2022-2023_z44_03_05 РЯиЛ 2034 гр__plx_Интерактивные технологии в обучении русскому языку и литературе_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Интерактивные технологии в обучении русскому языку и литературе
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
 
зачет 2
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Потанина Александра Викторовна _________________
 
 
Интерактивные технологии в обучении русскому языку и литературе
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся знаний и умений, касающихся применения интерактивных методик и технологий и  выработка навыков разработки практических заданий по русскому языку и литературе с использованием интерактивных методик и технологий.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
научить применять современные методы и технологии обучения и диагностики в рамках предмета "Русский язык" и "Литература";
1.4
сформировать представление о специфике содержания и структуры интерактивных технологий обучения русскому языку и литературе;
1.5
ознакомить обучающихся с различными методами интерактивных технологий;
1.6
научить взаимодействовать с участниками образовательного процесса посредством интерактивных технологий.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов на предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Дидактические и методические аспекты проектирования урока русского языка и литературы
2.2.2
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.2.3
Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы
2.2.4
Литературоведческий анализ текста
2.2.5
Производственная педагогическая практика
2.2.6
Филологический анализ текста
2.2.7
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.8
Возвращенная литература
2.2.9
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по русскому языку и литературе
2.2.10
Документационное обеспечение образовательного процесса учителя русского языка и литературы
2.2.11
Коммуникативный практикум на уроках русского языка
2.2.12
Контроль и оценка образовательных результатов по предметам "Русский язык" и "Литература"
2.2.13
Курсовая работа по литературе
2.2.14
Курсовая работа по русскому языку
2.2.15
Литература русского зарубежья
2.2.16
Литературное краеведение
2.2.17
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
2.2.18
Организация внеурочной деятельности по литературе
2.2.19
Организация внеурочной деятельности по русскому языку
2.2.20
Проблемы изучения русского языка как иностранного
2.2.21
Проблемы изучения русского языка как неродного
2.2.22
Современная русская литература
2.2.23
Творчество писателей Закамского региона
2.2.24
Функциональная грамматика русского языка
2.2.25
Литературная критика
2.2.26
Методика выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе
2.2.27
Современный литературный процесс
2.2.28
Производственная преддипломная практика
2.2.29
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.30
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.31
Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы
2.2.32
Филологический анализ текста
2.2.33
Документационное обеспечение образовательного процесса учителя русского языка и литературы
2.2.34
Контроль и оценка образовательных результатов по предметам "Русский язык" и "Литература"
 
стр. 4
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
2.2.35
Литература русского зарубежья
2.2.36
Литературное краеведение
2.2.37
Организация внеурочной деятельности по литературе
2.2.38
Проблемы изучения русского языка как неродного
2.2.39
Современная русская литература
2.2.40
Функциональная грамматика русского языка
2.2.41
Методика выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе
2.2.42
Производственная преддипломная практика
2.2.43
Современный литературный процесс
2.2.44
Дидактические и методические аспекты проектирования урока русского языка и литературы
2.2.45
Литературоведческий анализ текста
2.2.46
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.47
Возвращенная литература
2.2.48
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по русскому языку и литературе
2.2.49
Коммуникативный практикум на уроках русского языка
2.2.50
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
2.2.51
Организация внеурочной деятельности по русскому языку
2.2.52
Проблемы изучения русского языка как иностранного
2.2.53
Творчество писателей Закамского региона
2.2.54
Литературная критика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
УК-4.6: Осуществляет поиск необходимой информации для решения стандартных коммуникативных задач с применением ИКТ-технологий
 
 
ПК-2: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов 
 
ПК-2.1: Демонстрирует знания содержания предметной области "Литература"
 
ПК-2.2: Умеет осуществлять отбор содержания обучения для реализации предмета  "Литература"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования
 
 
ПК-1: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов
 
ПК-1.1: Демонстрирует знания содержания предметной области "Русский  язык"
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор содержания обучения для реализации предмета " Русский  язык"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
ИКТ-технологии, необходимые для решения профессиональных задач на уроках русского языка и литературы
3.1.2
содержание предметов «Русский язык» и «Литература»
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять отбор содержания обучения для реализации предметов "Русский язык" и "Литература"
3.2.2
осуществлять  обучение русскому языку и литературе субъектов образовательного процесса с применением интерактивных технологий  
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками отбора содержания обучения для реализации предметов "Русский язык" и "Литература"
3.3.2
навыками проектирования и организации уроков по предметам «Русский язык» и «Литература » c использованием интерактивных технологий  в  общеобразовательной организации
3.3.3
навыками применения ИКТ-технологии с целью решения профессиональных задач на уроках русского языка и литературы
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 5
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. ФГОС и современные образовательные технологии

