2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Анатомия_ физиология_ патология органов слуха_ речи и зрения_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
зачет 1
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
92
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
92
92
92
92
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Хасанова А.Р. _________________
 
 
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании системных знаний о функциональном состоянии слуховых, речевых и зрительных систем с целью адекватного выбора методов медико-педагогической коррекции и компенсации нарушений.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование у  обучащихся теоретических знаний по анатомии и физиологии органов слуха, зрения и речи;
1.4
ознакомление обучащихся  с методами исследования слуха, зрения и  речи в детском возрасте;
1.5
ознакомление  с  системой  профилактических  мероприятий  по  борьбе  с глухотой и расстройствами речи, а также с профилактикой близорукости и дальнозоркости у детей
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения предмета «Биология» на предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Возрастная психология
2.2.2
История
2.2.3
Логопедические технологии
2.2.4
Логопедия (Дизартрия)
2.2.5
Логопедия (Нарушения голоса)
2.2.6
Логопсихология
2.2.7
Методы психолого-педагогического исследования (с практикумом)
2.2.8
Невропатология
2.2.9
Общая психология
2.2.10
Основы языкознания
2.2.11
Специальная психология
2.2.12
Теории обучения и воспитания
2.2.13
Техника речи
2.2.14
Формы логопедической работы
2.2.15
Клиника интеллектуальных нарушений
2.2.16
Концепции современного естествознания
2.2.17
Курсовая работа по модулю 6
2.2.18
Логопедическая ритмика
2.2.19
Логопедия (Ринолалия)
2.2.20
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.2.21
Оногенез речевой деятельности
2.2.22
Основы генетики
2.2.23
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.2.24
Психопатология
2.2.25
Курсовая работа по модулю 7
2.2.26
Логопедия (Алалия)
2.2.27
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.2.28
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
2.2.29
Политология
2.2.30
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.2.31
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.32
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.33
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.34
Психолингвистика
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.2.35
Речевые игры
2.2.36
Социология
2.2.37
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.38
Философия
2.2.39
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.40
Онтогенез речевой деятельности
2.2.41
Производственная преддипломная практика
2.2.42
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.43
Логопсихология
2.2.44
Основы языкознания
2.2.45
Онтогенез речевой деятельности
2.2.46
Основы генетики
2.2.47
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.48
Речевые игры
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1: способен использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве
 
Знать:
 
Основные  естественнонаучные   понятия и законы,  необходимые  для ориентирования в современном информационном пространстве
 
Ззнает источники информации с заданными характеристиками:  электронные ресурсы, каталоги, библиотеки, поисковые системы Интернета 
 
Основные средства   поиска и отбора естественнонаучных , необходимых  для ориентирования в современном информационном пространстве.
 
 
Уметь:
 
Находить, выделять и характеризовать основные этапы развития естественнонаучных  знаний.  
 
Устанавливать междисциплинарные  связи  для ориентирования в современном информационном пространств
 
Делать выводы о естественнонаучных объектах, процессах и явлениях на основе сравнительного анализа информации  
 
 
Владеть:
 
основными методами естественнонаучного познания для решения задач профессиональной деятельности в современном информационном пространстве;
 
Навыками представления  естественнонаучной  информации,  необходимой  для ориентирования в современном информационном пространстве
 
  Современными информационными технологиями,  естественнонаучными знаниями  для ориентирования в современном информационном пространстве
 
 
 
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
 
Знать:
 
Основы  возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
Закономерности  возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
Методологию  возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Уметь:
 
Описывать  возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
Оценивать закономерности  возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
Выделять различные основания для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Владеть:
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Навыками анализа  возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
Навыками выделения критериев для оценки закономерностей  возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
Навыками применения различных оснований для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
 
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
 
Знать:
 
нормативы сенсорного развития, речевого развтия
 
клинико-психолого-педагогические классификации сенсорных нарушений, речевого развития
 
методы обследования речи детей с сенсорными нарушениями и нарушениями  речи
 
 
Уметь:
 
проводить психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями органов слуха, речи и зрения
 
анализировать результаты комплексного медико-психолого-педагогического обследования детей с нарушениями органов слуха, речи и зрения на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
 
проводить диагностику речевого, сенсорного развития и познавательной сферы детей с нарушениями слуха, речи и зрения
 
 
Владеть:
 
приемами адаптации диагностических методик с учетом структуры нарушений у детей с нарушениями органов слуха, речи и зрения
 
педагогическими методами и приемами диагностики психического развития у детей с нарушениями органов слуха, речи и зрения
 
