2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Компетентностный подход в обучении русскому языку_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Компетентностный подход в обучении русскому языку
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
зачет 8
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
12
аудиторные занятия
24
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
1 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
36
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
13 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
24
24
24
24
Кoнтактная рабoта
24
24
24
24
Сам. работа
12
12
12
12
Итого
36
36
36
36
 
 
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Потанина Александра Викторовна _________________
 
 
Компетентностный подход в обучении русскому языку
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины "Компетентностный подход в обучении русскому языку" заключается в теоретической и практической профессиональной подготовке обучающихся к использованию компетентностного подхода в преподавании предмета «Русский язык» в общеобразовательных организациях.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучить сущность и специфику компетентностного подхода в образовании;
1.4
познакомить обучающихся с основными направлениями реализации компетентностного подхода; рассмотреть содержание и структуру понятий «компетенция» и «компетентность»,
1.5
познакомить с технологиями и инструментарием формирования и оценивания компетенций обучающихся.
1.6
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Курсовая работа по методикам обучения предметам
2.1.2
Методика обучения русскому языку
2.1.3
Организация культурно-просветительской деятельности
2.1.4
Теория литературы
2.1.5
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.6
Психолого-педагогический практикум
2.1.7
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.8
История русского литературного языка
2.1.9
Практикум по орфографии и пунктуации
2.1.10
Стилистика
2.1.11
Активные процессы в современном русском языке
2.1.12
Русская диалектология
2.1.13
Социальная психология
2.1.14
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.15
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
2.1.16
Общая психология
2.1.17
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.18
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2.1.19
Старославянский язык
2.1.20
Фольклор
2.1.21
Типология текстов
2.1.22
Основные аспекты обучения  связной письменной речи
2.1.23
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.24
Функционально-содержательные типы диалогов
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
2.2.2
Курсовая работа по литературе
2.2.3
Литературоведческий анализ художественного текста
2.2.4
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода: дидактические и методические аспекты
2.2.5
Современная зарубежная литература
2.2.6
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
2.2.7
Теория и практика русской орфографии
2.2.8
Филологический анализ текста
2.2.9
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.10
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
2.2.11
Проблемы изучения русского языка как иностранного
2.2.12
Производственная преддипломная практика
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.2.13
Современная русская литература
2.2.14
Лингвистический анализ художественного текста
2.2.15
Литература русского зарубежья
2.2.16
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.2.17
Основы этимологического анализа
2.2.18
Функциональная грамматика русского языка
2.2.19
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.20
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.21
Педагогическая риторика
2.2.22
Русский язык в условиях билингвизма
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3:      готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса 
 
Знать:
 
основы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
Уметь:
 
определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса  по заданным параметрам 
 
проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
Владеть:
 
навыками психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик и параметров образовательной среды
 
навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе мониторинга показателей образовательной среды
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса, критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса,основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
3.1.2
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык);
3.1.3
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык);
3.1.4
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык).
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения учебно-воспитательного процесса,оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса  по заданным параметрам,проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
3.2.2
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык);
3.2.3
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык);
3.2.4
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык).
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
3.3.2
навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик и параметров образовательной среды;
3.3.3
навыками психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
3.3.4
навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик и параметров образовательной среды;
3.3.5
навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе мониторинга показателей образовательной среды;
3.3.6
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык);
3.3.7
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык),
3.3.8
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык).
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Компетентностный подход в школе: идеи и концепции. 

 
стр. 6
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
1.1
Сущность компетентностного подхода. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект). Компетентностный подход как направление модернизации российского образования. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ПК-4
8
0
 
1.2
Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. Понятие компетенций. Дидактические принципы компетентностного образования. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ПК-4
8
0
 
1.3
Этапы становления компетентностного подхода в образовании. Базовые элементы образовательного процесса в компетентностном подходе.  Компетентностный подход как ресурс модернизации образования. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ПК-4
8
0
 
1.4
Контексты компетентностного подхода: Болонское соглашение,  запросы рынка труда, результаты международного исследования качества образования, основные направления Российской образовательной политики, введение новых стандартов. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ПК-4
8
0
 
1.5
Содержание ключевых образовательных компетенций. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. Ключевые компетенции и образовательные стандарты /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ПК-4
8
0
 
1.6
Функции компетенций в обучении. Структурные компоненты компетенции. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. Деятельностная форма представления компетенций. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ПК-4
8
0
 
 
Раздел 2. Образовательная деятельность в компетентностном подходе. Образовательные результаты.

