речи, слуха и зрения.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
исследования слуха с помощью шепотной, разговорной речи и камертонами;
3.3.2
исследования зрения с помощью специальных таблиц;
3.3.3
выполнения некоторых простейших лечебных процедур, используемых в отоларингологии и офтальмологии.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Органы чувств - анализаторы

 
1.1
Современные представления о сенсорных системах /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
1.2
Клинико-физиологические проявления нарушений сенсорных функций. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э2

6
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
 
Раздел 2. Анатомия, физиология и  патология органов слуха 

 
2.1
Строение слуховой системы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

1
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
2.2
Анатомия слухового анализатора. Звукопроводящий аппарат  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

1
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
2.3
Анатомия слухового анализатора.

Звуковоспринимающий аппарат. Проводниковый и центральный отделы слухового анализатора

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

1
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
2.4
Физиологические механизмы слуха /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

1
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
2.5
Физиология слухового анализатора  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

1
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
2.6
Методы исследования слуха /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

1
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
2.7
Методы исследования слуховой функции /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

1
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
2.8
Патология слуховой системы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

1
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
2.9
Патология слухового анализатора /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

1
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
стр. 5
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
2.10
Стойкие нарушения слуха /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

1
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
2.11
Стойкие нарушения слуховой функции у детей /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2

2
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
2.12
Развитие слухового восприятия в педагогическом процессе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

1
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
2.13
Проявления нарушения слуха, зрения, чувствительности тела, вкуса  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э2

1
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
2.14
Основные показатели патологических процессов в соматовисцеральной системе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э2

1
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
 
Раздел 3. Анатомия, физиологи и

патология речи

 
3.1
Строение речевой системы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

1
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
3.2
Анатомия и физиология гортани /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

1
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
3.3
Анатомия, физиология и патология носа /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

1
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
3.4
Анатомия, физиология и патология глотки /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

1
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
3.5
Физиологические механизмы речи /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

1
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
3.6
Развитие речи у детей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

1
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
3.7
Патология органов речи /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
3.8
Заболевания гортани /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

2
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
3.9
Анатомия, физиология и патология ротовой полости /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

1
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
3.10
Стойкие нарушения речи и их коррекция /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2

2
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
3.11
Закономерности и особенности развития органа слуха в пренатальном и постнатальном онтогенезе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э2

1
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
3.12
Основные показатели слуха /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э2

1
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
3.13
Развитие слуховых функций в онтогенезе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э2

1
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
3.14
Методы исследования слуха в детском возрасте, их достоинства и недостатки /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

1
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
3.15
Заболевания уха, приводящие к кондуктивной и сенсоневральной тугоухости /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

1
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
3.16
Классификация стойких нарушений слуха  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

1
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
3.17
Способы протезирования слуха в настоящее время и их краткая характеристика /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

1
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
3.18
Система образования глухих и методология их обучения  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

1
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
 
стр. 6
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
Раздел 4. Анатомия, физиология и

патология органов зрения

 
4.1
Строение зрительной системы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э3

1
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
4.2
Анатомия и физиология зрительного анализатора /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
4.3
Физиологические механизмы зрения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3

2
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
4.4
Зрительные функции. Методы их исследования.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
4.5
Патология зрительной системы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3

2
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
4.6
Основные симптомы нарушения зрения и их причины /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2

2
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
4.7
Психолого-педагогическая система помощи  при нарушениях зрения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

2
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
4.8
Строение слоев сетчатки и их взаимосвязи /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э2

2
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
4.9
Основные показатели зрения и связь их с процессами происходящими в различных структурах мозга (оптических и рецепторных  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э2

1
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
4.10
Нейрональные механизмы зрения, обеспечиваемые сетчаткой и различными отделами коры головного мозга /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э2

2
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
4.11
Особенности формирования зрительных функций в онтогенезе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э2

1
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
4.12
Классификации оптических, сенсорных и двигательных нарушений зрения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

2
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
4.13
Основные симптомы нарушения зрения при различной локализации патологического процесса и их причины /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

1
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
4.14
Обучение, воспитание и коррекция детей с нарушением зрения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

2
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
4.15
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.2

4
ОПК-3.3 ОПК-3.4
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1.Общие положения учения И.П. Павлова об анализаторах. Функциональная роль различных отделов сенсорных систем.

2.Общие представления о рецепции. Показатели функций рецепторов.

3.Принципы обработки сенсорной информации.

4.Наружное ухо. Наружный слуховой проход. Барабанная перепонка.

5.Среднее ухо: строение и функции.

6.Периферический отдел слухового анализатора: внутреннее ухо. Строение и функции.

7.Проводниковый и корковый отдел слухового анализатора.

8.Звук, его виды и свойства. Сила. Высота. Тембр. Громкость.

9.Распространение звука в среде.

10.Характеристика звуков речи.

11.Звукопроведение, его виды.

12.Звуковосприятие.

 
стр. 7
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
13.Чувствительность органа слуха. Порог слышимости. Порог болевого ощущения. Дифференциальный порог

14.Слуховая адаптация. Слуховое утомление. Звуковая травма.

15.Методы исследования слуха. Исследование слуха речью. Исследование слуха камертонами. Аудиометрия. Исследование слуха у детей.

16.Заболевания наружного уха и барабанной перепонки.

17.Заболевания среднего уха.

18.Заболевания внутреннего уха.

19.Заболевания слухового нерва, проводящих путей и слуховых центров.

20.Причины стойких нарушений слуха у детей.

21.Глухие дети без речи (глухонемые).

22.Глухие дети, сохранившие речь (позднооглохшие).