методами клинико-психолого-педагогических диагностики  нарушений органов слуха, речи и зрения
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
анатомо-физиологическую номенклатуру по дисциплине;
3.1.2
общие закономерности строения и функционирования слуховой, зрительной и речевой систем;
3.1.3
современные  методы исследования слуха, зрения и речевой функции;
3.1.4
основные морфо - функциональные нарушения, лежащие в основе развития патологии органов слуха, речи и зрения, причины этих нарушений,  принципы и методы их профилактики, коррекции и компенсации;
3.1.5
основы диагностики нарушений слуха, зрения и речевой функции;
3.1.6
правила безопасности жизнедеятельности для детей с нарушениями слуха, речи и зрения.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
пользоваться анатомическими муляжами и таблицами для определения различных структур слуховой, зрительной и речевой систем;
3.2.2
исследовать самыми простыми способами слух, речь и зрение ребенка;
3.2.3
предположительно диагностировать имеющуюся патологию для дополнительного обследования ребенка;
3.2.4
оказывать первую доврачебную  помощь при острой патологии органов речи, слуха и зрения.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методами исследования слуха с помощью шепотной, разговорной речи и камертонами;
3.3.2
методами исследования зрения с помощью специальных таблиц;
3.3.3
навыками выполнения некоторых простейших лечебных процедур, используемых в отоларингологии и офтальмологии.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Органы чувств - анализаторы

 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
1.1
Современные представления о сенсорных системах /Лек/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-3 ОК-1
1
0
 
1.2
Принципы обработки сенсорной информации  /Ср/
Л1.1Л2.1

6
ОПК-3 ОК-1
1
0
 
 
Раздел 2. Анатомия, физиология и  патология органов слуха 

 
2.1
Строение слуховой системы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

1
ОПК-3
1
0
 
2.2
Анатомия слухового анализатора. Звукопроводящий аппарат  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3
1
0
 
2.3
Анатомия слухового анализатора.

Звуковоспринимающий аппарат. Проводниковый и центральный отделы слухового анализатора

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3
1
0
 
2.4
Физиологические механизмы слуха /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

1
ОПК-3 ОК-1
1
0
 
2.5
Физиология слухового анализатора  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3 ОК-1
1
0
 
2.6
Методы исследования слуха /Ср/
Л1.1Л2.2

1
ОПК-3 ПК-5
1
0
 
2.7
Методы исследования слуховой функции /Ср/
Л1.1Л2.2

2
ОПК-3 ПК-5
1
0
 
2.8
Патология слуховой системы /Лек/
Л1.1Л2.2

2
ОПК-3 ПК-5
1
0
 
2.9
Патология слухового анализатора /Ср/
Л1.1Л2.2

2
ОПК-3 ПК-5
1
0
 
2.10
Стойкие нарушения слуха /Ср/
Л1.1Л2.2

2
ОПК-3 ПК-5
1
0
 
2.11
Стойкие нарушения слуховой функции у детей /Пр/
Л1.1Л2.2

2
ОПК-3 ПК-5
1
0
 
2.12
Развитие слухового восприятия в педагогическом процессе /Ср/
Л1.1Л2.2

1
ОПК-3
1
0
 
2.13
Проявления нарушения слуха, зрения, чувствительности тела, вкуса  /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

1
ОПК-3 ПК-5
1
0
 
2.14
Основные показатели патологических процессов в соматовисцеральной системе /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

1
ОПК-3 ПК-5
1
0
 
 
Раздел 3. Анатомия, физиологи и

патология речи

 
3.1
Строение речевой системы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

3
ОПК-3
1
0
 
3.2
Анатомия и физиология гортани /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3
1
0
 
3.3
Анатомия, физиология и патология носа /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

3
ОПК-3
1
0
 
3.4
Анатомия, физиология и патология глотки /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ОПК-3
1
0
 
3.5
Физиологические механизмы речи /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3 ОК-1
1
0
 
3.6
Развитие речи у детей /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3
1
0
 
3.7
Патология органов речи /Ср/
Л1.1Л2.2

2
ОПК-3 ПК-5
1
0
 
3.8
Заболевания гортани /Ср/
Л1.1Л2.2

2
ОПК-3
1
0
 
3.9
Анатомия, физиология и патология ротовой полости /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3
1
0
 
3.10
Стойкие нарушения речи и их коррекция /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3
1
0
 
3.11
Закономерности и особенности развития органа слуха в пренатальном и постнатальном онтогенезе /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2

2
ОПК-3
1
0
 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.12
Основные показатели слуха /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2

2
ОПК-3 ПК-5
1
0
 
3.13
Развитие слуховых функций в онтогенезе /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2

2
ОПК-3
1
0
 
3.14
Методы исследования слуха в детском возрасте, их достоинства и недостатки /Ср/
Л1.1Л2.2