 
2.1
Этапы и содержание образовательной деятельности. Типы компетенций и образовательные формы. Специфика образовательных технологий в компетентностном подходе. Идентификация компетентностного подхода в практике образования /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ПК-4
8
0
 
2.2
Анализ и оценка уроков русского языка с использованием технологий компетентностного образования.  Программы сопровождения формирования компетенций. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ПК-4
8
0
 
2.3
Изменение системы оценивания в компетентностном подходе. Модели организации компетентностного образования в образовательных учреждениях. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ПК-4
8
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.4
Проектирование урока русского языка в компетентностном подходе. Постановка и  конкретизация целей и содержания  предмета в логике компетентностного подхода. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ПК-4
8
0
 
2.5
Типология  целей. Ориентация на тип целевой группы. Место курса в образовательной программе. Разработка содержания учебного предмета, логики организации образовательной деятельности.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ПК-4
8
0
 
2.6
Анализ результативности учебного курса. Анализ, оценка и мониторинг образовательных результатов. Методики диагностики результативности. Отрытые формы мониторинга. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ПК-4
8
0
 
2.7
Реализация компетентностного подхода в  школе: методическая готовность преподавателя. Технологические аспекты реализации компетентностного подхода. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ПК-4
8
0
 
2.8
Компетентностный подход в обучении русскому языку. Внедрение в учебную программу предметных и ключевых компетенций на основе деятельностного подхода в обучении. Разработка способов и процедур оценки уровня достижений ключевых и предметных компетенций в образовательном процессе. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ПК-4
8
0
 
2.9
Сущность принципа дополнительности в образовании и его реализация как необходимое условие формирования ключевых компетенций обучающихся. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ПК-4
8
0
 
2.10
Развитие ИКТ- компетенций: знакомство с основами работы в социальных сервисах сети Интернет; знакомство с электронными образовательными ресурсами нового поколения и возможностью их применения на уроках русского языка; приемы подготовки дидактических материалов средствами мультимедиа (подготовка электронных тестов); использование интерактивной доски  на уроках русского языка. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ПК-4
8
0
 
2.11
Цели, функции, проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании вообще и в обучении русскому языку в частности.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ПК-4
8
0
 
2.12
Деятельность учителя русского языка по формированию ключевых компетенций обучающихся. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ПК-4
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету  

1.Сущность компетентностного подхода. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект). Компетентностный подход как направление модернизации российского образования.

2.Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. Понятие компетенций. Дидактические принципы компетентностного образования.

3.Этапы становления компетентностного подхода в образовании. Базовые элементы образовательного процесса в компетентностном подходе.  Компетентностный подход как ресурс модернизации образования.

4.Контексты компетентностного подхода: Болонское соглашение,  запросы рынка труда, результаты международного исследования качества образования, основные направления Российской образовательной политики, введение новых стандартов.

5.Содержание ключевых образовательных компетенций. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. Ключевые компетенции и образовательные стандарты

6.Функции компетенций в обучении. Структурные компоненты компетенции. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. Деятельностная форма представления компетенций.

7.Этапы и содержание образовательной деятельности. Типы компетенций и образовательные формы. Специфика образовательных технологий в компетентностном подходе. Идентификация компетентностного подхода в практике образования

8.Анализ и оценка уроков русского языка с использованием технологий компетентностного образования. Программы сопровождения формирования компетенций.

9.Изменение системы оценивания в компетентностном подходе. Модели организации компетентностного образования в образовательных учреждениях.

10.Проектирование учебного предмета "Русский язык" в компетентностном подходе. Постановка и  конкретизация целей и содержания  предмета в логике компетентностного подхода.

11.Типология  целей. Ориентация на тип целевой группы. Место курса в образовательной программе. Разработка содержания учебного предмета, логики организации образовательной деятельности.

12.Анализ результативности учебного курса. Анализ, оценка и мониторинг образовательных результатов. Методики диагностики результативности. Отрытые формы мониторинга.

13.Реализация компетентностного подхода на уроке русского языка: методическая готовность преподавателя. Технологические аспекты реализации компетентностного подхода.

14.Компетентностный подход в обучении русскому языку. Внедрение в учебную программу предметных и ключевых компетенций на основе деятельностного подхода в обучении. Разработка способов и процедур оценки уровня достижений ключевых и предметных компетенций в образовательном процессе.

15.Развитие ИКТ- компетенций: знакомство с основами работы в социальных сервисах сети Интернет; знакомство с электронными образовательными ресурсами нового поколения и возможностью их применения в образовательном процессе; приемы подготовки дидактических материалов средствами мультимедиа (подготовка электронных тестов); использование интерактивной доски  на уроках русского языка.

16.Цели, функции, проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании вообще и в процессе обучения.

17.Деятельность учителя по формированию ключевых компетенций обучающихся.

18.Сущность принципа дополнительности в образовании и его реализация как необходимое условие формирования ключевых компетенций обучающихся.

Задания к зачету

1. Проанализируйте УМК по русскому языку. Определите, обеспечивает ли данный УМК реализацию компетентностного подхода. Предложите необходимые изменения в структуре и содержании данного УМК с целью его приведения в соответствие с требованиями компетентностного подхода.

