Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова М.Х.
ции
Э1 Э2
Э2
Звуковоспринимающий аппарат. Проводниковый и центральный отделы слухового анализатора
/Ср/
Э2
Э2
патология речи
Э2
Э2
Э2
патология органов зрения
Э3
Э3
/Ср/
Э3
Э2
Э2
Э2
Э2
Вопросы к зачету:
1.Общие положения учения И.П. Павлова об анализаторах. Функциональная роль различных отделов сенсорных систем.
2.Общие представления о рецепции. Показатели функций рецепторов.
3.Принципы обработки сенсорной информации.
4.Наружное ухо. Наружный слуховой проход. Барабанная перепонка.
5.Среднее ухо: строение и функции.
6.Периферический отдел слухового анализатора: внутреннее ухо. Строение и функции.
7.Проводниковый и корковый отдел слухового анализатора.
8.Звук, его виды и свойства. Сила. Высота. Тембр. Громкость.
9.Распространение звука в среде.
10.Характеристика звуков речи.
11.Звукопроведение, его виды.
12.Звуковосприятие.
14.Слуховая адаптация. Слуховое утомление. Звуковая травма.
15.Методы исследования слуха. Исследование слуха речью. Исследование слуха камертонами. Аудиометрия. Исследование слуха у детей.
16.Заболевания наружного уха и барабанной перепонки.
17.Заболевания среднего уха.
18.Заболевания внутреннего уха.
19.Заболевания слухового нерва, проводящих путей и слуховых центров.
20.Причины стойких нарушений слуха у детей.
21.Глухие дети без речи (глухонемые).
22.Глухие дети, сохранившие речь (позднооглохшие).
23.Слабослышащие (тугоухие) дети.
24.Профилактические и лечебные мероприятия при нарушениях слуха у детей.
25.Методы компенсации нарушенной слуховой функции: индивидуальные слуховые аппараты, звукоусиливающая аппаратура индивидуального и коллективного пользования.
26.Анатомия органов речи: наружный нос, носовая полость, придаточные пазухи носа.
27.Анатомия органов речи: рот, губы, щеки, зубы, твердое и мягкое небо.
28.Язык. Мышцы языка.
29.Анатомия органов речи: глотка.
30.Мышцы и хрящи гортани.
31.Дыхание, его виды. Жизненная емкость легких.
32.Механизм голосообразования. Шепот. Фальцет. Атака звука.
33.Сила, высота и тембр голоса.
34.Режимы работы гортани. Мутация голоса.
35.Заболевания наружного носа и носовой полости.
36.Острый насморк. Хронический насморк.
37.Гнусавость, ее виды.
38.Дефекты губ, неба и языка.
39.Дефекты челюстей и зубов.
40.Заболевания глотки: ангина, хронический тонзиллит.
41.Заболевания глотки: гипертрофия носоглоточной миндалины, гипертрофия небных миндалин, паралич мягкого неба.
42.Заболевания гортани: острый и хронический ларингит, ложный круп, узелки голосовых складок.
43.Профилактика нарушений голоса и речи у детей.
44.Строение глазного яблока.
45.Периферический (сетчатка), проводниковый и корковый отделы зрительного анализатора. Бинокулярное зрение.
46.Центральное зрение. Острота зрения. Методы исследования остроты зрения.
47.Цветоощущение. Фотохимические свойства пигментов глаза. Нарушения цветового зрения.
48.Светоощущение. Адаптация глаз к свету.
49.Виды рефракции. Аномалии рефракции. Аккомодация.
50.Правила ношения очков.
51.Слепые и слабовидящие.
52.Заболевания, приводящие к нарушению зрения.
53.Профилактика нарушений зрения у детей.
54.Связь лечебной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с нарушениями зрения.
55.Голос, речь и слух как единая функциональная система.
Темы рефератов с презентацией:
1.Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи.
2.Фило- и онтогенез органа слуха человека.
3.Стойкие нарушения слуха у детей (терминология и принципы классификации).
4.Наследственные и врожденные нарушения слуха.
5.Приобретенные нарушения слуха (позднооглохшие дети), причины, лечение и профилактика, методы компенсации.
6.Тугоухость (причины, медико-педагогическая классификация, методы компенсации).
7.Кондуктивная тугоухость (причины, методы диагностики, лечение и профилактика, методы компенсации).
8.Нейросенсорная тугоухость (причины, методы диагностики, лечение и профилактика, методы компенсации).
9.Глухонемота (причины, профилактика, методы компенсации).
10.Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушениях слуха у детей.
11.Методы компенсации нарушенной функции слухового анализатора.
12.Анатомо-физиологические особенности органа слуха у детей. Особенности исследования ЛОР-органов у маленьких детей.
13.Строение речевой системы (периферический, проводниковый и центральные отделы).
14.Формирование ротовой полости в онтогенезе.
15.Строение речевой системы (общий обзор).
16.Физиологические механизмы речи.
17.Онтогенетические пороки развития ротовой полости, ведущие к дефектам речи.
19.Заболевания носа и носовой полости, ведущие к нарушению фонации и артикуляции.
20.Основные этапы развития произносительной речи у детей.
21.Гортань как орган фонации.
22.Певческие голоса.
23.Нарушение голоса у детей.
24.Заболевание гортани, ведущие к нарушению голосообразования.
25.Лимфаденоидное глоточное кольцо в норме и патологии.
26.Филогенез и онтогенез органа зрения человека.
27.Основные зрительные функции.
28.Оптическая система глаза.
29.Врожденная патология органа зрения.
30.Профилактика слабовидения у детей.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.
В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическом занятии, семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.
В ходе семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.
С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов семинара, практического занятия, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.
Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:
- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач
Рекомендации по подготовке к зачету
Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет
При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.