2
ОПК-3 ПК-5
1
0
 
3.15
Заболевания уха, приводящие к кондуктивной и сенсоневральной тугоухости /Ср/
Л1.1Л2.2

2
ОПК-3
1
0
 
3.16
Классификация стойких нарушений слуха  /Ср/
Л1.1Л2.2

2
ОПК-3 ПК-5
1
0
 
3.17
Способы протезирования слуха в настоящее время и их краткая характеристика /Ср/
Л1.1Л2.2

2
ОПК-3 ПК-5
1
0
 
3.18
Система образования глухих и методология их обучения  /Ср/
Л1.1Л2.2

2
ОПК-3
1
0
 
 
Раздел 4. Анатомия, физиология и

патология органов зрения

 
4.1
Строение зрительной системы /Ср/
Л1.1Л2.2

3
ОПК-3
1
0
 
4.2
Анатомия и физиология зрительного анализатора /Ср/
Л1.1Л2.2

4
ОПК-3
1
0
 
4.3
Физиологические механизмы зрения /Ср/
Л1.1Л2.2

2
ОПК-3 ОК-1
1
0
 
4.4
Зрительные функции. Методы их исследования.

/Ср/

Л1.1Л2.2

2
ОПК-3 ПК-5
1
0
 
4.5
Патология зрительной системы /Ср/
Л1.1Л2.2

2
ОПК-3 ПК-5
1
0
 
4.6
Основные симптомы нарушения зрения и их причины /Пр/
Л1.1Л2.2

2
ОПК-3 ПК-5
1
0
 
4.7
Психолого-педагогическая система помощи  при нарушениях зрения /Ср/
Л1.1Л2.2

2
ОПК-3
1
0
 
4.8
Строение слоев сетчатки и их взаимосвязи /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

2
ОПК-3
1
0
 
4.9
Основные показатели зрения и связь их с процессами происходящими в различных структурах мозга (оптических и рецепторных  /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

3
ОПК-3
1
0
 
4.10
Нейрональные механизмы зрения, обеспечиваемые сетчаткой и различными отделами коры головного мозга /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

2
ОПК-3
1
0
 
4.11
Особенности формирования зрительных функций в онтогенезе /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

3
ОПК-3
1
0
 
4.12
Классификации оптических, сенсорных и двигательных нарушений зрения /Ср/
Л1.1Л2.2

2
ОПК-3
1
0
 
4.13
Основные симптомы нарушения зрения при различной локализации патологического процесса и их причины /Ср/
Л1.1Л2.2

3
ОПК-3
1
0
 
4.14
Обучение, воспитание и коррекция детей с нарушением зрения /Ср/
Л1.1Л2.2

2
ОПК-3
1
0
 
4.15
/Зачёт/
Л1.1Л2.2

4
ОПК-3 ПК-5 ОК-1
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1.Общие положения учения И.П. Павлова об анализаторах. Функциональная роль различных отделов сенсорных систем.

 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.Общие представления о рецепции. Показатели функций рецепторов.

3.Принципы обработки сенсорной информации.

4.Наружное ухо. Наружный слуховой проход. Барабанная перепонка.

5.Среднее ухо: строение и функции.

6.Периферический отдел слухового анализатора: внутреннее ухо. Строение и функции.

7.Проводниковый и корковый отдел слухового анализатора.

8.Звук, его виды и свойства. Сила. Высота. Тембр. Громкость.

9.Распространение звука в среде.

10.Характеристика звуков речи.

11.Звукопроведение, его виды.

12.Звуковосприятие.

13.Чувствительность органа слуха. Порог слышимости. Порог болевого ощущения. Дифференциальный порог

14.Слуховая адаптация. Слуховое утомление. Звуковая травма.

15.Методы исследования слуха. Исследование слуха речью. Исследование слуха камертонами. Аудиометрия. Исследование слуха у детей.

16.Заболевания наружного уха и барабанной перепонки.

17.Заболевания среднего уха.

18.Заболевания внутреннего уха.

19.Заболевания слухового нерва, проводящих путей и слуховых центров.

20.Причины стойких нарушений слуха у детей.

21.Глухие дети без речи (глухонемые).

22.Глухие дети, сохранившие речь (позднооглохшие).

23.Слабослышащие (тугоухие) дети.

24.Профилактические и лечебные мероприятия при нарушениях слуха у детей.

25.Методы компенсации нарушенной слуховой функции: индивидуальные слуховые аппараты, звукоусиливающая аппаратура индивидуального и коллективного пользования.

26.Анатомия органов речи: наружный нос, носовая полость, придаточные пазухи носа.

27.Анатомия органов речи: рот, губы, щеки, зубы, твердое и мягкое небо.

28.Язык. Мышцы языка.