2. Проанализируйте рабочую программу по предмету «Русский язык». Прокомментируйте соответствие данной рабочей программы требованиям компетентностного подхода. Предложите необходимые изменения в структуре и содержании данной рабочей программы с целью ее приведения в соответствие с требованиями компетентностного подхода.

3. Проанализируйте конспект урока по русскому языку. Определите, реализуется ли в данном конспекте компетентностный подход. Аргументируйте свой ответ. Предложите необходимые изменения в структуре и содержании данного конспекта.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерная тематика письменных сообщений

1.Содержание ключевых образовательных компетенций. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. Ключевые компетенции и образовательные стандарты

2.Функции компетенций в обучении. Структурные компоненты компетенции. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. Деятельностная форма представления компетенций.

3.Этапы и содержание образовательной деятельности. Типы компетенций и образовательные формы. Специфика образовательных технологий в компетентностном подходе. Идентификация компетентностного подхода в практике образования

4.Анализ и оценка уроков русского языка с использованием технологий компетентностного образования. Программы сопровождения формирования компетенций.

5.Изменение системы оценивания в компетентностном подходе. Модели организации компетентностного образования в образовательных учреждениях.

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
6.Проектирование учебного предмета "Русский язык" в компетентностном подходе. Постановка и  конкретизация целей и содержания  предмета в логике компетентностного подхода.

7.Типология  целей. Ориентация на тип целевой группы. Место курса в образовательной программе. Разработка содержания учебного предмета, логики организации образовательной деятельности.

8.Анализ результативности учебного курса. Анализ, оценка и мониторинг образовательных результатов. Методики диагностики результативности. Отрытые формы мониторинга.

9.Реализация компетентностного подхода на уроке русского языка: методическая готовность преподавателя. Технологические аспекты реализации компетентностного подхода.

10.Компетентностный подход в обучении русскому языку. Внедрение в учебную программу предметных и ключевых компетенций на основе деятельностного подхода в обучении. Разработка способов и процедур оценки уровня достижений ключевых и предметных компетенций в образовательном процессе.

11.Развитие ИКТ-компетенций: знакомство с основами работы в социальных сервисах сети Интернет; знакомство с электронными образовательными ресурсами нового поколения и возможностью их применения в образовательном процессе; приемы подготовки дидактических материалов средствами мультимедиа (подготовка электронных тестов); использование интерактивной доски  на уроках русского языка.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД 
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Коротаева, Е. В. 
Образовательные технологии в педагогическом взаимодействии : :учебное пособие для вузов / Е. В. Коротаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 181 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-10298-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/429700
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Азизова, Н. Р. ,  Савотина, Н. А.,  Бочаров, М. И.,  Зенкина, С. В.
Формирование профессиональной компетентности педагога. Поликультурная и информационная компетентность: :учебное пособие для вузов / Н. Р. Азизова, Н. А. Савотина, М. И. Бочаров, С. В. Зенкина. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 162 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06234-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/411345
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Ашанина, Е. Н.[и др.] ; под редакцией Ашаниной, Е. Н.,Васиной,  О. В. , Ежова, С. П. 
Современные образовательные технологии : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Н. Ашанина [и др.] ; под редакцией Е. Н. Ашаниной, О. В. Васиной, С. П. Ежова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 165 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06194-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/411275
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
Л2.2
Аннушкин, Ю. В. 
Дидактика: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Ю. В. Аннушкин, О. Л. Подлиняев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 165 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06433-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/411741
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
Л2.3
Вербицкий, А. А. 
Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции: : монография / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. — М. : Логос, 2009. — 335 c. — ISBN 978-5-98704-452-0. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/9064.html
М. : Логос, 2009
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 10
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
сост. Потанина, А.В.
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Компетентностный подход в обучении русскому языку» : Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (с одним профилем подготовки), профиль «Русский язык», 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Русский язык и литература» по дисциплине «Компетентностный подход в обучении русскому языку» [Электронный ресурс] / сост. А. В. Потанина .— Н.Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2018 .— 80 с. — Электронная версия печатной публикации .— URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ/Компетентностный подход_Потанина.pdf
Н.Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».–   Режим доступа: http://festival.1september.ru/mathematics/ 
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. –  Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ). – Режим доступа: https://нэб.рф
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э5
Филологический портал – Режим доступа:  http://philology.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-316 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-203 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                                Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателем. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

                                              Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучение студентов анализу источников и формирование навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практические занятия проводятся по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Они могут быть построены как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут сделаны самостоятельно; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то в них нужно ориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время понятными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют друг друга, не повторяя уже сказанного. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулировкой наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

                                        Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

                                                Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, проверки результатов учебных и производственных практик, а также в целом сформированности компетенций.

При подготовке к зачету обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачету обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.

Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

Во время зачета обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения преподавателя справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.