 
1.1
Теоретико-методологическая основа ФГОС: системно-деятельностный и культурно-исторический подходы.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.6 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
1.2
Универсальные учебные виды деятельности личностного характера в образовательном процессе. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.6 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
1.3
Универсальные учебные виды деятельности  познавательного характера в образовательном процессе. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.6 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
1.4
Универсальные учебные виды деятельности регулятивного характера в образовательном процессе. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.6 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
1.5
Универсальные учебные виды деятельности коммуникативного характера в образовательном процессе. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.6 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
1.6
Технологии реализации программы формирования универсальных учебных действий обучающихся. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.6 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
 
Раздел 2. Интерактивные технологии: преимущества и возможные проблемы

 
2.1
Активизация обучения как педагогическая проблема. Активное, пассивное, интерактивное  обучение. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.6 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
2.2
Особенности интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.6 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
стр. 6
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
2.3
Условия эффективного применения интерактивных технологий.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.6 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
2.4
Развивающие эффекты интерактивных технологий в обучении /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-4.6 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
 
Раздел 3. Формы и методы интерактивного обучения

 
3.1
Формы и методы интерактивного обучения: эвристическая беседа, дискуссии, «мозговая атака», метод «круглого стола», деловая беседа,  ролевые игры,  кейс-метод /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-4.6 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
3.2
Тренинг как форма социально-психологической работы и групповая форма организации  обучения. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-4.6 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
3.3
Структура учебного занятия с применением интерактивных методов, особенности его подготовки /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-4.6 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
 
Раздел 4. Оценивание на интерактивных уроках по русскому языку и литературе

 
4.1
Современные методы и формы оценивания /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.6 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
4.2
Особенности оценивания на интерактивных уроках по русскому языку и литературе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.6 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
 
Раздел 5. Использование интерактивного оборудования в учебном процессе

 
5.1
Интерактивная доска: типы, функциональные возможности, программное обеспечение и основные принципы работы с ним /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.6 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
стр. 7
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
5.2
Варианты использования интерактивной доски на уроках русского языка и литературы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.6 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
5.3
Методические основы подготовки наглядных и дидактических материалов к урокам русского языка и литературы с использованием интерактивной доски /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-4.6 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
5.4
Разработка дидактических материалов к урокам русского языка и литературы с использованием интерактивной доски /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.6 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
 
Раздел 6. Создание интерактивных дидактических материалов по русскому языку и литературе средствами ИКТ

 
6.1
Методические основы подготовки наглядных и дидактических материалов по русскому языку и литературе средствами ИКТ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.6 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
6.2
Создание интерактивных дидактических материалов по русскому языку и литературе(анкет в Anketer.ru, опросов в google.ru, тестов, кроссвордов в Hot Potatoes) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-4.6 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
6.3
Особенности дидактических материалов по русскому языку и литературе,созданных посредством ИКТ. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-4.6 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
 
Раздел 7. Разработка уроков русского языка и литературы с использованием интерактивных форм обучения

 
7.1
Проектирование уроков русского языка и литературы с использованием интерактивных форм обучения. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.6 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
7.2
Подготовка материалов и ресурсов к урокам русского языка и литературы. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-4.6 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
стр. 8
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
7.3
Анализ уроков русского языка и литературы, построенных с использованием ИКТ. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-4.6 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
7.4
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-4.6 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету

1.Что такое интерактивные технологии обучения?

2.Принципы, формы и методы интерактивного обучения.

3.Условия эффективного применения интерактивных технологий.

4.Развивающие эффекты интерактивных технологий в обучении.

5.Новые возможности применения интерактивных технологий в образовании.

6.Структура учебного занятия с применением интерактивных методов, особенности его подготовки

7.Оценивание на интерактивных занятиях.

8.Типы и функциональные возможности интерактивных досок.

9.Основные достоинства и недостатки использования интерактивной доски в учебном процессе.

10.Варианты использования интерактивной доски на уроке.

11.ФГОС и современные образовательные технологии.

12.Интерактивные технологии: выигрыш и возможные проблемы.

13.Формы и методы интерактивного обучения

14.Оценивание на интерактивных занятиях.

15.Использование интерактивного оборудования в учебном процессе.

16.Создание интерактивных дидактических материалов.

17.Разработка урока с использованием интерактивных форм обучения.

18.ФГОС и современные образовательные технологии.

19.Интерактивные технологии: выигрыш и возможные проблемы.