29.Анатомия органов речи: глотка.

30.Мышцы и хрящи гортани.

31.Дыхание, его виды. Жизненная емкость легких.

32.Механизм голосообразования. Шепот. Фальцет. Атака звука.

33.Сила, высота и тембр голоса.

34.Режимы работы гортани. Мутация голоса.

35.Заболевания наружного носа и носовой полости.

36.Острый насморк. Хронический насморк.

37.Гнусавость, ее виды.

38.Дефекты губ, неба и языка.

39.Дефекты челюстей и зубов.

40.Заболевания глотки: ангина, хронический тонзиллит.

41.Заболевания глотки: гипертрофия носоглоточной миндалины, гипертрофия небных миндалин, паралич мягкого неба.

42.Заболевания гортани: острый и хронический ларингит, ложный круп, узелки голосовых складок.

43.Профилактика нарушений голоса и речи у детей.

44.Строение глазного яблока.

45.Периферический (сетчатка), проводниковый и корковый отделы зрительного анализатора. Бинокулярное зрение.

46.Центральное зрение. Острота зрения. Методы исследования остроты зрения.

47.Цветоощущение. Фотохимические свойства пигментов глаза. Нарушения цветового зрения.

48.Светоощущение. Адаптация глаз к свету.

49.Виды рефракции. Аномалии рефракции. Аккомодация.

50.Правила ношения очков.

51.Слепые и слабовидящие.

52.Заболевания, приводящие к нарушению зрения.

53.Профилактика нарушений зрения у детей.

54.Связь лечебной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с нарушениями зрения.

55.Голос, речь и слух как единая функциональная система. 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов с презентацией:

1.Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи.

2.Фило- и онтогенез органа слуха человека.

3.Стойкие нарушения слуха у детей (терминология и принципы классификации).

4.Наследственные и врожденные нарушения слуха.

5.Приобретенные нарушения слуха (позднооглохшие дети), причины, лечение и профилактика, методы компенсации.

6.Тугоухость (причины, медико-педагогическая  классификация, методы компенсации).

7.Кондуктивная тугоухость (причины, методы диагностики, лечение и профилактика, методы компенсации).

 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
8.Нейросенсорная тугоухость (причины, методы диагностики, лечение и профилактика, методы компенсации).

9.Глухонемота (причины, профилактика, методы компенсации).

10.Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушениях слуха у детей.

11.Методы компенсации нарушенной функции слухового анализатора.

12.Анатомо-физиологические особенности органа слуха у детей. Особенности исследования ЛОР-органов у маленьких детей.

13.Строение речевой системы (периферический, проводниковый и центральные отделы).

14.Формирование ротовой полости в онтогенезе.

15.Строение речевой системы (общий обзор).

16.Физиологические механизмы речи.

17.Онтогенетические пороки развития ротовой полости, ведущие к дефектам речи.

18.Заболевания органов ротовой полости, ведущие к нарушению звукопроизношения.

19.Заболевания носа и носовой полости, ведущие к нарушению фонации и артикуляции.

20.Основные этапы развития произносительной речи у детей.

21.Гортань как орган фонации.

22.Певческие голоса.

23.Нарушение голоса у детей.

24.Заболевание гортани, ведущие к нарушению голосообразования.

25.Лимфаденоидное глоточное кольцо в норме и патологии.

26.Филогенез и онтогенез органа зрения человека.

27.Основные зрительные функции.

28.Оптическая система глаза.

29.Врожденная патология органа зрения.

30.Профилактика слабовидения у детей.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Содержание фонда оценочных средств представлено в приложении РПД "Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения"
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Кокаева И.Ю.
Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения : учебное пособие для бакалавров, направления подготовки 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия» / И. Ю. Кокаева. — Владикавказ : Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2014. — 138 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/64543.html
Владикавказ: Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2014
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Ковалева, А. В. 
Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем : учебник для академического бакалавриата / А. В. Ковалева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 183 с. — (Бакалавр. Академический курс. Модуль). — ISBN 978-5-534-01206-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437192 
Москва : Издательство Юрай, 2019
 
Л2.2
Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: учебно-методическое пособие / составители И. А. Попова. — Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 63 c. — ISBN 978-5-4497-0087-2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/86189.html 
Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Дефектолог :Сайт для родителей, желающих узнать больше о развитии своего ребенка. – URL:http://defectolog.ru/
 
Э2
Логобург. Клуб логопедов: сайт для логопедов. – URL:http://logoburg.com/.
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.4
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-201 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-223 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций,  учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-105 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
      Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

      В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

      В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

      В ходе   семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами,    рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов семинара, практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

     Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучащихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

 
стр. 11
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

     Рекомендации по подготовке к зачету

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет

При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

     Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

     Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.