23.Слабослышащие (тугоухие) дети.

24.Профилактические и лечебные мероприятия при нарушениях слуха у детей.

25.Методы компенсации нарушенной слуховой функции: индивидуальные слуховые аппараты, звукоусиливающая аппаратура индивидуального и коллективного пользования.

26.Анатомия органов речи: наружный нос, носовая полость, придаточные пазухи носа.

27.Анатомия органов речи: рот, губы, щеки, зубы, твердое и мягкое небо.

28.Язык. Мышцы языка.

29.Анатомия органов речи: глотка.

30.Мышцы и хрящи гортани.

31.Дыхание, его виды. Жизненная емкость легких.

32.Механизм голосообразования. Шепот. Фальцет. Атака звука.

33.Сила, высота и тембр голоса.

34.Режимы работы гортани. Мутация голоса.

35.Заболевания наружного носа и носовой полости.

36.Острый насморк. Хронический насморк.

37.Гнусавость, ее виды.

38.Дефекты губ, неба и языка.

39.Дефекты челюстей и зубов.

40.Заболевания глотки: ангина, хронический тонзиллит.

41.Заболевания глотки: гипертрофия носоглоточной миндалины, гипертрофия небных миндалин, паралич мягкого неба.

42.Заболевания гортани: острый и хронический ларингит, ложный круп, узелки голосовых складок.

43.Профилактика нарушений голоса и речи у детей.

44.Строение глазного яблока.

45.Периферический (сетчатка), проводниковый и корковый отделы зрительного анализатора. Бинокулярное зрение.

46.Центральное зрение. Острота зрения. Методы исследования остроты зрения.

47.Цветоощущение. Фотохимические свойства пигментов глаза. Нарушения цветового зрения.

48.Светоощущение. Адаптация глаз к свету.

49.Виды рефракции. Аномалии рефракции. Аккомодация.

50.Правила ношения очков.

51.Слепые и слабовидящие.

52.Заболевания, приводящие к нарушению зрения.

53.Профилактика нарушений зрения у детей.

54.Связь лечебной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с нарушениями зрения.

55.Голос, речь и слух как единая функциональная система. 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов с презентацией:

1.Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи.

2.Фило- и онтогенез органа слуха человека.

3.Стойкие нарушения слуха у детей (терминология и принципы классификации).

4.Наследственные и врожденные нарушения слуха.

5.Приобретенные нарушения слуха (позднооглохшие дети), причины, лечение и профилактика, методы компенсации.

6.Тугоухость (причины, медико-педагогическая  классификация, методы компенсации).

7.Кондуктивная тугоухость (причины, методы диагностики, лечение и профилактика, методы компенсации).

8.Нейросенсорная тугоухость (причины, методы диагностики, лечение и профилактика, методы компенсации).

9.Глухонемота (причины, профилактика, методы компенсации).

10.Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушениях слуха у детей.

11.Методы компенсации нарушенной функции слухового анализатора.

12.Анатомо-физиологические особенности органа слуха у детей. Особенности исследования ЛОР-органов у маленьких детей.

13.Строение речевой системы (периферический, проводниковый и центральные отделы).

14.Формирование ротовой полости в онтогенезе.

15.Строение речевой системы (общий обзор).

16.Физиологические механизмы речи.

17.Онтогенетические пороки развития ротовой полости, ведущие к дефектам речи.

 
стр. 8
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
18.Заболевания органов ротовой полости, ведущие к нарушению звукопроизношения.

19.Заболевания носа и носовой полости, ведущие к нарушению фонации и артикуляции.

20.Основные этапы развития произносительной речи у детей.

21.Гортань как орган фонации.

22.Певческие голоса.

23.Нарушение голоса у детей.

24.Заболевание гортани, ведущие к нарушению голосообразования.

25.Лимфаденоидное глоточное кольцо в норме и патологии.

26.Филогенез и онтогенез органа зрения человека.

27.Основные зрительные функции.

28.Оптическая система глаза.

29.Врожденная патология органа зрения.

30.Профилактика слабовидения у детей.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Содержание фонда оценочных средств представлено в приложении РПД "Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения"
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Кокаева И.Ю.
Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения : учебное пособие для бакалавров, направления подготовки 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия» / И. Ю. Кокаева. — Владикавказ : Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2014. — 138 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/64543.html
Владикавказ: Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2014
 
Л1.2
Кисиева, З. А.
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения: учебно-методическое пособие для студентов [по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия»] / З. А. Кисиева, Л. И. Доева. — Владикавказ : Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2020. — 114 c. — ISBN 978-5-98935-234-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/109346.html
Владикавказ : Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: учебно-методическое пособие / составители И. А. Попова. — Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 63 c. — ISBN 978-5-4497-0087-2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/86189.html 
Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019
 
Л2.2
Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: учебно-методическое пособие. Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата) / составители А. Г. Привалова, А. А. Говорухина, О. А. Мальков. — Сургут : Сургутский государственный педагогический университет, 2016. — 81 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/86981.html
Сургут : Сургутский государственный педагогический университет, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Дефектолог :Сайт для родителей, желающих узнать больше о развитии своего ребенка. – URL:http://defectolog.ru/
 
Э2
Логобург. Клуб логопедов: сайт для логопедов. – URL:http://logoburg.com/.
 
стр. 9
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-315 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-105 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
      Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

      В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

      В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическом занятии, семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

      В ходе   семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами,    рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов    семинара, практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

     Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

 
стр. 10
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

     Рекомендации по подготовке к зачету

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет

При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

     Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

     Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.