20.Формы и методы интерактивного обучения.

21.Оценивание на интерактивных занятиях.

22.Использование интерактивного оборудования в учебном процессе.

23.Создание интерактивных дидактических материалов.

24.Разработка урока с использованием интерактивных форм обучения.

25.Варианты использования интерактивной доски на уроке.

26.Структура учебного занятия с применением интерактивных методов, особенности его подготовки.

27.Оценивание на интерактивных занятиях.

28.Типы и функциональные возможности интерактивных досок.

29.Основные достоинства и недостатки использования интерактивной доски в учебном процессе.

30. Методы интерактивного обучения: Разрешение проблем.

Задания к зачету

1.Спроектировать конспект урока русского языка с использованием эвристической беседы.

2.Спроектировать конспект урока литературы с использованием дискуссии.

3.Спроектировать конспект урока русского языка с использованием ролевой игры.

4.Спроектировать конспект урока литературы с использованием метода «круглого стола».

5.Спроектировать конспект урока русского языка с использованием кейс-метода.

 
5.2. Темы письменных работ
Не предусмотрено.
 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД 
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
стр. 9
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Плаксина, И. В.  
Интерактивные образовательные технологии : учебное пособие для вузов / И. В. Плаксина. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 151 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07623-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451736 : : учебное пособие для вузов / И. В. Плаксина. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 151 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07623-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451736 
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
Л1.2
Ашанина, Е. Н.[и др.] ; под редакцией Ашаниной, Е. Н.,Васиной,  О. В. , Ежова, С. П. 
Современные образовательные технологии : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Н. Ашанина [и др.] ; под редакцией Е. Н. Ашаниной, О. В. Васиной, С. П. Ежова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 165 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06194-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/411275
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Алексеева, М. А. 
Методика преподавания литературы: Практикум : учебное пособие для вузов / М. А. Алексеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 98 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06832-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/418118
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
Л2.2
Ядровская, Е.Р. 
Методика преподавания литературы: уроки в основной школе : учебное пособие для вузов / Е. Р. Ядровская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 236 с. – (Образовательный процесс). – ISBN 978-5-534-06184-0. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://biblio-online.ru/bcode/411263  
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
Л2.3
Гац, И. Ю. 
Методика преподавания русского языка в задачах и упражнениях : 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 260 с. – (Образовательный процесс). – ISBN 978-5-534-09310-0. –Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. –URL: https://biblio-online.ru/bcode/427612 
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
под ред. Хакимова, Н.Г.
Методические рекомендации по подготовке занятий в интерактивной форме: :методические рекомендации по подготовке занятий в интерактивной форме [Электронный ресурс] / под ред. Н.Г. Хакимова .— Н.Челны : НГПУ, 2015 .— 55 с. — Электронная версия печатной публикации. URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ./0009-Интерактив сост. Н.Г. Хакимова.pdf
Н.Челны : НГПУ, 2015
 
Л3.2
сост. Потанина, А.В.
Интерактивные технологии в обучении русской литературе: :методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (с одним профилем подготовки), профиль «Русский язык», 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Русский язык и Литература» [Электронный ресурс] / авт.-сост. А. В. Потанина .— Набережные Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2016 .— 80 с. — Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ/Интерактивные технологии в обучении русской литературе_Потанина.pdf> 
Набережные Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2016
 
стр. 10
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.3
авт.-сост.Потанина,  А. В. 
Интерактивные технологии в обучении русскому языку: :методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (с одним профилем подготовки), профиль «Русский язык», 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Русский язык и Литература» [Электронный ресурс] / авт.-сост. А. В. Потанина .— Набережные Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2016 .— 80 с. — Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ/Интерактивные технологии в обучении русскому языку_Потанина.pdf>
Набережные Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».–   Режим доступа: http://festival.1september.ru/mathematics/ 
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. –  Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ). – Режим доступа: https://нэб.рф
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э5
Филологический портал – Режим доступа:  http://philology.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-101 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28) Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-124 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                                                 Методические указания к лекциям.

 
стр. 11
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателем. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

                                                               Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучение студентов анализу источников и формирование навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практические занятия проводятся по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Они могут быть построены как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут сделаны самостоятельно; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то в них нужно ориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время понятными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют друг друга, не повторяя уже сказанного. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулировкой наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

                                                            Методические указания к самостоятельной работе.

 
стр. 12
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

                                                                  Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, проверки результатов учебных и производственных практик, а также в целом сформированности компетенций.

При подготовке к зачету обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачету обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.

Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

Во время зачета обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения преподавателя справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

                                                   Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных 

 
стр. 13
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.