Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова М.Х.
ции
Э1 Э2
Звуковоспринимающий аппарат. Проводниковый и центральный отделы слухового анализатора
/Ср/
Э2
Э2
патология речи
Э2
Э2
Э2
патология органов зрения
/Ср/
Э2
Э2
Э2
Э2
Вопросы к зачету:
1.Общие положения учения И.П. Павлова об анализаторах. Функциональная роль различных отделов сенсорных систем.
3.Принципы обработки сенсорной информации.
4.Наружное ухо. Наружный слуховой проход. Барабанная перепонка.
5.Среднее ухо: строение и функции.
6.Периферический отдел слухового анализатора: внутреннее ухо. Строение и функции.
7.Проводниковый и корковый отдел слухового анализатора.
8.Звук, его виды и свойства. Сила. Высота. Тембр. Громкость.
9.Распространение звука в среде.
10.Характеристика звуков речи.
11.Звукопроведение, его виды.
12.Звуковосприятие.
13.Чувствительность органа слуха. Порог слышимости. Порог болевого ощущения. Дифференциальный порог
14.Слуховая адаптация. Слуховое утомление. Звуковая травма.
15.Методы исследования слуха. Исследование слуха речью. Исследование слуха камертонами. Аудиометрия. Исследование слуха у детей.
16.Заболевания наружного уха и барабанной перепонки.
17.Заболевания среднего уха.
18.Заболевания внутреннего уха.
19.Заболевания слухового нерва, проводящих путей и слуховых центров.
20.Причины стойких нарушений слуха у детей.
21.Глухие дети без речи (глухонемые).
22.Глухие дети, сохранившие речь (позднооглохшие).
23.Слабослышащие (тугоухие) дети.
24.Профилактические и лечебные мероприятия при нарушениях слуха у детей.
25.Методы компенсации нарушенной слуховой функции: индивидуальные слуховые аппараты, звукоусиливающая аппаратура индивидуального и коллективного пользования.
26.Анатомия органов речи: наружный нос, носовая полость, придаточные пазухи носа.
27.Анатомия органов речи: рот, губы, щеки, зубы, твердое и мягкое небо.
28.Язык. Мышцы языка.
29.Анатомия органов речи: глотка.
30.Мышцы и хрящи гортани.
31.Дыхание, его виды. Жизненная емкость легких.
32.Механизм голосообразования. Шепот. Фальцет. Атака звука.
33.Сила, высота и тембр голоса.
34.Режимы работы гортани. Мутация голоса.
35.Заболевания наружного носа и носовой полости.
36.Острый насморк. Хронический насморк.
37.Гнусавость, ее виды.
38.Дефекты губ, неба и языка.
39.Дефекты челюстей и зубов.
40.Заболевания глотки: ангина, хронический тонзиллит.
41.Заболевания глотки: гипертрофия носоглоточной миндалины, гипертрофия небных миндалин, паралич мягкого неба.
42.Заболевания гортани: острый и хронический ларингит, ложный круп, узелки голосовых складок.
43.Профилактика нарушений голоса и речи у детей.
44.Строение глазного яблока.
45.Периферический (сетчатка), проводниковый и корковый отделы зрительного анализатора. Бинокулярное зрение.
46.Центральное зрение. Острота зрения. Методы исследования остроты зрения.
47.Цветоощущение. Фотохимические свойства пигментов глаза. Нарушения цветового зрения.
48.Светоощущение. Адаптация глаз к свету.
49.Виды рефракции. Аномалии рефракции. Аккомодация.
50.Правила ношения очков.
51.Слепые и слабовидящие.
52.Заболевания, приводящие к нарушению зрения.
53.Профилактика нарушений зрения у детей.
54.Связь лечебной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с нарушениями зрения.
55.Голос, речь и слух как единая функциональная система.
Темы рефератов с презентацией:
1.Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи.
2.Фило- и онтогенез органа слуха человека.
3.Стойкие нарушения слуха у детей (терминология и принципы классификации).
4.Наследственные и врожденные нарушения слуха.
5.Приобретенные нарушения слуха (позднооглохшие дети), причины, лечение и профилактика, методы компенсации.
6.Тугоухость (причины, медико-педагогическая классификация, методы компенсации).
7.Кондуктивная тугоухость (причины, методы диагностики, лечение и профилактика, методы компенсации).
9.Глухонемота (причины, профилактика, методы компенсации).
10.Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушениях слуха у детей.
11.Методы компенсации нарушенной функции слухового анализатора.
12.Анатомо-физиологические особенности органа слуха у детей. Особенности исследования ЛОР-органов у маленьких детей.
13.Строение речевой системы (периферический, проводниковый и центральные отделы).
14.Формирование ротовой полости в онтогенезе.
15.Строение речевой системы (общий обзор).
16.Физиологические механизмы речи.
17.Онтогенетические пороки развития ротовой полости, ведущие к дефектам речи.
18.Заболевания органов ротовой полости, ведущие к нарушению звукопроизношения.
19.Заболевания носа и носовой полости, ведущие к нарушению фонации и артикуляции.
20.Основные этапы развития произносительной речи у детей.
21.Гортань как орган фонации.
22.Певческие голоса.
23.Нарушение голоса у детей.
24.Заболевание гортани, ведущие к нарушению голосообразования.
25.Лимфаденоидное глоточное кольцо в норме и патологии.
26.Филогенез и онтогенез органа зрения человека.
27.Основные зрительные функции.
28.Оптическая система глаза.
29.Врожденная патология органа зрения.
30.Профилактика слабовидения у детей.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.
В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.
В ходе семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.
С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов семинара, практического занятия, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.
Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа обучащихся включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач
Рекомендации по подготовке к зачету
Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет
При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.